a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

«Как ребёнок учит сверстника говорить» (консультация для воспитателей)

Опубликовано: 2014-07-21 10:24:02

Документы для скачивания

Консультация для воспитателей

«Как ребёнок учит сверстника говорить»

 

Взрослый знает много слов, всё время чему-то учит и постоянно разговаривает с ребёнком. Но может ли другой ребёнок, который сам только-только научился говорить и понимать речь окружающих, способствовать речевому развитию сверстника?

Оказывается может. Исследование речи детей показало, что речь ребёнка, обращенная к сверстнику, является более связной, более понятной, развёрнутой и лексически более богатой.

Именно в общении со сверстником в словаре ребёнка появляются наречия образа действия (здорово, плохо, сильно, смело), прилагательные, передающие эмоциональные отношения (красивый, добрый, вредный), личные местоимения (они, мы, ты). Именно в общении со сверстником дошкольники чаще всего используют разнообразные глагольные формы ( повелительное и сослагательное наклонения, модальные глаголы, причастия). В разговорах со сверстником впервые начинают появляться сложносочиненные и сложноподчинённые предложения, соединёнными союзами а, потому что, чтобы.

Таким образом, в общении со сверстниками дошкольники более полно и активно используют разнообразные речевые средства, чем в разговорах со взрослыми. Почему же так происходит?

Дело в том, что другой ребёнок является менее понятливым и чутким партнёром, чем взрослый. Именно эта непонятливость сверстника, как ни странно, играет важную положительную роль в развитии речи детей.

В общении со взрослым ребёнок овладевает речевыми нормами, усваивает правила речи, узнаёт новые слова и словосочетания. Конечно, всё это ребёнку может дать только взрослый, умеющих хорошо говорить сам и активно разговаривающий с ребёнком. Однако все эти усвоенные слова, выражения и правила могут остаться  "в пассиве", никак не использоваться в повседневной жизни. Дошкольник может знать много новых слов, но не употреблять их, потому что в этом нет особой нужды.

Для того чтобы эти пассивные, потенциальные знания стали активными достижениями ребёнка, нужна определённая жизненная необхjдимость в этом, нужны специальные условия. Вот эти-то условия и создаются прежде всего в общении со сверстником.

Разговаривая со взрослыми, дети не прилагают особенных усилий для того, чтобы их поняли. Чуткий взрослый легко может догадаться, о чём говорит ребёнок, чего он хочет, чем недоволен. Даже если его речь не слишком внятна, достаточно взглянуть в лицо малышу, прислушаться к его интонации, вспомнить какие-то обстоятельства - и всё становится понятным.

А сверстник не будет особенно стараться понять тебя. Чтобы он тебя понял, ему надо всё чётко и ясно сказать: чего ты хочешь, чем недоволен, что собираешься делать. А поскольку дети очень нужны друг другу и им очень хочется общаться, приходится более связно и чётко выражать свои намерения, мысли, желания.

Именно потребность быть услышанным, получить ответ делает речь дошкольников при общении со сверстником более связной, полной и понятной.

Связность произносимых слов и полнота грамматической формы высказывания - важное условие успешного общения детей. Дошкольники, плохо умеющие говорить, не могут наладить интересную игру, содержательное общение. Им быстро становится скучно, они играют каждый в своём углу.

Исследования психологов показали, что опыт общения со сверстниками существенно отражается на речевом развитии детей. Дошкольники, не имеющие опыта общения с ровесниками, испытывают значительные трудности в разговоре с ними, несмотря на активное желание вступить в контакт. Дети, привыкшие к обществу сверстников, значительно разговорчивее и свободно беседуют с ними.

 

Оставить комментарий: