Изобразительное творчество и игра

Опубликовано: 11:54:42 13-11-2016

Изобразительное творчество и игра

 

Игра занимает очень важное место в жизни ребенка. Она захватывает малыша, овладевая всеми его мыслями и чувствами. Воспитатели и родители знают, с каким трудом дети, увлеченные игрой, переключаются на другие виды деятельности. Но значение игры не только в том, что это приоритетный вид деятельности ребенка, она очень важна для всестороннего развития растущей личности. Передавая в игре впечатления об окружающей действительности, дети заново переживают жизненные ситуации, свое отношение к происходящему. Чувства, эмоции ребенка углубляются и уточняются.

Игра имеет много общего с изобразительной деятельностью, и на осно­ве этого появляется возможность установления связи между ними, способствующей углублению переживаний детей, расширению их представлений о мире, обогащению творческой деятельности.

В жизнь детей в детском саду включены разнообразные виды игр: сюжетно-ролевые, игры-драматизации, дидактические и подвижные. Все они доставляют малышам радость. Игра и изобразительная деятельность имеют много общего. Оба вида деятельности основываются на тех впечатлениях, которые дети получают из окружающей жизни и в процессе жизнедеятельности в детском саду и дома. Поэтому так важна взаимосвязь изобразительной деятельности с игрой. Благодаря связи с игрой изобразительная деятельность становится более интересной, привлекательной для ребенка, вызывает у него яркий эмоциональный отклик, создает личностно значимый мотив деятельности, что в свою очередь обеспечивает ее более высокую эффективность. Результат получается более высоким, так как ребенок не просто рисует, лепит, а передает в изображениях образы игры, создает новые игры (дидактические, настольно-печатные).

Воспитатель, прежде всего, должен продумать возможность применения игровых приемов на занятиях, создание игровых ситуаций, в которых дети принимают на себя роль тех или иных персонажей и действуют так, как действовали бы герои. Например, дети становятся художниками и рисуют картины, выполняют роль народных мастеров и расписывают посуду, игрушки, части одежды и т.п. Игровые приемы обучения можно использовать на занятиях во всех возрастных группах детского сада (они применяются также в про­цессе школьного обучения и дают положительные результаты).

Дети живо и заинтересованно воспринимают предложение нарисовать, вырезать и наклеить веселого Петрушку, если к ним обращается игрушечный Петрушка и просит нарисовать или вырезать ему друзей. Рассматривая гото­вые изображения, забавный персонаж «разговаривает» с ребятами, объясняя им, каких Петрушек они изобразили: «Этот Петрушка веселый, он танцует, а этот забавный, у него такой широкий костюм, а этот Петрушка очень краси­вый. Петрушка в сине-желтом костюме немного грустный» и т.п.

В младшей группе можно разыграть следующую ситуацию: зверята (лисенок, зайка, бельчонок и другие) собрались в гости к куклам, а ехать не на чем. Воспитатель предлагает детям нарисовать для зверушек вагон­чики. Дети с радостью соглашаются. Для рисования уже приготовлены столы, которые поставлены в один длинный ряд. Малыши подходят к столам и стоя рисуют каждый свой вагончик (при этом используются синяя, красная, желтая, зеленая краски). Нарисованные вагончики воспитатель выставляет рядами на доске за паровозом, который нарисовал сам, затем быстро «рассаживает» в вагончики (приклеивает на окошки мордочки) животных. Дети в восторге.

Можно придумать множество игровых ситуаций подобного рода. Например, воспитатель предлагает построить новый дом: «Построим сказочный дом для новых кукол». Дети – архитекторы, строители – из отдельных блоков-квартир (которые на отдельном листе рисует каждый ребенок) вместе составляют общий дом. Затем они благоустраивают территорию около дома, рисуют улицу, транспорт. Можно организовать игровую ситуацию на тему «Оформим наш уголок природы». Все дети вместе с воспитателем обсуждают устройство уголка: какие там высадить комнатные растения, что за птицы будут жить в клетках, где поместить аквариум, какой он будет формы. Большой лист бумаги – это уголок природы. Дети приступают к вырезанию нужных объектов и предметов. Одни «сажают» комнатные растения, другие делают клетку с попугайчиками (здесь участвуют несколько детей), третьи рисуют аквариум и «запускают» в него рыбок. По мере готовности изображений их размещают на большом листе. Получается красивая картина, которую на несколько дней вывешивают в групповой комнате или в вестибюле.

Игровая форма занятия захватывает детей, повышает их эмоциональную отзывчивость, способствует эстетическому и нравственному воспитанию, так как все дети объединяются общей целью, единым положительным отношением к изобразительной деятельности. При этом создаются условия для содержательного общения детей с воспитателями и друг с другом. Дети вместе с воспитателем обсуждают композицию работы; учатся договариваться, доброжелательно оценивать вклад каждого в общее дело, оказывать помощь; приобретают навыки сотрудничества. Вместе с тем каждый ребенок выполняет посильное и интересное для него изображение.

Изобразительная деятельность естественно связывается с игрой через игрушку. Предложение нарисовать, вылепить или вырезать и наклеить игрушку вызывает радость у детей всех возрастных групп. Изображая своих любимых мишек, кукол, зайчат, ребенок переживает те же добрые, радостные чувства, что и при игре с ними. А это в свою очередь вызывает стремление лучше изобразить любимцев. Таким образом, весь творческий процесс приобретает эмоционально-положительную окраску.

На занятиях дети старшей группы могут изготовить елочные игрушки в подарок малышам, при этом у них возникает желание быть внимательными к малышам, заботиться о них. Создавая игрушки для украшения елки в своей группе, дети ощущают причастность к общему делу, испытывают радость от того, что сами украсили свой «дом». Осознать это помогает и оценка воспитателем их вклада в общую работу.

Занятия по изображению игрушек в течение года можно проводить неоднократно, но строиться они должны по-разному, разными должны быть и объекты рисования, лепки. Так, можно предложить всем детям изобразить одну игрушку (на выбор): Петрушку, Неваляшку, Буратино, Чебурашку или каждому свою («Нарисуй свою любимую игрушку», «Вырежем и наклеим (вылепим) игрушки для магазина»). Работы всех детей объединяются в общую композицию («Расставим игрушки на полках магазина»).

Важное место в жизни ребенка занимает сюжетно-ролевая игра, поэтому связь детского изобразительного творчества с играми этого вида имеет особое значение для воспитания, служит средством обогащения и развития этих видов деятельности. Эта связь должна быть разносторонней: дети могут создавать предметы для игры и отражать сюжеты игры в аппликации, рисунках, лепке. Так, малыши могут сделать «угощение» для кукол: баранки, конфеты, печенье и т.п., а для игры в магазин – яблоки, ягоды, огурцы, картофель, помидоры и другие овощи и фрукты. Создание предметов для игры, оформление игровых помещений и уголков продолжаются в средней и старшей группах, однако содержание изображений усложняется. Старшие дети могут создать не только разнообразные «угощения», овощи и фрукты для игр, но и посуду для кукол, декоративно оформленные предметы (занавески, скатерти, салфетки, коврики и т.п.) для кукольной комнаты. Так обогащается и развивается игра. Связь между игрой и изобразительной деятельностью усложняется от младшей группы к старшей и способствует повышению интереса ребят и к той и к другой деятельности.

Освоение детьми разнообразных способов изображения, новых материалов позволяет им передавать впечатления от игр. Отражение в рисунках содержания сюжетно-ролевых игр является ценным в воспитательном отношении моментом: обогащает содержание игр и изобразительной деятельности, углубляет познание жизни, закрепляет положительное отношение ребенка к ее событиям и явлениям.

Изображать ход игры, игровые образы детям значительно интереснее, чем просто рисовать, вырезать или наклеивать что-либо. Пережитое в игре окрашивает художественную деятельность ребенка положительными эмоциями: своим рисунком, лепкой, аппликацией он рассказывает, во что и как играл. Дети стараются отразить свои игры в рисунках полнее и разнообразнее, а задача воспитателя – помочь им в этом, предлагая вспомнить наиболее интересные и легкие для передачи эпизоды. Знание наиболее распространенных в группе игр, наблюдения за играющими подопечными, обогащение содержания игр, атрибутов позволят воспитателю влиять на развитие изображаемого сюжета.

Известно, что содержание детских игр определяется впечатлениями, полученными ребенком из разных источников. Наиболее типичные игры - в поликлинику, больницу, магазин, семью, почту, строительство, уличное движение, школу. Чем разнообразней впечатления, тем богаче они могут быть отражены в детском творчестве. Изображение игровых сюжетов вызывает у детей более яркий эмоциональный отклик, чем изображение того же сюжета на основе жизненных впечатлений. Бывает, что само явление не вызывает у детей положительных чувств, например, посещение поликлиники или пребывание в больнице. И рисовать это не особенно радостно. А вот предложение выполнить рисунок на тему игры в больницу дети воспринимают с интересом.

Опыт показывает, что рисунки малышей по сюжету одной игры редко повторяют друг друга, ведь каждый передает свои впечатления об игре, личные переживания и собственное отношение к изображаемому. Например, после игры в поликлинику, для которой дети сами готовили тетрадочки — истории болезни, бланки для рецептов, вырезали из картона градусники, таблетки, воспитатель предложил нарисовать,  как они играли. Сюжеты картин оказались разнообразными. Приведем наиболее интересные. Коля, у которого старший брат ушел служить в армию, нарисовал, как врач осматривает юношей. Юля изобразила врача, прослушивающего пациента. На рисунке Маши медсестра раздавала пациентам градусники. Ира нарисовала, как больному ставят градусник. Пусть воспитателя не смущает то, что, выражая впечатления, полученные в игре, дети вносят в рисунки сюжеты, которых в ней не было. Это естественно. Игра возбудила детскую фантазию и способствовала рождению новых образов. Это яркое проявление детского творчества, основанного на взаимосвязи игры и изобразительной деятельности.

Большие возможности для решения задач всестороннего воспитания детей и развития детского творчества заключаются во взаимосвязи рисования, ленки, аппликации, конструирования и игры-драматизации.

Игры-драматизации строятся по мотивам литературных произведений и требует, чтобы у детей были сформированы ясные представления об образах героев, а также умение передавать в игре характеры, действия и поступки персонажей. Для игр-драматизаций дети многое могут изготовить сами: декорации или их части, детали костюмов, маски. Так, на занятии по рисованию или аппликации дети могут все вместе или подгруппами создать картину леса для игры-драматизации по сказке «Кот, петух и лиса», выполнить декорации и детали костюмов к сказке «Лиса и заяц». Для этого лучше всего организовать детей в три подгруппы: первая рисует картину леса, вторая – лубяную и ледяную избушки, третья готовит маски, детали костюмов и атрибуты для исполнителей ролей лисы, зайца, петуха и других героев сказки. Подготовка объединит всех детей, сделает игру-драматизацию более привлекательной для них; даст каждому возможность выразить в рисунках свои представления о сказке и ее действующих лицах. Разумеется, такую развернутую работу следует проводить только с детьми из подготовительной и частично – старшей группы.

Взаимосвязь изобразительной и театрально-игровой деятельности способствует повышению активности детей, вызывает у них положительное отношение к игре, рисованию, лепке, аппликации, углубляет образное познание действительности и искусства. Предложение воспитателя нарисовать, вылепить или вырезать и наклеить картину о том, как они разыгрывали сказку, рассказ, вызывает у детей живой интерес; возникает личностно значимый для каждого ребенка мотив творческого изображения.

Темы подобных занятий можно сформулировать по-разному: «Нари­суй, как мама-коза спасла семерых козлят и они радуются, пляшут» или: «Мы с вами играли в сказку «Теремок», – говорит воспитатель. – Помните, какой красивый теремок мы сделали для этой сказки? (Готовясь к игре, дети в коллективной работе украсили аппликацией или рисунками вырезанный из картона теремок.) А сегодня нарисуйте картинку к этой сказке. Пусть каждый нарисует свою картинку, по-своему украсит теремок».

При отборе тем занятий по мотивам игр-драматизаций нужно варьировать и виды изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация), и способы предложения темы: то останавливать внимание детей на  одном эпизоде, но предоставлять каждому возможность изобразить его по-своему, то предлагать ребятам самостоятельно выбирать эпизод сказки и материал для работы. Особенно это относится к старшим дошкольникам.

Связывать занятия изобразительной деятельностью с игрой-драматизацией может и воспитатель, работающий со средней группой. Здесь перед детьми ставится задача передать образы животных – персонажей литературных произведений. Для этого малыши должны хорошо представлять себе внешний образ и повадки животных. Получить такие представления помогут наблюдения, рассматривание картинок в детских книгах и альбомах о животных, чтение книг, создание словесных портретов животных, передача их поз, движений во время игр-драматизаций. Собственно перед занятиями  изобразительной  деятельностью  необходимо  вспоминать внешний облик животного, его повадки и движения, уточнять знания детей о форме тела и  способах ее изображения.

В процессе подготовки  и проведения  игр - драматизаций, как правило, участвуют все дети группы; одни – как  действующие лица, другие  -   как художники, готовящие декорации, костюмы, маски, третьи -   как зрители. А потом на занятии по изобразительной деятельности дети отражают содержание игры, их объединяют общие переживания, заинтересованность, радость.

С большим интересом и удовольствием дети воспринимают предложение воспитателя создать рисунки на тему подвижных игр. Динамика этих игр, положительное отношение к ним детей делают инициативу воспитателя особенно привлекательной в глазах ребят. Сюжеты подвижных игр незамысловаты, их легко передать не только в рисунке, но и в аппликациях: «Караси и щука», «Гуси-лебеди», «Воробышки и автомобиль», «Кот и мыши». Дети рисуют не себя, а тех животных, персонажей игры, которые в ней участвуют, и это активизирует работу воображения. Характер игры стимулирует передачу персонажей в движении: рыбки уплывают от щуки, мыши убегают от кошки или сидят вокруг спящего кота, гуси убегают от волка и т.д. Задача изобразить несколько рыбок, птиц вызывает у детей желание показать их в разных позах, движениях. Рассматривая готовые работы, ребята видят, как по-разному можно изобразить игру.

Интересные возможности для установления связи между изобразительной деятельностью и игрой содержатся в дидактических играх.

В процессе дидактических игр («Чудесный мешочек», парные картинки, разнообразные лото, домино и др.) ребенок приобретает или закрепляет знания о свойствах предметов: цвете, форме, строении, величине, полезные, в частности, для того, чтобы изображать предметы. Дидактические игры обогащают сенсорный опыт детей, мышление, умение сравнивать, выделять сходство и различия. Расширяются представления малышей об окружающем мире, формируются обобщенные представления о свойствах схожих предметов, что в свою очередь способствует овладению обобщенными способами изображения. Ребенок получает возможность самостоятельно и свободно рисовать, лепить, делать аппликации. Вместе с тем создание самих дидактических игр может стать заданием на занятии по изобразительной деятельности. Дети способны изготовить дидактические игры (чаще всего в аппликации): домино, лото, парные картинки, разрезные картинки (содержание этих игр может быть различным: декоративные композиции по мотивам народного искусства - матрешки, гжельская посуда, городецкие доски; изображения игрушек, транспортных средств, объектов природы).

В рисовании, лепке, аппликации дети с удовольствием создают настольно-печатные игры. Содержанием таких игр могут стать произведения детской литературы: «Волшебник Изумрудного города» А. Волкова, английская народная сказка «Три поросенка», «Незнайка и его друзья» Н. Носова и др.

Игры, создаваемые детьми, имеют для них особое значение. Участвуя в такой работе, ребенок в деятельной форме познает и отражает предметы и их свойства. В процессе изготовления игр, а затем в самой игре у детей развивается эстетическое восприятие. Формируется эстетические представления, образное мышление, воображение. Благодаря активному формированию мыслительных операций анализа, сравнения, уподобления, синтеза развиваются также когнитивные структуры  мозга. И чем больше свойств предметов и явлений выделяет ребенок, тем активнее идет процесс развития мышления и когнитивных структур.

 

 

Документы для скачивания:

Изобразительное творчество и игра
Формат: .docx

Содержимое файтов:

Изобразительное творчество и игра

Изобразительное творчество и игра Игра занимает очень важное место в жизни ребенка. Она захватывает малыша, овладевая всеми его мыслями и чувствами. Воспитатели и родители знают, с каким трудом дети, увлеченные игрой, переключаются на другие виды деятельности. Но значение игры не только в том, что это приоритетный вид деятельности ребенка, она очень важна для всестороннего развития растущей личности. Передавая в игре впечатления об окружающей действительности, дети заново переживают жизненные ситуации, свое отношение к происходящему. Чувства, эмоции ребенка углубляются и уточняются. Игра имеет много общего с изобразительной деятельностью, и на осно ве этого появляется возможность установления связи между ними, способствующей углублению переживаний детей, расширению их представлений о мире, обогащению творческой деятельности. В жизнь детей в детском саду включены разнообразные виды игр: сюжетно- ролевые, игры- драматизации, дидактические и подвижные. Все они доставляют малышам радость. Игра и изобразительная деятельность имеют много общего. Оба вида деятельности основываются на тех впечатлениях, которые дети получают из окружающей жизни и в процессе жизнедеятельности в детском саду и дома. Поэтому так важна взаимосвязь изобразительной деятельности с игрой. Благодаря связи с игрой изобразительная деятельность становится более интересной, привлекательной для ребенка, вызывает у него яркий эмоциональный отклик, создает личностно значимый мотив деятельности, что в свою очередь обеспечивает ее более высокую эффективность. Результат получается более высоким, так как ребенок не просто рисует, лепит, а передает в изображениях образы игры, создает новые игры( дидактические, настольно- печатные) . Воспитатель, прежде всего, должен продумать возможность применения игровых приемов на занятиях, создание игровых ситуаций, в которых дети принимают на себя роль тех или иных персонажей и действуют так, как действовали бы герои. Например, дети становятся художниками и рисуют картины, выполняют роль народных мастеров и расписывают посуду, игрушки, части одежды и т. п. Игровые приемы обучения можно использовать на занятиях во всех возрастных группах детского сада( они применяются также в про цессе школьного обучения и дают положительные результаты) . Дети живо и заинтересованно воспринимают предложение нарисовать, вырезать и наклеить веселого Петрушку, если к ним обращается игрушечный Петрушка и просит нарисовать или вырезать ему друзей. Рассматривая гото вые изображения, забавный персонаж «разговаривает» с ребятами, объясняя им, каких Петрушек они изобразили: «Этот Петрушка веселый, он танцует, а этот забавный, у него такой широкий костюм, а этот Петрушка очень краси вый. Петрушка в сине- желтом костюме немного грустный» и т. п. В младшей группе можно разыграть следующую ситуацию: зверята( лисенок, зайка, бельчонок и другие) собрались в гости к куклам, а ехать не на чем. Воспитатель предлагает детям нарисовать для зверушек вагон чики. Дети с радостью соглашаются. Для рисования уже приготовлены столы, которые поставлены в один длинный ряд. Малыши подходят к столам и стоя рисуют каждый свой вагончик( при этом используются синяя, красная, желтая, зеленая краски) . Нарисованные вагончики воспитатель выставляет рядами на доске за паровозом, который нарисовал сам, затем быстро «рассаживает» в вагончики( приклеивает на окошки мордочки) животных. Дети в восторге. Можно придумать множество игровых ситуаций подобного рода. Например, воспитатель предлагает построить новый дом: «Построим сказочный дом для новых кукол». Дети – архитекторы, строители – из отдельных блоков- квартир( которые на отдельном листе рисует каждый ребенок) вместе составляют общий дом. Затем они благоустраивают территорию около дома, рисуют улицу, транспорт. Можно организовать игровую ситуацию на тему «Оформим наш уголок природы». Все дети вместе с воспитателем обсуждают устройство уголка: какие там высадить комнатные растения, что за птицы будут жить в клетках, где поместить аквариум, какой он будет формы. Большой лист бумаги – это уголок природы. Дети приступают к вырезанию нужных объектов и предметов. Одни «сажают» комнатные растения, другие делают клетку с попугайчиками( здесь участвуют несколько детей) , третьи рисуют аквариум и «запускают» в него рыбок. По мере готовности изображений их размещают на большом листе. Получается красивая картина, которую на несколько дней вывешивают в групповой комнате или в вестибюле. Игровая форма занятия захватывает детей, повышает их эмоциональную отзывчивость, способствует эстетическому и нравственному воспитанию, так как все дети объединяются общей целью, единым положительным отношением к изобразительной деятельности. При этом создаются условия для содержательного общения детей с воспитателями и друг с другом. Дети вместе с воспитателем обсуждают композицию работы; учатся договариваться, доброжелательно оценивать вклад каждого в общее дело, оказывать помощь; приобретают навыки сотрудничества. Вместе с тем каждый ребенок выполняет посильное и интересное для него изображение. Изобразительная деятельность естественно связывается с игрой через игрушку. Предложение нарисовать, вылепить или вырезать и наклеить игрушку вызывает радость у детей всех возрастных групп. Изображая своих любимых мишек, кукол, зайчат, ребенок переживает те же добрые, радостные чувства, что и при игре с ними. А это в свою очередь вызывает стремление лучше изобразить любимцев. Таким образом, весь творческий процесс приобретает эмоционально- положительную окраску. На занятиях дети старшей группы могут изготовить елочные игрушки в подарок малышам, при этом у них возникает желание быть внимательными к малышам, заботиться о них. Создавая игрушки для украшения елки в своей группе, дети ощущают причастность к общему делу, испытывают радость от того, что сами украсили свой «дом». Осознать это помогает и оценка воспитателем их вклада в общую работу. Занятия по изображению игрушек в течение года можно проводить неоднократно, но строиться они должны по- разному, разными должны быть и объекты рисования, лепки. Так, можно предложить всем детям изобразить одну игрушку( на выбор) : Петрушку, Неваляшку, Буратино, Чебурашку или каждому свою( «Нарисуй свою любимую игрушку», «Вырежем и наклеим( вылепим) игрушки для магазина») . Работы всех детей объединяются в общую композицию( «Расставим игрушки на полках магазина») . Важное место в жизни ребенка занимает сюжетно- ролевая игра, поэтому связь детского изобразительного творчества с играми этого вида имеет особое значение для воспитания, служит средством обогащения и развития этих видов деятельности. Эта связь должна быть разносторонней: дети могут создавать предметы для игры и отражать сюжеты игры в аппликации, рисунках, лепке. Так, малыши могут сделать «угощение» для кукол: баранки, конфеты, печенье и т. п. , а для игры в магазин – яблоки, ягоды, огурцы, картофель, помидоры и другие овощи и фрукты. Создание предметов для игры, оформление игровых помещений и уголков продолжаются в средней и старшей группах, однако содержание изображений усложняется. Старшие дети могут создать не только разнообразные «угощения», овощи и фрукты для игр, но и посуду для кукол, декоративно оформленные предметы( занавески, скатерти, салфетки, коврики и т. п. ) для кукольной комнаты. Так обогащается и развивается игра. Связь между игрой и изобразительной деятельностью усложняется от младшей группы к старшей и способствует повышению интереса ребят и к той и к другой деятельности. Освоение детьми разнообразных способов изображения, новых материалов позволяет им передавать впечатления от игр. Отражение в рисунках содержания сюжетно- ролевых игр является ценным в воспитательном отношении моментом: обогащает содержание игр и изобразительной деятельности, углубляет познание жизни, закрепляет положительное отношение ребенка к ее событиям и явлениям. Изображать ход игры, игровые образы детям значительно интереснее, чем просто рисовать, вырезать или наклеивать что- либо. Пережитое в игре окрашивает художественную деятельность ребенка положительными эмоциями: своим рисунком, лепкой, аппликацией он рассказывает, во что и как играл. Дети стараются отразить свои игры в рисунках полнее и разнообразнее, а задача воспитателя – помочь им в этом, предлагая вспомнить наиболее интересные и легкие для передачи эпизоды. Знание наиболее распространенных в группе игр, наблюдения за играющими подопечными, обогащение содержания игр, атрибутов позволят воспитателю влиять на развитие изображаемого сюжета. Известно, что содержание детских игр определяется впечатлениями, полученными ребенком из разных источников. Наиболее типичные игры- в поликлинику, больницу, магазин, семью, почту, строительство, уличное движение, школу. Чем разнообразней впечатления, тем богаче они могут быть отражены в детском творчестве. Изображение игровых сюжетов вызывает у детей более яркий эмоциональный отклик, чем изображение того же сюжета на основе жизненных впечатлений. Бывает, что само явление не вызывает у детей положительных чувств, например, посещение поликлиники или пребывание в больнице. И рисовать это не особенно радостно. А вот предложение выполнить рисунок на тему игры в больницу дети воспринимают с интересом. Опыт показывает, что рисунки малышей по сюжету одной игры редко повторяют друг друга, ведь каждый передает свои впечатления об игре, личные переживания и собственное отношение к изображаемому. Например, после игры в поликлинику, для которой дети сами готовили тетрадочки — истории болезни, бланки для рецептов, вырезали из картона градусники, таблетки, воспитатель предложил нарисовать, как они играли. Сюжеты картин оказались разнообразными. Приведем наиболее интересные. Коля, у которого старший брат ушел служить в армию, нарисовал, как врач осматривает юношей. Юля изобразила врача, прослушивающего пациента. На рисунке Маши медсестра раздавала пациентам градусники. Ира нарисовала, как больному ставят градусник. Пусть воспитателя не смущает то, что, выражая впечатления, полученные в игре, дети вносят в рисунки сюжеты, которых в ней не было. Это естественно. Игра возбудила детскую фантазию и способствовала рождению новых образов. Это яркое проявление детского творчества, основанного на взаимосвязи игры и изобразительной деятельности. Большие возможности для решения задач всестороннего воспитания детей и развития детского творчества заключаются во взаимосвязи рисования, ленки, аппликации, конструирования и игры- драматизации. Игры- драматизации строятся по мотивам литературных произведений и требует, чтобы у детей были сформированы ясные представления об образах героев, а также умение передавать в игре характеры, действия и поступки персонажей. Для игр- драматизаций дети многое могут изготовить сами: декорации или их части, детали костюмов, маски. Так, на занятии по рисованию или аппликации дети могут все вместе или подгруппами создать картину леса для игры- драматизации по сказке «Кот, петух и лиса», выполнить декорации и детали костюмов к сказке «Лиса и заяц». Для этого лучше всего организовать детей в три подгруппы: первая рисует картину леса, вторая – лубяную и ледяную избушки, третья готовит маски, детали костюмов и атрибуты для исполнителей ролей лисы, зайца, петуха и других героев сказки. Подготовка объединит всех детей, сделает игру- драматизацию более привлекательной для них; даст каждому возможность выразить в рисунках свои представления о сказке и ее действующих лицах. Разумеется, такую развернутую работу следует проводить только с детьми из подготовительной и частично – старшей группы. Взаимосвязь изобразительной и театрально- игровой деятельности способствует повышению активности детей, вызывает у них положительное отношение к игре, рисованию, лепке, аппликации, углубляет образное познание действительности и искусства. Предложение воспитателя нарисовать, вылепить или вырезать и наклеить картину о том, как они разыгрывали сказку, рассказ, вызывает у детей живой интерес; возникает личностно значимый для каждого ребенка мотив творческого изображения. Темы подобных занятий можно сформулировать по- разному: «Нари суй, как мама- коза спасла семерых козлят и они радуются, пляшут» или: «Мы с вами играли в сказку «Теремок», – говорит воспитатель. – Помните, какой красивый теремок мы сделали для этой сказки? ( Готовясь к игре, дети в коллективной работе украсили аппликацией или рисунками вырезанный из картона теремок. ) А сегодня нарисуйте картинку к этой сказке. Пусть каждый нарисует свою картинку, по- своему украсит теремок». При отборе тем занятий по мотивам игр- драматизаций нужно варьировать и виды изобразительной деятельности( рисование, лепка, аппликация) , и способы предложения темы: то останавливать внимание детей на одном эпизоде, но предоставлять каждому возможность изобразить его по- своему, то предлагать ребятам самостоятельно выбирать эпизод сказки и материал для работы. Особенно это относится к старшим дошкольникам. Связывать занятия изобразительной деятельностью с игрой- драматизацией может и воспитатель, работающий со средней группой. Здесь перед детьми ставится задача передать образы животных – персонажей литературных произведений. Для этого малыши должны хорошо представлять себе внешний образ и повадки животных. Получить такие представления помогут наблюдения, рассматривание картинок в детских книгах и альбомах о животных, чтение книг, создание словесных портретов животных, передача их поз, движений во время игр- драматизаций. Собственно перед занятиями изобразительной деятельностью необходимо вспоминать внешний облик животного, его повадки и движения, уточнять знания детей о форме тела и способах ее изображения. В процессе подготовки и проведения игр- драматизаций, как правило, участвуют все дети группы; одни – как действующие лица, другие- как худо жники, готовящие декорации, костюмы, маски, третьи- как зрители. А потом на занятии по изобразительной деятельности дети отражают содержание игры, их объединяют общие переживания, заинтересованность, радость. С большим интересом и удовольствием дети воспринимают предложение воспитателя создать рисунки на тему подвижных игр. Динамика этих игр, положительное отношение к ним детей делают инициативу воспитателя особенно привлекательной в глазах ребят. Сюжеты подвижных игр незамысловаты, их легко передать не только в рисунке, но и в аппликациях: «Караси и щука», «Гуси- лебеди», «Воробышки и автомобиль», «Кот и мыши». Дети рисуют не себя, а тех животных, персонажей игры, которые в ней участвуют, и это активизирует работу воображения. Характер игры стимулирует передачу персонажей в движении: рыбки уплывают от щуки, мыши убегают от кошки или сидят вокруг спящего кота, гуси убегают от волка и т. д. Задача изобразить несколько рыбок, птиц вызывает у детей желание показать их в разных позах, движениях. Рассматривая готовые работы, ребята видят, как по- разному можно изобразить игру. Интересные возможности для установления связи между изобразительной деятельностью и игрой содержатся в дидактических играх. В процессе дидактических игр( «Чудесный мешочек», парные картинки, разнообразные лото, домино и др. ) ребенок приобретает или закрепляет знания о свойствах предметов: цвете, форме, строении, величине, полезные, в частности, для того, чтобы изображать предметы. Дидактические игры обогащают сенсорный опыт детей, мышление, умение сравнивать, выделять сходство и различия. Расширяются представления малышей об окружающем мире, формируются обобщенные представления о свойствах схожих предметов, что в свою очередь способствует овладению обобщенными способами изображения. Ребенок получает возможность самостоятельно и свободно рисовать, лепить, делать аппликации. Вместе с тем создание самих дидактических игр может стать заданием на занятии по изобразительной деятельности. Дети способны изготовить дидактические игры( чаще всего в аппликации) : домино, лото, парные картинки, разрезные картинки( содержание этих игр может быть различным: декоративные композиции по мотивам народного искусства- матрешки, гжельская посуда, городецкие доски; изображения игрушек, транспортных средств, объектов природы) . В рисовании, лепке, аппликации дети с удовольствием создают настольно- печатные игры. Содержанием таких игр могут стать произведения детской литературы: «Волшебник Изумрудного города» А. Волкова, английская народная сказка «Три поросенка», «Незнайка и его друзья» Н. Носова и др. Игры, создаваемые детьми, имеют для них особое значение. Участвуя в такой работе, ребенок в деятельной форме познает и отражает предметы и их свойства. В процессе изготовления игр, а затем в самой игре у детей развивается эстетическое восприятие. Формируется эстетические представления, образное мышление, воображение. Благодаря активному формированию мыслительных операций анализа, сравнения, уподобления, синтеза развиваются также когнитивные структуры мозга. И чем больше свойств предметов и явлений выделяет ребенок, тем активнее идет процесс развития мышления и когнитивных структур.

Оставить комментарий: