Реализация мероприятий, направленных на работу с одаренными детьми.

Опубликовано: 10:19:29 13-11-2016

Документы для скачивания:

29837_odarennost.docx
Формат: .docx

Содержимое файтов:

29837_odarennost.docx

Информационная справка Реализация мероприятий, направленных на работу с одаренными детьми. Наш коллектив определил свой выбор на выявлении творческой одаренности воспитанников, так как творчество является важным элементом всех видов одарённости, которые не могут быть представлены отдельно от творческого компонента. Система работы с одаренными детьми, реализуемая в ДОУ, включает в себя пять основных направлений, которые тесно связаны и интегрируются между собой: 1. Создание специальной развивающей творческой среды, способствующей выявлению одаренных детей и развитию их творческого и интеллектуального потенциала; 2. Совершенствование научно- методического уровня педагогов по работе с одаренными воспитанниками; 3. Выявление и дальнейшее отслеживание у детей творческой одаренности; 4. Организация работы с одаренными детьми и их родителями; 5. Разработка механизма работы по взаимодействию с социальными институтами села в целях создания наилучших условий для проявления творческого потенциала детей и дальнейшего их развития. В работе с одаренными детьми используем разнообразные направления, формы и методы, в основе котор ых лежит программа Лыковой «Цветные ладошки». Применение на занятиях различных современных технологий, в том числе и нетрадиционных техник рисования, художественное творчество, что позволяет воспитателю наиболее полно активизировать ресурсные возможности ребенка. Для развития социальной уверенности детей в стар шем дошкольном возрасте, воспитателем создаются условия для повышения эффективности взаимодействия ребенка со сверстниками, поддержке и развитию лидерских способностей. П едагоги участвуют в подготовке детей к конкурсам, оформляют совместно с родител ями и с ребенком п ортфолио. Обязательным условием является момент, что ребенок является активным участником создания своего портфолио: выбирает тему для оформления, производит отбор материала, что он хочет там разместить- только так, на наш взгляд сохраняется индивидуальность портфолио, и желание ребенка его оформлять и представлять своим товарищам, рассказывая об интересных моментах в жизни. консультируют родителей, по созданию условий, способствующих успешности ребенка: педагоги поощряют личностные достижения каждого воспитанника, в группах создают среду, которая способствует организации самостоятельной деятельности детей по их интересам и склонностям( центр" Книги" , " Познавайка" , " Творческие уголки" " центр театра" " Центр спорта" ) ; способствуют формированию положительной самооценки, поощряют любознательность, активность, старание. В этом учебном году активизирована работа по организации различных состязаний интеллектуального и творческого характера, педагоги внутри групп организуют конкурсы чтецов, конкурсы- выставки творческих р абот, конкурс «Новогоднее волшебство », «Огородное чудо» и т. д. ) , это создает возможность детям проявлять свои способности и почувствовать успешность своей деятельности, стимулирует к активности, к достижению новых результатов. Организация информационной среды для родителей: - проведен цикл общих групповых родительских собраний с использованием разнообразных форм работы по вопросам детской одаренности( «Одаренный ребенок и как его воспитывать», «Творим вместе! », «Как создать уголок творчества дома») - памятки и печатные консультации родителям по взаимодействию детей с целью развития творческих способностей; - в прихожих групп оформлены уголки для родителей « Наше творчество ». - оформляются благодарность родителям за помощь участие в образовательном процессе ДОУ. Совместная практическая деятельность способного ребенка и его родителей( совместные газеты, выставки творческих работ, подготовка проектов и т. д. ) Для развития творческой и познавательной активности детей родители помогают детям участвовать в различных творческих и познавательных конкурсах различного уровня, проводятся совместные театрализованные представления для детей. На наш взгляд, одним из приоритетный направлений в разработке системы работы с одаренными воспитанниками является разработка механизма преемственности с социальными институтами села с целью демонстрации достижений, успехов воспитанников, а также с целью дальнейшего развития ребенка. На с егодняшний день Чистопольский Дом культуры и Чистопольская детская б иблиотека активно сотрудничают с нами: - Дом культуры приглашает на праздничные мероприятия, творческие выставки, театрализованные представления; - прив лекаются ученики школы к мероприятиям в ДОУ( праздники, творческие заседания, развлечения и т. д) ; - дети группы участвовали в программе Дома культуры «Праздничный вернисаж», посвященному Дню матери( приложение№7) - с Библиотекой создан совместный проект «Книжкин дом», в феврале планируется совместное мероприятие. Мы интересуемся дальнейшими достижениями наших воспитанников и на сегодняшний день имеем информацию о дальнейшем их личностном росте, результаты которого свидетельствуют об эффективности работы в данном направлении и о достижении ожидаемых результатов: - повысился образовательный уровень педагогов в плане работы с одаренным детьми; - пополнена ПРС ДОУ; - повысилась активность участия детей и педагогов в конкурсах различного уровня; - прослеживается положительная динамика в росте общего развития способных детей, так и в развитии интеллектуально творческого потенциала; - разработан механизм преемственности между шк олой и Домом культуры, Библиотекой; - повысилась активность родителей в вопросах развития интеллектуально- творческого воспитания и развития детей. Однако при организации работы эксперимента выявилось ряд проблем: 1) трудность в выявлении детской одаренности в дошкольном возрасте, связанные разнообразием видов, теоретических подходов и методов их раскрытия; 2) неустойчивость проявления детских наклонностей и интересов( дошкольники только пробуют себя в разных видах творчества) ; 3) отсутствие возможности дошкольника посещать несколько кружковых объединений по интересам детей, т. к. это противоречит требованиям СанПиН, ( превышается время учебной нагрузки на ребенка, хотя в школе это не учитывается) ; От интеллектуально- творческого потенциала наших детей зависит будущее нашей страны и основная цель работы с одаренными детьми в нашем детском саду – это содействовать их превращению в одаренных школьников, а в дальнейшем взрослых, которые выступают в качестве важнейших ресурсов развития нашей страны. Программа по работе с одаренными детьми на 2015 – 2016 гг. Программа по работе с одаренными детьми на 2015 – 2016 гг. Муниципального дошкольного образовательного казенного учреждения «Детский сад «Золотой ключик» села Троицкое Целинного района Республики Калмыкия Содержание Пояснительная записка. Цели и задачи программы работы с одаренными детьми. Принципы организации педагогического процесса. Методы диагностики в ходе реализации программы. Реализация направлений работы. Ожидаемые результаты выполнения работы. Планирование. Пояснительная записка В последнее время актуальность и значимость проблемы раннего выявления и развития одаренности все больше возрастает. Дошкольное детство является очень благоприятным периодом для развития одаренности. Однако возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются слабо. Это обусловлено, с одной стороны, долго преобладавшей ориентацией на «среднего» ребенка, с другой стороны –отсутствием у работников системы дошкольного образования необходимых знаний о методах выявления и развития одаренности на этапе дошкольного детства. Поэтому в реальной практике дошкольных учреждений остро ощущается необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы всего педагогического коллектива по выявлению, поддержанию и развитию одаренных дошкольников. В эту работу должны быть включены родители, социальные институты. Работа с одаренными и способными детьми, является одним из важнейших аспектов деятельности нашего детского сада. Направление деятельности нашего дошкольного образовательного учреждения осуществляется в рамках приоритетного национального проекта «Образование»: создание развивающей творческой среды, способствующей выявлению и развитию индивидуальных способностей в раннем возрасте; развитие системы поддержки и сопровождения детей, с целью формирования их социального опыта и развития жизненно необходимых умений и навыков для успешной адаптации к условиям изменяющейся действительности; повышение профессионального уровня педагогов; сохранение и укрепление здоровья дошкольников через создание интересной, насыщенной, и увлекательной дошкольной жизни; использование современных технологий. Проблема организации педагогического процесса, развивающего одарѐнность, рассматривается в работах Ю. К. Кулюткина, М. И. Махмутова, А. М. Матюшкина, В. И. Панова, А. В. Хуторского и др. Исследователи отмечают, что следует осуществлять системное формирующее воздействие на одаренных детей через определенный комплекс психолого- педагогических условий. Среда детского сада, в которой одарѐнность может актуализироваться, должна обладать следующими особенностями: Высокой степенью неопределенности и потенциальной многовариативностью( богатством возможностей) . Неопределенность стимулирует поиск собственных ориентиров, а не принятие готовых. Многовариативность обеспечивает возможность нахождения путей решения. Кроме того, такая среда должна содержать образцы креативного поведения и его результаты. Предметно- информационное обогащение среды. Предполагает наличие необходимого( максимального) материального и информационного ресурса, доступность и разнообразие предметов в данной среде, возможность любого их использования. Активизация трансформационных возможностей предметно- пространственной среды. Предметно- пространственная среда должна быть способна к самым разным, неожиданным преобразованиям. Гибкость в использовании времени, средств и материалов. Предполагает отсутствие прямых указаний, предоставление дошкольникам возможности самостоятельно ставить задачу, выбирать время, последовательность, способы ее решения. Сочетание индивидуальной игровой и исследовательской деятельности с ее коллективными формами. Одаренного ребенка необходимо обучать не только в индивидуальной, но и коллективной творческой деятельности. Программа разработана в соответствии: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации( Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Закон Республики Калмыкия от 15 декабря 2014 года № 94- V- 3" Об образовании в Республике Калмыкия" . Принят постановлением Народного Хурала( Парламента) Республики Калмыкия от 12 декабря 2014 года № 200- V Конвенция о правах ребенка( принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 20. 11. 1989г. ) Принципы развивающего обучения; Изменениями в содержании образования( Работа с талантливыми детьми. ) ; Учет принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Спецификой и возможностями образовательных областей; Использование диагностических материалов. Срок реализации плана программы сентябрь 2015 — август 2016 год. I. Цели и задачи программы работы с одаренными детьми Цель: Создание оптимальных условий для выявления, гармонического развития детей с высоким уровнем способностей в условиях детского сада и их самореализации при тесном взаимодействии с семьей и другими социальными институтами. Задачи: Проанализировать основные направления работы с одаренными детьми в ДОУ Определить общие организационные методы и приемы «Одаренный ребенок в ДОУ» Повышение научно- теоретических и практических знаний педагогов по вопросам работы с одаренными детьми. Повышение качества методической работы с кадрами в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Интеграция основного и дополнительного образования на основе привлечения всех существующих и потенциальных ресурсов. Обеспечение преемственности в работе с одаренными детьми между ступенями обучения( дошкольное образование –начальное общее) . Оказание консультативной помощи родителям детей с признаками одаренности. Педагогические задачи: Осуществление индивидуализации обучения и воспитания; Реализация личностно- ориентированных технологий в практику обучения; Формирование системности в знаниях и умениях по разным предметам; Повышение качества обучения; Осуществление мероприятий по социальной адаптации одаренных воспитанников. II. Принципы организации педагогического процесса. Принцип индивидуализации – состоит в учете психологических индивидуальных различий воспитанников: их темперамента, типа мышления, динамики психических процессов и т. д. Индивидуализация одаренных воспитанников заключается в психолого — педагогической поддержке, разработке индивидуальных образовательных маршрутов, подборе педагогического инструментария для контроля и коррекции хода и результатов процесса обучения и воспитания. Принцип дифференциации – это такой подход к обучению и воспитанию, который учитывает различие воспитанников. Для обучения одаренных воспитанников применяется как внутренняя, так и внешняя дифференциация. Используются адаптивные разноуровневые формы обучения и контроля. Принцип гуманитаризации – заключается в преобладании наук, связанных с изучением общества, культуры, истории народа в учебных планах. В процесс обучения включены такие предметы, как «Музейная педагогика», «Краеведение» и др. III. Методы диагностики в ходе реализации программы: Наблюдение и регистрация данных о продвижениях ребенка( дневниковые записи) . Интервью и беседы. Помогают составить представления о том, как ребенок включается в ту или иную деятельность, чем он интересуется больше всего, какие у него предпочтения. Специальные методы( деятельность психолога: тестовые задания, проективные методы, анкетирование родителей, педагогов) . Коллекции детских работ( достижения ребенка в проектной деятельности, практической деятельности) . Регулярное отслеживание результатов деятельности педагогов( промежуточный, итоговый контроль) . Творческие отчеты, презентации детско- родительских проектов. Конкурсы, фестивали, выставки. IV. Реализация направлений работы. Психолого- педагогическое сопровождение одаренных детей: создание банка данных индивидуально- психологических характеристик одаренных воспитанников; организация и проведение психолого- педагогического консультирования дошкольников, педагогов, родителей; разработка конкретных рекомендаций по работе с каждым из одаренных детей; оказание поддержки всем участникам программы «Одаренные дети»; организация консультаций для педагогов. Организация работы с одаренными воспитанниками в рамках образовательного процесса: Эта работа будет осуществляться через исследовательско- образовательную комплексную деятельность в процессе разных форм работы, направленных на расширение потенциала творческих и интеллектуальных способностей детей через активизацию детской жизнедеятельности. Выбор педагогов для работы с одаренными воспитанниками. Формирование учебных групп из одаренных воспитанников( с разной целевой направленностью) . Выбор стратегии обучения для каждого одаренного воспитанника. Разработка программ индивидуальной работы с одаренными воспитанниками. Организация работы с одаренными воспитанниками во внеурочной деятельности: Организация индивидуальной работы Организация проектной деятельности, проекты индивидуальные, групповые, семейные- Организация опытно- исследовательской деятельности- Организацию экскурсий, выходов в театр, музеи и т. д. - Организация предметных( персональных) выставок. - Организацию вечеров и праздников. - Создание театральных уголков в каждой групповой комнате. - Создание спортивных центров в группах. - Организация конкурсов, викторин, интеллектуальных игр. - Выпуск стенгазет. - Организация кружков, секций, занятия в клубах, учреждениях дополнительного образования Для успешной работы по реализации программы особо важным для нас является использование не только уже хорошо себя зарекомендовавших форм и методов работы с детьми в МДОКУ «Детский сад «Золотой ключик», но и внедрение новых. Одной из таких форм являются кружки: Кружок калмыцких национальных игр «Альвн харадас» Кружок изобразительного творчества «Волшебный мир фантазий» — художественное творчество. Ведущим свойством способности к изобразительной деятельности является воображение, без которого невозможно воплощение замысла. Свойством, обеспечивающим изобразительную деятельность и составляющим как бы фон этой деятельности, является определенный эмоциональный настрой. Эти особенности структуры изобразительных способностей следует учитывать, строя систему обучения изобразительной деятельности. Основная цель обучения изобразительной деятельности — развитие творческих способностей детей. Хореографическая студия «Тюльпанчик» Немаловажное значение имеет применение интегративного метода работы с дошкольниками, предполагающего содержательное обогащение, дополнение к обязательному базовому стандарту дошкольных дисциплин. Хорошо себя зарекомендовал и будет в дальнейшем использоваться «метод проектов» в работе с детьми старшего возраста. Работа над проектом предполагает рост познавательной активности и самостоятельности детей, способствует развитию индивидуального творческого потенциала ребенка. Организация взаимодействия с родителями одаренных детей: родительский клуб анкетирование, по результатам которого мы узнали об отношении родителей к данному развитию их детей; родительское собрание, на котором были показаны результаты усвоения программы детьми за учебный год и предложены основные положения программы" Одаренный ребенок" и значение ее в будущей адаптации ребенка в социуме; подготовлены папки- передвижки, консультации, перспективный план, рекомендации для родителей по воспитанию и развитию детей; система работы с родителями по внедрению программы «Одаренный ребенок» детско- родительские проекты Формы работы с педагогами: педагогическое проектирование- открытые показы, семинары- практикумы, консультации. Взаимодействие с организациями: ДШИ села Троицкое Детские сады Целинного района ОУ села Троицкое V. Ожидаемые результаты: В результате целенаправленной исследовательско — образовательной работы предполагаем выявить и проследить возможности психолого- педагогического сопровождения развития детей с высоким уровнем способностей на основе комплексной диагностики и дальнейшего маршрута индивидуального развития. В процессе работы планируем значительно обогатить предметно- развивающую среду, приобрести современные диагностические материалы, которые позволят качественно проводить диагностику творческого и интеллектуального развития детей, а также диагностику готовности детей к обучению в школе. Планируем детально разработать и более качественно организовать систему дополнительного образования. В результате нашей совместной деятельности произойдет активизация и обогащение воспитательных умений родителей. Повысится профессиональный уровень педагогов. Воспитатели смогут вести целенаправленное наблюдение за каждым ребенком, вовремя выявлять признаки одаренности, и тем самым помогут родителям создать все необходимые условия для развития таких детей. В группе ДОУ может оказаться ребенок, который будет заметно отличаться от других детей группы. Он задает много вопросов, проявляя интерес к окружающему, как правило, успешен в деятельности, знает больше, чем его сверстники, отвечает на вопросы раньше, чем воспитатель успел их полностью сформулировать; приносит в детский сад новые интересные книги, увлекательно пересказывает их содержание, придумывает необычные истории и сказки, строит удивительные постройки, экспериментирует с предметами, пытаясь понять различные закономерности. С таким ребенком интересно общаться, но он иногда не «удобен» в общей работе с детьми: перебивает, стараясь быстрее дать ответ, задает вопросы, которые ставят Вас в тупик, навязывает свое мнение, мешает воспитателю заниматься с другими. Возможно, что это одаренный ребенок. Одаренность — это высокий уровень развития способностей ребенка, сопровождающийся также значительной познавательной активностью. Способности всегда проявляются в деятельности, следовательно, и одаренность может проявляться и развиваться только в конкретной деятельности. Выполняя ее, ребенок испытывает удовольствие, радость. Чем больше дошкольник занимается этим видом деятельности, тем больше ему хочется это делать, ему интересен не результат, а сам процесс. Больше всего это относится к специальным способностям: музыкальным, изобразительным, математическим и др. Наше дошкольное учреждение уделяет огромное внимание развитию музыкальных способностей. В дошкольном учреждение для творчески одаренных детей создан кружок «Топотушки», в котором решаются образовательные, воспитательные задачи средствами музыкального искусства. Театральная деятельность развивает дошкольников в разных направлениях. Музыкальные руководители уделяют большое внимание, развитию певческих навыков, используя попевки, вокальные переклички, песенки, выразительные движения, сказочные образы способствующие развитию у детей выразительной пластики движений, способность к импровизации. Руководитель кружка обучает дошкольников игре на музыкальных, народных инструментах. Занятия в кружке дают удовлетворительные результаты, способствуют развитию музыкального слуха и творческого воображения. Задача руководителя кружка помочь таланту состояться. Но для развития творческих способностей очень важно участие родителей. Мы проводим праздники, развлечения, конкурсы с участием родителей. ( Музыкально- спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья», 2011 г и другие) . Воспитанники кружка имеют более устойчивую психику, они коммуникабельны. Детикружка выступали с танцевально- музыкальной композицией «Цыплята» на юбилее нашего детского сада «А нам 25»( 2011 г) , принимают участие в конкурсах, выступают на выпускных утренниках нашего детского сада. Некоторые наши выпускники продолжали развитие творческих способностей, обучаясь в музыкальной школе. Одаренность, также как и способность, может быть общей и специальной. Существует одаренность, которая влияет на успешность во многих видах деятельности, и тогда она может быть названа общей одаренностью. Общую одаренность принято подразделять на умственную и художественную. Умственно одаренные дети способны правильно решать очень разнообразные познавательные задачи. Дети четко видят условие, выделяют в задаче существенные отношения, находят решение через переструктурирование условий. Задача часто решается в уме, легко и быстро. Ребенок может придумать совершенно неожиданный, оригинальный ход решения задачи. Умственно одаренные дети обладают также не насыщаемой познавательной активностью, потребностью приобретать новые знания, любознательностью, стремлением находить и решать разнообразные познавательные задачи. Развитие умственных способностей является основным содержанием умственного развития ребенка. В нашем детском саду организован математический кружок «Волшебные фигуры». Руководитель кружка через игры, головоломки, развивающие задачи развивает у детей креативность и гибкость мышления, любознательность, наблюдательность, оригинальность умозаключений. Также развивается воображение, память, внимание. На занятиях воспитатель воспитывает находчивость, активизируем мыслительную деятельность. Общая художественная одаренность обнаруживается, если ребенок проявляет себя успешно в нескольких видах художественной деятельности, например, изобразительной, музыкальной, литературной. Можно выделить особенности, дающие возможность предположить высокий уровень развития способностей, одаренность. Они проявляются в повседневной жизни, в самостоятельных занятиях детей, при выполнении различных заданий дома, в детском саду, в кружке. Эти особенности можно обнаружить, непосредственно наблюдая за ребенком и в беседах с взрослыми, окружающими ребенка. Первая из них — любознательность, познавательная активность, направленная на знакомство с окружающим миром, на понимание этого мира. Познавательные интересы могут проявляться в разных сферах и разных формах. Это и экспериментирование с различными механизмами, стремление разбить и собирать сложные устройства. Или задавание детьми взрослым вопросов, в которых дети пытаются выявить закономерности, лежащие в основе каких- либо наблюдаемых явлений. Однако постоянные «Почему? » могут иметь разный смысл. Дети иногда задают вопросы, чтобы привлечь внимание взрослого, наладить с ним общение. Одаренный ребенок задает вопрос с познавательной целью, заинтересован в получении обоснованных, неформальных ответов. О наличии познавательных интересов свидетельствует также поведение ребенка на занятиях, направленное на получение новой информации, решение познавательных задач. Однако может оказаться, что содержание занятий неинтересно одаренному ребенку, так как он проявляет интерес к другой сфере окружающего мира или просто знаком с предлагаемым материалом. Особенностью мышления одаренного ребенка с высоким уровнем развития умственных способностей является логичность и последовательность рассуждений, которая не свойственна большинству людей этого возраста. Одно из ярких проявлений одаренности в дошкольном возрасте — богатство фантазии. Одаренные дети, как правило, чаще других что- нибудь придумывают, сочиняют. Процесс фантазирования идет легко, взрослому не надо создавать ситуацию, которая провоцировала бы ребенка — он сам охотно сочиняет. Персонажи, о которых идет речь в придуманной истории, чаще всего необычны, нестандартны, фантастичны. Так, если ребенок со средним уровнем развития фантазии, придумывая сказку про зверей, чаще всего говорит о лисе, медведе, волке, зайце, то в сказках одаренного ребенка появляются такие персонажи как Жар- птица, бобер, черепаха, бабочка и т. п. Действия, которые совершают эти герои, тоже необычны, редко встречаются в рассказах и сказках других детей. ( Работа данной направленности проводится в кружке «Ритмичный язычок» руководитель Бочкова Г. А) И, наконец, центральным проявлением одаренности, в котором фокусируются все особенности одаренных детей, можно считать характер детских замыслов, относящихся к разным видам деятельности дошкольников. То, как ребенок задумывает игру, как он сочиняет рассказ, как планирует будущую постройку, рисунок или аппликацию помогает определить уровень развития его способностей. Для одаренных детей характерно богатство первоначального замысла, продуманность последовательности выполняемых действий, создание предварительного образа того, как будет разворачиваться сюжет игры или рассказа, как будет выглядеть задуманная конструкция или рисунок. Помимо развернутости и продуманности замысла детей может отличать высокая степень оригинальности — несоответствия общепринятому, что, как правило, передается детям от взрослых путем направленного или стихийного обучения при придумывании кем- то из детей детского коллектива и передается от ребенка к ребенку. Во всем, что придумывает одаренный ребенок, отражается его индивидуальность, его внутренний мир и своеобразие восприятия окружающего мира. Иногда дети дошкольного возраста создают такие замыслы, которые остаются нереализованными, да и не могут быть реализованы из- за их не реалистичности, несоответствия возможностям детей( если речь идет о детской деятельности типа рисования и конструирования) . Создавая такие замыслы, дети не исходят из реальной ситуации, не включают планирования предстоящей деятельности, продумывания последовательности ее выполнения и представления конечного результата, а ограничиваются «пустым», как правило, чисто словесным фантазированием. Наличие таких замыслов нельзя считать проявлением детской одаренности. Выделяемые обычно родителями и воспитателями в качестве признаков умственной одаренности высокое речевое развитие, запоминание большого количества стихов и сказок, сами по себе о такой одаренности свидетельствовать не могут. Большой объем знаний также часто основывается на хорошей памяти ребенка, а хорошая память, хотя и характерна для многих умственно одаренных детей, однако не является определяющим в их развитии. Часто хорошая механическая память оказывается чисто возрастной характеристикой дошкольников, ее уровень значительно меняется на протяжении дальнейшей жизни ребенка. Знания, приобретенные на основе запоминания, могут усваиваться формально, без достаточного осмысления, и вовсе не сказываться на уровне умственного развития дошкольника. Хороший уровень развития речи также не служит сам по себе достоверным показателем одаренности ребенка. Нужно различать случаи так называемого «вербализма», когда развитая речь является единственным «достижением» ребенка и маскирует недостаточное развитие необходимых для этого возраста наглядно — образного мышления, воображения, слабое владение детскими видами деятельности. У одаренных детей, особенно это проявляется у детей со специальной одаренностью( в области математики, изобразительнойдеятельности, музыки и других) , могут по- разному проявляться различные познавательные процессы. В деятельности, связанной с одаренностью, дети гораздо лучше запоминают, дольше могут быть внимательными, сосредоточенными, дольше сохраняют работоспособность, легче усваивают материал, чем в других видах деятельности. Часто одаренные дети обладают также рядом сходных личностных черт. Для них характерно упорство в достижении цели, сопровождающееся тем, что ребенок несколько часов подряд может быть поглощен делом, возвращаться к нему в течение нескольких дней, если что- то очень заинтересовало ребенка или его не устраивает результат. Это нередко связано со стремлением ребенка к совершенству, желанием сделать что- то очень хорошо, достигнуть высшего уровня выполнения задания( рисунка, постройки, прочтения стихотворения, сочинения истории и т. п. ) . Приложение 1. Дети часто обнаруживают обостренное чувство справедливости, возникающее за счет опережающего нравственного развития. Они остро реагируют на несправедливость окружающего мира, предъявляют высокие требования к себе и окружающим. Часто для них характерны повышенная уязвимость и преувеличенные страхи, они чрезвычайно чувствительны к неречевым сигналам окружающих, таким как взгляд, жест, поза. Одаренным детям свойственен высокий энергетический потенциал: они рано перестают спать днем, активны в течение всего времени пребывания в детском саду. Умственно одаренных детей, как правило, характеризуют также неравномерность развития: опережение умственного развития по сравнению с эмоционально- личностным. Такое расхождение создает в жизни одаренного ребенка много проблем. Повышенная восприимчивость, чувствительность к окружающему приводит к уязвимости, ранимости психики, не способной адекватно отреагировать на такое количество воздействий. Дети многое воспринимают на свой счет, чувствуют вину, даже когда их ни в чем не обвиняют. Критичность к себе часто приводит к тому, что ребенок начинает плохо относиться к самому себе, плохо себя оценивает, становится неуверенным. Взрослые не могут понять, почему ребенок с такими большими возможностями так не уверен в себе, чувствителен, раним. Однако часто они сами способствуют этому. Успехи детей со средними, низкими способностями поощряются, их хвалят, замечают их достижения. Успехи же одаренного ребенка считаются чем- то само собой разумеющимся, его не поощряют, боясь перехвалить. И ребенок начинает сомневаться в своих возможностях, считая, что его не отметили, потому что он сделал что- то недостаточно хорошо. Бывают и такие одаренные дети, которые очень высокого мнения о своих возможностях, и взрослые также, чтобы не перехвалить, стараются не отмечать успехи ребенка. Но ребенок нуждается в оценке своих достижений. И поэтому следует давать ему понять, что успехи действительно есть. Но лучше сравнивать результаты деятельности одаренного ребенка не с результатами других детей, а с его собственными прежними достижениями. Одаренные дети часто находятся в сложных взаимоотношениях с другими детьми группы. Повышенная активность и инициатива ребенка на занятиях, стремление привлечь внимание взрослого, подкрепленное возможностями ответить на вопросы воспитателя раньше других детей, приводит к тому, что другие дети начитают отрицательно относиться к проявлениям одаренного ребенка. Да и сам одаренный ребенок нередко бывает, нетерпелив по отношению к другим детям, часто не может принять то, что предлагают дети, стоящие ниже его в развитии. Он делает им замечания, перебивает, всячески выражает нетерпение, досаду. Следует учить одаренного ребенка принятию окружающих. В общении с одаренным ребенком важно быть особенно терпеливым и не забывать хвалить его, когда он проявляет терпение, дает возможность другим детям и взрослым выразить свою мысль полностью, закончить предложение. Уже в дошкольном возрасте следует учить одаренных детей стараться не наносить обиды другим детям, постоянно поправляя, уточняя, а иногда и высмеивая их высказывания и поступки. Важно объяснить ребенку, что когда- то лучше подождать с ответом, замечанием, чтобы дать возможность и другим детям проявиться, а не просто все время быть первым и добиваться утверждения своего мнения. Часто родители и воспитатели создают вокруг одаренного ребенка «эффект ореола», ожидая от него высоких результатов буквально во всем. Однако вполне возможно, что способности ребенка высоки только в отдельных сферах. Одаренному дошкольнику полезно сталкиваться с ситуациями, в которых он не блещет, не достигает вершин. Ребенок может принимать участие и получать удовольствие от занятий, в которых он не преуспевает. Следует дать понять ребенку, что неудача — нормальная вещь, случающаяся со всеми. Выявление одаренных детей возможно различными путями. Самый простой и доступный для воспитателей — это наблюдение. Результаты наблюдения могут быть использованы при заполнении специальных анкет, разрабатываемых для родителей и воспитателей. Еще один возможный путь — это тестирование при помощи специальных заданий. Выявление умственно одаренных детей предполагает использование «тестов интеллекта» — методик, направленных на оценку общих умственных способностей детей, «креативных тестов» — методик, направленных на оценку уровня развития творческого мышления и воображения, и методик, направленных на оценку познавательной активности. Уровень выполнения детьми «тестов интеллекта» и «креативных тестов» часто не совпадает: те, кто успешнее по первому типу методик, могут не выделяться при выполнении заданий второго типа, и наоборот. Однако возможно и сочетание высокой успешности по обоим видам тестов. Такое сочетание и будет наиболее достоверно свидетельствовать о высоком уровне общей умственной одаренности ребенка. Проведение тестирования, оценка полученных результатов, их интерпретация должны проводиться только квалифицированными специалистами — психологами. Возможен также отбор детей в процессе их обучения по специальной программе, когда успевающие дети оцениваются как одаренные. Обучение одаренных детей можно проводить как в обычных группах, так и специально для них создаваемых( кружках) . Если ребенок посещает обычную группу, воспитателю следует подбирать для занятий материал повышенной сложности, который обеспечивал бы и его развитие. Можно также предлагать такому ребенку проделать не один, а два или несколько вариантов решения, например, на занятиях по изобразительной деятельности, конструированию, художественной литературе. Чтобы ребенок не мешал другим детям, следует договориться с ним, что свои варианты ответа он не будет стараться выкрикивать первым, а постарается сдержаться и сказать воспитателю «на ухо». Для одаренных детей по продуктивному творчеству в нашем дошкольном учреждении воспитателями организована работа кружка «Радуга». Деятельность кружка направлена на развитие творческих способностей дошкольников. Ребенок знакомится с художественными приемами, поделочными материалами, способами украшения своих работ. Поделки детей имеют разное назначение: оформление интерьера детского сада, сувениры и поделки к праздникам( 8 Марта, 23 Февраля, Новый год) . ( Приложение 2, 3) Работы наших воспитанников принимают участия в областных, районных, муниципальных конкурсах, где занимают призовые места. Участие в конкурсе детского творчества по безопасности дорожного движения «Дорога глазами детей»: в номинации «Работа из природного материала»( на областном уровне, 2 место, 2009 г) . в номинации «Мягкая игрушка»( на областном уровне, 1 место, 2010 г) . в номинации «Декоративно- прикладное творчество»( на районном уровне, 1 место, 2011 г) . 2009 год — конкурс детских работ из природного материала «Сказки осени»( уровень ДОУ, 2 место) 2009 год – конкурс «Зимние фантазии»( уровень ДОУ, 2 место) 2010 год – конкурс совместного творчества детей и родителей «Букет для милой мамочки»( на уровне ДОУ, 2 место) . Участие в районном конкурсе «Вместо ёлки — новогодний букет»: в номинации «Сюжетные зимние композиции»( на районном уровне, 1место, 2011 г) в номинации «Новогодняя сказка»( на районном уровне, 1 место, 2012 г) 2012 год – конкурс рисунков на тему: «Земля наш общий дом»( на уровне ДОУ, 2 место) . 2012 год – конкурс рисунков на тему «В гости к Светофор Светофорычу»( на уровне ДОУ, 1 место) . 2013 год – районно- просветительская акция «В гостях у леса» в номинации «Рисунки»( на районном уровне, 2 место) 2013 год – конкурс рисунков на тему: «Портрет моей мамочки»( на уровне ДОУ, 3 место) . 2013 год – конкурс рисунков на тему «Пришла весна»( на уровне ДОУ, 1 место) . 2013 год – спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья! »( на уровне ДОУ, 1 место) . Специальные программы для одаренных детей должны быть, в первую очередь, направлены на развитие способностей, соответствующих одаренности ребенка. Это могут быть программы, предназначенные для умственно или художественно одаренных детей, а также для детей, обладающих способностями в области музыки, изобразительного искусства. В программе следует также сделать акцент на развитие творческих способностей. Необходимо учитывать характерные личностные особенности и возникающие в связи с этим проблемы одаренных детей, уделяя, внимание установлению взаимоотношений детей друг с другом, обучению для этого специальным приемам, например, овладению средствами невербального общения. В то же — время программа должна быть сбалансированной и способствовать всестороннему развитию, предусматривать развитие двигательной и эмоциональной сфер. Программы должны учитывать развитие эмоционально- личностной сферы детей и давать возможность «проживания», прочувствования предлагаемых детям содержаний, например, произведений художественной литературы. Иначе может произойти формальное усвоение знаний, что приведет к еще большей рассогласованности эмоционально- личностной и интеллектуальной сторон индивидуальности дошкольника. Работу с одаренными детьми лучше проводить с привлечением игровой мотивации, позволяющей осмысливать ситуации, создавать проблемные ситуации, предлагать задачи и загадки. Целесообразно также использовать на занятиях соревновательную мотивацию, отвечающую стремлениям к первенствованию. Педагоги, привлекаемые к работе с одаренными детьми, должны также обладать рядом специальных качеств. Это, прежде всего, высокий уровень собственного интеллектуального развития, позволяющий общаться с одаренными детьми, отвечать на их многочисленные вопросы; это так называемая психологическая зрелость, предполагающая положительную реализацию себя в жизни и дающая возможность принятия за счет этого других людей, принятия нового; это положительная оценка самого себя. Человек с непринятием себя закрывается от других, боясь нанести урон себе. Это также эмоциональная стабильность, позволяющая контролировать эмоции, не реализовывать их на детях; это способность воспитателя работать по новой, необычной программе. Выявление, обучение и воспитание одаренных детей с учетом их особенностей — залог их дальнейшего благополучного развития. Профилактика правонарушений среди дошкольников Цель: обеспечить условия для целенаправленной воспитательной работы по профилактике и предупреждению безнадзорности и правонарушений среди воспитанников ДОУ. Задачи: 1. создание условий для раннего выявления несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, принятие мер по их воспитанию и получению ими дошкольного образования; 2. оказание действенной и незамедлительной психолого- медико- - педагогической помощи всем оказавшимся в сложной жизненной ситуации. 3. создание условий для раннего выявления семей, находящихся в социально опасном положении, а также родителей, недобросовестно исполняющих свои родительские обязанности по воспитанию детей, принятие к ним мер общественного воздействия и оказания им помощи в обучении и воспитании детей. Работа ведется по трем направлениям: Работа с воспитанниками; Работа с педагогами; Работа с родителями Несмотря на намеченные положительные тенденции в развитии общества, мы понимаем, что живем в сложный переходный период нашего государства, а именно- молодое поколение находится в очень трудной социально- психологической ситуации. В значительной мере разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Молодые люди утрачивают смысл происходящего и зачастую не имеют определённых жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый эффективный жизненный стиль. Профилактическая работа с воспитанниками – процесс сложный, многоаспектный, продолжительный по времени. Специфическая задача дошкольного учреждения в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений заключается в проведении ранней профилактики, основой которой является создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у детей дошкольного возраста. В системе профилактической деятельности дошкольного учреждения выделяют два направления: меры общей профилактики, обеспечивающие вовлечение всех воспитанников в активную деятельность и меры специальной профилактики, состоящие в выявлении воспитанников и семей, нуждающихся в особом педагогическом внимании и проведении работы с ними на индивидуальном уровне. Предметом этой деятельности в нашем дошкольном учреждении является психолого- педагогическое сопровождение воспитательно- образовательного процесса и психологическая поддержка воспитанников, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Психологическая поддержка детей дошкольного возраста включает в себя систему социально- психологических способов и методов. Реализация программы по развитию и коррекции эмоциональной сферы «Давай познакомимся», помогает детям прожить определенное эмоциональное состояние, выражать любовь к близким, воспитывать интерес к истории своей семьи. Программа способствует выработке у ребенка положительных характеристик, корректирует его нежелательные черты характера и поведения. Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, работа по развитию эмоциональной сферы проводится в игровой форме, так как именно игра является ведущим видом деятельности и она более близка и доступна детской психике. Изучение психоэмоционального состояния детей, начиная с первых дней поступления ребенка в дошкольное учреждение, диагностика эмоциональной сферы, с целью выявления тревожных детей, позволяет своевременно организовать профилактическую работу с воспитанниками, их родителями и педагогами. Безнадзорный – это несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению, содержанию со стороны его родителей, законных представителей либо должностных лиц. В связи с этим, важное место занимает организация работы с родителями. Информационная и просветительская деятельность является одной из форм профилактики безнадзорности и правонарушений. Большая работа проводится по изучению нормативно- правовых документов. Эффективным методом повышения педагогической компетенции родителей является организация совместных досуговых мероприятий, индивидуальные консультации и тренинги с семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, выступления узких специалистов( инспектор по пропаганде ГИББДД ОВД по г. Когалыму, педагог- психолог и т. д. ) . Для этого в учреждении проводятся мероприятия различной направленности, в которых дети и родители принимают самое активное участие: - праздники и развлечения ко Дню матери, к 23 февраля, к 8 марта и т. д. ; - спортивные соревнования, дни здоровья, веселые старты, часы подвижных игр, утренняя гимнастика; - конкурсы совместных работ детей и родителей; - викторины; - коллективно- творческие дела; - экологические акции; - выставки рисунков и декоративно- прикладного творчества- встречи с интересными людьми. Привлекая детей и родителей к активной совместной творческой и досуговой деятельности, мы отвлекаем их от негативного воздействия окружающего социума. Чем больше времени родители проводят вместе с детьми, тем с большей уверенностью можно сказать, что в это время у них формируется взаимопонимание, чувство любви к своим родным и близким.

Оставить комментарий: