«Адаптация первоклассников»
«Адаптация первоклассников»
Цель адаптационного периода - смягчить и ускорить процесс адаптации первоклассников к школе. Для этого имеет смысл предоставить детям необходимую для знакомства со школьной ситуацией информацию в систематизированном виде, чтобы процесс вхождения в школьную жизнь имел плавный и последовательный характер.
Задачи адаптационного периода:
- Создание условий для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности у первоклассников при вхождении в школьную жизнь.
- Создание доброжелательной атмосферы в классе как необходимого условия для развития у детей уверенности в себе.
- Помощь детям в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников.
- Создание благоприятных условий для знакомства детей друг с другом.
- Организация взаимодействия между детьми как предпосылок формирования навыков учебного сотрудничества.
- Создание предпосылок для групповой сплоченности класса.
- Создание условий для освоения будущими первоклассниками пространства своего класса как предпосылки для освоения пространства школы.
Основная идея педагогической деятельности – помощь детям в адаптации к школе, как один из элементов успешной социализации.
.Планируемый результат:
создание комфортных и благоприятных условий учебно-воспитательного процесса, способствующих успешной и скоротечной адаптации первоклассников.
С целью выявления адаптированности первоклассников к школе я провела ряд мероприятий:
- Учитель сможет систематизировать своё представление о ребёнке, начинающем учиться в школе, с помощью опросника Л.М.Ковалёвой, куда входят 48 утверждений. Вычёркивая на бланке номера, в которых описаны фрагменты поведения ребёнка, и подсчитав сумму баллов, которую набрал ребёнок, можно определить коэффициент его дезадаптации.
- Также проводится рисуночный тест “Школа зверей”, где дети рисуют лесную школу, учениками и учителем которой являются лесные звери. С помощью этого теста можно изучит мотивационную сферу, как ребёнок относится к учителю, к одноклассникам, к обучению в школе, что его интересует больше, сам процесс обучения или общение с друзьями, а также школьную тревожность.
- Анкетирование родителей на родительском собрании, посвящённом адаптации первоклассников.
- Выявление детей с проблемами в физическом развитии и проведение инструктором лечебной физкультуры лечебно-оздоровительных занятий.
- Диагностика и оценка учителем интеллектуального развития детей, изучение особенностей внимания, памяти, мышления и восприятия.
С помощью опросника Л.М. Ковалёвой в конце октября я определила степень адаптированности детей к школе.
Коэффициент дезадаптации |
Высокая степень от 0 до 14% |
Средняя степень дезадаптации от 15 до 30% |
«Группа риска» выше 30% |
Сильная степень дезадаптации свыше 40% |
|
4 человека |
7 человек |
1 человек |
2 человека |
Вывод: проводить индивидуальную работу со слабыми учащимися
Информационная справка о классе
* Общие сведения о классе
1 «А» класс – общеобразовательный класс школы. Обучается в нем 14 человек, из них 7 девочек и 7 мальчиков. Практически все дети с 2009 года рождения, 1 ребенок с 2005 ,1 с-2008 года рождения. 5 детей посещали детский сад .
* Характеристика успеваемости
Есть хороший потенциал, тем более что все ребята стремятся к хорошим и отличным знаниям. Кроме того, мы видим, что есть группа детей, которые требуют дополнительного внимания (поддержки) классного руководителя, родителей. Возможности учащихся реализованы не полностью, в этом направлении необходимо работать.
* Уровень воспитанности учащихся
Учащиеся класса показывают средний уровень воспитанности. Особенно ярко проявляют ребята такие качества, как открытость, доброжелательность, щедрость.
Нужно развивать в детях любознательность и прилежание.
* Уровень сплоченности и развития классного коллектива
В классе распределены поручения (староста класса, санитары, цветоводы, учебный сектор, хозяйственный сектор, дежурные), ребята со всей ответственностью относятся к своим "должностям».
Яркого лидера в классе нет. Совершенно равнодушных к делам класса тоже нет. Каждый ученик пытается по мере своих возможностей оказать помощь товарищу. Это свидетельствует о том, что необходимо продолжать развивать в детях такие качества, как чуткость, милосердие, дружелюбие.
Учащиеся любят проводить вместе время и в школе, и вне ее, стремятся к общению (мальчики и девочки дружат между собой).
* Характеристика занятости учащихся во внеурочное время
5 ребят, то есть 35% заняты в сфере дополнительного образования (кружки).
В начале сентября было составлено расписание согласно
адаптационному периоду в первом классе.
На всех уроках предусматривались физкультурные минутки 2-3
в течение всего урока, продолжительность урока 35 минут.
После второго урока ученики 1 класса полным составом получают
горячее питание в столовой.
Темы адаптационных занятий, проведенных в нашем классе:
- Здравствуй, школа!
- Давайте познакомимся!
- Хочешь говорить – подними руку.
- Школьные правила вежливости.
- Экскурсия по школе.
- Формы устного ответа.
- Школьные принадлежности.
- Умение выражать свои эмоции.
- Правила поведения на перемене.
- Противоречие «люблю – не люблю».
- Экскурсия в столовую.
- Правила поведения в столовой.
- Умение выражать свои мысли.
- Парная форма работы.
- Обратная связь на уроке.
- Организация рабочего места.
- Выходы из спорных ситуаций.
- Памятка первокласснику.
Анкета по адаптации учащихся к школе
1.Тебе нравится в школе или не очень?
А) не очень
Б) нравится
В) не нравится.
2.Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда идёшь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
А) чаще хочется остаться дома
Б) бывает по-разному
В) иду с радостью.
3.Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошёл бы в школу или остался бы дома?
А) не знаю
Б) остался бы дома
В) пошёл бы в школу.
4.Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
А) не нравится
Б) бывает по-разному
В) нравится
5.Ты хотел (а) бы, чтобы в школе остались одни перемены?
А) не знаю
Б) не хотел бы
В) хотел бы
6.Ты часто рассказываешь о школе родителям?
А) часто
Б) редко
В) не рассказываю
7.Ты хотел (а) бы, чтобы у тебя были менее строгие учителя?
А) точно не знаю
Б) хотел (а) бы
В) не хотел (а) бы
- У тебя в классе много друзей?
А) мало
Б) много
В) нет друзей.
9.Тебе нравятся твои одноклассники?
А) нравятся
Б) не очень
В) не нравятся
По результатам проведенного анкетирования среди первоклассников выявлено следующее:
100 % учащимся нравится в школе;
- 100% учащихся идут с радостью;
- 100% учащихся пошли бы в школу;
- 100% учащихся не нравится;
- 99% учащихся не хотели бы и 1% не знаю;
- 95% учащихся часто рассказывают о школе родителям и 5% - редко;
- 100% учащихся не хотели бы;
- 97% учащихся много друзей и 3% - мало друзей;
- 100% учащихся нравятся одноклассники.
Динамика адаптационного периода первоклассников.
Для первоклассника очень важно почувствовать себя принятым в школьную семью, а также реализовать свое желание быть услышанным и понятым.
1 этап адаптационного периода (длительность: примерно 1 неделя): учитель ставит задачи познакомить детей друг с другом, создать общую доброжелательную атмосферу в классе; дает возможность детям почувствовать себя членами нового сообщества;
2 этап адаптационного периода: работа над режимом дня школьника: ребята вспоминают что они делают утром, готовясь к школе, и вечером, приходя из школы. В результате работы на этом этапе дети разбираются, что им мешает, а что - помогает стать настоящими школьниками;
3 этап адаптационного периода: учитель обсуждает с ребятами возможные критерии оценки учебной работы (правильность, аккуратность, красота, старательность, интерес и др.) и способы, как всего этого можно достичь.
4 этап адаптационного периода: этап посвящен контролю освоения введенных ранее правил и приемов работы. Важно, чтобы учитель создал ситуацию, когда не он, а сами ребята осуществляют этот контроль. Задачей педагога на этом этапе является наблюдение и фиксирование основных трудностей учеников (слишком медлительные или слишком импульсивные, слишком тревожные и т.д.). Самым непростым делом для первоклассника, оказывается, спорить, не ссорясь и не обижаясь, друг на друга, искать доказательства своей позиции в решении той или иной задачи. Учитель обращает внимание, на сколько по - школьному, работают дети, и какие правила школьной жизни помогают им справить с заданиями;
5 (заключительный) этап адаптационного периода: ребята обмениваются впечатлениями о школе, рассказывают, что им больше всего запомнилось и понравилось в школе, распределяют общественные поручения.
Вывод:Наблюдения за первоклассниками показали, что социально-психологическая адаптация проходит успешно: 92% детей (13 человек) адаптировались на данный момент. У 8% детей (1 человек) неполная адаптация. С дезадаптацией в классе детей нет.
- Конспект НОД "Моя семья" в старшей группе
- Дополнительная общеразвивающая программа «Футбол для дошколят»
- Консультация для родителей «Роль семьи в речевом и познавательном развитии ребенка раннего возраста»
- Консультация для воспитателей "Современные образовательные технологии в ДОУ"
- Технологическая карта по организации с-р игры