Музыкально - театрализованная деятельность - как средство развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста
Документы для скачивания
Наиболее благоприятен для развития и формирования ребенка как личности, его развития эстетических качеств, творческих способностей и эмоциональности, период дошкольного детства. Чтобы развить в детях эти качества, в своей работе я использую направление: музыкально-театрализованную деятельность.
Старший дошкольный возраст характеризуется ярким проявлением индивидуальности ребенка, его инициативности, попытки собственной интерпретации на основе уже полученного опыта, эмоциональным, осознанным восприятием.
Обобщив опыт работы по самообразованию в 2015-16 уч.г. на тему: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами музыкально - театрализованной деятельности» я продолжила тему развития эмоциональной сферы детей.
Эмоциональная сфера – это совокупность различных форм переживания чувств (эмоции, аффекты, настроения и т.д.) взаимодействия человека с окружающим миром через звуки, зрительное восприятие и тактильные ощущения.
В дошкольном возрасте дети все еще остаются непосредственными, импульсивными и управлять своими переживаниями в полной мере они еще не могут, потому подвержены переменам настроения, способны переживать целую гамму чувств и волнений за необычайно короткий промежуток времени. И нам, педагогам, с этими особенностями необходимо считаться. Таким образом, целенаправленное формирование внутреннего мира ребенка требует от педагога понимания, его возрастных и индивидуальных особенностей, правильной организации педагогического процесса и тщательного подбора средств, для эффективности развития эмоциональной сферы. Нам необходимо научить ребенка выражать свои чувства и эмоциональные переживания.
Музыкальная и театрализованная деятельность являются доступной и интересной для старших дошкольников. Музыка и театр, как два величайших видов искусства, обладают огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка, стимулирует его к восприятию окружающего мира.
Необыкновенно насыщенной и разнообразной театрализованная деятельность воспринимается ребенком, как формой игры. Она наиболее полно охватывает личность ребенка и отвечает специфике развития его психических процессов: легкости воображения, эмоциональной восприимчивости, двигательной активности, образного мышления.
Основу дошкольного образования составляет личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком: принятие и поддержка его индивидуальности интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота об эмоциональном благополучии.
В дошкольном возрасте каждый ребенок обладает громадными потенциальными возможностями, а к 6-7 годам уже ярко проявляется индивидуальность ребенка, его инициативность, попытки собственной интерпретации на основе уже полученного опыта, эмоциональное осознанное восприятие. Но чаще всего ребенок в этом возрасте еще легко возбудим, импульсивен и зачастую, не в состоянии в полной мере сам управлять или справляться со своими переживаниями, эмоциями, и поэтому подвержен переменам настроения в необычайно короткий промежуток времени. С этими особенностями необходимо считаться. Таким образом, целенаправленное формирование внутреннего мира ребенка требует от педагога понимания и учета возрастных и индивидуальных особенностей, правильной организации педагогического процесса и тщательного подбора средств.
Таким средством в моей работе является музыкально- театрализованная деятельность, так как своим содержанием очень близка, интересна и доступна детям старшего дошкольного возраста. Данное развитие с детьми можно проследить в НОДеятельности и в кружковой деятельности (театральный кружок «Изумрудинки»).
Ребятишки с большим удовольствием посещали и посещают кружок, где мы вместе с ними знакомимся с Миром театра в виртуальной жизни. Из чего они узнали, что такое «театр», «кулисы», «антракт», «мир закулисья» и т.д. Дети учились пробовать себя в роли героев в театральных этюдах, пьесах. Вместе с ними мы «путешествовали» выполняя театральные задания, которые им задавал персонаж из музыкального спектакля – Чевостик и дядя Кузя. От занятия к занятию, воспитанники с желанием спешили на очередное путешествие в «Страну Театралию», где они познакомились и подружились со своими сверстниками, где решается множество задач: развитие эмпатии, раскрепощения, снятие зажатости, чувства толерантности по отношению к своему товарищу и т.д.
Музыка и театр являются величайшими видами искусства и обладают огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка, стимулируют его к восприятию окружающего мира, помогают выявить и развить способности ребенка и дают возможность ему реализовать себя.
Музыкально- театрализованная деятельность- это взаимодействие детей друг с другом и с педагогом, в специально созданных условиях, по средствам музыки и театра с целью всестороннего развития ребенка (эмоциональная, эстетическая, нравственная).
Показав в своей работе эффективность музыкально- театрализованной деятельности в развитии творческих способностей детей, в 2016-2017 уч.г. я перешла к новой теме самообразования:
«Музыкально-театрализованная деятельность, как средство развития эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста».
Проблема развития эмоций, их роли, как регуляторов действий и поведения человека, является одной из наиболее важных и сложных проблем психологии и педагогики, поскольку дает представление не только об общих закономерностях развития психики и ее отдельных сторон, но и об особенностях становления и формирования личности.
Современному человеку часто приходится руководствоваться в своих поступках, главным образом не эмоциями, а разумом, но во многих жизненных ситуациях, влияние эмоций на поведение человека весьма велико. Если эмоциональные реакции обеднены, это, как правило, отрицательно сказывается на широте интересов человека, лишает его восприятия большинства прелестей жизни, ощущения радости бытия.
Культура эмоциональной жизни человека - умение словами, красками, движениями выразить себя - мало осознается как специальная задача в современном образовании, в том числе и в дошкольном.
Многие годы дошкольное образование в России было ориентировано на обеспечение познавательного развития детей. Однако предназначение дошкольного возраста заключается не столько в овладении ребенком знаниями, сколько в становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа «Я», эмоциональной сферы, нравственных ценностей и т.д.
Заинтересовавшись этой проблемой, я ознакомилась с работами выдающихся ученых, изучавших проблему эмоционального развития детей: Л.С. Выгодского, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожец и др. Для эффективности работы по теме самообразования я разработала программу диагностики и программу развития эмоций («Арлекино») у детей старшего дошкольного возраста средствами музыкально- театрализованной деятельности.
Музыка и музыкальная деятельность, где чувства и эмоции составляют главное содержание, особенно привлекательны для старших дошкольников. Благодаря музыке, в ребенке пробуждается представления о возвышенном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе.
Театрализованная деятельность воспринимается ребенком, как форма игры (что так же близко детям, так как игра в этом возрасте - ведущий вид деятельности)- необыкновенно насыщенная, разнообразная, что делает ее привлекательной для детей. Она наиболее полно охватывает личность ребенка и отвечает специфике развития его психических процессов: легкости воображения, эмоциональной восприимчивости, двигательной активности, образного мышления.
Все это указывает на широкий, развивающий потенциал музыкально- театрализованной деятельности, с помощью которой маленький человек формируется, как личность, которая в свою очередь способна чувствовать и сострадать.
- Конспект НОД "Моя семья" в старшей группе
- Дополнительная общеразвивающая программа «Футбол для дошколят»
- Консультация для родителей «Роль семьи в речевом и познавательном развитии ребенка раннего возраста»
- Консультация для воспитателей "Современные образовательные технологии в ДОУ"
- Технологическая карта по организации с-р игры