a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Программа развития воспитательной деятельности 1 «А» класса « Волшебные острова» (Духовно-нравственное направление)

Автор: Расулова Елена Анатольевна Опубликовано: 2016-11-15 17:54:52

Документы для скачивания

Муниципальная  общеобразовательная средняя школа № 7

«ст.Беломечетская»

 

 

 

 

«СОГЛАСОВАНО»

Зам. директора по ВР

Галушкина Е. В.

 

«     »                 2016 г

Программа развития воспитательной деятельности

1 «А» класса

« Волшебные острова»

(Духовно-нравственное направление)

Классный руководитель:  Расулова Е.А.

          

 2016

                                                                                      

 

 

 

 

                                                                 

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.............................................................................. 3

 

1.1. Актуальность и принципы........................................................................... 3

1.2. Цели и задачи программы............................................................................ 5

1.3.Законодательные основы программы.......................................................... 6

1.4. Виды занятий, применяемых в ходе реализации программы....................6

1.7. Ожидаемые результаты                                                                                  7

 

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.................................................................................8

 

  1. МОНИТОРИНГ........................................................................................................30
  2. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.......32

 

 

                                                        

 

 

 

 

  

    1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

  • Актуальность и принципы

От правильного воспитания детей

зависит благосостояние всего народа

Д. Локк

 

 

Школа — это качественно новый этап в жизни каждого ребенка. Воспитание школьников имеет свои специфические задачи и особенности, которые постепенно меняются на протяжении всего периода обучения соответственно развивающимся способностям и умениям детей.

В первом классе к основным особенностям воспитания детей следует в первую очередь отнести перераспределение  нагрузки, изменение  социальной роли ребенка, стимулирование постоянной сознательной деятельности ребенка в рамках школьного коллектива .Процесс воспитания школьников всегда должен быть ориентирован на уровень развития и возрастные особенности детей.

Завершение детсадовского периода и поступление в школу практически всегда сопряжено для ребенка со стрессом и дополнительными нагрузками. Априори ожидается, что школьник будет более усидчив, сосредоточен, работоспособен по сравнению с выпускником детского сада. Однако такая перемена не может произойти одномоментно, поэтому первоочередная задача воспитания ребенка 7 лет заключается в сглаживании периода адаптации и безболезненном переводе ребенка на новый уровень развития.

В рамках программы воспитания школьников на начальном этапе обучения сотрудничество школы и семьи в воспитании младших школьников просто необходимо. Прежде всего, на плечи родителей ложится ответственность за правильную организацию режима дня школьника. В самом начале всю организацию учебно-воспитательного процесса устраивает семья. Именно в семье определяют время для подготовки уроков, прогулки, помощи по дому, посещения кружков. Воспитание младших школьников должно предусматривать свободное время для ребенка, когда он может заниматься привычными для него с раннего детства делами — играми, общением с родными и друзьями. Важная составляющая воспитания школьников — строгий распорядок дня, который гармонично сочетает учебную и физическую нагрузку и отдых, сохраняя общую повторяемость действий изо дня в день. Тогда организм ребенка быстро подстраивается под определенный ритм деятельности, ребенок втягивается в процесс и становится в состоянии сам планировать свой день, так что родители только осуществляют ненавязчивый контроль со стороны.

После того как у детей сформируется привычка к новым обязанностям в школе, в воспитании младших школьников особое место отводится домашним обязанностям. Посильные для его возраста трудовые обязанности по дому — важная составляющая домашнего воспитания школьников, формирующая навыки дисциплины и самоорганизации.

Один из важных моментов воспитания детей школьного возраста заключается в постепенном увеличении самостоятельности ребенка, что позволяет школьнику почувствовать себя в новой роли и осознать свою значимость наравне со взрослыми. Одновременно воспитание младших школьников должно базироваться на постоянной поддержке со стороны родителей и учителей.

Как и в дошкольном возрасте, в период обучения в начальной школе у детей интенсивно развиваются познавательные интересы. Задача педагога в воспитании младших школьников — максимально поддержать в них стремление к получению знаний с помощью системы поощрений и оценок. Злоупотребление порицанием и наказаниями в воспитании учащихся чаще всего приводит не к установлению дисциплины в классе, а к утрате школьниками интереса к процессу обучения.

В начальной школе у детей начинается формирование склонностей к определенным видам деятельности и дисциплинам. Поэтому воспитание младших школьников должно быть направлено не столько на углубленное изучение отдельных предметов, сколько на получение разносторонних знаний в естественных и гуманитарных дисциплинах и искусстве. Патриотическое воспитание школьников в этом возрасте формирует у них сознание собственной значимости и прививает любовь к родине, которая со временем трансформируется в более зрелое понимание патриотизма. Не менее важно физическое воспитание школьников. Занятия спортом призваны компенсировать последствия пассивного образа жизни в городе, а кроме того, научить детей преодолевать свою лень, слабость, инертность, что в конечном счете развивает самодисциплину.

   Основные подходы к составлению плана воспитательной работы на основе ФГОС

Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

 

Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно - воспитанным и трудолюбивым. Данная программа адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня.

Программа направлена на развитие и совершенствование положительных качеств личности ребёнка.

  1. успешную адаптацию к школьной жизни;
  2. эмоциональную устойчивость обучающихся;
  3. создание предпосылок для формирования классного коллектива;активное участие родителей в жизни класса, школы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Цели и задачи программы

Цель программы: создание максимально благоприятных условий для раскрытия способностей каждой отдельной личности

Задачи: 

  1. Развивать умение общаться и сотрудничать.
  2. Создавать условия для развития творческих и интеллектуальных способностей детей.
  3. Создавать условия для поддержания стабильного здоровья обучающихся.
  4. Формировать самостоятельность, расширять возможности для развития трудовых, художественно-эстетических умений и навыков.
  5. Развивать эмоциональную и волевую сферы.

Общие задачи воспитания

Цельформирование положительной Я - концепции обучающегося школы I ступени на основе ФГОС.

Задачи:

  • Социальные -защита ребенка, помощь ему по всем направлениям, включение в систему социальных связей, взаимодействие с семьей и внешкольными организациями с целью создания наиболее комфортабельных условий развития личности, реализация ФГОС через внеурочную учебную деятельность и программу воспитательной работы школы
  • Диагностические– изучение личностных качеств учащихся, особенностей характера с целью правильной организации системы воспитания.
  • Воспитательные- воспитание понимания детьми нравственных ценностей и создание условий для поиска в ситуации нравственного выбора, развитие эмоциональной и волевой сферы, создание здорового микроклимата в детском коллективе, обеспечение условий для творческой самореализации каждого учащегося.
  • Здоровьесберегающие -охрана здоровья учащихся класса с учетом отклонений от норм здоровья каждого ученика, укрепление здоровья на основе вовлечения учащихся в физкультурно-оздоровительную деятельность

 

 

Объект: учебно-воспитательный процесс в начальной школе.

Предмет: содержание и формы организации УВП; процесс формирования личности младшего школьника; технологии обучения и воспитания, способствующие созданию  поведенческой модели, отвечающей социальному запросу.

1.3 Законодательные основы  программы

     Нормативно-правовой и документальной основой Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

 «Конвенция ООН о правах ребенка» и «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей»;

Конституции Российской Федерации;

Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года

Федеральная целевая программа  «Дети  России», подпрограмма «Дети и семья» 

 

 

1.4. Виды занятий, применяемых в ходе реализации программы

Теоретические занятия:

  • беседы, рассказы, убеждения учителя;
  • слушание;
  • решение проблем;
  • обсуждение прочитанной литературы;
  • исследование (обучение установлению причинно-следственных связей).

Практические занятия:

  • игры;
  • ролевые игры;
  • рассказывание истории, сказок;
  • импровизированные сценки, спектакли;
  • дебаты;
  • мозговой штурм или мозговая атака;
  • моделирование;
  • тренинги;
  • опросы, анкетирование.

Экскурсии:

  • посещение библиотек;;
  • посещение развлекательных центров;
  • посещение музеев

 

 

1.7 Предполагаемый результат

 

  1. Осознанность и заинтересованность учащихся в работе ученического самоуправления в школе и классе.
  2. Способность коллектива класса к ответственности, инициативности в проведении школьных и классных мероприятий.
  3. Неодобрение в общественном мнении класса распространенности в обществе вредных привычек. Наличие здоровой среды среди учащихся на уровне классного коллектива.
  4. Высокий уровень воспитанности учащихся и уровня развития классного коллектива.
  5. Благоприятная эмоционально-психологическая среда в классе. Наличие возможности сотрудничества с классом со стороны педагогического коллектива при переходе в среднее звено.

 

 

 

 
   

 

 

                         

               
   
 
     
     
     
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Приоритетные направления Программы «Волшебные острова» 

Воспитательная работа строится в виде  игры- путешествия по волшебным островам. Каждому острову соответствуют следующие направления:

 «Остров Здоровья» спортивно-оздоровительная деятельность

Если человек сам следит за своим здоровьем,

то трудно найти врача, который знал бы

лучше полезное для его здоровья, чем он сам.

Сократ

                                                                                                                

 Цель:

использование соответствующих педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимися значимости их физического и психического здоровья для будущего  самоутверждения.

 

             Задачи:

- знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья нации;

-формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;

- воспитывать уважительное отношение к людям, стремящимся сохранить свое здоровье и здоровье других людей.

 

      Виды деятельности :

  • сотрудничество с медицинским персоналом с целью изучения состояния физического здоровья учащихся класса;
  • сотрудничество с родителями учащихся и учителями- предметниками;
  • сотрудничество с внешкольными организациями, с помощью которых необходимо вести просветительскую и коррекционную работу с учащимися;
  • формирование у учащихся позитивного и деятельного отношения к проблеме сохранения и защиты своего здоровья;
  • организация внеклассных мероприятий, формирующих позитивное отношение к занятиям физкультурой и спортом.

 

    Формы работы:

  • привлечение учащихся класса к участию в занятиях кружков физкультурно-оздоровительной направленности;
  • спортивные конкурсы, викторины, тематические классные часы по спортивной тематике, соревнования внутри класса и между классами;

    Ожидаемые результаты:

-низкий уровень заболеваемости простудными заболеваниями;

-умение противостоять вредным привычкам;

-умение использовать полученные знания в нестандартной ситуации (оказание помощи себе и другим при порезах, ушибах и т.д.);

-выработка привычки сохранения собственного здоровья и здоровья других людей.

                     «Остров Почемучек» интеллектуально-познавательная деятельность

                                                                                                                                                                                                   Гибкость ума может заменить красоту.

Стендаль

 

                                                  

Цель:

оказание помощи ученикам в развитии способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно, проявлять свои интеллектуальные и исследовательские умения в окружающем мире.

Задачи:

  • определить круг реальных учебных возможностей каждого ученика, его ближайшую зону развития;
  • создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии;
  • формировать культуру интеллектуального развития и совершенствования.

 

 

Виды деятельности:

  • ежегодное изучение результативности учебной деятельности учащихся с целью последующей коррекции;
  • интеллектуальное просвещение учащихся класса, формирование культуры умственного труда;
  • организация и проведение внеклассных мероприятий, позитивно влияющих на интеллектуальное развитие учащихся;
  • сотрудничество с внешкольными учреждениями для совместного развития интеллектуальных возможностей учащихся;
  • организация системной работы с одаренными учащимися и низко мотивированными на интеллектуальную деятельность учащимися.

   Формы работы:

-внутриколлективные  конкурсы по развитию внимания, памяти, мышления;

-интеллектуальные марафоны, олимпиады в классе и других классах начальной школы;

-исследовательские конференции;

-посещение конкурсов, выставок, знакомящих учащихся с творческими достижениями детей и взрослых;

    Ожидаемые результаты:

-практическое использование полученных знаний и опыта в повседневной жизни; участии в конкурсах и олимпиадах школьного и районного уровней.

 

                                                        «Остров Прекрасного» духовно-нравственная деятельность

 

 

Тому, кто не постиг науки добра,

 всякая иная наука приносит лишь вред.

Мишель де Монтень

              Цель: обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.

 

Задачи:

  1. Формировать у учащихся нравственную культуру миропонимания.
  2. Формировать у учащихся осознания значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем.

Основные моменты деятельности классного руководителя в данном направлении :

 - Развитие у учащихся желания поступать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.

- Знакомство учащихся нравственными позициями людей прошлого и их нравственным подвигом во имя человечества.

            - Формирование у учащихся умения отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора, формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;

             - Развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;

              - Принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;

             - Готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;

            - Способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремлённость и настойчивость в достижении результата;

           -  Трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;

           - Укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями.

Основные понятия  направления:

- нравственный выбор,

- нравственная позиция,

- нравственное поведение,

- нравственные ценности,

- жизненные ценности,

- самоактуализация и самореализация.

Формы работы с классным коллективом в направлении:

- Тематические классные часы по нравственной тематике.

- Дискуссии по нравственной тематике.

- Изучение нравственного наследия мира.

- Читательские конференции.

- Организация  циклов бесед  «Уроки нравственности».

-  Праздники, сюрпризы, конкурсы.

- Изучение нравственного наследия своей страны.

- Знакомство с историями жизни людей, оставивших след в нравственной истории страны и мира. 

 

                                       «Остров Патриота» гражданско-патриотическая деятельность

Любовь к Родине – первое достоинство

 цивилизованного человека.

Наполеон Бонапарт

 

 

     Цель работы – формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного выбора поведения и ответственности за него.

 

Задачи:

формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом;

формирование гуманистического мировоззрения, осознание своих прав и прав других людей;

обучение решению задач правового воспитания, связанных с проблемой морального саморазвития и самосовершенствования;

Воспитание гражданско-патриотического и духовно-нравственного сознания на основе сохранения культурно-исторического наследия, отечественных традиций через привлечение учащихся к изучению истории родного края, города;

Воспитание учеников в духе демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма.

 

Виды деятельности:

изучение правовых норм государства, законов и формирование у учащихся ответственного отношения к ним;

организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения;

сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения учащихся;

формирование способности руководствоваться в ситуациях нравственно-правового выбора мотивами долга, совести, справедливости.

 

Содержание гражданско-патриотического воспитания:

освоение соответствующих норм гражданского поведения и правил обеспечения безопасности жизнедеятельности;

воспитание гражданско-патриотических чувств, стремление к самореализации личности;

развитие навыков самостоятельной работы, эффективного взаимодействия с людьми в современном поликультурном обществе;

знакомство с ценностями и нормами национальной культуры, с её региональными традициями;

«Остров труда»

                                                                                                                                   Легкость дается тяжелым трудом

                                                                                                                                                                       И. К. Айвазовский

Цель:

воспитание уважения к труду; творчеству; созиданию; стремлению к познанию и истине; целеустремленности и настойчивости; бережливости, трудолюбия.

Задачи:

-сформировать первоначальные представления о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значения творчества в жизни человека и общества.

-воспитывать уважение к труду, творчеству старших и сверстников.

-сформировать элементарные представления о профессиях;

-сформировать первоначальные навыки коллективной работы;

-развивать умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;

-формировать бережное отношение к результатам своего труда, труда многих людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам.

 

 

 

 

 

                                         «Остров Безопасности»

 

 

Цель: знакомство учащихся в доступной форме, в игровых ситуациях с основами социальных норм и основными правами ребенка; приобретение младшими школьниками первоначального опыта регулирования детских отношений, отношений с взрослыми, старшими.  Формировать представление младших школьников о безопасности дорожного движения при передвижении по улицам и дорогам.

Задачи:

  • формирование умения различать хорошие и плохие поступки; способствовать развитию, становлению и укреплению гражданской позиции.
  • предупреждение опасности необдуманных действий, свойственных школьному возрасту.
  • способствование развитию навыков самостоятельного осмысления социальных явлений.
  • Создать условия для расширения знаний детей о правилах дорожного движения пешехода в условиях улицы.

 

 

«Остров Семьи»

Семья – один из шедевров природы.

Д. Сантаяна

 

 

Цель: максимальное сближение интересов родителей и педагога по формированию развитой личности.

 

Задачи:

  • Организация и совместное проведение досуга детей и родителей.
  • Организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед.
  • Создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей.
  • Обучение родителей приемами воспитания и взаимодействия с детьми.

 

Виды деятельности:

  • Изучение семей учащихся, ситуации развития ребенка в семье, нравственных ценностей и традиций семей, влияющих на нравственные и личностные развития ребенка.
  • Сотрудничество с психологической службой школы, организующей консультативную индивидуальную и групповую работу с родителями и детьми.
  • Сотрудничество с общественными и правовыми организациями в целях сохранения психического и физического здоровья и благополучия ребенка.
  • Поощрения родителей, участвующих в жизни класса и школы.

 

Формы работы

- Тематические классные часы.

- Праздники семьи, День матери, спортивные состязания с

участием мам, пап, бабушек и дедушек.

- Праздники, экскурсии, викторины.

- Дни творчества, Дни открытых дверей.

- Тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и

групповые консультации для детей и родителей, тематические беседы с

детьми и родителями.

- Родительские собрания.

 

Ожидаемые результаты

сближение интересов родителей и педагога по формированию развитой личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              Работа с родителями

Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает три основных направления:

  • психолого - педагогическое просвещение родителей;
  • вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
  • участие в управлении учебно-воспитательным процессом.

Формы работы с семьёй по данным направлениям содержатся в предлагаемой ниже таблице, которые предполагают создание условий для организации взаимодействия и сотрудничества с родителями в соответствии с запросами и уровнем просвещённости конкретного родительского коллектива.

Взаимодействие классного руководителя с родителями

 

основные направления

формы работы с семьёй

психолого - педагогическое просвещение родителей

родительские встречи, обмен опытом

индивидуальные и тематические консультации

тренинги

родительские собрания

вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс

открытые уроки и внеклассные мероприятия

помощь в организации и проведении внеклассных дел и в укреплении материально - технической базы школы и класса

родительское общественное патрулирование

участие в управлении учебно-воспитательным процессом

участие родителей класса в работе совета школы

участие родителей класса в работе родительского комитета

2.1.

       1 класс

Направление

Мероприятие

Цели, задачи

Сентябрь

     "Остров Здоровья"

Спортивно – оздоровительное направление

 

1 «Твой день». Беседа о режиме дня

2. Кл. час «Правила дорожного движения пешеходов»

3. Проведение инструктажей по ГО, ПДД, ППБ.

4. Сотрудничество с участковой больницей станицы (осмотры учащихся, прививки). Беседы на тему «Здоровый образ жизни»

 

5. «Волшебные стёкла»- беседа о зрении. Физминутки и зарядки для глаз

Создать условия для сохранения здоровья, физического развития. Воспитывать негативное отношение к вредным привычкам и сознательное отношение к своему здоровью.

    "Остров Почемучек"

(познавательное отношение к учебе)

1. Диагностическое исследование по изучению интеллектуального уровня детей класса.

2. "Весёлая арифметика"(игра)

Прививать интерес к учёбе, повысить мотивацию учения, расширять кругозор, развивать логическое мышление, внимание.

    "Остров Прекрасного"

 (Духовно – нравственное, эстетическое направление)

 

1.Линейка посвященная «Дню знаний».

2 Правила поведения в школе, в столовой…

3.Экскурсия в природу «Вот и осень пришла»

4Представление «Посвящение первоклассника»

5 Мероприятия в рамках «Дня Ставропольского края»

6. Общешкольная ярмарка ко дню Ставрополья.

 

 

 Формировать у учащихся нравственную культуру миропонимания.

Создавать условия для проявления учащимися нравственных знаний, умений и совершенствования духовно-нравственных оправданных поступков.

   "Остров Патриота"

(Гражданско-патриотическое направление)

1 Праздник «День Знаний»

2.«Государственная символика РФ»

3. Права и обязанности школьника

4.Плановые экскурсии в музей станицы.

5. Классный час «Моя малая Родина»

4. Телефон доверия. 5- летие существования.

Обучение решению задач, связанных с нормами права и проблемами  морального саморазвития. Формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом. Формирование гуманистического мировоззрения, способного к осознанию своих прав и прав других людей, способности к саморазвитию.

 "Остров Труда"

1. "Любимая школа - чистая школа"  экскурсия

2"Содержи в порядке книжки и тетрадки" беседа

- формировать бережное отношение к окружающему миру, положительное отношение к труду.

 

 

 

   "Остров Семьи"

(работа с семьёй)

1 Кл. час-игра «Давайте знакомиться»

2. Родительское собрание «Давайте познакомимся!»

3. Консультирование родителей.

4. Изучение семей обучающихся, составление социального паспорта.

53Род.собрание "Адаптация детей 1-го класса в школе. Новые обязанности — первые трудности

.

Создавать условия для активного и полезного взаимодействия школы и семьи по вопросам воспитания учащихся. Преодолевать негативные тенденции в воспитании учащихся в отдельных семьях. Создавать условия для духовн?

Оставить комментарий: