Игры и задания по познавательному развитию дошкольников
Документы для скачивания
Для реализации задач по познавательному развитию дошкольников педагогу необходимо: — с оздать условия, которые побуждали бы детей к самостоятельной познавательной деятельности; — при организации взаимодействия вовлекать ребенка в процесс познавательного поиска; — разнообразить приемы подачи познавательной информации. Самым эффективным средством для решения данных задач являются творческие задания и игры. Именно они помогают дошкольникам раскрепоститься. В этом случае дети не боятся ошибиться, так как нет правильных или неправильных ответов, все ответы и суждения принимаются на равных, не подвергаясь критике. Ребёнок в такой ситуации свободно фантазирует, а процесс познания доставляет ему радость и удовольствие. Рекомендуется использовать словесные творческие игры, эвристические приемы, элементы технологии ТРИЗ, загадки- шутки, логические задачи, игры- ситуации. Например: Игра «Почему это произошло? » Задания: 1. Мальчик пришёл в порванных брюках. Почему это произошло? 2. В доме внезапно погасли все электрические лампы. Почему это произошло? 3. Речка вышла из берегов и затопила окрестные луга. Почему это произошло? Игра «Разрешаем противоречие»: Примеры подобных ситуаций педагог находит как в повседневной жизни, так и в литературных произведениях. 1. В группу принесли новую куклу( мячик, книгу, игру и пр. ) . Как быть? Как посту- пить, чтобы все были довольны? 2. Мышь съела волшебную таблетку и стала невидимой. Как сделать, чтобы кот увидел мышь? 3. «Плачет киска в коридоре У неё большое горе, Злые люди бедной киске Не дают украсть сосиски». Как киске добыть сосиски? Творческие вопросы и задания: — Отгадай слово, которое зашифровано картинками. ( По первому звуку, по последнему звуку) . — Реши кроссворд, ребус. — «Играем в рифму». — «Волшебные превращения»( жар — …ар, точка — …очка) . Во что превратился жар? Во что превратилась точка? — Чем похожи кузнечик и лягушка? Лягушка и трава? Лягушка и петрушка? — Чем отличаются береза и сосна? Волк и воробей? — Определи лишние слова: слон, береза, медведь, лиса, тигр. После подобных заданий следует вопрос педагога: почему ты так думаешь? Докажи! Это побуждает детей к рассуждению, обоснованию своего мнения, формированию логического мышления. Задания познавательного цикла: — Почему бежит ручей? — Какие животные бывают в полоску? — Смог бы слон жить в горах? Почему нет? — Куда плывут облака? — Где быстрее тает снег: в лесу или на полянке? Задания по развитию речи и обучению грамоте: — Замени букву — получишь новые слова: Нина — Зина — Тина — Лина …, булка — балка — белка … — Чем отличается кит от кота? … — Переставь буквы в слове апельсин, чтобы получилось название породы собаки и т. д. — Отыщи спрятанное слово в словах. — Измени слово по ударению( мука – мука) . — Подбери рифму к слову и сочини двустишье с этим словом и т. д. Задания по математике: — Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей. Сколько птиц, ответь скорей … — Обведи одним росчерком, не повторяя ни одной линии. ( Предлагается какая- либо геометрическая фигура или много в одной) . — Какие числа спрятаны в рисунках? — Продолжи ряд по увеличению скорости или наоборот: пешеход, поезд … Задания по рисованию: — Чем может это стать? ( Предлагается любая линия, геометрическая фигура, просто пятно) . — «Волшебные очки» — изобразить рисунок в одной форме, например в форме сердца. Дети рисуют «сердечные» дома, облака, цветы, солнце и др. — «Кто спрятался? » — воспитатель рисует части любого животного, предмета, предлагает подумать( кто( что) это? ) и дорисовать. — «Изобрази в рисунке образ». ( Предлагается образ любого персонажа) . — «Вырази в рисунке свое настроение, настроение мамы, папы … ». Задания по конструированию: — Что из этого можно сделать и каким образом? ( Предлагается бросовый материал: баночки, коробочки, пластиковые бутылки, проволока и др. или природный материал, в том числе овощи: картофелина, баклажан, перец и др. ) Вопросы по формированию здорового образа жизни: — Почему полезно причесываться? — Если ты не вымыл руки, какие неприятности тебя ожидают? — Почему нельзя пользоваться чужой расческой, зубной щеткой? Игры- удивления, в которых нужно не только найти ответ, но и обосновать его: — Для каких животных характерны эти свойства: любопытный, как …; мудрый, как …; сильный, как …; хитрый, как …; верный, как …? — Назови общие признаки яблока и груши, березы и ели, кошки и собаки, птицы и человека. — Чем отличается осень от весны, стул от стола, вилка от ложки, подберезовик от сыроежки? — Что общего между словами: месяц и луна, гроздь и кисть, храбрость и смелость? — Чем похожи: трава и лягушка, лягушка и заяц, парашют и зонтик, перец и горчица, пылесос и швабра? Все перечисленные игры, вопросы и задания помогают развивать познавательные способности и творческий потенциал детей дошкольного возраста.
- Конспект НОД "Моя семья" в старшей группе
- Дополнительная общеразвивающая программа «Футбол для дошколят»
- Консультация для родителей «Роль семьи в речевом и познавательном развитии ребенка раннего возраста»
- Консультация для воспитателей "Современные образовательные технологии в ДОУ"
- Технологическая карта по организации с-р игры