организация третьего физкультурного занятия на прогулке
Консультация для педагогов:
«Организация третьего физкультурного занятия,
проводимого на спортивной площадке детского сада».
Важнейшей задачей приобщения дошкольников к физической культуре является формирование у них правильных двигательных умений и навыков. Правильно выполняемые движения обеспечивают положительное влияние на работу органов и систем, увеличивают физическую нагрузку на организм, создают базу для овладения более сложными физическими упражнениями, приучают к определенному напряжению при выполнении двигательных действий. Овладение новым движением происходит быстрее, если в его составе многие элементы уже знакомы детям, и они многократно закреплены. Поэтому, предложенное ниже планирование физкультурных занятий, проводимых воспитателями на спортивной площадке детского сада, составлено с учетом знакомых детям игровых упражнений, построений и перестроений, подвижных игр и др.
При проведении занятий на открытом воздухе дети получают возможность проявить большую активность, самостоятельность и инициативу в действиях. Многократное повторение упражнений и подвижных игр в условиях большого пространства в теплое и холодное время года способствует более прочному закреплению двигательных навыков и развитию физических качеств (сила, выносливость, гибкость, ловкость…). Проведение физкультурных занятий на открытом воздухе обеспечивает выполнение одной из главных задач физического воспитания – совершенствование функциональных систем (сердечно-сосудистой, дыхательной, ЦНС) и закаливание организма ребенка (укрепление здоровья).
Физкультурное занятие на улице лучше проводить в конце прогулки, т.к. оно проводится без специальной спортивной формы. Важно правильно распределить двигательную деятельность детей. В холодную погоду в начале занятия дается легкий, умеренный бег, который усиливает кровообращение и согревает детей, не вызывающий перегревания и потения детей. Большое внимание в зимнее время следует уделить эстафетам: при проведении эстафет дети оживлены, подбадривают товарищей, находятся в движении, подпрыгивают, хлопают в ладоши; задания в эстафетах знакомы детям (обучаются на занятиях, проводимых в физкультурном зале), выполняют их быстро и не ждут долго своей очереди. Чтобы активизировать малоподвижных, вялых детей, воспитателю необходимо назначать их ведущими в подвижных играх, напоминать, что надо бегать, а не стоять во время игр и выполнения упражнений. Если ребенок пришел после болезни, ему дается меньшая нагрузка (различные виды ходьбы, игры меньшей подвижности …) или он может помогать в раздаче пособий, смотреть за правильностью выполнений упражнений и правил игр, и в конце занятий давать оценку своим одногрупникам (старший возраст).
При проведении физкультурных занятий на улице, педагогам необходимо осуществлять контроль за признаками утомления детей.
Наблюдаемые признаки |
Степень утомления |
|
Небольшая |
Средняя |
|
Окраска кожи лица, шеи |
Небольшое покраснение лица, выражение спокойное |
Значительное покраснение лица, выражение напряженное |
Потливость |
Незначительная |
Значительная (лица) |
Дыхание |
Несколько учащенное, ровное |
Резко учащенное |
Движения |
Бодрые, задания выполняются четко |
Неуверенные, нечеткие, появляются дополнительные. У некоторых детей моторное возбуждение, у других – заторможенность |
Самочувствие |
Хорошее, жалоб нет |
Жалобы на усталость, отказ от выполнения заданий |
Пособия, необходимые для проведения физкультурных занятий на спортивной площадке:
- Мячи
- Ограничители (веревки, скакалки и др.)
- Ленты
- Шишки, желуди, листья
- Обручи
- Маски – шапочки (сюжетные)
- Спортивное оборудование площадки
- Карточки, значки или эмблемы (для проведения эстафет)
- Флажки
Далее проводится примерное физкультурное занятие с педагогами.
Младший возраст – 15 мин.
Место проведения: спортивная площадка, на углах ограничители (кубики, кегли)
Пособия: кубики разных цветов, веревка, шишки по 2 на каждого, зонтик.
I часть: легкий бег – 20-30сек.
энергичная ходьба – 1 круг
легкий бег – 20-30 сек.
ходьба на носочках, руки в стороны, сжимают и разжимают кулачки – 1 круг.
или
Игра «Все к кубику»
На разных сторонах площадки стоят разного цвета кубики. По сигналу педагога «Бежим к красному кубику» дети бегут к кубику и строятся друг за другом. Затем дети расходятся по всей площадке в рассыпную (можно добавить задания для рук). По сигналу «Бежим к синему кубику» дети перебегают в сторону синего кубика и строятся друг за другом.
II часть:
Игровое упражнение «Кто дальше бросит»
Метание шишек, желудей вдаль.
Дети встают около ограничителя (полоска на земле, веревка, скакалка и др.). в руках у каждого шишки или желуди. По команде воспитателя дети метают вдаль шишки, сначала правой, затем левой рукой. Бегут, забирают шишки и возвращаются на свое место. 2 – 3 раза.
Игра «По ровненькой дорожке» (прыжок)
На земле чертится круг (d= 5 м).
III часть:
Игра «Солнышко и дождик»
(в ср.гр. может быть ловишка - «дождик»)
У воспитателя в руках зонтик, все дети стоят под зонтиком. Воспитатель «Дождик кончился, идем гулять». Дети бегаю в рассыпную, прыгают, кружатся и др. по сигналу воспитателя «Дождик!» все бегут под зонтик.
2- 3 раза.
Дети идут за воспитателем, друг за другом вокруг спортивной площадки.
Старший возраст – 25 минут.
Место проведения: спортивная площадка, на углах ограничители (кубики, кегли)
Пособия: листья, обручи, «осенний букет»
I часть: ходьба по кругу широким шагом (перешагивая, через опавшие листья)
бег (не наступая на листья)
повторить 2 раза с изменением направления.
Игра на внимание: «Соберись – разойдись»
Дети стоят в колонне друг за другом. По команде «Разойдись» разбегаются в рассыпную, по команде «Соберись» встают на свое место. (можно и.п. – парами). Воспитатель при этом меняет место положения, где нужно построиться.
II часть:
Полоса препятствий:
- пролезть через гимн. стенку боком
- пройти по буму
- прыжки из обруча в обруч (или нарисованные на земле)
2 – 3 кругу (можно темп ускорять)
Игра «Выше ноги от земли» 2 – 3 раза
III часть:
И.М.П. «Найди осенний букет»
Воспитатель заранее прячет «осенний букет». Дети ищут его по всей площадке, кто находит сообщает на ушко воспитателю.
или
«Фрукт – овощ» с мячом
Дети стоят в кругу. Воспитатель говорит: «Овощ» и бросает мяч, ребенок «Тыква» и бросает обратно мяч воспитателю.
- Конспект НОД "Моя семья" в старшей группе
- Дополнительная общеразвивающая программа «Футбол для дошколят»
- Консультация для родителей «Роль семьи в речевом и познавательном развитии ребенка раннего возраста»
- Консультация для воспитателей "Современные образовательные технологии в ДОУ"
- Технологическая карта по организации с-р игры