a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Статьи и открытые уроки

Автор: Калнин Алевтина Андреевна Опубликовано: 2016-11-13 09:25:52

Документы для скачивания

Заключительный урок литературы в 7 классе( I вид) по произведению К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб». Калнин Алевтина Андреевна, учитель русского языка и литературы КГБОУ «Минусинская общеобразовательная школа- интернат». Тип урока – обобщающий. Тема урока. Добрыесоветысказкиконстантинап аустовского теплыйхлеб. Задачи: п омочь учащимся узнать, чему учит сказка, какие советы даёт автор сказки своим юным читателям; побудить учащихся через организацию общения к размышлению о необходимости человека отвечать за свои поступки; развивать навыки аналитического чтения, мышление через проблемную постановку вопросов, творческие способности при выполнении письменного задания; расширять словарный запас при построении вариативных высказываний; следить за произношением звуков, корректировать интонационную сторону речи в вопросах, ответных фразах учащихся, развивать слуховую функцию. Оборудование: учебник литературы 5 класс в 2- х частях под ред. В. Я. Коровиной, портрет К. Г. Паустовского, табличка «Выбери вариант д/ з », таблички с речевым и опорным материалом, иллюстрации к тексту, толковый словарь Ожегова, тетради и ручки учащихся. Ход урока. Организационный момент: а) настройка аппаратов. - Снимите аппараты. Наденьте наушники. Включите регулятор громкости. / - Как меня слышишь, Света, Коля? / - Какой сейчас урок, узнай у Динары, Радомир? / - Как вы будете работать на уроке, Вадик, Полина? / - Какой дежурный звук, Коля? / - Какую сторону речи будем контролировать, Радомир? б) / - Будем проводить речевую зарядку. - Послушайте, как я скажу: у мельницы; спасли всех от голода; шла дружная работа; стала молоть зерно; сам находит выход; помнит обиду мальчика; в душе Коня осталось недоверие; вступление рассказа связывается с концовкой; сначала обидел; просит прощение; ласковый, доверчивый; перестал быть равнодушным; уважительно относились. - Скажем вместе( тот же речевой материал) - Послушайте, что я скажу, и повторите( выборочно из того же речевого материала на слух) . Итог: / - Что мы делали, Света? - Говорите внятно, слитно, с интонацией, чтобы вас понимали. Знакомство с темой, целью урока. - Какое произведение мы сейчас изучаем, Динара? - Как можно сказать иначе, Вадик? / - Какую работу выполняли дома, Полина? - Буду проверять д/ з по ходу урока и оценивать. А) / - Угадайте, как называется тема сегодняшнего урока? - Чему будем учиться, Света? ( на доске написана образовательная цель) . Б) Актуализация знаний. - Вспомним вывод, к которому мы пришли на прошлом уроке( показ таблички: мороз – тепло зло – добро- Понял ли Филька сам, или ему подсказал мельник Панкрат? В) Словарная работа. - Во время работы на уроке вам встретятся незнакомые слова и выражения. Давайте познакомимся с ними( подбор синонимических замен) : всем миром – мельницу запустили – Физминутка а) для глаз: ( нарисуйте глазами круг, не поворачивая головы, вправо 3 раза и влево 3 раза, проведите глазами прямую линию от правого верхнего угла в нижний левый у гол 3 раза и наоборот 3 раза) . б) для осанки «Качели»( встать лицом друг к другу, взявшись за руки; рассчитаться на «первый», «второй». По команде приседают то «первые», то «вторые» до 5 раз) . 3. Анализ финала сказки. - Какой добрый поступок победил мороз? ( стр. 75 – 76) . Фраза на слух. - Послушайте, как я скажу иначе и повторите: / «Всем миром мельницу запустили». - Как можно сказать по- другому? ( Смотрите словарную работу) . Работа с иллюстрацией. - Какой случай из сказки изобразил художник на этом рисунке? ( показ иллюстрации) - Расскажите, как Филька помирился с Конём( краткий пересказ, смотри стр. 76- 78) . Учитель. Люди справились с бедой, всем селом, дружно запустили мельницу. - Зачем автор рассказывает, как Филька помирился с Конём? ( стр. 73) Учитель. Правильно. Конец сказки должен быть связан с началом. Филька обидел Коня – просит прощения( появляется табличка: обидел – попроси прощения) . Скажем хором. - Почему Конь не сразу простил Фильку? ( стр. 77) Фраза на слух. - Послушайте и повторите: / «Если раз обманешь, навсегда потеряешь уважение»( появляется табличка) . Скажем хором. - Изменился ли Филька после всего произошедшего? Как? - Какой вывод он сделал? Что понял? ( Появляется табличка: нельзя думать только о себе) . - Как вы думаете, почему сказка называется «Тёплый хлеб»? Чтобы объяснить название сказки, мы обратимся к каждому слову. Вспомнить, как на Руси относились к хлебу, нам помогут пословицы, которые вы подобрали дома. ( Дети читают и дают ответ на вопрос) . ( Появляется табличка: уважительно относись к хлебу) . Скажем хором. Работа со словарём Ожегова. - Какие значения имеет слово «тёплый»? ( дети находят в словаре и читают, учитель показывает табличку) . / - Почему сказка называется «Тёплый хлеб»? Какое значение ближе к смыслу названия? Творческая письменная работа. - Какие добрые советы вы получили из сказки Паустовского? Чему учит сказка? ( чтение выводов на табличках, таблички убираются) . - Самостоятельно по памяти запишите советы в тетрадь. - Будем проверять( учащиеся читают записанные советы) . Работа с пословицами. - Прочитайте пословицы о добре и зле. - Какие из них по смыслу подходят к сказке «Тёплый хлеб»? Запишите в тетрадь. Итог урока. - Что узнали на уроке? Оценки за урок с комментированием. Домашнее задание. - Выберите вариант д/ з: 1) . Назвать добрые советы сказки Паустовского. 2) . Подобрать пословицы о добре и зле. 3) Нарисовать иллюстрацию к сказке Паустовского. - Я слышу хорошо. Я слышу вас прекрасно. - Какой сейчас урок, скажи, Динара? - У меня хорошее настроение, я буду работать активно. - Я чувствую себя прекрасно, готова включиться в работу. - Дежурный звук[ к] . - Будем говорить с интонацией. - Мы проводили речевую зарядку. - Мы изучаем сказку Паустовского «Тёплый хлеб». - Мы изучаем сказку, которая называется «Тёплый хлеб». Её написал К. Г. Паустовский. - Вадик, Радомир и Динара рассказывали, как Филька с Конём помирился. Я, Коля и Света подбирали пословицы об отношении людей к хлебу. - Добрые советы сказки Паустовского. - Чтобы исправить, остановить зло, надо совершить добрый поступок. - надо сделать доброе дело, чтобы наступило тепло. - Чтобы победить зло, надо совершить добро. - Мельник ничего не подсказал, Филька сам находит выход. - Филька долго думал и сам нашел выход. Он рассчитывал на помощь ребят. - всем селом, дружно; - пустили в работу; сделали так, чтобы мельница стала работать. - Ребята и старики дружно работали у мельницы и спасли всех от голода. - У мельницы шла дружная работа, и к вечеру мельница стала молоть зерно. - Всем селом сделали так, чтобы мельница стала работать. - Мне кажется, Филька пришёл мириться с Конём. - Как Филька помирился с Конём. - Филька просит прощения у Коня, потому что сначала он его обидел. - Филька помнил слова дедушки Панкрата «спасёшь от стужи, не будет вины перед раненой лошадью». - Конь понюхал Фильку, испугался и отошёл. - Конь не взял хлеб, потому что помнил обиду этого мальчика. - Я думаю, в душе Коня осталось недоверие к этому мальчику. - Да, изменился. Он стал ласковый, доверчивый. - Он понял, что нельзя думать только о себе. - Он перестал быть равнодушным. - Хлеб да вода – крестьянская еда. - Хлеб – всему голова. - Хлеба нет – и корочка в честь. - Хлеба к завтрему оставляй, а не дела. - Хлеб за брюхом не ходит, а брюхо за хлебом. - Мы видим, что люди относились к хлебу с уважением. - Люди уважительно относились к хлебу. Не успевший остыть. Свежий. Добрый, победивший зло. - Хлеб дали людям, когда добро победило зло. - Хлеб помог помириться Фильке с Конём. - Хлеб был тёплым, потому что его только что испекли. Главное, хлеб был добыт добрым поступком. Сделав худа, не жди добра. Не плюй в колодец – пригодится воды напиться. Коли хочешь себе добра, никому не делай зла. - Мы узнали добрые советы Паустовского. - Я узнала, почему так называется сказка.

Оставить комментарий: