Программа развития воспитательной деятельности 1 «А» класса « Волшебные острова» (Духовно-нравственное направление)
Документы для скачивания
Муниципальная общеобразовательная средняя школа № 7
«ст.Беломечетская»
|
«СОГЛАСОВАНО» Зам. директора по ВР Галушкина Е. В.
« » 2016 г |
Программа развития воспитательной деятельности
1 «А» класса
« Волшебные острова»
(Духовно-нравственное направление)
Классный руководитель: Расулова Е.А.
2016
СОДЕРЖАНИЕ
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.............................................................................. 3
1.1. Актуальность и принципы........................................................................... 3
1.2. Цели и задачи программы............................................................................ 5
1.3.Законодательные основы программы.......................................................... 6
1.4. Виды занятий, применяемых в ходе реализации программы....................6
1.7. Ожидаемые результаты 7
- СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.................................................................................8
- МОНИТОРИНГ........................................................................................................30
- СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.......32
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- Актуальность и принципы
От правильного воспитания детей
зависит благосостояние всего народа
Д. Локк
Школа — это качественно новый этап в жизни каждого ребенка. Воспитание школьников имеет свои специфические задачи и особенности, которые постепенно меняются на протяжении всего периода обучения соответственно развивающимся способностям и умениям детей.
В первом классе к основным особенностям воспитания детей следует в первую очередь отнести перераспределение нагрузки, изменение социальной роли ребенка, стимулирование постоянной сознательной деятельности ребенка в рамках школьного коллектива .Процесс воспитания школьников всегда должен быть ориентирован на уровень развития и возрастные особенности детей.
Завершение детсадовского периода и поступление в школу практически всегда сопряжено для ребенка со стрессом и дополнительными нагрузками. Априори ожидается, что школьник будет более усидчив, сосредоточен, работоспособен по сравнению с выпускником детского сада. Однако такая перемена не может произойти одномоментно, поэтому первоочередная задача воспитания ребенка 7 лет заключается в сглаживании периода адаптации и безболезненном переводе ребенка на новый уровень развития.
В рамках программы воспитания школьников на начальном этапе обучения сотрудничество школы и семьи в воспитании младших школьников просто необходимо. Прежде всего, на плечи родителей ложится ответственность за правильную организацию режима дня школьника. В самом начале всю организацию учебно-воспитательного процесса устраивает семья. Именно в семье определяют время для подготовки уроков, прогулки, помощи по дому, посещения кружков. Воспитание младших школьников должно предусматривать свободное время для ребенка, когда он может заниматься привычными для него с раннего детства делами — играми, общением с родными и друзьями. Важная составляющая воспитания школьников — строгий распорядок дня, который гармонично сочетает учебную и физическую нагрузку и отдых, сохраняя общую повторяемость действий изо дня в день. Тогда организм ребенка быстро подстраивается под определенный ритм деятельности, ребенок втягивается в процесс и становится в состоянии сам планировать свой день, так что родители только осуществляют ненавязчивый контроль со стороны.
После того как у детей сформируется привычка к новым обязанностям в школе, в воспитании младших школьников особое место отводится домашним обязанностям. Посильные для его возраста трудовые обязанности по дому — важная составляющая домашнего воспитания школьников, формирующая навыки дисциплины и самоорганизации.
Один из важных моментов воспитания детей школьного возраста заключается в постепенном увеличении самостоятельности ребенка, что позволяет школьнику почувствовать себя в новой роли и осознать свою значимость наравне со взрослыми. Одновременно воспитание младших школьников должно базироваться на постоянной поддержке со стороны родителей и учителей.
Как и в дошкольном возрасте, в период обучения в начальной школе у детей интенсивно развиваются познавательные интересы. Задача педагога в воспитании младших школьников — максимально поддержать в них стремление к получению знаний с помощью системы поощрений и оценок. Злоупотребление порицанием и наказаниями в воспитании учащихся чаще всего приводит не к установлению дисциплины в классе, а к утрате школьниками интереса к процессу обучения.
В начальной школе у детей начинается формирование склонностей к определенным видам деятельности и дисциплинам. Поэтому воспитание младших школьников должно быть направлено не столько на углубленное изучение отдельных предметов, сколько на получение разносторонних знаний в естественных и гуманитарных дисциплинах и искусстве. Патриотическое воспитание школьников в этом возрасте формирует у них сознание собственной значимости и прививает любовь к родине, которая со временем трансформируется в более зрелое понимание патриотизма. Не менее важно физическое воспитание школьников. Занятия спортом призваны компенсировать последствия пассивного образа жизни в городе, а кроме того, научить детей преодолевать свою лень, слабость, инертность, что в конечном счете развивает самодисциплину.
Основные подходы к составлению плана воспитательной работы на основе ФГОС
Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно - воспитанным и трудолюбивым. Данная программа адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня.
Программа направлена на развитие и совершенствование положительных качеств личности ребёнка.
- успешную адаптацию к школьной жизни;
- эмоциональную устойчивость обучающихся;
- создание предпосылок для формирования классного коллектива;активное участие родителей в жизни класса, школы.
1.2. Цели и задачи программы
Цель программы: создание максимально благоприятных условий для раскрытия способностей каждой отдельной личности
Задачи:
- Развивать умение общаться и сотрудничать.
- Создавать условия для развития творческих и интеллектуальных способностей детей.
- Создавать условия для поддержания стабильного здоровья обучающихся.
- Формировать самостоятельность, расширять возможности для развития трудовых, художественно-эстетических умений и навыков.
- Развивать эмоциональную и волевую сферы.
Общие задачи воспитания
Цель: формирование положительной Я - концепции обучающегося школы I ступени на основе ФГОС.
Задачи:
- Социальные -защита ребенка, помощь ему по всем направлениям, включение в систему социальных связей, взаимодействие с семьей и внешкольными организациями с целью создания наиболее комфортабельных условий развития личности, реализация ФГОС через внеурочную учебную деятельность и программу воспитательной работы школы
- Диагностические– изучение личностных качеств учащихся, особенностей характера с целью правильной организации системы воспитания.
- Воспитательные- воспитание понимания детьми нравственных ценностей и создание условий для поиска в ситуации нравственного выбора, развитие эмоциональной и волевой сферы, создание здорового микроклимата в детском коллективе, обеспечение условий для творческой самореализации каждого учащегося.
- Здоровьесберегающие -охрана здоровья учащихся класса с учетом отклонений от норм здоровья каждого ученика, укрепление здоровья на основе вовлечения учащихся в физкультурно-оздоровительную деятельность
Объект: учебно-воспитательный процесс в начальной школе.
Предмет: содержание и формы организации УВП; процесс формирования личности младшего школьника; технологии обучения и воспитания, способствующие созданию поведенческой модели, отвечающей социальному запросу.
1.3 Законодательные основы программы
Нормативно-правовой и документальной основой Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
«Конвенция ООН о правах ребенка» и «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей»;
Конституции Российской Федерации;
Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года
Федеральная целевая программа «Дети России», подпрограмма «Дети и семья»
1.4. Виды занятий, применяемых в ходе реализации программы
Теоретические занятия:
- беседы, рассказы, убеждения учителя;
- слушание;
- решение проблем;
- обсуждение прочитанной литературы;
- исследование (обучение установлению причинно-следственных связей).
Практические занятия:
- игры;
- ролевые игры;
- рассказывание истории, сказок;
- импровизированные сценки, спектакли;
- дебаты;
- мозговой штурм или мозговая атака;
- моделирование;
- тренинги;
- опросы, анкетирование.
Экскурсии:
- посещение библиотек;;
- посещение развлекательных центров;
- посещение музеев
1.7 Предполагаемый результат
- Осознанность и заинтересованность учащихся в работе ученического самоуправления в школе и классе.
- Способность коллектива класса к ответственности, инициативности в проведении школьных и классных мероприятий.
- Неодобрение в общественном мнении класса распространенности в обществе вредных привычек. Наличие здоровой среды среди учащихся на уровне классного коллектива.
- Высокий уровень воспитанности учащихся и уровня развития классного коллектива.
- Благоприятная эмоционально-психологическая среда в классе. Наличие возможности сотрудничества с классом со стороны педагогического коллектива при переходе в среднее звено.
- Приоритетные направления Программы «Волшебные острова»
Воспитательная работа строится в виде игры- путешествия по волшебным островам. Каждому острову соответствуют следующие направления:
«Остров Здоровья» спортивно-оздоровительная деятельность
Если человек сам следит за своим здоровьем,
то трудно найти врача, который знал бы
лучше полезное для его здоровья, чем он сам.
Сократ
Цель:
использование соответствующих педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимися значимости их физического и психического здоровья для будущего самоутверждения.
Задачи:
- знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья нации;
-формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;
- воспитывать уважительное отношение к людям, стремящимся сохранить свое здоровье и здоровье других людей.
Виды деятельности :
- сотрудничество с медицинским персоналом с целью изучения состояния физического здоровья учащихся класса;
- сотрудничество с родителями учащихся и учителями- предметниками;
- сотрудничество с внешкольными организациями, с помощью которых необходимо вести просветительскую и коррекционную работу с учащимися;
- формирование у учащихся позитивного и деятельного отношения к проблеме сохранения и защиты своего здоровья;
- организация внеклассных мероприятий, формирующих позитивное отношение к занятиям физкультурой и спортом.
Формы работы:
- привлечение учащихся класса к участию в занятиях кружков физкультурно-оздоровительной направленности;
- спортивные конкурсы, викторины, тематические классные часы по спортивной тематике, соревнования внутри класса и между классами;
Ожидаемые результаты:
-низкий уровень заболеваемости простудными заболеваниями;
-умение противостоять вредным привычкам;
-умение использовать полученные знания в нестандартной ситуации (оказание помощи себе и другим при порезах, ушибах и т.д.);
-выработка привычки сохранения собственного здоровья и здоровья других людей.
«Остров Почемучек» интеллектуально-познавательная деятельность
Гибкость ума может заменить красоту.
Стендаль
Цель:
оказание помощи ученикам в развитии способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно, проявлять свои интеллектуальные и исследовательские умения в окружающем мире.
Задачи:
- определить круг реальных учебных возможностей каждого ученика, его ближайшую зону развития;
- создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии;
- формировать культуру интеллектуального развития и совершенствования.
Виды деятельности:
- ежегодное изучение результативности учебной деятельности учащихся с целью последующей коррекции;
- интеллектуальное просвещение учащихся класса, формирование культуры умственного труда;
- организация и проведение внеклассных мероприятий, позитивно влияющих на интеллектуальное развитие учащихся;
- сотрудничество с внешкольными учреждениями для совместного развития интеллектуальных возможностей учащихся;
- организация системной работы с одаренными учащимися и низко мотивированными на интеллектуальную деятельность учащимися.
Формы работы:
-внутриколлективные конкурсы по развитию внимания, памяти, мышления;
-интеллектуальные марафоны, олимпиады в классе и других классах начальной школы;
-исследовательские конференции;
-посещение конкурсов, выставок, знакомящих учащихся с творческими достижениями детей и взрослых;
Ожидаемые результаты:
-практическое использование полученных знаний и опыта в повседневной жизни; участии в конкурсах и олимпиадах школьного и районного уровней.
«Остров Прекрасного» духовно-нравственная деятельность
Тому, кто не постиг науки добра,
всякая иная наука приносит лишь вред.
Мишель де Монтень
Цель: обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.
Задачи:
- Формировать у учащихся нравственную культуру миропонимания.
- Формировать у учащихся осознания значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем.
Основные моменты деятельности классного руководителя в данном направлении :
- Развитие у учащихся желания поступать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.
- Знакомство учащихся нравственными позициями людей прошлого и их нравственным подвигом во имя человечества.
- Формирование у учащихся умения отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора, формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
- Развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;
- Принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;
- Готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;
- Способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремлённость и настойчивость в достижении результата;
- Трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;
- Укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями.
Основные понятия направления:
- нравственный выбор,
- нравственная позиция,
- нравственное поведение,
- нравственные ценности,
- жизненные ценности,
- самоактуализация и самореализация.
Формы работы с классным коллективом в направлении:
- Тематические классные часы по нравственной тематике.
- Дискуссии по нравственной тематике.
- Изучение нравственного наследия мира.
- Читательские конференции.
- Организация циклов бесед «Уроки нравственности».
- Праздники, сюрпризы, конкурсы.
- Изучение нравственного наследия своей страны.
- Знакомство с историями жизни людей, оставивших след в нравственной истории страны и мира.
«Остров Патриота» гражданско-патриотическая деятельность
Любовь к Родине – первое достоинство
цивилизованного человека.
Наполеон Бонапарт
Цель работы – формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного выбора поведения и ответственности за него.
Задачи:
формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом;
формирование гуманистического мировоззрения, осознание своих прав и прав других людей;
обучение решению задач правового воспитания, связанных с проблемой морального саморазвития и самосовершенствования;
Воспитание гражданско-патриотического и духовно-нравственного сознания на основе сохранения культурно-исторического наследия, отечественных традиций через привлечение учащихся к изучению истории родного края, города;
Воспитание учеников в духе демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма.
Виды деятельности:
изучение правовых норм государства, законов и формирование у учащихся ответственного отношения к ним;
организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения;
сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения учащихся;
формирование способности руководствоваться в ситуациях нравственно-правового выбора мотивами долга, совести, справедливости.
Содержание гражданско-патриотического воспитания:
освоение соответствующих норм гражданского поведения и правил обеспечения безопасности жизнедеятельности;
воспитание гражданско-патриотических чувств, стремление к самореализации личности;
развитие навыков самостоятельной работы, эффективного взаимодействия с людьми в современном поликультурном обществе;
знакомство с ценностями и нормами национальной культуры, с её региональными традициями;
«Остров труда»
Легкость дается тяжелым трудом
Цель:
воспитание уважения к труду; творчеству; созиданию; стремлению к познанию и истине; целеустремленности и настойчивости; бережливости, трудолюбия.
Задачи:
-сформировать первоначальные представления о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значения творчества в жизни человека и общества.
-воспитывать уважение к труду, творчеству старших и сверстников.
-сформировать элементарные представления о профессиях;
-сформировать первоначальные навыки коллективной работы;
-развивать умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
-формировать бережное отношение к результатам своего труда, труда многих людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам.
«Остров Безопасности»
Цель: знакомство учащихся в доступной форме, в игровых ситуациях с основами социальных норм и основными правами ребенка; приобретение младшими школьниками первоначального опыта регулирования детских отношений, отношений с взрослыми, старшими. Формировать представление младших школьников о безопасности дорожного движения при передвижении по улицам и дорогам.
Задачи:
- формирование умения различать хорошие и плохие поступки; способствовать развитию, становлению и укреплению гражданской позиции.
- предупреждение опасности необдуманных действий, свойственных школьному возрасту.
- способствование развитию навыков самостоятельного осмысления социальных явлений.
- Создать условия для расширения знаний детей о правилах дорожного движения пешехода в условиях улицы.
«Остров Семьи»
Семья – один из шедевров природы.
Д. Сантаяна
Цель: максимальное сближение интересов родителей и педагога по формированию развитой личности.
Задачи:
- Организация и совместное проведение досуга детей и родителей.
- Организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед.
- Создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей.
- Обучение родителей приемами воспитания и взаимодействия с детьми.
Виды деятельности:
- Изучение семей учащихся, ситуации развития ребенка в семье, нравственных ценностей и традиций семей, влияющих на нравственные и личностные развития ребенка.
- Сотрудничество с психологической службой школы, организующей консультативную индивидуальную и групповую работу с родителями и детьми.
- Сотрудничество с общественными и правовыми организациями в целях сохранения психического и физического здоровья и благополучия ребенка.
- Поощрения родителей, участвующих в жизни класса и школы.
Формы работы
- Тематические классные часы.
- Праздники семьи, День матери, спортивные состязания с
участием мам, пап, бабушек и дедушек.
- Праздники, экскурсии, викторины.
- Дни творчества, Дни открытых дверей.
- Тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и
групповые консультации для детей и родителей, тематические беседы с
детьми и родителями.
- Родительские собрания.
Ожидаемые результаты
сближение интересов родителей и педагога по формированию развитой личности.
Работа с родителями
Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает три основных направления:
- психолого - педагогическое просвещение родителей;
- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
- участие в управлении учебно-воспитательным процессом.
Формы работы с семьёй по данным направлениям содержатся в предлагаемой ниже таблице, которые предполагают создание условий для организации взаимодействия и сотрудничества с родителями в соответствии с запросами и уровнем просвещённости конкретного родительского коллектива.
Взаимодействие классного руководителя с родителями
основные направления |
формы работы с семьёй |
психолого - педагогическое просвещение родителей |
родительские встречи, обмен опытом |
индивидуальные и тематические консультации |
|
тренинги |
|
родительские собрания |
|
вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс |
открытые уроки и внеклассные мероприятия |
помощь в организации и проведении внеклассных дел и в укреплении материально - технической базы школы и класса |
|
родительское общественное патрулирование |
|
участие в управлении учебно-воспитательным процессом |
участие родителей класса в работе совета школы |
участие родителей класса в работе родительского комитета |
2.1.
1 класс
Направление |
Мероприятие |
Цели, задачи |
|
Сентябрь |
|||
"Остров Здоровья" Спортивно – оздоровительное направление
|
1 «Твой день». Беседа о режиме дня 2. Кл. час «Правила дорожного движения пешеходов» 3. Проведение инструктажей по ГО, ПДД, ППБ. 4. Сотрудничество с участковой больницей станицы (осмотры учащихся, прививки). Беседы на тему «Здоровый образ жизни»
5. «Волшебные стёкла»- беседа о зрении. Физминутки и зарядки для глаз |
Создать условия для сохранения здоровья, физического развития. Воспитывать негативное отношение к вредным привычкам и сознательное отношение к своему здоровью. |
|
"Остров Почемучек" (познавательное отношение к учебе) |
1. Диагностическое исследование по изучению интеллектуального уровня детей класса. 2. "Весёлая арифметика"(игра) |
Прививать интерес к учёбе, повысить мотивацию учения, расширять кругозор, развивать логическое мышление, внимание. |
|
"Остров Прекрасного" (Духовно – нравственное, эстетическое направление)
|
1.Линейка посвященная «Дню знаний». 2 Правила поведения в школе, в столовой… 3.Экскурсия в природу «Вот и осень пришла» 4Представление «Посвящение первоклассника» 5 Мероприятия в рамках «Дня Ставропольского края» 6. Общешкольная ярмарка ко дню Ставрополья.
|
Формировать у учащихся нравственную культуру миропонимания. Создавать условия для проявления учащимися нравственных знаний, умений и совершенствования духовно-нравственных оправданных поступков. |
|
"Остров Патриота" (Гражданско-патриотическое направление) |
1 Праздник «День Знаний» 2.«Государственная символика РФ» 3. Права и обязанности школьника 4.Плановые экскурсии в музей станицы. 5. Классный час «Моя малая Родина» 4. Телефон доверия. 5- летие существования. |
Обучение решению задач, связанных с нормами права и проблемами морального саморазвития. Формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом. Формирование гуманистического мировоззрения, способного к осознанию своих прав и прав других людей, способности к саморазвитию. |
|
"Остров Труда"– |
1. "Любимая школа - чистая школа" экскурсия 2"Содержи в порядке книжки и тетрадки" беседа |
- формировать бережное отношение к окружающему миру, положительное отношение к труду. |
|
|
|
|
|
"Остров Семьи" (работа с семьёй) |
1 Кл. час-игра «Давайте знакомиться» 2. Родительское собрание «Давайте познакомимся!» 3. Консультирование родителей. 4. Изучение семей обучающихся, составление социального паспорта. 53Род.собрание "Адаптация детей 1-го класса в школе. Новые обязанности — первые трудности . |
Создавать условия для активного и полезного взаимодействия школы и семьи по вопросам воспитания учащихся. Преодолевать негативные тенденции в воспитании учащихся в отдельных семьях. Создавать условия для духовн? Предыдущие материалы
|