a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

«Адаптация первоклассников»

Автор: Расулова Елена Анатольевна Опубликовано: 2016-11-15 17:47:02

«Адаптация первоклассников»

Цель адаптационного периода -  смягчить и ускорить процесс адаптации первоклассников к школе. Для этого имеет смысл предоставить детям необходимую для знакомства со школьной ситуацией информацию в систематизированном виде, чтобы процесс вхождения в школьную жизнь имел плавный и последовательный характер.

Задачи адаптационного периода:

  1. Создание условий для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности у первоклассников при вхождении в школьную жизнь.
  2. Создание доброжелательной атмосферы в классе как необходимого условия для развития у детей уверенности в себе.
  3. Помощь детям в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников.
  4. Создание благоприятных условий для знакомства детей друг с другом.
  5. Организация взаимодействия между детьми как предпосылок формирования навыков учебного сотрудничества.
  6. Создание предпосылок для групповой сплоченности класса.
  7. Создание условий для освоения будущими первоклассниками пространства своего класса как предпосылки для освоения пространства школы.

Основная идея педагогической деятельности – помощь детям в адаптации к школе, как один из элементов успешной социализации.

.Планируемый результат:

создание комфортных и благоприятных условий учебно-воспитательного процесса, способствующих успешной и скоротечной адаптации первоклассников.

 

С целью выявления адаптированности первоклассников к школе я провела  ряд мероприятий:

  • Учитель  сможет систематизировать своё представление о ребёнке, начинающем учиться в школе, с помощью опросника Л.М.Ковалёвой, куда входят 48 утверждений. Вычёркивая на бланке номера, в которых описаны фрагменты поведения ребёнка, и подсчитав сумму баллов, которую набрал ребёнок, можно определить коэффициент его дезадаптации.
  • Также проводится рисуночный тест “Школа зверей”, где дети рисуют лесную школу, учениками и учителем которой являются лесные звери. С помощью этого теста можно изучит мотивационную сферу, как ребёнок относится к учителю, к одноклассникам, к обучению в школе, что его интересует больше, сам процесс обучения или общение с друзьями, а также школьную тревожность.
  • Анкетирование родителей на родительском собрании, посвящённом адаптации первоклассников.
  • Выявление детей с проблемами в физическом развитии и проведение инструктором лечебной физкультуры лечебно-оздоровительных занятий.
  • Диагностика и оценка учителем интеллектуального развития детей, изучение особенностей внимания, памяти, мышления и восприятия.

С помощью опросника Л.М. Ковалёвой в конце октября  я определила  степень адаптированности детей к школе.

Коэффициент

дезадаптации

Высокая степень от 0 до 14%

Средняя степень дезадаптации от 15 до 30%

«Группа риска» выше 30%

Сильная степень дезадаптации свыше 40%

 

    4 человека

7 человек

1 человек

2 человека

Вывод: проводить индивидуальную работу со слабыми учащимися

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационная справка о классе

 

* Общие сведения о классе

1 «А» класс – общеобразовательный класс школы. Обучается в нем 14 человек, из них 7 девочек и 7 мальчиков. Практически все дети с 2009 года рождения, 1 ребенок с 2005 ,1 с-2008 года рождения.  5 детей посещали  детский сад .

* Характеристика успеваемости

Есть хороший  потенциал, тем более что все ребята стремятся к хорошим и отличным знаниям. Кроме того, мы видим, что есть группа детей, которые требуют дополнительного внимания (поддержки) классного руководителя, родителей. Возможности учащихся реализованы не полностью, в этом направлении необходимо работать.

* Уровень воспитанности учащихся

Учащиеся класса показывают  средний уровень воспитанности. Особенно ярко проявляют ребята такие качества, как открытость, доброжелательность, щедрость.

Нужно развивать в детях любознательность  и прилежание.

 

 

* Уровень сплоченности и развития классного коллектива

В классе распределены поручения (староста класса, санитары, цветоводы, учебный сектор,  хозяйственный сектор, дежурные), ребята со всей ответственностью относятся к своим "должностям».

Яркого лидера в классе нет. Совершенно равнодушных к делам класса тоже нет. Каждый ученик пытается по мере своих возможностей оказать помощь товарищу. Это свидетельствует о том, что необходимо продолжать развивать в детях такие качества, как чуткость, милосердие, дружелюбие.

Учащиеся любят проводить вместе время и в школе, и вне ее, стремятся к общению (мальчики и девочки дружат между собой).

* Характеристика занятости учащихся во внеурочное время

5 ребят, то есть 35% заняты в сфере дополнительного образования (кружки).

 

            В начале сентября было составлено расписание согласно

   адаптационному     периоду в первом классе.

   На всех уроках предусматривались физкультурные минутки 2-3

   в течение   всего  урока, продолжительность урока 35 минут.

   После второго урока ученики 1 класса полным составом получают

   горячее  питание в столовой.

 

 

 

                    

Темы адаптационных занятий, проведенных в нашем классе:

 

  1. Здравствуй, школа!
  2. Давайте познакомимся!
  3. Хочешь говорить – подними руку.
  4. Школьные правила вежливости.
  5. Экскурсия по школе.
  6. Формы устного ответа.
  7. Школьные принадлежности.
  8. Умение выражать свои эмоции.
  9. Правила поведения на перемене.
  10. Противоречие «люблю – не люблю».
  11. Экскурсия в столовую.
  12. Правила поведения в столовой.
  13. Умение выражать свои мысли.
  14. Парная форма работы.
  15. Обратная связь на уроке.
  16. Организация рабочего места.
  17. Выходы из спорных ситуаций.
  18. Памятка первокласснику.

 

          Анкета по адаптации учащихся к школе

1.Тебе нравится в школе или не очень?

А) не очень

Б) нравится

В) не нравится.

2.Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда идёшь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

А) чаще хочется остаться дома

Б) бывает по-разному

В) иду с радостью.

3.Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошёл бы в школу или остался бы дома?

А) не  знаю

Б) остался бы дома

В) пошёл бы в школу.

4.Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

А) не нравится

Б) бывает по-разному

В) нравится

5.Ты хотел (а) бы, чтобы в школе остались одни перемены?

А) не знаю

Б) не хотел бы

В) хотел бы

6.Ты часто рассказываешь о школе родителям?

А) часто

Б) редко

В) не рассказываю

7.Ты хотел (а) бы, чтобы у тебя были менее строгие учителя?

А) точно не знаю

Б) хотел (а) бы

В) не хотел (а) бы

  1. У тебя в классе много друзей?

А) мало

Б) много

В) нет друзей.

9.Тебе нравятся твои одноклассники?

А) нравятся

Б) не очень

В) не нравятся                                             

По результатам проведенного анкетирования среди первоклассников выявлено следующее:

           100 % учащимся нравится в школе;

  • 100% учащихся идут с радостью;
  • 100% учащихся  пошли бы в школу;       
  • 100% учащихся не нравится;
  • 99% учащихся не хотели бы и 1% не знаю;
  • 95% учащихся часто рассказывают о школе родителям и 5% - редко;
  • 100% учащихся не хотели бы;
  • 97% учащихся много друзей и 3% - мало друзей;
  • 100% учащихся нравятся одноклассники.

 

 

 

 

 

 

 

                    

 

 

Динамика адаптационного периода первоклассников.

Для первоклассника очень важно почувствовать себя принятым в школьную семью, а также реализовать свое желание быть услышанным и понятым.

1 этап адаптационного периода (длительность: примерно 1 неделя): учитель ставит задачи познакомить детей друг с другом, создать общую доброжелательную атмосферу в классе; дает возможность детям почувствовать себя членами нового сообщества;

2 этап адаптационного периода: работа над режимом дня школьника: ребята вспоминают что они делают утром, готовясь к школе, и вечером, приходя из школы. В результате работы на этом этапе дети разбираются, что им мешает, а что - помогает стать настоящими школьниками;

3 этап адаптационного периода: учитель обсуждает с ребятами возможные критерии оценки учебной работы (правильность, аккуратность, красота, старательность, интерес и др.) и способы, как всего этого можно достичь.

4 этап адаптационного периода: этап посвящен контролю освоения введенных ранее правил и приемов работы. Важно, чтобы учитель создал ситуацию, когда не он, а сами ребята осуществляют этот контроль. Задачей педагога на этом этапе является наблюдение и фиксирование основных трудностей учеников (слишком медлительные или слишком импульсивные, слишком тревожные и т.д.). Самым непростым делом для первоклассника, оказывается, спорить, не ссорясь и не обижаясь, друг на друга, искать доказательства своей позиции в решении той или иной задачи. Учитель обращает внимание, на сколько по - школьному, работают дети, и какие правила школьной жизни помогают им справить с заданиями;

5 (заключительный) этап адаптационного периода: ребята обмениваются впечатлениями о школе, рассказывают, что им больше всего запомнилось и понравилось в школе, распределяют общественные поручения.

       Вывод:Наблюдения за первоклассниками показали, что социально-психологическая адаптация проходит успешно: 92% детей (13 человек) адаптировались на данный момент.   У 8% детей (1 человек) неполная адаптация. С дезадаптацией в классе детей нет. 

 

Оставить комментарий: