a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация «О ПРАВИЛАХ ХОРОШЕГО ТОНА ЗА СТОЛОМ»

Опубликовано: 2016-11-15 13:13:23

Документы для скачивания

Консультация «О ПРАВИЛАХ ХОРОШЕГО ТОНА ЗА СТОЛОМ» Цели и задачи: Совершенствование работы в детском саду по формированию у дошкольников правил хорошего тона. Выявление инициативы и творческого подхода к созданию условий для формирования правил хорошего тона у детей. Развитие материальной базы для приобщения к правилам хорошего тона за столом в группах. Содействие укреплению связи ДОУ с семьёй. Материаы и оборудование: до начала консультации тихо звучит музыка. На столе ведущего предметы сервировки на одного человека, вопросы" острого блюда" , поощрения, приз: " Королева точного времени" , мяч, игрушка для игры, коробка с фишками. На столах у педагогов: карточки с именами, отчествами, цветограммы, фишки трех цветов: красного, желтого и синего. Ход На фоне музыки песни" Прекрасное далеко" . - Всем нам хочется заглянуть в будущее. Хотя бы одним глазком взглянуть. Чтобы себя в нем увидеть, а самое главное, детей, тех, которых мы воспитываем сегодня. Каким будет будущее, зависит от нас с вами, взрослых. От нашего серьезного, вдумчивого подхода к решению любого вопроса воспитания и даже такого, как умение вести себя за столом, которое, как и все другие, направлено на совершенствование нравственных качеств. Что тема своевременна – нет сомнений. Известно изречение педагога А. С. Макаренко: " Культурное воспитание начинается очень рано, когда ребенку очень далеко до грамотности, когда он только научился хорошо видеть, слышать и кое- что говорить" . Он же писал следующее. " Каким будет человек, главным образом зависит от того, каким его сделаете к пятому году жизни. Если вы его до пяти лет не воспитаете как нужно, потом придется перевоспитывать" . Перед нами, педагогами, сегодня стоит далеко не праздный вопрос, как обучать детей правилам культурного поведения, ибо, как подметил народ, " Самый громкий барабан остается беззвучным, если в него не ударяют, самый умный человек остается невеждой, если его не обучают" . Сегодня нас, педагогов, конечно же, больше всего интересует вопрос: как помочь детям усвоить все без исключения правила поведения за столом и при этом, почувствовать поддержку родителей, увидеть желание детей следовать этим правилам, да и самим получить радость от успехов в этой работе. Об этом мы сегодня и имеем возможность поговорить на нашей консультации, тема которой: " О правилах хорошего тона за столом" . Цель нашей встречи: приоткрыть секреты мастерства каждого из нас, проникнуть в тайны успеха, получить ответы на многие волнующие вопросы из уст самых талантливых, самых находчивых, самых думающих, общим словом: самых, самых, самых. Воспользовавшись советом мудрого народа" Ум хорошо, а два лучше" , все вопросы мы выносим на обсуждение. Итак, работа по воспитанию навыков культуры поведения начата и поддержана всеми педагогами. Подводить итоги еще рано, но первые вопросы направлены на анализ наших общих усилий, действий. Вопрос 1. Какие правила быстрее всего усвоили дети? Почему? Вопрос 2. Какие правила усваиваются с большим трудом, и в чем вы видите причины? Вопрос 3. Какой, на ваш взгляд, самый эффективный прием в обучении детей и в достижении результатов? Использовался ли прием унижения собственного достоинства? Есть ли у вас уверенность в том, что этим правилам хорошего тона дети будут следовать всегда в жизни? Чем обоснована уверенность, причины сомнений? А теперь представьте, что вашим сменным воспитателем стал начинающий педагог. Какое основное правило в виде призыва, предупреждения вы бы написали для него, как непременное условие успешной работы в воспитании у детей хороших манер за столом( минута на раздумье) ? 1. Не бойся хвалить детей! 2. Не делай замечаний во время еды. 3. Не ругай. 4. Говори меньше, а поучай на примере своего поведения. 5. Люби играть. 6. Восхищайся целую минуту. 7. Не сравнивай успехи одного с другим, а только с его же результатами. 8. Не читай длинных нотаций. 9. Изучи и выполняй все правила поведений. 10. Каждый день сообщай об успехах детей родителям. 11. Ни на день не забывай о работе по привитию навыков культуры. 12. Сочиняй сказки, стихи, песни вместе с детьми, привлеки к этому родителей. 13. Будь режиссером забавных театрализации- сказок на закрепление правил. 14. Оформи наглядную агитацию. 16. Приглашай на уроки вежливости родителей На фоне музыки Животворные лучи яркого света проливают на душу ребенка сказки. И сейчас, когда остро встал вопрос об иных подходах к воспитанию детей, мы с надеждой обращаемся к педагогическому опыту наших предков. Одним и очень важным инструментом в воспитании была, как ни удивительно, сказка. Она развлекала, забавляла, смешила, и что, самое главное, воспитывала. Неодушевленные предметы, наделенные человеческими чертами, к которым можно обращаться. Они говорят. Они чувствуют, как люди. Маленькие дети верят, что игрушки оживают по ночам, могут плакать, говорить. Какую роль в воспитании культуры поведения занимает сказка, волшебные предметы? Приведите примеры. Какие сказки составляли вы для детей или вместе с детьми? Как побуждали их к фантазии? Как привлечь к этому родителей? Составление стихов, песен на закрепление правил- также помогут быстрее усвоить их. Ваше отношение к такому виду творчества? ( Обмен опытом. ) МУЗЫКА Пусть музыка вальса поможет быстро решить вопросы" острого блюда" . Сегодня их много, но правила сохраняются прежние, если не понравился вопрос, можете передать дальше. Педагогам раздаются вопросы( на листочках ромашки) , заслушиваются ответы. Какой основной вид деятельности у детей дошкольного возраста? Конечно, игра. Без игры нет детства. Игра- это умение весело и непринужденно учиться. От нас педагогов зависит, внесет ли игра радость познания. Вопрос 1. Какие игры помогли вам в работе по усвоению детьми правил сервировки и привитию навыков хорошего тона за столом? Вопрос 2. Возможны ли игры- соревнования? С кем? Вопрос 3. Важно ли участие взрослого в игре, в каком качестве? Я предлагаю Вам принять участие в играх и физкультминутках, в надежде на то, что все они найдут применение в практике работы с детьми. " Передавай предмет по кругу" ( музыка быстрая) . Педагоги встают в круг. Под музыку передается игрушка или мяч. Как только музыка обрывается, тот, у кого остался мяч, выходит из игры, но может остаться, если ответит на вопрос по правилам поведения, сервировки. Например: а) куда положить столовые приборы, нож и вилку после еды? в) можно ли есть с целого куска? г) можно ли выбирать понравившийся кусок? д) куда следует положить локти во время еды? Игра" Хитрый глаз" Дети, вы хотите иметь хитрый глаз, тогда. . . Дети вместе с воспитателем кладут ладошку" на ладошку и говорят тихо 3 раза" У меня есть хитрый глаз, он всегда видит предметы, которые лежат не на месте" . Посмотрите на приборы, правильно ли они расставлены? А сейчас хитрый глаз поможет вам увидеть, все ли правила я выполняю во время еды? Игра" Думай, играй, мячик лови" Все дети хором говорят: " Думай, играй, мячик лови, правило поведения за столом быстро говори" . Эту игру можно изменить таким образом: воспитатель, бросая мяч, начинает предложение со слова нельзя, а дети со слова нужно: нельзя облизывать пальцы; нельзя громко стучать ложкой по тарелке; нельзя чавкать; нельзя набирать целую ложку; нельзя вытирать рот салфеткой; нельзя есть с целого куска; нельзя облизывать тарелку; нельзя выливать остатки супа в ложку. Физкультминутка для пальцев Представьте, что это не пальчики, а мальчики и девочки. Побежали вдоль реки дети наперегонки, увидели Незнайку, который неправильно взял ложку, тут же ему показали, как надо делать правильно( дети передвигают пальцы по поверхности стола, показывая, как они бегут) . Побежали вдоль реки дети наперегонки. Увидели Емелю плачущего из- за того, что его не приглашают в гости: не умеет вилку держать. Повторяются слова: " побежали…" Увидели мальчика со странным именем наоборот. Он откусывал от целого батона хлеба. Показали, как надо есть правильно. Игра на внимание" Чего не хватает на сервированном столе к завтраку. Что расставлено неверно на столе, сервированном к обеду? " К игровым приемам относятся и волшебные предметы. Какие используете вы? В каких случаях? Минуты восхищения Чем младше ребенок, тем нужнее похвала и признание его заслуг, так как велико желание быть большим и умелым. Наша задача: вовремя увидеть того, кому она нужна. Вспомним строки известной поэтессы А. Барто: " Когда не ладятся дела, Мне помогает похвала. " А каково ваше мнение? Когда нужна похвала? Какой она должна быть? А теперь предоставляется возможность каждому из нас, показать друг другу насколько мы умеем хвалить и восхищаться. Для этого нужно разделиться на пары, определить, кто выступает в роли детей, которых нужно похвалить, кто в роли педагогов. Ситуация: нужно похвалить ребенка за то, что соблюдает правило: берет кусок, который лежит ближе к нему, не выбирая. В минуту могут войти вопросы, обращенные к детям, к данному ребенку, использование театрализованных действий, предметов и т. д. Если вам понравилось, как вас хвалят- подарите улыбку талантливому режиссеру и артисту. А теперь можно поменяться ролями и похвалить за умение аккуратно есть, не оставляя крошек на столе и под столом. Игра" Узнай по описанию" Педагог или сказочный герой описывает, не называя имени, с восхищением рассказывает о выполнении кем- то правила, а дети должны угадать, о ком говорится. На что педагог отвечает: посмотрите, у кого это получается хорошо и тогда узнаете. МУЗЫКА Что мы успели сделать, в чем достигли успехов, а над чем предстоит поработать? Такова цель следующей этапа консультации- самоанализ, который поможет более четко увидеть результаты своего труда, перспективу на будущее. Фишки, лежащие на подносах, помогут определить степень вашей результативности. Я буду называть правило, а вы, если все дети выполняют его, ставить фишку красного цвета, если немногие- желтого, а если не выполняют- синего. Сервировка 1. Дежурные ставят тарелки строго напротив стульев и на расстоянии 2 см от края стола. 2. Ровно, параллельно раскладывают ножи- лезвием к тарелке, ложки носиком вверх. Вилки зубами вверх. 3. Соблюдают расстояние между приборами 0, 5 см. 4. Чашки с чаем и компотом подаются только на блюдце и с ложкой, причем ручки чашек повернуты влево, а ложечек, находящихся на блюдце- вправо! 5. Всегда на столах имеются салфетки. 6. Соблюдается последовательность сервировки. Правила поведения за столом 1. Мальчики подают стул девочкам со словами" прошу садиться" или" пожалуйста" . 2. Дети правильно держат вилку, знают, когда следует держать ее, как ложку. 3. Правильно держат ложку. 4. Умеют пользоваться ножом. 5. Не стучат столовыми приборами о тарелку, чашку. 6. Не едят с целого куска. 7. Не выбирают кусок на тарелке. 8. Яичницу, рыбу, котлету, запеканку, рулеты едят с помощью вилки, без ножа. 9. Не вылизывают тарелку, не выливают в ложку, не пьют из тарелки. 10. Суп сначала пробуют, а потом едят, набирая 1/ 3 ложки, направляя в рот боковой частью. 11. При доедании супа тарелку наклоняют от себя. 12. Не запрокидывают голову во время питья компота. 13. Не наклоняются низко над тарелкой. 14. Пережевывают пищу с закрытым ртом. 15. Не чавкают. 16. Умеют пользоваться салфеткой, не вытирают рот, а прикладывают ко рту. 17. Использованную салфетку кладут справа под бортик тарелки. 18. Использованные столовые приборы: ножи, вилки, ложки, кладут на тарелки параллельно ручками влево, причем вилку выпуклостью вверх. 19. Благодарят после еды и убирают посуду. 20. При временном прекращении еды кладут столовые приборы на бортик тарелки. Посмотрите на фишки и сделайте вывод, почему таков результат? Все ли действенные методы использованы? Умение быстро принять самое правильное решение, найти выход из создавшейся ситуации- прекрасное качество для каждого педагога. Вопросы" блиц- турнира" помогут нам выявить самых находчивых, творчески подходящих к любому моменту в воспитании. За каждый ответ, решение- фишка. Победитель тот, кто получит большее количество. 1. Если мальчик стесняется подать стул девочке, помочь сесть за стол. 2. Если дети чавкают. 3. Если небрежно кладут на стол приборы во время сервировки. 4. Если облизывают пальцы. 5. Если разговаривают во время еды. 6. Если неправильно держат вилку. 7. Если берут чашку, отставляя мизинец. 8. Если оставляют крошки на столе и под столом. Традиционный заключительный этап консультации – словоэстафета требует от каждого краткости, как говорил Чехов, чтобы словам была тесно, а мыслям просторно, т. е. взяв игрушку вы должны продолжить такое предложение: «Дети будут соблюдать все правила поведения за столом, если я. . . ». Вынесение общих рекомендаций в конце консультации. Вопросы острого блюда Обязательно ли подавать чашку с чаем на блюдце? Сколько чая наливать в стакан? ( Ответ: подавать чай следует на блюдце, наливать- 0, 5- 1 см до края. ) С помощью какого приема вы обучите и вызовете желание следовать правилу хорошего тона: не есть с целого куска, а отламывать его пальцами левой руки? Как вы вовлечете родителей в процесс обучения детей правилам хорошего тона за столом? Куда и как следует положить приборы после еды? ( Ответ: на тарелку, параллельно ручками влево. ) Кто первым садится за праздничный стол: хозяин или гости? Нужно ли привлекать детей к оценке работы дежурных? Как это делать? Какие приборы необходимо подать к столу, если на гарнир второго блюда- пюре или каша( гречневая, рисовая) ? ( Ответ: нож, вилку. ) В каких случаях вилку следует держать как ложку и почему в левой руке? ( Ответ: когда на гарнир пюре, каши, причем в правой руке нож, с помощью которого можно поддеть гарнир на вилку. ) Всегда ли нужна чайная ложка при подаче чая? ( Ответ: всегда, т. к. по правилам хорошего тона нужно сначала попробовать с ложки, а потом пить из чашки. ) О чем не следует говорить за столом во время еды? ( Ответ: о болезнях, страданиях, не делать замечаний по поводу некачественного приготовления блюд, о проблемах. )

Оставить комментарий: