Тематический проект «Осень разноцветная». Средняя группа
Документы для скачивания
МБДОУ « Зубово- Полянский детский сад №1 «Сказка» Тематический проект «Осень разноцветная» Средняя группа Воспитатели: Басипова Г. А Маркина Н. В. Тип проекта: групповой, краткосрочный, творческо- исследовательский. Цель проекта: познавательно- исследовательская деятельность по изучению природы в осенний период времени. Задачи проекта: - расширить представления об изменениях в природе осенью; - развивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы; - привлечь внимание к окружающей природе и её объектам; - развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм; - способствовать творческому выражению своих впечатлений в создании декоративных композиций и рисунков; - пополнить и обогатить знания детей по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты»; - воспитывать нравственные и духовные качества ребенка во время его общения с природой. - привлекать родителей к жизни группы, содействовать сближению родителей и детей над решением общей задачи. Участники проекта: дети группы( 4- 5 лет) , воспитатели, родители воспитанников. Разработка проекта: 1 этап- п одготовительный 1. Подбор методической литературы 2. Выбор форм работы с детьми и родителями 3. Выбор основных мероприятий 4. Определение объема и содержания работы для внедрения проекта 5. Определение и формулировка ожидаемых результатов 2 этап –о сновной ( практический) Выполнение проекта: Образовательные области программы Виды детской деятельности Познавательное развитие Беседа на тему: «Перелетные птицы», «Витамины осени», «Овощи – лекари». Упражнение ФЭМП: «Пересчитай листики», «Каких грибков больше? », «Чего больше – фруктов или овощей» Д/ игра «Найди ошибку» Просмотр м/ ф: « Лунтик и его друзья. Желтый лист», « Зверюшки – добрюшки. Сердце осени» Наблюдения на прогулке. Речевое развитие «Рассматривание фруктов и овощей», «Рассматривание альбома «Дары леса»», рассматривание сюжетных картинок по теме «Осень» Словесные игры: «Один – много», «Хорошо – плохо», «Подбери признак», «Назови ласково» Игры с речевым сопровождением: «Листья», «Дождик» Отгадывание загадок Работа в уголке природы – рассматривание иллюстраций осенней природы, обсуждение примет ранней и поздней осени, закрепление понятия «золотая» осень, Упражнение детей в составлении предложений об осени из нескольких слов и сложных предложений. Социально – коммуникативное развитие С- р игра «Магазин», «Семья» Игра – драматизация по сказке «Репка» Настольные игры: домино «Овощи – фрукты», «Лото» Д/ и гра «Что где растет», «Какое время года», «Овощи и фрукты», «Северные ягоды», « Что изменилось », «Что за птица», «С какого дерева листок», «Чудесный мешочек», «Что лишнее? », «Что дерево рассказывает о себе». Работа по составлению разрезных картинок из 4 – 8 частей по теме «Осенний урожай» и «Времена года» Художественно – эстетическое развитие Рисование- «На яблоне поспели яблоки», «Золотая осень», «Сказочное дерево» Аппликация: «Как мы все вместе набрали полную корзину грибов», «Осенний ковер» Лепка: «Большие и маленькие морковки» Аппликация: «Сказочное дерево»( с использованием ладошки) , «Наша грибная полянка», салфеточная аппликация «Грибочки». Лепка: «Овощи и фрукты для игры в магазин», «Грибное царство» Изготовление макета «Кто живет в осеннем лесу» Раскраски: «Овощи», «Фрукты», «Грибы», «Осенью», Заучивание стихотворных форм про осень. Чтение детям: Ю. Тувим «Овощи», Н. Сладков «Осень на пороге», Г. Снигерев «Как птицы и звери к осени готовятся», В. Сутеев «Под грибом», Г. Юдин «Как варить компот», Р. Н. С. «Мужик и медведь», А. Пушкин «Уж небо осенью дышало», А. Барто «Осенью», А. Майков «Осенние листья по ветру кружат», шотланская песенка «Зайка – трусишка» в переводе И. Токмаковой, Е. Фартутдинова «Сказка о том, почему помидор стал красным». Музыкальное развлечение «Осенний праздник» Физическое развитие( здоровье) п/ и: «Гуси – лебеди», « Огуречик – огуречик », «У медведя во бору», «Листопад» беседа «Прогулка для здоровья» Пальчиковая гимнастика: «Осень», «Осенние листья», «Вышел дождик погулять», «1, 2, 3, 4, 5, в лес идем гулять», «Хозяйка однажды с базара пришла», «Мы капусту рубим – рубим…», «Осенний букет» Взаимодействие с семьей Сбор фотографий на осеннюю тематику Приобретение раскрасок по теме «Осень» Участие в выставке рисунков «Осень золотая» Консультация для родителей « Воспитание у детей любви к родной природе » К онсультация «Учите детей наблюдать» Папка –передвижка «Осень» Изготовление работ в уголок природы из природного материала и бумаги. 3 этап- заключительный Подведение итогов: выставка детских работ «Осенняя фантазия». Итог: У детей сформировался интерес к осенней природе, к дарам осени. Расширился кругозор и увеличился словарный запас. Дети научились делать простейшие причинно – следственные выводы. «Осень» Чепайкин Саша с мамой «Ёжик» Аршинов Илья с мамой «Воспоминание о лете» Игонов Максим с мамой «Осень» Чепайкин Саша с мамой ПРИЛОЖЕНИЕ Словесные игры: Игра «Один – много» Цель: образование от единственного числа существитель ных множественное число. лужа — лужи Лист — листья дерево — деревья Ветка — ветки туча — тучи Птица — птицы цветок — цветы Дождь — дожди Луковица — луковицы Огурец — огурцы Морковка — морковки Свёкла — свёклы Кабачок — кабачки Кочан — кочаны Горошина — горошины Стручок —стручки Яблоко – яблоки Г руша – груши Вишня – вишни Л имон – лимоны Игра «Хорошо – плохо» Цель: развитие словаря детей, умение делать простое умозаключение. Ход: Девочки будут говорить, когда осень- это хорошо, а маль чики- когда осень- это плохо. Хорошо- поспевают овощи и фрукты; желтеют листья, все становится золотым; можно бегать по опавшим листья, они весело шуршат под нога ми; дети идут в школу и встречаются со своими друзьями и т. д. Плохо- идет противный дождик; мама не пускает гулять; на улице грязь и т. д. «Подбери признак». Цель: образование относительных прилагательных. — Листья осенью( какие? ) — желтые, красные, багряные, золотые. Как можно сказать об этом одним словом? ( Разноцветные. ) Дождь осенью( какой? ) — холодный, моросящий. Погода осенью( какая? ) — пасмурная, дождливая, хмурая, морозная( поздней осенью) . Деревья осенью( какие? ) — ранней — с разноцветными листьями, поздней — голые. «Назови ласково Задачи: Учить детей образовать существительные с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов. Яблоко — яблочко Апельсин — апельсинчик Лимон — лимончик Слива — сливка Мандарин — мандаринчик Ананас — ананасик Вишня — вишенка Помидор — помидорчик Огурец — огурчик Морковь — морковочка Репа — репочка Редиска — редисочка Свёкла — свеколочка Чеснок — чесночек Лук — луковичка Перец — перчик Баклажан- баклажанчик Игры с речевым сопровождением: «Листья» Листья осенние тихо кружатся, ( Кружатся на цыпочках, руки в стороны. ) Листья нам под ноги тихо ложатся( Приседают. ) И под ногами шуршат, шелестят, ( Движения руками вправо- влево. ) Будто опять закружиться хотят. ( Поднимаются, кружатся. ) «Дождик» Приплыли тучи дождевые: Лей, дождь, лей! Дождинки пляшут, как живые: - Пей, рожь, пей! И рожь, склоняясь к земле зеленой, Пьет, пьет, пьет. А теплый дождь неугомонный Льет, льет, льет. Дети стоят, вытянув руки вперед, ладонями вниз. После первой строки начинают свободно встряхивать кистями рук. За тем, продолжая встряхивания, поворачивают ладони вверх, потом снова поворачивают руки ладонями вниз. Дидактические игры: «Что где растет» Задачи: дополнить знания детей об овощах и фруктах, местах их произрастания, активизировать в речи соответствующие понятия, учить правильно использовать предлоги, рассказывая о том, где растут овощи и фрукты( «на огороде», «в саду») . «Какое время года? » Задачи. Учить детей соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года, сопоставлять и анализировать элементы описания, развивать слуховое восприятие, внимание. «Овощи и фрукты » Задачи. Учить детей группировать овощи и фрукты, развивать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку и дисциплинированность. «Северные ягоды» Задачи: знакомить детей с осенними дарами северного леса, учить сравнивать их внешний вид, формировать понятие «ягоды» Игра «Что изменилось? » Задачи: образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных. Для игры можно использовать иллюстрации овощей и фруктов, муляжи и т. д. Показать картинку, например, с изображением яблока. — Хорошо запомните картинку. Закройте глаза. Вместо картинки с яблоком кладется картинка с изобра жением вишни. — Откройте глаза. Что пропало? ( Яблоко. ) Что появилось? ( Вишня. ) Нет( чего? ) — яблок, груш, бананов, апе льсинов, лимо нов, вишен, слив… 2 вариант: Задачи: р азвивать зрительное восприятие и память детей, упражнять в использовании различных способов запоминания пространственного расположения предметов, учить ребят отвечать на вопрос «Что изменилось? », используя характеристики пространственного взаиморасположения предметов. «Что за птица» Задачи: у чить детей давать описание птиц по плану, составлять простейшие загадки, узнавать знакомых птиц по описанию. «С какого дерева листок» Задачи: р азвивать зрительное восприятие и память детей, умение сопоставлять и сравнивать предметы по форме, цвету, величине, активизировать в речи названия деревьев. «Чудесный мешочек» Задачи: р азвивать у детей тактильные ощущения, формировать умение анализировать их, определять предмет на ощупь. Активизировать в речи детей понятия, связанные с характеристиками предметов, учить использовать конструкции предположения. «Что лишнее? » Задачи: Учить детей выбирать среди предметов те, которые не могут быть включены в заданные группы, отвечать на вопросы, поясняя свой выбор. . Груша, яблоко, помидор, персик( помидор) Гранат, апельсин, банан, яблоко( банан) Капуста, тыква, киви, кабачок( киви) Абрикос, лимон, банан, персик( лимон) Помидор, редька, лук, репа( помидор) Картофель, морковь, яблоко, перец( яблоко) Салат, редис, капуста, лук( лук) Груша, чеснок, апельсин, яблоко( чеснок) Клюква, малина, груша, рябина( груша) Киви, банан, груша, брусника( брусника) Редька, лук, баклажан, черника( черника) «Что дерево рассказывает о себе». Задачи: Учить детей составлять описание знакомых деревьев, называя основные части растений, их характерные признаки, учить выделять изменения, происходящие с деревом осенью. Дидактическая игра «Разрезные картинки». Задачи: у чить детей зрительно делить изображение предмета на части, составлять предмет из частей, определять не только форму предметов, но и форму отрезанной части картинки, пользоваться образцом, соотносить с ним отдельные части картинки. Пальчиковая гимнастика: Пальчиковая гимнастика «Осень». Ветер по лесу летал, Плавные, волнообразные движения ладонями. Ветер листики считал: Загибают по одному пальчику на обеих руках. Вот дубовый, Вот кленовый, Вот рябиновый резной, Вот с берёзки – золотой. Вот последний лист с осинки Ветер бросил на тропинку. Укладывают ладони на коленки Н. Нищеева «Осенние листья» Раз, два, три, четыре, пять, ( Загибают пальчики, начиная с большого. ) Будем листья собирать. ( Сжимают и разжимают кулачки. ) Листья березы, ( Загибают пальчики, начиная с большого. ) Листья рябины, Листики тополя, Листья осины, Листики дуба мы соберем, Маме осенний букет отнесем. ( «Шагают» по столу средним и указательным пальчиками. ) Н. Нищева" Вышел дождик погулять" . Раз, два, три, четыре, пять, Удары по коленям пальцами обеих рук. Левая — начиная с мизинца, правая — с большого пальца. Вышел дождик погулять. Беспорядочные удары. Шел неспешно по привычке, " Шагают" средним и указательным пальцами. А куда ему спешить? Вдруг читает на табличке: Ритмично ударяют то ладонями, то кулачками. " По газону не ход ить! " Дождь вздохнул тихонько: " Ох! " Часто и ритмично бьют в ладоши. И ушел. Газон засох. Ритмичные хлопки по коленям. «1, 2, 3, 4, 5, в лес идем гулять» Раз, два, три, четыре, пять( пальчики обеих рук" здороваются" , начиная с больших пальцев) В лес идем гулять. ( обе руки" идут" указательными и средними пальцами по столу) За черникой, ( загибать пальчики, начиная с большого) За малиной, За брусникой, За калиной. Землянику мы найдем И братишке отнесем" Хозяйка однажды с базара пришла" . Хозяйка однажды с базара пришла, " Шагают" пальчиками. Хозяйка с базара домой принесла Картошку, капусту, морковку, горох, Загибают по одному пальнику. Петрушку и свеклу. Ох! . . Хлопок. Вот овощи спор завели на столе — Кто лучше, вкусней и нужней на земле. Картошка? Капуста? Морковка? Горох? Загибают по одному пальчику. Петрушка иль свекла? Ох! . . Хлопок. Хозяйка тем временем ножик взяла И ножиком этим крошить начала Картошку, капусту, морковку, горох, Загибают по одному пальчику. Петрушку и свеклу. Ох! . . Хлопок. Накрытые крышкою, в душном горшке К ипели, кипели в крутом кипятке Ладони складывают крест накрест. Картошка, капуста, морковка, горох, Загибают по одному пальчику. Петрушка и свекла. Ох! . . Хлопок. И суп овощной оказался неплох! " Едят" суп. Ю. Тувим «Мы капусту рубим – рубим…» Мы капусту рубим, рубим, ( имитация движений) Мы капусту режем, режем, Мы морковку трем, трем, Мы капусту солим, солим, Мы капусту жмем, жмем! Подвижные игры: «Гуси – гуси » Цель игры. Развивать у детей диалогическую речь, добиваться, чтобы речь их была выразительной. Ход игры. При помощи считалки выбирают хозяйку гусей и волка. Гуси находятся в одном конце комнаты, хозяйка — в другом, волк — в стороне. Слова хозяйки гусей: Гуси! Гуси! Есть хотите? Ну, летите! Почему? Ну, летите как хотите, Только крылья сберегите! Ответы гусей: Га- га- га! Да- да- да! Нам нельзя! Серый волк под горой, Не пускает нас домой! Гуси бегут к хозяйке, а волк старается их поймать и увести к себе. « Огуречик, огуречик …» Задачи: упражнять в беге врассыпную, умение действовать по сигналу. Ход: На одном конце зал а- ловишка, на другом дети. Они приближаются к ловишке прыжками на 2- х ногах. Ловишка: « Огуречик, огуречик, Не ходи на тот конечик. Там мышка живет, Тебе хвостик отгрызет» Дети убегают на свои места, а ловишка догоняет. «У медведя во бору» Задачи: развивать умение двигаться в соответствии с текстом. Ход: За чертой, на расстоянии 2- 3- х шагов место для медведя. На противоположном конце площадки обозначен дом детей. Ведущий говорит: « Идите гулять». Дети направляются к опушке леса, собирают грибы, ягоды, т. е имитируют соответствующие движения и говорят: «У медведя во бору Грибы, ягоды беру, А медведь сидит И на нас рычит. » Медведь с рычанием ловит детей, дети убегают. «У медведя во бору» «Листопад» По группе на полу лежат 3—4 обруча — это лужи. Рядом с каждым из них картинка дерева: березы, дуба, рябины, клена. У детей листья этих деревьев. Листопад, листопад, поочередно взмах руками, Листья желтые летят, обеими руками, Под ногами шелестят приседают, И летят, летят, летят. . . покружиться и присесть. По сигналу дети — «листики» летают, кто где хочет, по другому сигналу должны собраться у своего дерева, чья команда быстрее. «Вы с какого дерева? ( С клена. ) Значит, вы какие листочки? ( Кленовые. ) ». Далее «листики» опять летают, ложатся на землю, «засыпают». Картинки деревьев меняются местами. Центр сюжетно- ролевых игр: создание предметно- развивающей среды и совместное изготовление атрибутов. «Овощной магазин»: спец. одежда, весы, муляжи овощей и фруктов, касса, чеки, «деньги», сумки, гирьки. . . « Семья »: плита игрушечная, посуда, муляжи овощей и фруктов, фартуки Чтение художественной литературы: Ю. Тувим «Овощи» Хозяйка однажды с базара пришла, Хозяйка с базара домой принесла: Картошку, капусту, морковку, горох, Петрушку и свеклу. Ох! . . Вот овощи спор завели на столе — Кто лучше, вкусней и нужней на земле: Картошка? Капуста? Морковка? Горох? Петрушка иль свекла? Ох! . . Хозяйка тем временем ножик взяла И ножиком этим крошить начала: Картошку, капусту, морковку, горох, Петрушку и свеклу. Ох! . . Накрытые крышкою, в душном горшке Кипели, кипели в крутом кипятке: Картошка, капуста, морковка, горох, Петрушка и свекла. Ох! . . И суп овощной оказался не плох! Н. Сладков «Осень на пороге»- Жители леса! - закричал раз утром мудрый Ворон. - Осень у лесного порога, все ли к её приходу готовы? Как эхо, донеслись голоса из леса: - Готовы, готовы, готовы. . . - А вот мы сейчас проверим! - каркнул Ворон. - Перво- наперво осень холоду в лес напустит- что делать станете? Откликнулись звери: - Мы, белки, зайцы, лисицы, в зимние шубы переоденемся! - Мы, барсуки, еноты, в тёплые норы спрячемся! - Мы, ежи, летучие мыши, сном беспробудным уснём! Откликнулись птицы: - Мы, перелётные, в тёплые края улетим! - Мы, оседлые, пуховые телогрейки наденем! - Вторым делом, - Ворон кричит, - осень листья с деревьев сдирать начнёт! - Пусть сдирает! - откликнулись птицы. - Ягоды видней будут! - Пусть сдирает! - откликнулись звери. - Тише в лесу станет! - Третьим делом, - не унимается Ворон, - осень последних насекомых морозцем прищёлкнет! Откликнулись птицы: - А мы, дрозды, на рябину навалимся! - А мы, дятлы, шишки начнём шелушить! - А мы, щеглы, за сорняки примемся! Откликнулись звери: - А нам без мух- комаров спать будет спокойней! - Четвёртым делом, - гудит Ворон, - осень скукою донимать станет! Туч мрачных нагонит, дождей нудных напустит, тоскливые ветры науськает. День укоротит, солнце за пазуху спрячет! - Пусть себе донимает! - дружно откликнулись птицы и звери. - Нас скукою не проймёшь! Что нам дожди и ветры, когда мы в меховых шубах и пуховых телогрейках! Будем сытыми- не заскучаем! Хотел мудрый Ворон ещё что- то спросить, да махнул крылом и взлетел. Летит, а под ним лес, разноцветный, пёстрый- осенний. Осень уже перешагнула через порог. Но никого нисколечко не напугала. Г. Снигерев «Как п тицы и звери к осени готовятся». Осень в лесу. Не слышно птичьих песен. Дрозды- рябинники собрались в стаи и откармливаются перед тем, как откочевать в тёплые края. Коростель раньше всех тронулся в путь, потому что он на юг то летит, то пешком идёт. Сойка зарывает жёлуди про запас. Выбирает самые спелые, только часто забывает про них, и весной из этих желудей вырастают молодые дубки. Пока еще землю не сковало морозом, вальдшнепы кормятся на болоте. Запустит вальдшнеп клюв в землю – вытаскивает червей и личинок. Глухарь глотает камешки на речной отмели. Зимой он клюёт хвоинки, мёрзлую клюкву, а камешки, как жернова, перетрут пищу в глухарином зобу. Барсуки отъелись за лето, жиру накопили, далеко не уходят от норы. Ёж нашёл ямку в трухлявом пне, натаскал туда листьев – вот и готово жильё на зиму. Белка скоро серая станет, наденет зимнюю шубку, а пока запасает орехи и жёлуди. Складывает их в дупло. А грибы развешивает на колючих сучках – сушиться. Медведица берлогу выкопала под корнями старой ели, устлала её ветками, натаскала мху. Зимой у неё в берлоге появятся медвежата. Лиса неслышно крадётся по осеннему лесу. Листья в Лесу красные, и лисья шерсть красная. Легко лисе незаметно подкрадываться к добыче. Притаились зайчата- листопаднички. Не скачут, следов не оставляют. А то лиса их найдет и съест. Пробежит мимо зайчиха, накормит молоком и дальше скачет в осинник. Высоко в небе потянулись журавлиные стаи. Печальными криками прощаются они с родиной. Журавли будут зимовать в тёплой Африке. Но как только зазвенят весной ручьи, зазеленеет на бугорках травка, журавли вернутся домой на родину. Первые снежинки закружились в воздухе, и гусиные стаи тоже полетели на юг. В. Сутеев «Под грибом». Как- то застал Муравья сильный дождь. Куда спрятаться? Увидел Муравей на полянке маленький грибок, добежал до него и спрятался под его шляпкой. Сидит под грибом — дождь пережидает. А дождь идёт всё сильнее и сильнее. . . Ползёт к грибу мокрая Бабочка: — Муравей, Муравей, пусти меня под грибок! Промокла я — лететь не могу! — Куда же я пущу тебя? — говорит муравей. — Я один тут кое- как уместился. — Ничего! В тесноте, да не в обиде. Пустил Муравей Бабочку под грибок. А дождь ещё сильнее идёт. . . Бежит мимо Мышка: — Пустите меня под грибок! Вода с меня ручьём течёт. — Куда же мы тебя пустим? Тут и места нет. — Потеснитесь немножко! Потеснились — пустили Мышку под грибок. А дождь всё льёт и не перестаёт. . . Мимо гриба Воробей скачет и плачет: — Намокли перышки, устали крылышки! Пустите меня под грибок обсохнуть, отдохнуть, дождик переждать! — Тут места нет. — Подвиньтесь, пожалуйста! — Ладно. Подвинулись — нашлось Воробью место. А тут Заяц на полянку выскочил, увидел гриб. — Спрячьте, — кричит, — спасите! За мной Лиса гонится! . . — Жалко Зайца, — говорит Муравей. — Давайте ещё потеснимся. Только спрятали Зайца — Лиса прибежала. — Зайца не видели? — спрашивает. — Не видели. Подошла Лиса поближе, понюхала: — Не тут ли он спрятался? — Где ему тут спрятаться! Махнула Лиса хвостом и ушла. К тому времени дождик прошёл — солнышко выглянуло. Вылезли все из- под гриба — радуются. Муравей задумался и говорит: — Как же так? Раньше мне одному под грибом тесно было, а теперь всем пятерым место нашлось! — Ква- ха- ха! Ква- ха- ха! — засмеялся кто- то. Все посмотрели: на шляпке гриба сидит Лягушка и хохочет: — Эх, вы! Гриб- то. . . Не досказала и ускакала. Посмотрели все на гриб и тут догадались, почему сначала одному под грибом тесно было, а потом и пятерым место нашлось. А вы догадались? Г. Юдин" Как варить компот" На одном дворе жили кот, коза, курица, корова и кролик. Однажды во двор вышел кот и закричал: - Слушайте все! Я прочитал в старой книге, как сварить компот! - Ну и как же его варить? - Принесите каждый все самое вкусное, остальное — за мной! Вся компания отправилась искать все самое вкусное, а кот разжег костер и повесил над ним котел с водой. Первой пришла коза и принесла капустную кочерыжку. Потом пришла курица и принесла кукурузу. Корова принесла арбузные корки, кролик — клевер, а сам кот достал из кармана кусок колбасы. Когда вода закипела, кот кинул кочерыжку, корки, кукурузу, клевер, колбасу в котел и закрыл крышкой. Через некоторое время он позвонил в колокольчик: - Готово! Кушайте на здоровье. Все попробовали, да как закашлялись, отказываются: - Компот называется! Сам ешь! Почему же так невкусно получилось? — мрачно задумался кот. А. Н. Толстой" Мужик и медведь" ( русская народная сказка) Мужик поехал в лес репу сеять. Пашет там да работает. Пришел к нему медведь: – Мужик, я тебя сломаю. – Не ломай меня, медведюшка, лучше давай вместе репу сеять. Я себе возьму хоть корешки, а тебе отдам вершки. – Быть так, – сказал медведь. – А коли обманешь, так в лес ко мне хоть не езди. Сказал и ушел в дуброву. Репа выросла крупная. Мужик приехал осенью копать репу. А медведь из дубровы вылезает: – Мужик, давай репу делить, мою долю подавай. – Ладно, медведюшка, давай делить: тебе вершки, мне корешки. Отдал мужик медведю всю ботву, а репу наклал на воз и повез в город продавать. Навстречу ему медведь: – Мужик, куда ты едешь? – Еду, медведюшка, в город корешки продавать. – Дай- ка попробовать – каков корешок? Мужик дал ему репу. Медведь как съел: – А- а! – заревел. – Мужик, обманул ты меня! Твои корешки сладеньки. Теперь не езжай ко мне в лес по дрова, а то заломаю. На другой год мужик посеял на том месте рожь. Приехал жать, а уж медведь его дожидает: – Теперь меня, мужик, не обманешь, давай мою долю. Мужик говорит: – Быть так. Бери, медведюшка, корешки, а я себе возьму хоть вершки. Собрали они рожь. Отдал мужик медведю корешки, а рожь наклал на воз и увез домой. Медведь бился, бился, ничего с корешками сделать не мог. Рассердился он на мужика, и с тех пор у медведя с мужиком вражда пошла. А. Майков «Осенние листья по ветру кружат» Осенние листья по ветру кружат, Осенние листья в тревоге вопят: «Всё гибнет, всё гибнет! Ты черен и гол, О лес наш родимый, конец твой пришел! » Не слышит тревоги их царственный лес. Под темной лазурью суровых небес Его спеленали могучие сны, И зреет в нем сила для новой весны. Ш отланская песенка «Зайка – трусишка» в переводе И. Токмаковой Зайчик- трусишка В поле бежал, В огород забежал, Морковку нашел, Капустку нашел, Сидит — грызет. Иди прочь — Хозяин идет! Вейся, ты, вейся, капустка, Завивайся, белая! Как же мне, капустке, не виться, Как же мне, белой, не клубиться? Вечор на капустку, Вечор на белую Выпал частый дождик, Ливмя льет, поливает, Белую капустку заливает. Я колышки тешу, Огород я горожу, Я капустку сажу, Сажу беленькую, Развеселенькую Е. Фартутдинова «Сказка о том, почему помидор стал красным». В давние времена жили на одном огороде овощи. Я — капуста тугая, В супе, в борщике вкусна я. Ну, а я — бурачок, Розоватый бочок, В огороде уродился, С овощами подружился. Бурачок, бурачок, Розоватый бочок. Я — фасоль, всем вам известна, И вкусна я, и полезна. А я — братец — чесночок, чесночок, Припекаю язычок, язычок, Всех микробов убиваю, Вас от хвори защищаю. Я — морковка всем на диво: И румяна, и красива. Я — огурчик наливной. Кто полакомится мной? Я — сердитый лук, ребята, Витаминами богатый, Хоть и слезы вызываю, Но от гриппа защищаю. А я тыквой зовусь, Сочной мякотью горжусь. Нет полезней и вкусней Каши тыквенной моей. Нет обеда без картошки — Ни жаркого, ни окрошки. Все картошку уважают. Кто из вас меня не знает? Помидор я вкусный, сладкий, Тра- ля- ля, тра- ля- ля! Я расту на этой грядке, Тра- ля- ля, тра- ля- ля. Я на свете всех вкуснее, Всех круглее, зеленее, Меня взрослые и дети Любят больше всех на свете! Огурец — ему в ответ: — Слушай, это просто смех — Хвастать, что ты лучше всех. Не поймет никак он, братцы, — Некрасиво задаваться. — А помидор все свое твердил. Хвалился, хвалился — И с куста свалился! А. Барто «Осенью» В саду пожелтели, Осыпались клёны, И только скамейка Осталась зелёной. Стоит она В тихой аллейке, И дождик Стучит по скамейке. Мокнет скамейка Под голой рябиной. . . Летом была она Автомашиной, Она самолётом Красивым была, Приделали к ней Два фанерных крыла. Вновь проглянет солнце Завтра поутру, Вновь начнут ребята Шумную игру. Поплывёт по Каме, По Волге поплывёт Украшенный флажками Зелёный пароход. А. Пушкин «Уж небо осенью дышало» Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась, Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван Тянулся к югу: приближалась Довольно скучная пора; Стоял ноябрь уж у двора. Ежедневные наблюдения в природе на прогулках: - Наблюдения за солнцем( обратить внимание детей на то, что осенью солнце светит меньше, греет хуже, путь его по небу стал короче; поздно рассветает, рано темнеет) ; - Наблюдения за работой дворника( продолжать знакомить детей с рабочими профессиями, подчеркивая значимость труда для всех; познакомить с орудиями труда, различными трудовыми операциями; воспитывать уважение к людям труда, желание помогать) ; - Наблюдения за цветами на клумбе( познакомить детей с названиями цветущих растений: календула, космея, настурция; уточнить представления детей об изменениях в живой природе, происходящих осенью) ; - Наблюдения за облаками( обратить внимание детей на то, что в пасмурные дни небо покрыто серыми облаками( тучами) – тяжелыми, низкими; а в солнечные дни – облака светлые, пушистые, как вата; отметить, как и почему движутся облака в ветреную погоду) ; - Наблюдения за птицами( уточнить представления о строении птиц; познакомить детей с изменениями в жизни птиц с наступлением осени, рассказать о перелетных птицах, о том, что во время перелета многие птицы собираются в стаи) ; - Наблюдения за насекомыми( расширять представления детей о многообразии насекомых, учить выделять и называть характерные особенности строения тела насекомых; обратить внимание на то, что в солнечную погоду можно увидеть множество насекомых, в пасмурную жизнь насекомых замирает; подводить к пониманию того, как насекомые готовятся к зимнему периоду) ; - Наблюдения за дождем( предложить детям сравнить летний и осенний дождь, отметить различия: осенью дожди долгие, холодные, лужи долго не высыхают) ; - Наблюдения за деревьями( уточнить понятия «дерево», «куст»; закрепить названия деревьев – береза, осина, ива, рябина) ; - Наблюдения за листопадом( показать детям многообразие красок осени, раскрыть понятие «листопад»; рассмотреть листья разных деревьев, помочь детям определить цвета, в которые окрашиваются осенью листья различных деревьев; сформировать понимание понятий «ранняя осень», «золотая осень», «поздняя осень») ; - Наблюдения за сбором урожая( расширять представления детей об овощах) ; - Наблюдения за небом( учить детей замечать изменения на небе, происходящих осенью) ; - Наблюдения за прохожими( расширять представления детей о зависимости одежды людей от погодных условий) .
- Конспект НОД "Моя семья" в старшей группе
- Дополнительная общеразвивающая программа «Футбол для дошколят»
- Консультация для родителей «Роль семьи в речевом и познавательном развитии ребенка раннего возраста»
- Консультация для воспитателей "Современные образовательные технологии в ДОУ"
- Технологическая карта по организации с-р игры