Консультация для воспитателей "«Актуальные вопросы внедрения ФГОС посредством художественно – эстетического развития»
Документы для скачивания
Современное гуманистически ориентированное образование определяет ребёнка как центральную фигуру образовательного процесса и подчеркивает необходимость уделять особое внимание накоплению опыта, творческой деятельности, как гармоничному объединению личностных новообразований, в которых ребёнок реализует свои ц енностно- смысловые ориентации, формирующие его личностную куль туру. В настоящее время широко обсуждаются вопросы полноценного движени я творческой личности в образовательном пространстве, особое место в данной дискуссии занимает аспект художественно- эстетического развития детей дошкольного возраста. В нынешней образовательной ситуации приходиться констатировать глубинное противоречие между: востребованностью педагогических знаний и технологий организации оптимального взаимодействия в художественно- эстетическом развитии детей дошкольного возраста при недостаточном использовании современных вариативных ресурсов, средств, форм и методов работы с дошкольниками; необходимостью научно- методического обеспечения и сопровождения ФГОС дошкольного образования в направлении художественно- эстетического развити я детей дошкольного возраста и педагогического поиска инновационных оснований организации художественно- эстетического образования ребёнка. Сегодня система дошкольного образования меняет свои походы к целеполаганию в образовательном процессе. Проблема личности и её целостности, актуальна в связи с гуманитари зацией образования, с утверждением необходимости формирования субъект- субъектных отношений, в противовес автоматизму «традиционных» методов образования. Сосредоточием аспектов содержания дошкольного образования во всём многообразии выступает взрослый, осуществляющий обучение, воспитание и развитие дошкольника. Для ребёнка взрослый является «матрицей культуры», её носителем, опосредующим взаим одействие ребёнка с культурным содержанием, которое следует проектирова ть по основаниям компетентного взрослого, социокультурного опыта и направл ений развития ребёнка в период детства. В условиях модернизации дошкольного образования и реализации Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования стало очевидно, что проблемы художественно- эстетического развития детей дошкольного возраста могут быть успешно решены только при условии повышения качества научно- методического сопровождения образовательного процесса; повышения компетентности каждого педагога, мотивированного, готов ого и способного к осуществлению педагогической деятельности. Актуальность исследования обусловлена введением Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования( 17. 11. 2013 г. №1155) , в которых художественно- эстетическое развитие детей дошкольного возраста рассматривается с позиций «развития предпосылок ценностно- смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы, становления эстетического отношения к окружающему миру, реализации самостоятельной творческой деятельности детей». Значение художественно- эстетическо го развития личности как важней шего рычага общественного прогресса воз растает в переходные эпохи, тре бующее от человека повышенной творческой активности, напряжения всех его духовных сил. Эстетическая и художественна я культура являются важнейшими составляющими духовного облика личности. В наиболее общем виде результа том художественно- эстетической культуры в педагогическом аспекте может выступать эстетико- поведенческий элемент культуры ребёнка, который реали зуется в разных сферах человеческой деятельн ости( отношение к природе, э тика общения, культура речи, изобразительн ое искусство) . Для обеспечения качественного результата художественно- эст етического развития детей дошко льного возраста необходимо поддержание в детях постоянного интереса и ув лечённости народной культурой; разными видами искусства и окружающим; желание каждый раз выражать свои чувства, своё видение и отношение к ми ру в ярких художественных образах. Сегодня, цель художественно- эстетического развития детей дошкольного возраста в условиях реализаци и ФГОС дошкольного образования рассматривается в аспекте формирования ос нов художественно- эстетической культуры ребёнка, в результате которой у него формируется интегральное качество личности, характеризующееся гум анистической направленностью в художественно- эстетической деятельности, выражающейся в эстетико- поведенческих элементах культуры и создании продуктов собственно го творчества в поликультурном пространстве. Практика работы в дошкольных учр еждениях показала, что эффектив ность педагогической деятельности по художественно- эстетическому развитию детей дошкольного возраста немыслима без ресурсного обеспечения, которое понимается как необходимое информацион но- методическое средство, позво ляющее вывести всех участников об разовательного процесса: «ДОУ- р ебёнок – родитель» на качественно новый уровень компетентности. Полученные данные свидетельствуют о том, что в образ овательном процессе художествен но- эстетического развития детей дошкольно го возраста наиболее приемлемы следующие педагогические ресурсы: музейный ресурс, медиаресурс в образова тельной и досуговой деятельности, ресурс н акопления представлений о народ ном и декоративно- прикладном творчестве, инновационный ресурс ИКТ( гра фический планшет в рисовании) , художестве нная среда как культурный и суб культурный ресурс. Ресурсное обеспечение вли яет на качество педагогической деятельности по совершенствованию художе ственно- эстетического развития детей дошкольного возраста в образовательн ом процессе, что позволяет орга низовать творческое взаимодействие субъектов в разных видах художественной деятельности; вывести каждого педагога на новый качественный уровень раз вития личностных творческих инициатив, об еспечивая качество дошкольного образования, соответствующее государственным образовательным стандартам. В современном дошкольном образовани и назрел вопрос о пересмотре со держательной стороны условий и иной оценки их роли в художественно- эстетическом и творческом развитии лично сти. Обоснование основных содер жательных условий в педагогике предпринималось многими исследователями( Е. В. Бондаренко, А. М. Вербенец, В. И. Волынкин, А. Г. Гогоберидзе, И. А. Лы- кова, О. В. Солнцева и др. ) , которые рассматри вали их как культурные ресурсы и выделяли следующие условия: − эстетизация образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения; − организация творчески наполненной, содержательной жизни ребёнка в образовательном учреждении; − развитие эмоционально- интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения творческих замыслов ребёнка и материалом для развития воображения и фантазии; − взаимосвязь организованных за нятий с экспериментированием и самостоятельным творчеством; интеграци я изобразительного искусства с разными видами детской деятельности( музыка, театр, игра и т. п. ) ; − обогащение культурного опы та и личностного роста каждого ребёнка с учётом особенностей его развития; − переосмысление содержания самостоятельной художественной деятельности детей и её генетической связи с игрой; − обучение как организованный процесс передачи и активного присвоения ребёнком изобразительной деятельности в целом( способы действия с художественными материалами, развивающие способности, позволяющие ребёнку, реализовать любой творческий замысел) . Специфические особенности образовательного процесса в дошкольном учреждении заключаются в применении современных технологий обучения, базирующихся на деятельностном принципе, когда осознанное усвоение содержания становится предметом активных действий ребёнка( Т. М. Давыденко, Т. И. Шамова, Г. Н. Шибанова и др. ) . Нами разработаны процессуально- технологические условия художественно- эстетического развития детей дошкольного возраста, кото рые представлены инвариантными составляющими процесса обучения: 1) обновление содер жания образовательного процесса на основе информационно- коммуникационных технологий; 2) самопрезентация продуктов художественно- творческой деятельности детей дошкольного возраста через предъявление ценностно- смыслового компонента образа «Я» ребёнка. Основой продуктивного развития субъектов дошкольного образования выступают актуальные вопросы отношений между педагогами, родителями и детьми, что исследуется многими учёными- пр актиками( А. М. Алексеева, Н. А. Горлова, О. В. Давыдова, О. М. Дергачёва, А. А. Майер, Г. И. Хозяинов и др. ) . Согласно ФГОС дошкольного образования, основная задача педагогического взаимодействия направлена на «создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собо й, другими детьми, взрослыми и миром»( ФГОС, Гл. I, п. 1. 4- 4) . В современном дошкольном образовании начинает реализовываться гуманистическая модель взаимодействия, для полноценного воплощения которой, с точки зрения управления, необходимо совершенствование работы по следующим направлениям: проектирование содержания, коррекция целей, организация учебного процесса и стимулирование интереса каждого ребёнка. Мы соглашаемся с мнением А. А. Майера[ 3, с. 68] , что «в основе таких изменений должна лежать перестройка педагогического взаимодействия: его гуманизация, равновесность и со развитие ». В условиях продуктивного развития ДОУ стремления педагогов направлены на перестройку свое й педагогической деятельности в соответствии с возможностями и внутренними п отребностями, а также внешними требованиями социума и государства. Современное дошкольное образование, согласно ФГОС[ 4, с. 45] , имеет право на формирование разных образовательны х траекторий развития ребёнка, что соответствует социальному заказу общества и требованию времени. Образование должно стать эффективным для каждого ребёнка, независимо от уровня его социальной среды, интеллекту ального развития и образовательной программы, по которой он обучается. Инд ивидуализация образовательного процесса предусматривает разрабо тку и внедрение индивидуальных образовательных маршрутов обуча ющихся, в основе которой лежит самоопределение личности( Г. К. Селевко) . В исследованиях А. В. Хуторского[ 5, с. 88] «индивидуальная образовательная траектория» рассматривается как «персональный путь реализации личностного потенциала каждого участника образовательного процесса». На фоне развивающего дошкольног о образования изменяется смысл образовательной деятельности, ориентированный на развитие творчества личности ребёнка и её индивидуализации как высшей цели образования. Сегодня, под индивидуальной образовательной стратегией в дошкольном образовании, согласно мнения И. А. Лыковой[ 2, с. 21] , понимается система дидактических мер, обеспечивающих полноценное развитие ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями и социальным заказом родителей. Успешности индивидуализации и личностного роста каждого ребёнка способствуют созданные педагогами психолого- педагогические условия в ДОУ, согласно которым необходимо разрабатывать индивидуальные маршруты и программы для каждого ребён ка с учётом его возможностей и способностей, темпа развития, индивидуального стиля обучения и т. п. Современные требования Стандарта дошкольного образования к результатам освоения Программы[ ФГОС, гл. IV, п. 4. 1, 4. 2, 4. 3] представлены в виде целевых ориентиров возможных достижений ребёнк а к начальному школьному обучению, которые определяются «независимо от форм реализации Программы, а так же её характера, особенностей развития детей и Организации, реализующей Программу». Авторами стандарт а подчеркивается, что «целевые ориентиры не подлежат непосредственно й оценке в виде педагогической диагностики( мониторинга) , и не являются основанием для их формального сравнения с реальным достижением детей». В художественно- эстетическом развитии детей дошкольного возраста мы рассм атриваем целевые ориентиры как долгосрочные, направленные на п озитивные изменения в развитии личности, готовой к творчеству, саморазви тию и самореализации. Согласно ФГОС дошкольного образования мы разр аботали содержательную сторону целевых ориентиров по художественн о- эстетическому развитию детей дошкольного возраста, на которые должен ориентироваться педагог дошкольного учреждения: ребёнок овладевает основными общекультурными способами приобщения к художественно- эстетической культуре, выступающей в качестве информационно- познават ельного аспекта жизни ребёнка; ребёнок обладает способностью к выстраиванию ценностно- эмоционального взаимодействия с миром как культурным средством, в результате чего у ребёнка формируются личностные смыслы и складывается целостная картина мира; ребёнок обладает развитым творческим воображением в контексте культуры творческого мышления как индивидуальным свойством личности, проявляющимся в восприятии, осмыслении и преобразовании окружающего мира посредством создания нового продукта собственного творчества, обогащающего его детскую субкультуру; у ребёнка развита мелкая моторика и зрительно- двигательная готовность, которые связаны с формированием зрительно- двигательной координации, что обеспечивает творческое решение изобразительных задач и готовность к поискам новых способов композиционных изображений для передачи целостности образов; ребёнок проявляет любознательность и 1) склонен к наблюдению за художественно- продуктивной деятельностью других людей, когда проблемное поле ребёнка персонифицируется в образа х педагога, народного мастера, художника; 2) склонен к мысленному и художественному экспериментированию с целью постижения сущности эстетических явлений, где в свободной поисковой деятельности самостоятельно решает социальные, познавательные, нравственные и художественные проблемы; ребёнок накапливает элементарные представления об изобразительных художественных материалах, техниках изображ ения в процессе обучения, поисковой деятельности, накопления личностного опыта( сенсорные и художественные эталоны, зна ки, символы, модели) на основе предметов и явлений окружающего мира и выразительных средств разных видов искусств. Резюмируя выше изложенное, отметим следующее. Сегодня в культуре, как источнике ценностей, создаваемых, тв оримых и передаваемых поколения ми с целью обеспечения прогресса и собстве нной видовой сущности учёные и педагоги видят то универсальное средство, которое способно предотвратить многие социальные катастрофы. Отмечая ос обую роль образования в формиро вании культурной личности, подчеркнём, что в соответствии с преобл адающи ми научными подходами современное образо вание частично утратило свою ос новную составляющую – художественно- эст етическое развитие личности. В этой связи возникает необходимость опреде ления и обоснования научных под ходов к изучению педагогических условий художественно- эстетического раз вития детей дошкольного возраста, содержат ельной стороной которого являет ся формирование основ художественно- эстет ической культуры через эстетиче ское отношение и гармонизацию мировосприятия. Развитая художественно- эстетическая культура личности открывает для неё возможность полноценного духовного бытия и успешной жизненной практи ки на основе «обратной связи», возникающей на уровне отношения «личность – искусство», что определяет че ловеческое достоинство личности. При этом с ледует видеть, что высокая худо жественно- эстетическая культура во мно гом обладает важным позитивным значением для всех окружающих, поскольку является одной из составляющих культуры современного общества. Библиографический список 1. Бутенко, Н. В. Теоретико- методологический регулятив художественно- эстетического развития детей дошкольного возраста: теоретико- методологический аспект: монография[ Текст] / Н. В. Бутенко. – М. : Издательский центр ВЛАДОС, 2012. – 410 с. 2. Лыкова, И. А. , Буренина, А. И. Талантливые дети: индивидуальный подход в художественном развитии( книга для педагогов и родителей) [ Текст] / И. А. Лыкова, А. И. Буренина. – М. : Издательский дом «Цветной мир», 2012. – 144 с. 3. Майер, А. А. Организация взаимодействия субъектов в ДОУ: учебно- методическое пособие[ Текст] / А. А. Майер. – М. : Издательство «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2012. – 176 с. 4. Управление введением в действие Федеральных государственных образовательных стандартов как основа непрерывности общего образования: материалы Всероссийской научно- практической конференции[ Текст] / в 2 ч. , Ч. 1. – Челябинск: ББОУ ДПО УМЦ, 2013. – 196 с. 5. Хуторской, А. В. Методика продуктивного обучения: пособие для учителя[ Текст] / А. В. Хуторской. – М. : Гуманитарны й центр ВЛАДОС, 2000. МКДОУ – детский сад «Березка» «Актуальные вопросы внедрения ФГОС посредством художественно – эстетического развития » Выполнила: Утрясова С. А. с. Р ыбное- 2016год
- Конспект НОД "Моя семья" в старшей группе
- Дополнительная общеразвивающая программа «Футбол для дошколят»
- Консультация для родителей «Роль семьи в речевом и познавательном развитии ребенка раннего возраста»
- Консультация для воспитателей "Современные образовательные технологии в ДОУ"
- Технологическая карта по организации с-р игры