a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Семинар по ФГОС ДО

Опубликовано: 2016-11-17 07:33:12

Документы для скачивания

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 11 «Берёзка» СЕМИНАР «Готовность  ДОО к введению ФГОС дошкольного образования. Трудности и пути решения. » Подготовил: старший воспитатель Королева И. В. г. Кулебаки, 2014 г. Тема: Готовность  ДОО к введению ФГОС дошкольного образования. Трудности и пути решения. Цель: п овышение профессиональной компетентности педагогов в процессе подготовки к введению ФГОС. Выявление затруднений, потребностей и образовательных запросов педагогов ДОУ в условиях введения образовательных стандартов. Задачи: - методическая и информационная поддержка педагогов в условиях реализации новых стандартов; - актуализация информации, предоставленной ран ее педагогам ДОУ; - получение информации о готовности педагогических кадров ОУ к работе в новых условиях; - выявление основных проблем, испытываемых педагогами ДОУ в ходе введения ФГОС ДО. ХОД МЕРОПРИЯТИЯ Ведущий: На протяжении н ескольких лет педагогов города Кулебаки сотрясали различные нововведения: вступление в силу Типового положения о дошкольном образовании и изменение в связи с этим Устава ДОУ, изменение  условий оплаты труда и прохождения аттестации педагогических работников, введение Федеральных государственных требований, разработка рабочих программ, неоднократные изменения в системе планирования педагогической работы, появление новых органов самоуправления- Наблюдательный  и Управляющий советы и это ещё далеко неполный список потрясений.  Бесконечно изменяющиеся условия не позволяли педагогам ДОУ жить тихо и размеренно. И вот наступило временное затишье. Но как оказалось, оно было недолгим. За видимым спокойствием, как гром среди ясного неба, педагоги ДОУ предстали перед необходимостью введения в практику Федеральных государственных образовательных стандартов( ФГОС) . Рабочая группа в составе 5 человек начала усиленно изучать личность ФГОС и вот как это было …… Изучив анкету нового стандарта коллектив счёл необходимым принять его, и  в учреждении встал вопрос об увольнении старого работника, раннее регламентирующего деятельность ДОУ- ФГТ.   Новый сотрудник не заставил себя долго ожидать и незамедлительно решил прийти на встречу с педагогами ДОУ для того, чтобы лично познакомиться и более конструктивно побеседовать. Заведующий: - Здравствуйте. Проходите пожалуйста! Представьтесь и расскажите о себе. ФГОС  - Здравствуйте. Конечно, каждого из вас интересует вопрос кто я, и откуда  появился? Я готов ответить на эти и другие интересующие вас вопросы. С 1 января 2014 года все дошкольные образовательные учреждения России переходят на новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования( ФГОС ДО) . Что же такое Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования? Это документ регламентирующий деятельность дошкольных образовательных организаций. Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием статьи 12 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность обязательных требований к дошкольному образованию». Заведующий: - Что послужило основанием для вашего появления? ФГОС 1) Закон «Об образовании РФ»;  2) Современная социокультурная ситуация. Заведующий: - А на каких документах вы основаны? ФГОС: ФГОС ДО основан следующих документах: 1) Конвенция о правах ребенка; 2) Закон об образовании РФ; 3) Конституция РФ. 4) Государственная программа «Развитие образования на 2013- 2020гг» Заведующий: - Какие права и гарантии закрепляет ФГОС ДО? Педагог: Скажите, пожалуйста, учетом чего реализовывается ФГОС ДО? Педагог: - А что вы можете сказать в защиту ФГОС, чем же всё таки он отличается от раннее действующих ФГТ? ФГОС ФГТ- учтены особенности развития детей с ОВЗ. ФГОС- обеспечивает права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования, носит гуманистический характер образования, учитывает  особые образовательные потребности детей различных кат егорий( ОВЗ, одарённые. . . ) ФГТ- разработка ООП осуществляется  на основе ООПДО, разработка которых обеспечивается уполномоченным федеральным  органом на основе ФГТ. ФГОС- Программа утверждается организацией самостоятельно в соответствии с настоящим стандартом и с учётом примерных программ. Организация может разрабатывать и реализовывать различные программы для дошкольных образовательных групп. При этом обеспечивается  вариативность образовательных программ и форм дошкольного образования, появляется возможность формирования примерных программ различной направленности с учетом потребности общества. ФГТ - выдвигает требования к развивающей среде. ФГОС – направлен на создание социальной ситуации развития ребёнка дошкольника. Если в ФГТ выделялось 4 направления развития ребенка и 10 образовательных областей, то в Стандарте это более обобщенные понятия: Содержание Программы должно охватывать следующие образовательные области, показанные на слайде. В ФГТ было 8 видов детской деятельности - в ФГОС-   9( Двигательная, игровая, коммуникативная, познавательно- исследовательская, элементарная трудовая, изобразительная, музыкальная, выделена отдельно конструирование из различных материалов, чтение художественной литературы переименовали на восприятие художественной литературы и фольклор) . Педагог  - Вы ведь к нам пришли по рекомендации? ФГОС: - Вы совершенно правы.  Педагог: - Если не секрет, кем разрабатывался документ и кто его рекомендовал? ФГОС: - При Совете Министерства образования и науки РФ была создана рабочая группа в составе   Асмолова Александра Григорьевича( директор института развития образования- академик, советник министра образования и науки РФ) , Скоролупова О. А, Волосовец Т. В, Карабанова О. А, Рубцова В. В,   Собкина Владимира Самуиловича( доктор психологических наук, профессор, академик) - люди с разными мнениями и позициями. И ми и была инициирована разработка документа. Педагог:  -   Что же обсуждалось вашей группой? ФГОС: Перед разработчиками возникли следующие вопросы: 1) Не является ли Стандарт риском для системы образования? 3) Каковы будут результаты? 4) Не несет ли Стандарт возросшие финансовые обременения; 5) Что нового принесет Стандарт в самоценную дошкольную жизнь? И др. В настоящее время данный стандарт назван стандартом трёх «Т», так как выдвигает три группы требований. Остановимся кратко на первой группе требований. Педагог:  - Вот Вы выделили требования к условиям реализации ООП ДО. Не могли бы вы раскрыть сущность этих требований? ФГОС: - С удовольствием! . . . . Психолого- педагогические условия   подразумевают поддержку инициативы, самостоятельности, доброжелательные отношения уважение  человеческому достоинству воспитанников, учёт психолого- возрастных и индивидуальных особенностей. По сути стандарт гарантирует поддержку самоценности детства. ООП, которая основывается на стандарте,  определяется как программа психолого- педагогической поддержки развития, социализации и индивидуализации развития ребенка, а не обучения. Кадровые условия.     Кадровые условия являются главными. В связи с этим разрабатывается профессиональный стандарт педагога. Планируется ввести к сентябрю 2014 года. Выделены критерии оценки профессиональной деятельности педагога. Оценка профессиональной деятельности педагога: - динамика развития интегративных качеств педагога; - положительное отношение ребенка к детскому саду; - высокая степень активности и вовлеченности родителей в образовательный процесс и жизнь детского сада. Предъявляются высокие требования к общей культуре воспитателя и к его творческому потенциалу. Предметно- развивающая среда.   Сегодняшние дети- это не те дети что были вчера. Дети – информационные акселераты поэтому в соответствии с развитием и запросами современных детей должна быть организована развивающая среда. Педагог: - Давайте п оговорим и о результатах освоения программы! «Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования» представлены в Стандарте в виде целевых ориентиров. Если вы помните, в ФГТ- это интегративные качества. Сегодня – это целевые ориентиры. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе, в виде педагогической диагностики( мониторинга) , и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки воспитанников. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников. В ФГОС главное не результат, а условия. Это стандарт условий. Это Условия- направленные на социальную ситуацию развития ребенка –( сложившаяся система взаимодействия ребенка с окружающим миром, представленным взрослыми и детьми) . Главное условие стандарта –э то не подготовка ребёнка к школе. Ребёнок выпускник должен облада ть следующими характеристиками. Педагог: - Как ФГОС обеспечит подготовку детей к школе? ФГОС-   Не ребенок должен быть готов к школе, а школа- к ребенку! Дети должны быть такими на выходе из детского сада, чтобы они не чувствовали себя в первом классе невротиками, а способными спокойно приспособится к школьным условиям и успешно усваивать образовательную программу начальной школы. При этом школа должна быть готова к разным детям. Дети всегда разные и в этих различиях и разнообразном опыте первых лет жизни заложен великий потенциал каждого ребенка. Цель детского сада- эмоционально, коммуникативно, физически и психически развить ребенка. Сформировать устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии, сформировать способности, желание учиться. Педагог: -   Сейчас очень много вопросов встает вокруг диагностики, оценки результатов освоения программы. Так, все- таки, что же будут оценивать? ФГОС Что же будет оцениваться: 1) Педагогический процесс; 2) Условия( социальная ситуация развития) которые созданы для развития ребёнка 3) Педагогические кадры. Естественно, что, несмотря на отсутствие таких форм контроля, которые есть на более высоких ступенях образования, и самим педагогам, и родителям хочется понять, чего удалось достичь ребенку. Здесь в отличие от других стандартов, речь идет только о личностных результатах. В этой связи допускается мониторинг динамики развития ребенка, однако он нужен не для оценки самой по себе, а для выявления тех способов, с помощью которых педагог может дать ребенку развиться, открыть какие- то способности, преодолеть проблемы. Заниматься таким мониторингом должен именно педагог- психолог. Проводиться подобное исследование может лишь с согласия родителей или законных представителей ребенка. Хочу повториться и провести сравнение в подходах к диагностике: ФГТ  ( в процессе мониторинга исследуются физические,   интеллектуальные, личностные характеристики ребёнка путём наблюдений бесед экспертных оценок тестирования скриннинг- тестов) ФГОС( целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке в том числе в виде педагогической диагностики. Освоение программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников. В организации может проводит ь ся оценка развития детей его динамики совместно с педагогом- психологом и с согласия родителей. Родители  - Какая роль отводится родителям в ФГОС ДО? ФГОС-   Каково участие родителей? Родители вправе выбирать любую форму получения образования. Это и частные сады, семейные, при этом они вправе «на любом этапе обучения продолжить образование в образовательной организации» Статья 44 «Закон о б образовании в РФ», «родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования». Родители будут вовлечены в образовательную деятельность, посредством создания совместных образовательных проектов, поддержки образовательных инициатив семьи, будут более информированы относительно целей дошкольного образования, ФГОС гарантирует обязательное получение дошкольного образования всем детям. Стандарт ставить цель повысить ответственность дошкольных организаций и педагогов перед родителями за реализацию образовательной программы. Педагог: -   Спасибо, Вы очень доступно и  интересно представились! Но у меня есть еще заключительный вопрос: Как мы начнем работать с введением  ФГОС ДО со стороны нормативного аспекта? ФГОС Итак, с введением Стандарта дошкольные организации должны будут разработать свою образовательную Программу, основываясь на примерные образовательные прог раммы дошкольного образования. Хочу обратить ваше внимание на то, что на сегодняшний день Министерство образования и науки проводит экспертизу этих программ на соответствие Стандарту. Далее будет выпущен реестр примерных образовательных программ рекомендованных министерством. - ООП ДОО( основная образовательная программа дошкольной организации) разрабатывается с учетом Примерной ООП, а не на ее основе. - На основе ООП ДОО разрабатываются рабочие программы педагогов. Примерная программа – учебно- методический документ, финансируемый государством. Разработчики ФГОС ДО выступают против единой программ ы- должна быть возможность выбора. Авторы Примерных ООП должны разработать и представить: 1) Варианты сетки занятий; 2) Парциальные программы; 3) Формы планирования; 4) Режим дня, жизнедеятельности; 5) Методическое обеспечение; 6) Учебный план; 7) Мониторинг. Критерии Готовности  ДОО к введению ФГОС ДО 1) Разработана и утверждена ООП ДОО; 2) Нормативно- правовая база приведена в соответствие с ФГОС ДО; 3) Должностные инструкции разработаны в соответствии с ФГОС ДО; 4) Определен перечень парциальных программ; 5) Разработаны локальные акты; 6) Определена модель взаимодействия ДОО с социальными партнерами; 7) План методической работы к введению ФГОС ДО; 8) Осуществлено повышение квалификации педагогов; 9) Обеспечение кадровых, финансовых условий. ФГОС  - В заключении, хотелось бы предложить вам в помощь Дорожную карту «Введение ФГОС в ДОУ», в которой отражены ключевые моменты стандарта. Ведущий: -   По сути дела, принятие стандарта приведет к еще более резкому росту социального статуса детства. А это значит, что возрастет социальный статус, прежде всего, самих детей, их семей, дошкольных учреждений, а также воспитателей — и по уровню профессиональной компетентности, и по финансовому уровню. Детство нашей стране обойдется недешево — государственная политика в части финансирования детства также найдет свое отражение в стандарте.  

Оставить комментарий: