Программа детского объединения по интересам «Затейники»
Управление образования администрации муниципального
образования Собинский район Владимирской области
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение Собинского района детский сад№ 5 « 8 Марта»
присмотра и оздоровления
УТВЕРЖДАЮ ПРИНЯТА
Заведующий МБДОУ на педагогическом совете
Детский сад № 5 «8 Марта» МБДОУ
__________ Е.В. Серова Детский сад № 5 «8 Марта»
« ___»_____________ 2016 г. « ___»_____________ 2016 г.
ПРОГРАММА
ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ПО ИНТЕРЕСАМ
«Затейники»
(РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ ИНТЕРЕСА К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: 2 ГОДА
Руководитель: Ботнарь Н. В.
г. Лакинск 2016
ДЕТСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ПО ИНТЕРЕСАМ
«Затейники»
РУКОВОДИТЕЛЬ – ВОСПИТАТЕЛЬ РАННЕЙ ГРУППЫ МБДОУ
№5 «8 МАРТА» ПЕРВОЙКВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ
БОТНАРЬНАТАЛЬЯ ВАЛЕНТИНОВНА
ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ 2-3 ГОДА
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ - 2 ГОДА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, родо–видовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.
Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Доказывая это, можно опереться на слова Н.Н. Поддъякова: «Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности их интеллектуальных впечатлений, интересов». Поэтому следует пересмотреть подход к организации обучения по разделу «Ознакомление с окружающим».
Необходимо включить малышей в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов.
При формировании основ естественно — научных и экологических понятий экспериментирование рассматривают как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.Между двумя видами: игрой и экспериментированием нет противоречий. Игра — вид деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе, а через экспериментирование с предметами ребенок ставит определенные цели и добивается конкретных результатов. Разграничивать игру и детское экспериментирование не стоит, они дополняют друг друга.
Основная особенность детского экспериментирования заключается в том, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно – исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Экспериментирование, как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания окружающего мира.
Данная программа интегрируется с разными видами деятельности детей: изобразительной, музыкальной, познавательной, экологической, двигательной и др.
Реализация программы предполагается через основную деятельность детей – игровую.
Новизна заключается в том, что разработана и апробирована система поисково-исследовательской деятельности как источник самостоятельного познания мира.
Цель и задачи проведения работы по ознакомлению детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование
Цель моей работы — развитие познавательной сферы детей через включение в процесс экспериментирования
Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи:
1. Углублять представления о живой и неживой природе.
2. Способствовать к участию детей в исследованиях и обобщению результатов опытов.
3. Формировать представления о свойствах и качествах предметного мира
При решении этих задач программа опирается на следующие принципы:
- Принцип интеграции (интегративный характер всех аспектов развития личности ребёнка дошкольного возраста: общекультурных, социально-нравственных, интеллектуальных).
- Принцип целостности приобщения ребенка к познанию окружающего мира (ребенок познает мир – наблюдая, размышляя, сопереживая – в творческой деятельности);
- Принцип постепенности погружения в проблему (создание проблемно-ситуативных заданий);
- Принцип эмоционально-насыщенной тематики игровых упражнений, игр, заданий;
- Принцип взаимного сотрудничества и доброжелательности (общение с ребенком строится на доброжелательной и доверительной основе).
Законодательно-нормативное обеспечение программы
- Закон РФ «Об образовании»
- ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УТВЕРЖДЕН приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» октября 2013 г. № 1155
- Устав ДОУ
- Программа развития ДОУ
- Положение о работе кружковых объединений
- Приказ об организации кружковой работы ДОУ
- Правила и нормы охраны труда, жизни и здоровья детей.
ОБЪЕКТЫ ПРОГРАММЫ
- Дети
- Семьи детей, посещающих ДОУ
- Педагогический коллектив ДОУ
АДРЕСНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
Данная программа для педагогов, развивающих у детей интерес к экспериментированию в непосредственной связи с семьями воспитанников
Ожидаемый результат
Ребенок:
- активно стремится к новым впечатлениям, любит наблюдать за окружающим;
2. быстро обнаруживает новое, стремится сразу же исследовать его;
3. с интересом включается в предложенные взрослым игры с водой, песком, экспериментирование с различными веществами;
4. подолгу с увлечением экспериментирует сам, подражая взрослому и изобретая новые действия;
5. радуется своим открытиям, стремится поделиться ими со взрослыми.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОВЕРКИ
- Наблюдение за нервно-психическим развитием детей раннего возраста:
– основные показатели познавательного развития
– основные показатели социально-эмоционального развития
– основные показатели речевого развития
– основные показатели игровых действий
– основные показатели бытовых навыков
- Беседа, анкетирование родителей по теме интереса детей к экспериментированию
Диагностика
По итогам полугодия 2016 года (с января по май) работы детского объединения «Затейники» мониторинг будет проведен по наблюдениям воспитателя за деятельностью детей. (Итоговая справка по итогам)
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание данной программы состоит из мероприятий с детьми, с родителями и совместных мероприятий.
Взаимодействие с родителями
Согласно пункту 1.4 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 одним из основных принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации с семьей. ФГОС предполагает следующие формы взаимодействия:
- Изучение воспитательных возможностей детского сада и семьи.
- Информационно-просвещенческое обеспечение взаимодействия.
- Совместная деятельность.
Как видно, в современном образовании речь идёт не просто о работе с семьёй, а о взаимодействии, и оно должно быть конструктивным, т.е. оно должно удовлетворяет потребность в понимании другого, снимать напряжение в отношениях, оказывать поддержку в проблемном поле жизни человека.
Поэтому родители являются непосредственными участниками работы нашего кружкового объединения. Они, оценив важность проводимой работы, сами предлагают свою помощь, приносят разные книги, журналы и материал Интернета по исследовательской деятельности.
Для популяризации детского экспериментирования был составлен план взаимодействия с родителями, который предусматривает следующие формы деятельности:
- родительские собрания (с целью информирования родителей о совместной работе с детьми, стимулирования их активного участия в опытно-экспериментальной деятельности и обмена накопленным опытом);
- консультации (для разъяснения актуальности предлагаемой темы);
Детское экспериментирование достигает наибольшей результативности при тесном взаимодействии дошкольного учреждения с семьей ребенка.развлечения;
- организация тематических выставок совместного с детьми творчества;
Мероприятия с детьми
При организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми раннего возраста используются следующие формы работы:
- предметно-манипулятивная деятельность в режимных моментах (в вечернее время)
- -прослушивание аудиозаписей;
- -дидактические и развивающие игры, упражнения;
- -простейшие эксперименты и опыты;
- -рассматривание картин;
- - наблюдения за живыми объектами и явлениями природы;
Совместные мероприятия (дети, педагоги, родители)
- -киносеансы на тему экспериментирования и все что с ним связано;
- - работа в уголках природы;
- -акции добрых дел;
- -конкурсы;
- - праздники, развлечения;
Дидактический материал и техническое оснащение
- Организация мини-лабораторий
Место для постоянной выставки.
2. Место для приборов.
3. Место для выращивания растений.
4. Место для хранения природного и бросового материалов.
5. Место для проведения опытов.
6. Место для неструктурированных материалов (стол «песок-вода» и емкость для песка и воды и т.д.)
1.зеркала, бинокли, веревки, пипетки, фонарики, мыло, щетки, губки, желоба, лоскутки ткани, дерево, металл, мел, пластмасса и т.п.
2.Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, воронки, сита, лопатки, формочки.
3.Материалы: природные (желуди, шишки, семена и т.д.), бросовые (пробки, палочки, резиновые шланги, трубочки и т.д.)
4. Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, листья, пенопласт и т.д.
- Бусинки, пуговицы.
2. Веревки, шнурки, тесьма.
3. Пластиковые бутылочки разного размера.
4. Разноцветные прищепки и резинки.
5. Камешки разных размеров.
6. Глина, песок.
7. Пробки.
8. Пух и перья.
10. Киндер-сюрпризы.
11. Вата.
12. Семена бобов, фасоли, гороха, косточки, скорлупа орехов.
Список использованной литературы
- Дыбина О. В. «Неизведанное рядом», опыты и эксперименты для дошкольников, М., ТЦ «Сфера», 2010г
- Мурудова Е. И. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Детство-пресс 2010.
- Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». – М. 1999.
4. Перельман Я. И. «Занимательные задачи и опыты». - Екатеринбург, 1995.
5. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб; Детство – Пресс, 2008. -128с. - Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей, СПб., 1998.
- Смирнов Ю.И. Земля: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей, СПб., 1998.
- Смирнов Ю.И. Огонь: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей, СПб., 1998.
Перспективное планирование
Сентябрь
- «Поиграем с солнышком»
Цель: определить, какие предметы нагреваются лучше (светлые или темные), где это происходит быстрее (на солнышке или в тени). - «Игры с веерами и султанчиками»
Цель: познакомить детей с одним из свойств воздуха - движением; движение воздуха - это ветер. - «Узнаем, какая вода»
Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества). - Помощь родителей в организации мини-лаборатории (приложение 1)
Цель: ознакомление родителей с направлениями педагогического поиска в вопросах развития экспериментальной деятельности, вовлечение родителей с целью сотрудничества.
Октябрь
- «Чудесный мешочек»
Цель: познакомить с органами чувств и их назначением.
- «Испечём угощение»
Цель:Дать детям представление о том , что мокрый песок принимает любую нужную форму. - «Чистые ручки»
Цель:Дать детям представление о том, что руки станут чище, если их помыть водой.
- «Почему осенью бывает грязно»
Цель: познакомить с тем, что почва по-разному пропускает воду.
Ноябрь
- «Напоим куклу чаем»
Цель:Дать детям представление о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда. - «Посыпалки»
Цель:Дать детям представление о том, что сухой песок может сыпаться. - Консультация для родителей «Маленькими шагами в прекрасный мир!»
(приложение 2)
Декабрь
- «Окрашивание воды»
Цель: выяснить свойства воды (вода прозрачная, но может менять свою окраску, когда в ней растворяются окрашенные вещества). - «Снег, какой он?»
Цель: познакомить со свойствами снега во время снегопада (белый, пушистый, холодный, липкий, тает в тепле). - «Как из снега получить воду»
Цель: формировать простейшие представления о свойствах снега (тает в тепле).
- «Как воду превратить в лед»
Цель: познакомить со свойствами воды (превращается в лед при низких температурах).
Январь
- «Изготовление цветных льдинок»
Цель: познакомить с одним из свойств воды. - «Свойства льда»
Цель: познакомить со свойствами льда (лед-это твердая вода, в тепле лед тает), учить устанавливать простейшие закономерности. - Родительское собрание (приложение 3)
Тема: Опытническая и экспериментаторская деятельность детей раннего возраста
Форма проведения собрания: семинар-практикум
Цель: Сформировать представление у родителей об экспериментаторской деятельности детей раннего возраста и ее значении.
Февраль
- «Мыльные пузырьки»
Цель: вызвать желание пускать мыльные пузыри, познакомить с тем, что при попадании воздха в мыльную воду образуется пузырь.
- «Прятки»
Цель: Дать детям представление о том, что вода прозрачная, но может стать мутной.
- «Сделаем ветерок»
Цель: Дать представление детям о том, что ветер – это движение воздуха - Досуг вместе с родителями «Шоу мыльных пузырей» (приложение 4)
Цель:
- создание благоприятного эмоционального состояния у детей;
- развитие интереса к экспериментальной деятельности.
Март
- «Посадка лука»
Цель: уточнить представления о луковице, показать необходимость наличия света и воды для роста и развития растений. - «Спрячь пуговку»
Цель: способствовать накоплению представлений о свойствах воды (жидкая, прозрачная, бесцветная), вода изменяет цвет. - «Порвём бумагу»
Цель: Дать детям представление о том, что бумага может рваться. - «Мой весёлый звонкий мяч»
Цель:Дать детям представление о том, что мячик прыгает высоко, потому что в нём много воздуха.
Апрель
- «Кораблик»
Цель:Дать детям представление о том, что бумага не тонет в воде. - «Высушим»
Цель: Дать детям представление о том, что влажные салфетки высыхают быстрее на солнце, чем в тени.
- «Веточка березы»
Цель: наблюдать за появлением листочков на веточках, поставленных в воду
Май
- «Здравствуй, солнечный зайчик»
Цель: дать представление о том, что «солнечный зайчик»- это луч солнечного света, отраженного от зеркальной поверхности. - «Помоем камешки»
Цель:Дать детям представление о том, что камни тонут в воде, потому что они тяжёлые. - Консультация для родителей: «Проведение экспериментов летом» (приложение 5)
Цель: Дать рекомендации родителям по экспериментальной деятельности ребенка.
Приложение 1
Создание развивающей среды с целью развития детского экспериментирования в группе:
- Уголок экспериментирования для самостоятельной свободной деятельности и индивидуальных занятий, содержанием которого являются:
- Разнообразные сосуды из различных материалов разного объема и формы;
2. Природный материал, собранный совместно с детьми (камешки, глина, песок, ракушки, перья, шишки и т.д.);
3. Бросовый материал (ткани, деревянные, пластмассовые и железные предметы и др.);
4. Разные виды бумаги, пластилин;
5. Красители пищевые и не пищевые;
6. Приборы – помощники (увеличительные стекла, весы, магниты и др.);
7. Медицинские материалы (пипетки, колбы, мерные ложки и стаканчики и т.д.);
8. Прочие материалы (различные крупы, мука, соль, сахар, сито).
9. Детские фартуки;
10. Полотенца, тряпочки, щетка и совок;
11. Схемы проведения опытов.
Приложение 3
Сценарий родительского собрания
Тема: Опытническая и экспериментаторская деятельность детей раннего возраста
Форма проведения собрания: семинар-практикум
Цель: Сформировать представление у родителей об экспериментаторской деятельности детей раннего возраста и ее значении.
Оборудование: Пять прозрачных стаканов, гуашь 4 цветов, кисть, емкость с песком, емкость с водой, камешки, перышко, тетрадный лист и лист плотного картона.
План собрания
- Теоретический материал. Сообщение для родителей «Маленькие исследователи».
2. Практическая часть. Выполнение элементарных опытов совместно с родителями.
Ход собрания
1 часть.
«Маленькие исследователи»
Многие детские поступки могут вызвать недоумение взрослых: «Вот он спрятал бабушкин зонтик! Кормил кота ложкой! Налил воду в дедушкины калоши, а на собаку натянул свою шапку!»
Но если проанализировать подобные ситуации, можно заметить, что это не просто проказы, а действия активного экспериментирования в познании свойств окружающего мира. Ориентировочно-исследовательская направленность в поведении малыша была и раннее. Но теперь он интересуется не только чисто внешними характеристиками вещей, малыш пытается установить какие-то скрытые особенности наблюдаемого объекта.
Почему спрятан бабушкин зонтик? Во-первых, это вещь, которая нажатием кнопки превращается в купол, что, согласитесь, не менее интересно, чем играть с «поющим» волчком. Кроме того, хочется увидеть, как бабушка будет его искать и говорить: «Ах, я старая! Опять куда-то зонт положила и не могу найти! Алешенька, посмотри своими острыми глазками, где мой зонт?» Это – самое настоящее социальное экспериментирование.
Почему малыш решил ложкой кормить кота? Потому что во вчерашней игре он кормил он игрушечного Котофеича ложечкой, поил его из чашечки, и теперь ему кажется несправедливым, что такого внимания лишен любимец всей семьи кот Васька. Это действие – игровое по аналогии, перенесенное в новую ситуацию, что говорит о высоком интеллекте малыша.
Почему налил воду в дедушкины калоши? Дедушка хвалился своими калошами: старые, а не промокают! Малыш произвел испытание предмета на его функциональную пригодность, и это говорит о том, что малыш уже понимает функциональное назначение вещей ближайшего окружающего пространства.
Надел на голову собаке свою шапку? Он прекрасно помнит, что без шапочки гулять нельзя, почему же собака может идти на улицу без шапки и сапог? Ей же холодно. Кроме того, малыш уже видел на улице собак, одетых в «пальтишко», и был крайне удивлен. Эпизод с шапкой говорит о цепкой памяти крохи и его добром сердце. Ситуация требует от родителей очень деликатного руководства, и никакого порицания.
Ребенок экспериментирует и дома, и на улице. Вот он качает на качелях свое ведерко, наблюдая, как оно движется к краю. Или поднимает одну часть качелей вверх и смотрит, как опускается их противоположная сторона. Обычно такие ситуации очень волнуют взрослых, и они пробуют отвлечь ребенка более безопасными занятиями. Однако действия малыша лишены смысла. Он познает пока еще скрытые для него физические свойства предметов, и сам находит способы их действенного обнаружения, продолжает накапливать информацию об окружающем мире.
Если у родителей не хватает терпения принимать эти «шалости», это значит, что они не до конца понимают интеллектуальных потребностей своего ребенка. Что же делать? Играть, экспериментировать вместе с ним! Показывать, пояснять, направлять детское любопытство в нужное русло.
Что появилось нового в детском экспериментировании к концу 2-го года? Любопытство малютки постепенно под руководством родителей переходит в новое качество: оно начинает приобретать черты любознательности. Однако, хотя самостоятельность ребенка заметно выросла, он еще очень мал, и в этом возрасте оставлять его «один на один» с окружающим миром нельзя. Взаимодействие с крохой — самый главный «дипломатический» прием воспитания в этот замечательный период его жизни.
2 часть.
Элементарные опыты:
Разноцветная водичка»; «Песочек»; «Выпустим воздух из стакана»; «Помоем камешки»; «Тонкая – толстая»
Приложение 2
Консультация для родителей «Маленькими шагами в прекрасный мир!»
Ранний возраст – период активного экспериментирования ребенка с предметным миром. Все, что окружает малыша – вещи, принадлежащие взрослым, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое другое – вызывает у него интерес. Он любит исследовать новые предметы, экспериментировать с разнообразными веществами и материалами: водой, песком, снегом, глиной, красками. Взрослые часто сомневаются в том, что маленькие дети при этом могут всерьез научиться «важным» вещам. Однако это не так. В процессе такого исследования развивается любознательность малыша, расширяются его представления об окружающем мире, ребенок приобретает богатый чувственный опыт, получает мощный импульс для развития интеллекта.
Важно помнить, что формирование интеллектуальной сферы ребёнка осуществляется не только при целенаправленном руководстве взрослых, но и в свободной, самостоятельной практической деятельности. В процессе свободного экспериментирования ребёнок получает новую, порой неожиданную для него информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, совершает своего рода открытия. Экспериментирование стимулирует ребёнка к поискам новых действий и способствует развитию гибкости мышления. Самостоятельное экспериментирование даёт возможность ребёнку опробовать разные способы действия, снимая при этом страх ошибиться и скованность мышления готовыми схемами действия. Роль родителей в этом процессе заключается не в том, чтобы сразу же показать, как нужно делать правильно, а в том, чтобы стимулировать интерес малыша к предметам, побуждать к самостоятельному исследованию, поддерживать его любознательность.
Ярко выраженная любознательность ребенка является важнейшим показателем его успешного психического развития. Она проявляется в том, что малыш:
- активно стремится к новым впечатлениям, любит наблюдать за окружающим;
2. быстро обнаруживает новое, стремится сразу же исследовать его;
3. с интересом включается в предложенные взрослым игры с водой, песком, экспериментирование с различными веществами;
4. подолгу с увлечением экспериментирует сам, подражая взрослому и изобретая новые действия;
5. радуется своим открытиям, стремится поделиться ими со взрослыми.
Обязательно следует иметь в виду, что полноценное овладение ребенком предметной деятельностью происходит только в процессе общения со взрослыми.
Приложение 4
ПРАЗДНИК МЫЛЬНЫХ ПУЗЫРЕЙ
досуг для детей раннего возраста
Цели и задачи:
- Развлечь детей, снять напряжение, снизить агрессию
- Расширить представления о свойствах воды и мыла
- Развитие мелкой моторики руки
- Продолжать развивать умение бегать врассыпную
- Продолжать развивать умение соблюдать правила игры
- Формировать уважительное отношение друг к другу.
- Закрепить понятие о цветах.
Материал:
- Кукла Фея
- Мыльные пузыри (по количеству детей)
- Воздушные шарики, наполненные водой (15-30 штук)
- Тазик
- Игрушка Солнышко
- Игрушка мышки и мышат
- Обруч (3-4 штуки)
- Лист формата А3
- Краски гуашь.
- Кисточки, баночки с водой.
- Мыло
- Музыкальное сопровождение.
Ход досуга:
Воспитатель: (подводит детей к домику). Ребята, в этом домике живет добрая волшебница. Хотите с ней познакомиться? А как же нам лучше попасть в домик? (постучаться или позвонить в звонок). А что нужно сделать, когда нам откроют дверь? (поздороваться)
Фея: Здравствуйте, ребята! Как хорошо, что вы пришли ко мне в гости! Я всегда очень рада гостям! А вы знаете, что я за фея? Я фея мыльных пузырей. А живу я в волшебной стране. Хотите туда отправиться? Только в этой стране есть одно правило: там нельзя ссориться и драться. У вас получиться быть дружными? Я уверенна, что получиться. А теперь отправляемся в путешествие. В этом нам помогут мои волшебные мыльные пузыри. Тот, кто поймает пузырик, окажется в волшебной стране.
Фея выдувает мыльные пузыри и ребята ловят их.
Фея: Вот мы и прилетели! Понравился вам полет? Посмотрите, мы в стране мыльных пузырей. А кто-нибудь знает, из чего сделаны мыльные пузыри? Правильно: из воды и мыла. Но в нашем королевстве случилась беда. Интересно вам послушать?
Жила-была маленькая водяная капелька. (достает шарик, наполненный водой) Где была капелька, там и была вода. А где была водичка, всем было хорошо. Радостно было рыбкам плавать в воде, цветам и деревьям расти. А нам с ними купаться и пить воду. Но вот однажды случилась с капелькой беда. Налетел сильный ветер (дуем вместе с детьми) и принес мороз, капелька и замерзла. А без капельки погибнут птицы, цветы, рыбки. Надо спасать капельку. Давайте позовем на помощь Солнышко. Оно теплое, отогреет капельку!
Вместе с детьми зовем солнышко. Солнышко приходит грустное и рассказывает ребятам, что где-то потеряло лучики. Оно просит детей о помощи: найти лучики.
Детям предлагают взять лучики и прикрепить их на солнце. Обращаем внимание детей на размер лучиков. После того, как все лучики прикрепили, переворачиваем солнышко «улыбающейся» стороной. Обращаем на это внимание детей.
Солнышко: Спасибо вам, ребята!!! Вы мне так помогли! Теперь я буду светить ярко! А зачем вы звали меня? (дети рассказывают, что им надо отогреть капельку). Аааа, ну это мы мигом! Только вы мне должны помочь. Давайте потанцуем!
Под веселую музыку дети и солнышко танцуют. После лопаем шарик, а воду выливаем в тазик.
Фея: Смотрите, капелька растаяла, но в тазике очень мало воды. Я хотела вам подарить волшебные мыльные пузыри, но маленьким феечкам не хватит этой воды. Ой, смотрите, просто капельки разлетелись и их надо собрать!
Предлагаем детям собрать шарики с водой в тазик.
Фея: А когда солнышко встречается с капельками, то появляется радуга. Давайте ее нарисуем?
Предлагаем детям по очереди подойти к листу с бумагой и нарисовать по одной цветной полоске радуге. Цвет подсказывает воспитатель. После того, как радуга нарисована, рисуем солнышко, цветочки.
Фея: Вот какие молодцы! Здорово у вас получилось. Смотрите, у нас полный тазик воды. А теперь нам нужно мыло. Вы знаете, в нашем королевстве живет мышка с мышатами. У нее точно есть мыло. Пойдем к ней в гости? Только опять нам помогут мыльные пузыри… Вот мы и у мышки!
Дети и мышка с мышатами здороваются друг с другом.
Мышка: Ребята, моим мышатам так скучно, к нам так редко приходят гости. А давайте поиграем с вами? Заодно потренируемся от кота убегать.
Мышка с детьми играет в игру «Спрячься от кота». Дети с мышатами бегают под музыку. Как только музыка затихает, все должны спрятаться в домик (обруч), чтобы их не поймал кот. Игра повторяется 2-3 раза.
Мышка: Вот какие молодцы! Здорово поиграли. Чем я могу вас отблагодарить?
Фея: Мышка нам нужно мыло! У тебя ведь оно есть.
Мышка: А зачем вам мыло? Ребята, вы знаете, для чего нужно мыло? (мыть руки, тело, посуду, стирать вещи).
Фея: Ребята наши все знают. Но нам нужно мыло, чтобы сделать мыльные пузыри.
Мышка: Аааа, конечно я вам дам мыло.
Фея: Спасибо тебе! Жаль, но нам пора идти. До свидания, мышка!
Ребята с феей при помощи волшебных мыльных пузырей возвращаются к тазику с водой. Фея показывает ребятам, что если помылить воду, то в ней начинают образовываться пена, которая состоит из пузырьков.
Фея: Вот мы и сделали мыльные пузыри (раздаем детям по баночке мыльных пузырей). А теперь вам пора возвращаться домой. Теперь вы сами сможете это сделать, ведь у вас есть волшебные мыльные пузыри. Вы еще придёте ко мне в гости? Буду вас ждать! До свидания.
Дети под музыку играют с мыльными пузырями, а фея уходит.
После воспитатель беседует с детьми о том, что им понравилось в волшебной стране, кого они видели, что запомнили.
Дети садятся в круг. Воспитатель поет песенку «Ладушки-ладошки» и показывает движения. Дети повторяют за ним.
Ладушки-ладошки,звонкиехлопошки...
Хлопали в ладошки, хлопали немножко.
Пену мешали, пузыри пускали, Пузыри летали, деток забавляли.
Приложение 5
Консультация для родителей: «Проведение экспериментов летом»
Игры с водой и песком – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Они обладают почти неограниченными возможностями и способствуют развитию ребёнка во всех аспектах.
Занятия с песком и водой очень полезны для здоровья, они позитивно влияют на эмоциональное состояние детей, как бы заземляя негативную энергию. Обратите внимание на то, как детям нравиться трогать песок, пересыпать его ручками и совочком, с какой радостью они плещутся в воде. Это благотворно влияет на психику, успокаивает, создает умиротворенное настроение, гасит негативные эмоции. А это так важно в период адаптации к детскому саду! Манипуляции с песком, как с мокрым, так и с сухим — успокаивают импульсивных, чересчур активных детей и раскрепощают зажатых, скованных и тревожных малышей. Также игры с песком очень полезны для развития мелкой моторики, тактильных ощущений и координации движений. Все это напрямую связано с развитием речи, мышления, внимания, наблюдательности, воображения, памяти.
Играя с песком и водой, дети познают окружающий мир, знакомятся со свойствами веществ, учатся терпению и трудолюбию. Игры с водой и песком помогают развить мелкую моторику, координацию движений, дают представление о таких понятиях, как “много- мало”, “быстро-медленно”, “короткий- длинный”, “высокий- низкий”. При игре в песке с формочками или другими предметами, можно изучать цвета, геометрические фигуры и формы.
А теперь мы с Вами превратимся в детей и немного поиграем с песочком…
Игрушки — потерялись! Ищем игрушки в песке
Где ж у нас игрушки:
Куклы да зверюшки?
Зайка с мишкой на полу,
Кукла новая в углу,
Яркий мячик под столом,
А матрешки под окном!
Мы еще не наигрались,
А игрушки разбежались!
Наши игрушки, наверно, решили поиграть с нами прятки! Давай поищем их в песочке.
Берем небольшие пластмассовые игрушки и прячем их в песок так, чтобы ребенок их не видел. Предложите ему по очереди найти эти игрушки. Пусть малыш попробует на ощупь определить форму той игрушки, которую надо вытащить из песка. Например, предложите ему достать из песка куколку, а потом мишку (лошадку, зайчика и т. д.). Если ребёнок достал не то, что вы просили, спрячьте игрушку обратно в песок, и пусть малыш попробует ещё раз. Для начала можно облегчить задачу, попросив ребёнка просто найти все игрушки в песке.
Также в процессе игры можно изучать геометрические фигуры: «Найди в песке шарик (кубик, колечко и т. д.)».
Маленький художник. Рисуем пальчиками на песке
На листочке из альбома
Я всегда рисую дома,
А на улице могу —
На песке и на снегу.
Для того чтобы было удобно рисовать на песке, надо его увлажнить. Можно взять с собой на прогулку бутылку с водой, а также прямоугольную дощечку или лопатку, чтобы разравнивать песок и стирать рисунки. Рисовать на песке лучше всего пальчиком, но можно и палочкой.
- Конспект НОД "Моя семья" в старшей группе
- Дополнительная общеразвивающая программа «Футбол для дошколят»
- Консультация для родителей «Роль семьи в речевом и познавательном развитии ребенка раннего возраста»
- Консультация для воспитателей "Современные образовательные технологии в ДОУ"
- Технологическая карта по организации с-р игры