«АЛКЕНЫ» химия 10 класс
Документы для скачивания
Тема «АЛКЕНЫ»
10 класс
- Цель: формирование знаний учащихся о строении, свойствах, номенклатуре алкенов;
умение составлять структурные формулы органических соединений, используя алгоритм построения, устанавливать причинно-следственные связи между составом, строением и применением веществ;
отработать навыки пользования номенклатурой IUPAC .
- Тип урока - комбинированный
Урок формирования и совершенствования знаний.
- Методы обучения – словесные, наглядные. Метод проблемного изложения, диалогический метод, письменный контроль, взаимоконтроль.
- Средства обучения:
- мультимедийный проектор
- компьютер
- плакаты
Учебник «Химия. 10 класс»
- раздаточный материал. Карточки с дифференцированными заданиями
Таблица «Свойства алкенов»
5.Оборудование и реактивы:
шаростержневые и объёмные модели молекул алканов, образцы парафина, жидкие алканы (пентан, гексан) бензин
Ход урока.
- Организационный момент.
- Проверка дом. задания (карточки с заданием)
- Тема урока (слайд )
- Объяснение нового материала.
- Организационный момент
2.Проверка выполнения домашнего задания и
подготовка учащихся к активной учебно-познавательной деятельности.
Плановые вопросы и задания
-что такое изомерия?
- какие виды изомерии присущи алкенам?
- у алканов или алкенов больше изомеров, как вы думаете? Почему?
- в чем заключается различие в номенклатуре алканов и алкенов?
- какими реакциями можно воспользоваться для получения алкенов?
- какие реакции называются реакциями дегалогенирования?
- что такое реакции дегидрогалогенирования?
- что такое реакции дегидратации?
- какие реакции называются реакциями дегидрирования?
Сегодня мы с вами продолжаем изучение УВ класса алкенов.
Тема урока «Алкены».
Вспомним самые значимые, ключевые моменты поставленных задач для продолжения изучения темы. Работаем по накопительной системе: правильный ответ дает 1 балл. В конце урока мы подведем итоги.
(Фронтальная беседа):
- что такое алкены?
- что такое гибридизация?
- какой вид гибридизации имеют атомы углерода, содержащие двойную связь?
- какие связи содержатся в молекулах алкенов?
- какая связь менее прочная и почему?
Самостоятельная работа по карточкам с дифференцированными заданиями (3 уровня).
У доски – 2 уч-ся выполняют работу по карточкам (задача; составление изомеров).
Изучение новых знаний и способов действий с их первичной проверкой и закреплением.
Создание проблемной ситуации.
Теперь, уже изучив строение, номенклатуру, изомерию и получение алканов и алкенов, переходим к рассмотрению их свойств.
Перед вами возникают такие проблемные ситуации:
Как вы думаете,
Будут ли алкены сходны по своим физическим свойствам с алканами, если они, как и алканы, являются УВ?
Как вы думаете, какой тип химических реакций будут иметь алкены, если мы с вами повторили, что в составе есть одна двойная связь, одна из которых не прочная, легко может разрываться?
Какими химическими свойствами будут обладать алкены, если они, как и многие другие вещества, относятся к органическим соединениям?
( Ответы учащихся).
Проблема.
Какими физическими свойствами обладают алкены?
Почему алкены по химическим свойствам сходны с алканами, но в то же время существуют и отличительные черты?
Исследование проблемы. Применение знаний и способов действий учащихся и коррекция их деятельности.
Теперь вы работаете по группам: каждая группа работает над своей проблемой.
Попытайтесь выяснить, в чём же заключается особенность физических и химических свойств алкенов и чем это можно объяснить.
Задача каждой группы – законспектировать, обобщить и рассказать свой вопрос всему классу по составленному конспекту и подобранному плакату.
1 группа – Строение двойной связи С=С
2 группа – физические свойства алкенов. реакции горения.
3 группа – реакции присоединения
.
Задание для учащихся 1 группы
Алкены – углеводороды, содержащие в молекуле одну двойную связь между атомами углерода, а качественный и количественный состав выражается общей формулой
СnН2n, где n ≥ 2
Алкены относятся к непредельным углеводородам, так как их молекулы содержат меньшее число атомов водорода, чем насыщенные.
Строение двойной связи С=С (пдакат )
Двойная связь является сочетанием s- и p-связей (хотя она изображается двумя одинаковыми черточками, всегда следует учитывать их неравноценность). s-Связь возникает при осевом перекрывании sp2-гибридных орбиталей, а p-связь – при боковом перекрывании р-орбиталей соседних атомов углерода. Образование связей в молекуле этилена можно изобразить следующей схемой:
С=С
Гомологический ряд алкенов
По систематической номенклатуре названия алкеновых углеводородов производят от названий соответствующих алканов (с тем же числом атомов углерода) путем замены суффикса –ан на –ен: 2 атома С ® этан ® этен; 3 атома С ® пропан ® пропен и т.д.
Номенклатура алкенов
- выбирается самая длинная цепь. Главная цепь выбирается таким образом, чтобы она обязательно включала в себя двойную связь (т.е. она может быть не самой длинной).
-нумерация начинается с той стороны, где ближе всего = связь
-Цифра, обозначающая положение двойной связи, ставится обычно после суффикса –ен.
Задание для учащихся 2 группы
Физические свойства алкенов (плакат )
Алкены плохо растворимы в воде, но хорошо растворяются в органических растворителях.
С увеличением молекулярной массы алкенов, в гомологическом ряду, повышаются температуры кипения и плавления, увеличивается плотность веществ.
Задание для учащихся 3 группы
Химические свойства алкенов (плакат)
Для алкенов характерны реакции присоединение за счет = связи
Гидрирование (присоединение водорода)
Алкены взаимодействуют с водородом при нагревании в присутствии металлов Pt, Pd или Ni:
t, Ni
СН3-CH=CH2 + Н2 ¾® СН3-CH ¾ CH2
пропилен Н Н
пропан
Эта реакция используется в промышленности для получения высокооктанового топлива
Гидратация (присоединение воды)
Н+
CH2=CH2 + H2О ¾® CH2 ¾ CH2
этилен H ОН
этиловый спирт
Гидратация происходит в присутствии минеральных кислот.
В реакциях несимметричных алкенов соблюдается правило Марковникова.
Н+
СН3-CH=CH2 + H2О ¾® СН3-CH ¾ CH2
Пропилен ½ ½
ОН Н
изопропиловый спирт
Галогенирование (присоединение галогенов)
Присоединение галогенов по двойной связи С=С происходит легко в обычных условиях (при комнатной температуре, без катализатора). Например, быстрое обесцвечивание красно-бурой окраски раствора брома в воде (бромной воды) служит качественной реакцией на наличие двойной связи.
СН3-CH=CH2 + Br2 ¾® СН3-CH ¾ CH2(слайд опыт)
Пропилен ½ ½
Br Br
1,2-дибромпропан
Гидрогалогенирование (присоединение галогеноводородов)
CH2=CH2 + HCl ¾® CH2 ¾ CH2
этилен ½ ½
H Cl
хлорэтан
определяется правилом Марковникова:
В реакциях присоединения полярных молекул типа НХ к несимметричным алкенам водород присоединяется к более гидрогенизированному атому углерода при двойной связи (т.е атому углерода, связанному с наибольшим числом атомов водорода).
CH2=CH-СН3 + HCl ¾® СН3-CHCl -CH3
пропилен 2-хлорпропан
Задание для учащихся 2 группы
Реакции окисления алкенов
Строение продуктов окисления алкенов зависит от условий реакции и природы окислителя.
- Полное окисление (горение):
С2H4 + 3 O2 ¾® 2 CO2 + 2 H2O + Q
Газообразные гомологи алкенов образуют с воздухом взрывчатые смеси.
2.Мягкое окисление алкенов водным раствором перманганата калия приводит к образованию двухатомных спиртов (реакция Вагнера): (слайд опыт)
KMnO4
СН2=СН2 + [O] + H2O ¾¾® HO-CH2-CH2-OH
этилен этиленгликоль (этандиол)
В ходе этой реакции происходит обесцвечивание фиолетовой окраски водного раствора KMnO4. Поэтому она используется как качественная реакция на алкены.
Полимеризация – реакция образования высокомолекулярного соединения (полимера) путем последовательного присоединения молекул низкомолекулярного вещества (мономера) по схеме:
Число n называется степенью полимеризации.
Реакции полимеризации алкенов :
кат.
n CH2=CH2 ¾¾® (-CH2-CH2-)n
полиэтилен
Закрепление знаний.
1.Заполнить таблицу: сравнить физические и химические свойства этилена и пропилена.
2.Привести примеры получения алкенов.
- Решить задачу: Относительная плотность паров органического соединения по азоту равна 2. При сжигании 9,8 г этого соединения образуется 15,68 л углекислого газа (н. у) и 12,6 г воды. Выведите молекулярную формулу органического соединения.
Итоги урока
Подсчет баллов и выставление оценок.
АНКЕТА
- Сегодня узнал(а), что могу
- Я считаю полезным __________________________________
- Мне понравилось _______________________________________
- Мне было трудно ________________________________________
- Теперь бы я хотел(а) еще узнать____________________________
Домашнее эадание
Урок по химии
Тема урока «Свойства растворов электролитов»
11класс
Цели:
Организовать деятельность учащихся по расширению знаний об основных понятиях теории электролитической диссоциации, совершенствуя умение применять полученные знания на практике;
Способствовать созданию условий для формирования знаний о видах электролитов, реакциях ионного обмена и правилах, отражающих протекание их до конца;
Обеспечить развития умений и навыков учащихся составлять ионные уравнения химических реакций, выражения констант диссоциации слабых электролитов, решать задачи по определению водородного показателя водных растворов;
Содействовать развитию чувства ответственности учащихся при выполнении заданий в группах.
Оборудование: учебник«Химия11 класс»; инструктивные карточки; карточки с тестовыми заданиями; пробирки; реактивы: соляная кислота, серная кислота, гидроксид натрия, хлорид бария, сульфат меди (II), хлорид железа (III), фенолфталеин.
Ход урока:
- Организация начала учебного занятия.
1.1.Приветствие, организация внимания учащихся.
1.2.Психологическая подготовка учащихся к плодотворной работе на уроке.
Мы продолжаем рассматривать тему «Электролитическая диссоциация». посмотрите, пожалуйста, на эпиграф к уроку. Это слова Б. Шоу «Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность».В процессе деятельности на уроке будьте как всегда активны, внимательны, работоспособны.
1.3.Актуализация знаний
- Еще раз напомним , что растворы электролитов широко применяются в различных сферах деятельности человека. Большое значение для живых организмов, т. к. питательные вещества усваиваются именно в виде растворов, а сложные физико-химические процессы в организмах также протекают в растворах. Растворами являются физиологические жидкости – плазма крови, лимфа, желудочный сок и т. д.
Но прежде, чем идти дальше, сначала вспомним некоторые аспекты из уже изученного материала:
- работа у доски (карточки):
№1. Напишите выражения констант равновесия для обратимых процессов и определите условия (t, C (О2), P), при которых химическое равновесие смещается в сторону продуктов реакции:
№2. Выберите из перечня веществ: H2SO4, KCl, Al(OH)3, H2S, Na2SO4, LiOH, H2CO3, C2H5OH, Zn(OH)2, HNO3, CH4, CH3COOH, СаО формулы слабых электролитов и напишите для них (составляя уравнения диссоциации выбранных веществ по первой ступени) выражения констант диссоциации (Кд1).
№3. Заполните таблицу:
рН |
2 |
13 |
9 |
6 |
11 |
4
|
С (Н+)
|
|
|
|
|
|
|
С(ОН-)
|
|
|
|
|
|
|
Характер среды |
|
|
|
|
|
|
С помощью каких веществ можно определить характер среды раствора?
Каков цвет лакмуса в предложенных растворах?
- работа на местах:
(Выполняют задание №2, № 3, что и у доски)
- Организация учебной деятельности. Изучение новых знаний и способов деятельности с их первичным закреплением и проверкой.
- Теперь, повторив знания об электролитической диссоциации, силе электролитов, среде их водных растворов, можно говорить о реакциях, протекающих между растворами, т. к. именно знание данной теории является основой для изучения свойств неорганических и органических соединений, для понимания механизмов химических реакций.
Поэтому тема урока «Свойства растворов электролитов».
Целью данного урока является закрепление знаний о реакциях ионного обмена, развитие умений составлять ионные уравнения реакций по молекулярным и наоборот, умение применить уже приобретенные знания в непривычных, нестандартных условиях.
Работа в группах: обсудить вместе предложенные вам высказывания, придите к общему мнению, объяснив свое решение.
Укажите, допущены ли ошибки в тексте (да, нет). Ответ мотивируйте. 1. Диссоциация всех электролитов – обратимый процесс. 2. Все растворимые основания – сильные электролиты. 3. Только растворимые в воде основания – щелочи – являются сильными электролитами. 4. Данные уравнения химических реакций являются реакциями ионного обмена: 2KOH + SiO2 = K2SiO3 + H2O CuO + H2SO4 = CuSO4 + H2O 5. Химические реакции ионного обмена, уравнения которых приведены ниже протекают до конца: H2SO4 + KCl = K2SO4 + HCl NaNO3 + K2SO3 = Na2SO3 + KNO3 6. Молекулярное уравнение СН3СООН + КОН = СН3СООК + Н2О. Верно ли составлено сокращенное ионное уравнение для данной реакции: Н+ + ОН- = Н2О |
(Обсуждение в группах, ответы учащихся , объяснение).
- Итак, в ходе своей деятельности вы многое уже успели вспомнить, повторить.
Что же такое – реакции ионного обмена?
На основе какого правила можно судить о протекании реакций ионного обмена до конца?
Реакции обмена идут до конца:
Если выделится газ - это раз;
И получится вода - это два;
А еще - нерастворимый
Осаждается продукт…
"Есть осадок" - третий важный пункт.
Химик правила обмена не забудет никогда:
В результате – непременно будет газ или вода,
Или выпадет осадок - вот тогда будет порядок!
В виде каких уравнений можно отразить запись реакций ионного обмена?
Какие вещества записываются в виде ионов, молекул?
- Теперь обратимся к химическому эксперименту, чтобы подтвердить правильность своих слов о протекании реакций ионного обмена до конца.
Выполните задания из инструктивной карточки. (Правила ТБ!)
Инструктивная карточка «Реакции ионного обмена» - Осуществите реакции: 1.Взаимодействия сульфата меди (II) с гидроксидом натрия. (В пробирку налейте 1 мл раствора сульфата меди (II). Добавьте 1 мл раствора гидроксида натрия). 2. Взаимодействия карбоната калия с соляной кислотой. (В пробирку налейте 1 мл раствора карбоната калия. Добавьте 1 мл раствора соляной кислоты). 3. Взаимодействия карбоната калия с хлоридом натрия. (В пробирку налейте 1 мл раствора карбоната калия. Добавьте 1 мл раствора хлорида натрия). - Что вы можете сказать о протекании данных реакций? Как вы можете объяснить наблюдаемые явления? - Составьте соответствующие уравнения химических реакций. - Выберите правильный ответ: 1. Молекулярному уравнению реакции 1 соответствует сокращенное ионное уравнение:
2. Сумма коэффициентов в сокращенном ионном уравненииреакции 2 равна а) 4 б) 5 в) 6 г) 3 3. Реакция обмена между растворами карбоната калия и соляной кислоты (реакция 2) проходит до конца за счет взаимодействия ионов: а) CO32- и Cl- б) CO32- и К+ в) К+ и Н+ г) CO32- и Н+
|
(Обсуждение исследований по группам, ответы учащихся по заданию, обобщение и формулировка вывода).
- Применение знаний и способов действий учащихся. Самоконтроль, взаимоконтроль, контроль.
3.1. Организация самостоятельного применения новых знаний и способов действий.
3.2. Организация взаимоконтроля, контроля.
Поменяйтесь, пожалуйста, своими работами и проверьте правильность их выполнения. (Ответы на слайде).
- Подведение итогов урока.
Урок близится к своему логическому завершению. Вернемся к его эпиграфу. Мы в ходе урока использовали химический эксперимент, теоретические знания.
Что же вы узнали в процессе своей деятельности на уроке? Какие знания приобрели?
Чем отличаются реакции ионного обмена от реакций обмена?
Что необходимо знать, чтобы уметь составлять ионные уравнения?
- Информация о домашнем задании.
- Рефлексия деятельности.
- Нарисуйте на одной из ступенек лесенки человечка — себя, в зависимости от вашей активной работы на уроке:
|
|
|
|
|
3 |
|
2 |
|
1 |
|
|
- Выберите себе понравившееся начало предложения и завершите его
- Сегодня узнал(а), что могу
- Я считаю полезным __________________________________
- Мне понравилось _______________________________________
- Мне было трудно ________________________________________
- Теперь бы я хотел(а) еще узнать____________________________
- Конспект НОД "Моя семья" в старшей группе
- Дополнительная общеразвивающая программа «Футбол для дошколят»
- Консультация для родителей «Роль семьи в речевом и познавательном развитии ребенка раннего возраста»
- Консультация для воспитателей "Современные образовательные технологии в ДОУ"
- Технологическая карта по организации с-р игры