ВОСПИТАНИЕ ГУМАННЫХ ЧУВСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ НАРОДНОЙ СКАЗКИ

Опубликовано: 11:08:24 13-11-2016

Документы для скачивания:

29840_gumannykh_chuvstv_u_doshkolnikov_posredstvom_narodnoy_skazki.docx
Формат: .docx

Содержимое файтов:

29840_gumannykh_chuvstv_u_doshkolnikov_posredstvom_narodnoy_skazki.docx

ВОСПИТАНИЕ ГУМАННЫХ ЧУВСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ НАРОДНОЙ СКАЗКИ   воспитатель   Тарасова Валентина И вановна МБДОУ Д/ С Аленушка Аннотация:   данная статья посвящена важной задаче воспитания сочувствия, сострадания и доброты у ребенка дошкольного возраста. Народная сказка является действенным средством воспитания гуманных чувств, а вариативность методов и форм работы зависит от творчества и фантазии педагогов. Ключевые слова:   воспитание,   духовность,   нравственность,   гуманные чувства,   народная сказка.  Дошкольный   возраст   является   наиболее   благоприятным   для   формирования   у   ребенка   различных   чувств,   в   том   числе   гуманных.   Формирование   гуманных   чувств   удошкольников   происходит   постепенно.   Маленькие   дети   стремятся   к   добрым   поступкам   сначала   ради   похвалы,   одобрения   взрослых.   Постепенно   привычка   поступатьхорошо,   делать   добро   перерастает   у   них   в   чувство   заботы   о   другом   человеке,   становится   их   естественной   потребностью   Особое место в этом отношении должна занять воспитательная работа с детьми 3–7 лет, потому что именно в этом возрасте закладывается ядро личности. Задача воспитания у детей гуманных чувств решается тем успешнее, чем гуманнее сами взрослые, чем добрее и справедливее они относятся к детям. Важно, чтобы взрослые выражали одобрение по поводу хорошего поведения ребенка, его доброжелательного отношения к сверстнику, поощряли дружные совместные игры, стремление выручить товарища, оказать помощь. Не менее важно, чтобы они искренне разделяли радость малыша при удачном завершении трудного для него дела, поощряли робкого ребенка, который боится неудач. Одобрение взрослых помогает ребенку убедиться в правильности своих поступков, вызывает желание повторять их, у ребенка пробуждается стремление быть хорошим, стать еще лучше. Учить детей сочувствию следует как на положительных, так и на отрицательных примерах. Только при сравнении хорошего, доброго с плохим, злым формируются гуманные чувства ребенка Воспитательно- образовательная   работа   с   детьми   по   воспитанию   гуманных   чувств   осуществляется   в   процессе   разнообразных   видов   деятельности: ‒   организованной образовательной деятельности; ‒   прогулок; ‒   наблюдений; ‒   игр; ‒   чтения и анализа художественных произведений; ‒   этических бесед с детьми на тему жизненных ситуаций; ‒   трудовой. Сказка   играет   большую   роль   в   жизни   дошкольника,   всесторонне   влияя   на   его   развитие.   Именно   в   народных   сказках   сохранились   особенные   черты   русскогохарактера,   присущие   ему   гуманные   ценности,   представление   о   добре,   красоте,   правде,   храбрости,   трудолюбии,   верности. Роль   русских   народных   сказок   в   воспитании,   становлении   духовного   и   нравственного   мира   ребенка   неоценима.   Сказка –   это   средство   приобщения   ребенка   к   миручеловеческих   судеб,   к   миру   истории,   это   «золотой   ключик»   к   изменению   мира,   к   его   творчеству,   к   созидательному   преобразованию» Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, помощи.   Слушая увлекательную историю, ребёнок в то же время упражняется в решении целого рода сложных задач, учится обосновывать свои действия, выстраивать взаимоотношения.   Несмотря на сюжетную незатейливость, сказки рассказывают о самом главном: они затрагивают вопрос о смысле жизни, о борьбе добра со злом, и воспитательное значение их огромно. Попадая в сказку, ребенок легко воспринимает «сказочные законы» – нормы и правила поведения, которые иногда с трудом прививаются детям родителями. На примерах сказочных героев дети учатся разбираться в людских характерах. Ведь в сказочных ситуациях, при всей их фантастичности, много весьма жизненных, легко распознаваемых ребенком моментов.   Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка Методы работы со сказкой в современном мире весьма разнообразны. К ним можно отнести и традиционные, такие как прочтение сказки, беседа по ней, так и нетрадиционные – создание игровых ситуаций, творческие задания по сказкам, различные виды драматизаций. Одним   из   действенных   методов   воспитания   гуманных   чувств   у   дошкольников   является   народная   сказка.   Необходимо   сохранить   и   в   наших   детях   этот   великийсвободолюбивый   дух   предков,   гуманность   их   отношений.   А   где,   как   не   в   сказке,   можно   смоделировать   такую   ситуацию,   вызывающую   переживания   маленькихслушателей,   заставить   их   пропустить   сказочные   события   через   свое   сердце,   напитать   душу   красотой,   узнать   свои   корни,   историю   своего   народа,   его   подвиги, замечательных   героев.   И   начинать   эту   работу   нужно   с   дошкольного   возраста,   когда   душа   ребенка   открыта   для   диалога   и   способна   впитывать,   как   губка,   всё   доброеи   вечное,   когда   его   память   способна   уяснить   и   надолго   сохранить   в   своих   арсеналах   эти   добрые   зёрна,   чтобы   потом,   во   взрослой   жизни,   суметь   всё   это   достойноприменить. Список литературы 1. Мулько И. Ф. Социально- нравственное воспитание дошкольников 5–7 лет / И. Ф.   Мулько.  – М. : Просвещение, 2004. – 96 с. 2. Смирнова Е. О. Моральное и нравственное развитие дошкольников/ Е. О.  Смирнова/ / Дошкольное воспитание – М. : Владос, 2005. – 98 с. 3. Усова А. П. Русское народное творчество в д/ саду/ А. П.  Усова.  – М. : Просвещение, 1998. – 49 с. 4. Фесюкова Л. В. Воспитание сказкой/ Л. В.   Фесюкова.  – М. : Просвещение, 1998. – 7 с.

Оставить комментарий: