a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Программа по формированию основ здорового образа жизни для детей старшего дошкольного возраста"Здравушка"

Опубликовано: 2016-11-17 21:44:58

Документы для скачивания

Пояснительная записка. В последнее время приоритетным направлением деятельности дошкольного образовательного учреждения становится физкультурно- оз доровительная работа. Это вызвано целым рядом объективных причин: слабое здо ровье детей; н едостаточная организация профилактики заболеваний, путем выработки здоровых навыков поведения в семье, в детском саду;  отсутствие положительного примера по соблюдению здорового образа жизни для детей со стороны родителей. Поэтому педагогический коллектив дошкольного образовательного учреждения свою деятельность направил на создание здоровьесберегающей модели, направленной на становление здоровой, творческой, интеллектуальной, духовной, физически развитой личности воспитанников. В связи с этим весьма актуально создание и использование в дошкольном образовательном учреждении новых форм и методов работы с детьми по формированию элементарных навыков и умений по самосохранению, укреплению их здоровья и воспитанию привычки к здоровому образу жизни и активизации двигательной деятельности. В понятие «здоровый образ жизни» входит: воспитание у детей основ двигательной культуры, привычки к рациональному питанию, закаливанию, соблюдению гигиенических норм, отказ от вредных привычек.  Более 70% времени ребенок проводит в стенах детского сада. Это время, когда ребенок растет, развивается, поэтому забота о здоровье ребенка занимает в  дошкольном учреждении  приоритетные позиции. Разрабатывая программу «Здравушка», мы стремились к тому, чтобы разработанная нами система оздоровления и  физического воспитания, включая инновационные формы и методы, органически входила  в жизнь детского сада, решала вопросы психологического благополучия, нравственного воспитания, имела связь с другими видами  деятельности, и, самое главное, нравилась бы детям. Развитие детей обеспечивалось бы за счёт создания  развивающей среды и реализации определённых педагогических технологий. Программа «Здравушка », разработанная воспитателями нашего дошкольного учреждения МБДОУ «Детский сад «Солнышко», была составлена  в соответствии с ФГОС дошкольного образования, на основе программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и оздоровительной программы под редакцией В. Г. Алямовской «Здоровье». Наша программа  направлена на воспитание основ культуры здоровья, формирование представления ребенка о себе и о здоровом образе жизни, правилах безопасного поведения, гигиены, охраны здоровья. К моменту выпуска в школу дети должны не только получить обо всем этом четкие представления, но и иметь стойкие навыки и привычки. Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Поэтому важно в дошкольном возрасте сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Привычка к здоровому образу жизни — это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. И именно в семье, в детском образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье. Чтобы активно влиять на позицию ребенка по отношению к собственному здоровью, нам, воспитателям, необходимо знать, прежде всего, что сам термин" здоровье" определяется неоднозначно. Само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних( природных и социальных) и внутренних( наследственность, пол, возраст) факторов. Выделяется несколько компонентов здоровья: - соматическое здоровье- состояние органов и систем организма человека; - ф изическое здоровье- уровень роста и развития органов и систем организма; - психическое здоровье- состояние душевного комфорта человека. Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Осознание ребенком своего" Я" , правильное отношение к миру, окружающим людям — все это зависит от того насколько добросовестно, с любовью, грамотно воспитатель строит свою работу. Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить здание потребности в здоровом образе жизни. Оно зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия. Дети младшего дошкольного возраста понимают, что такое болезнь, но дать самую элементарную характеристику здоровью еще не могут. Вследствие этого никакого отношения к нему у маленьких детей практически не складывается. В среднем дошкольном возрасте у детей формируется представление о здоровье как" не болезни" . Они рассказывают о том, как болели, у них проявляется негативное отношение к болезни на основании своего опыта. Но что, значит, быть здоровым и чувствовать себя здоровым, они объяснить еще не могут. Отсюда и отношение к здоровью, как к чему- то абстрактному. В их понимании быть здоровым — значит не болеть. На вопрос, что нужно делать, чтобы не болеть, многие дети отвечают, нужно не простужаться, не есть на улице мороженого, не мочить ноги и т. д. Из этих ответов следует, что в среднем дошкольном возрасте дети начинают осознавать угрозы здоровью со стороны внешней среды( холодно, дождь, сквозняк) , а также своих собственных действиях( есть мороженое, мочить ноги и т. д. ) . Педагогическая задача воспитателей состоит в том, чтобы не задавить ребенка потоком пока еще неосознанной информации, а дать возможность поразмышлять, подумать, прислушаться к своему организму. Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни. Цель программы: ф ормирование у детей основ здорового образа жизни; о бучение детей основам здорового образа жизни; ф ормирование осознанного выполнения правил здоровосбережения и ответственного отношения как к собственному здоровью так и здоровью окружающих. Задачи программы: Сохранение и укрепление здоровья детей. Формирование привычки к здоровому образу жизни. Профилактика нарушений  простудных заболеваний. Создание максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, физического, эстетического развития личности. Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности. Привитие культурно- гигиенических навыков. Осознание и осмысление собственного" Я" , преодоление барьеров в общении, формирование коммуникативных навыков. Развитие внимания, сосредоточенности, организованности, воображения, фантазии, умения управлять своими поступками, чувствами. Оказание помощи семье в воспитании детей, адаптация к жизни в социуме.   Законодательно – нормативное обеспечение программы: Закон РФ «Об Образовании». Конвенция  ООН «О правах ребёнка». «Семейный кодекс РФ». Конституция РФ, ст. 38, 41, 42, 43. ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» №124 – ФЗ от 24 июля 1998 г. ( с изменениями от 28 июля 2000 г. ) ФГОС ДО, утвержденный приказом от 17. 10. 2013г. N 1155 Министерства образования и науки Российской Федерации; «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы «Организация детского питания ». Приказ Минздрава РФ «Инструкция по внедрению оздоровительных технологий в деятельности образовательных учреждений» № 139 от 4 апреля 2003 г. Инструктивно- методическое письмо МО РФ «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей  дошкольного возраста в организованных формах обучения» №65/ 23- 16 от 14 марта 2000 г. Устав ДОУ. Объекты программы: Дети ДОУ; Педагогический коллектив; Родители детей,   посещающих ДОУ.   Основные принципы программы: научности( подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками) доступности( использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей) ; активности( участие всего коллектива педагогов, специалистов и родителей в поиске эффективных методов оздоровления дошкольников) ; сознательности( осознанное понимание и отношение детей к своему здоровью) ; систематичности( реализация лечебно – оздоровительных, профилактических мероприятий постоянно, систематично, а не от случая к случаю) ; целенаправленности( подчинение комплекса медико – педагогических воздействий четко определенной цели) ; оптимальности( разумно сбалансированные величины психофизической нагрузки) ; Основные направления программы: Профилактическое: обеспечение благоприятного течения адаптации; выполнение санитарно- гигиенического режима; Решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры; проведение социальных, санитарных и специальных мер по профилактике инфекционных заболеваний. Организационное: организация здоровьесберегающей среды в ДОУ; определение показателей физического развития, двигательной подготовленности; изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик; систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских кадров: пропаганда здорового образа жизни и методов оздоровления в коллективе детей, родителей. Организация процесса. Срок реализации программы 2 года. Программа рассчитана на дошкольников от 5 до 7 лет( старшая и подготовительная к школе группы) . Занятия включают в себя, как теоретическую, так и практическую часть. Принципы реализации программы «Здравушка». Принципом выработанной системы программы является: доступность( учёт возрастных особенностей детей, адаптированность материала к возрасту детей, системность и последовательность, от простого к сложному, постепенность, наглядность) ; динамичность( интеграция адаптированной программы в разные виды деятельности) ; дифференциация( создание благоприятной среды для усвоения навыков, норм и правил здорового образа жизни каждого ребёнка, для развития двигательной активности) . Предполагаемые результаты: с нижение уровня детской заболеваемости, повышение заинтересованности воспитанников, родителей и педагогов в формировании здорового образа жизни, приобщение к физической культуре. Полученные в результате реализации программы навыки, умения, знания и опыт помогут дошкольникам и их родителям осознан но выбрать здоровый образ жизни, позволят найти способы укрепления и сохра нения здоровья, а так же помогут избежать несчастных случаев. Программа реализуется  через следующие разделы: 1. Укрепление материально – технической базы ДОУ. 2.  Работа с детьми. 3.  Работа с родителями. Первый год р еализации программы «Здравушка»( старшая группа) . Задачи программы: 1. Формировать у детей простые представления об организме человека; 2. Помочь ребёнку создать целостное представление о своём теле; 3. Формировать потребность в физическом совершенствовании; 5. Прививать культурно- гигиенические навыки; 6. Развивать умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков; 7. Воспитывать умение сочувствовать, сопереживать чужой боли. Организация процесса. Программ а рассчитана на дошкольников 5 – 6 лет. Занятия проводятся один раз в неделю во второй поло вине дня, продолжительностью 20- 25 минут. Занятия включают в себя, как теоретическую, так и практическую часть. Тематический план. Месяц Неделя Тема Содержание Формы работ Сентябрь Сентябрь 1 неделя Рейтинговые занятия по базовым темам. 2 неделя «Оденем куклу на прогулку» Ф ормировать знания детей об одежде и обуви, закрепить знания о последовательности одевания куклы на прогулку. Беседа, рассматривание, сюжетно- ролевая игра. 3 неделя «Одежда и здоровье» Рассказать детям о том, что одежда служит основной защитой человека от плохой погоды. Б еседа, решение проблемной ситуации. 4 неделя «Твоя любимая еда» Учить детей рассказывать о своих предпочтениях в еде. Дид. игра, составление коротких рассказов. Октябрь 1 неделя «Фрукты и овощи» Продолжать формировать обобщающие понятия «овощи и фрукты»( цвет, форма, вкусовые качества) , рассказать об их пользе. Беседа, дид. игра « Во саду ли, в огороде». 2 неделя «Полезные продукты» Дать детям знания о полезных продуктах питания. Беседа, рассматривание. 3 неделя «Правильное питание» Формировать умение брать пищу понемногу, есть не торопясь, тщательно ее пережевывая. Беседа, практические задания 4 неделя «О здоровой пище» Закрепить знания детей о здоровой пище( фруктах, овощах) . Беседа, коллективная лепка. Ноябрь 1 неделя «Личная гигиена» Познакомить детей с предметами личной гигиены, учить правильно пользоваться ими. Беседа, практические задания. 2 неделя «Правила личной гигиены» Прививать детям культурно- гигиенич. навыки: мыть руки, чистить зубы, расчесываться. Беседа, чтение отрывка из К. Чуковского. 3 неделя «Здоровые зубы» Формировать знания о значении зубов для человека, о необходимости ежедневного ухода за полостью рта. Беседа, подвижная игра. 4 неделя «Купание Алё нушки» Формировать навыки безопасного купания и действие после купания. Беседа, сюжетно- ролевая игра. Декабрь 1 неделя «Дружи с водой» Убедить детей в важности гигиенических знаний, умываться, приводить в порядок вещи. Беседа, дидактическая игра. 2 неделя «Какой ты? » Знакомить детей с отличительными особенностями своей внешности от других. Беседа, рассматривание. 3 неделя «Строение твоего тела» Познакомить детей со строением человеческого тела, рассказать о предназначении некоторых частей тела. Беседа, рассматривание иллюстрации, решение проблемных ситуаций. 4 неделя «Скелет человека» Познакомить детей с основными частями скелета человека. Беседа, физминутка. Январь 1 неделя «Внутренние органы» Познакомить детей с основными внутренними органами человека. Беседа, физминутка. 2 неделя «Здоровье и болезнь» Формировать понятие «здоровье». Научить детей заботиться о своем здоровье, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью. Ра ссказ воспитателя, словесная игра «Подбери слово». 3 неделя «Врачи – наши помощники» Объяснить детям о важности своевременного обращения к врачу, познакомить с трудом врача. Беседа, сюжетно- ролевая игра Февраль Февраль 1 неделя «Лекарства» Дать понятие детям о лекарствах и таблетках, рассказывать вреде некоторых лекарств. Рассказ воспитателя, элементы игры. 2 неделя «Друг заболел» Учить детей понимать эмоциональное и физическое состояние своего сверстника, поощрять стремление оказать помощь. Беседа, подвижная игра. 3 неделя «Как вести себя во время болезни» Научить детей правильно определять простейшие признаки простудного заболевания. Беседа, физминутка. 4 неделя « Больница » Воспитывать уважение к профессии врача, понимать её огромную роль и важность для каждого из нас. Беседа, сюжетно- ролевая игра. Март 1 неделя « Я! » Формировать представление о себе как отдельном человеке; рассказать о способах заботы о себе и окружающем мире; показать модели социального поведения. Рассматривание иллюстраций, беседа. 2 неделя «Строение твоего тела» Закрепить знания детей о строении человечес- кого тела, о предназначении частей тела. Беседа, составление коротких рассказов. 3 неделя « Мой- до- дыр! » Рассказать о правилах поведения за столом; познакомить с предметами и действиями, связанными с выполнением гигиенических процессов. Рассматри вание, б еседа, решение проблемных ситуаций. 4 неделя «Личная гигиена» Закрепить с детьми правила личной гигиены, назначение предметов личной гигиены. Беседа, дидактическая игра. Апрель Апрель 1 неделя «Советы доктора Воды» У бедить детей в важности гигиенических знаний и культурно- гигиенических знаний. Рассматривание иллюстраций, беседа. 2 неделя «Друзья Вода и Мыло» Продолжать учить детей умываться, обтираться, приводить в порядок свои вещи так, чтобы получать от этого настоящее удовольствие. Рассматривание иллюстраций, беседа. 3 неделя «Движение – залог здоровья» Воспитывать у детей осознанное отношение к необходимости заниматься спортом, чтобы противостоять болезням. Беседа, дидактическая игра, подвижная игра. 4 неделя «Как закаляться? » Учить следить за своим здоровьем, познакомить с несложными приемами оздоровления, прививать любовь к физическим упражнениям. Чтение стихотворения, беседа, физминутка. Май 1 неделя Диагностика знаний, умений и навыков у дошкольников. 2 неделя « За здоровьем в лес» Формировать представления о пользе природы для человека; поддерживать желание заниматься различными видами спорта. Экскурсия, беседа, игровая деятельность. 3 неделя « Где прячется здоровье? » Формировать представления о зависимости здо- ровья, двигательной  активности, питании, вос- питывать желание заботиться о своём здоровье. Рассматривание иллюстраций, беседа. 4 неделя « На воде, на солнце » Объяснить детям, что купаться и загорать полезно для здоровья только в том случае, если соблюдать определенные правила безопасности. Рассматривание иллюстраций, беседа. Второй год реализации программы «Здравушка»( подготовительная к школе группа) . Задачи программы: 1. Продолжать формировать у детей адекватные представления об организме человека; 2. Помочь ребёнку создать целостное представление о своём теле; 3. Продолжать учить детей" слушать" и" слышать" свой организм; 4. Формировать потребность в физическом и нравственном совершенствовании, в здоровом образе жизни; 5. Прививать навыки профилактики и гигиены; 6. Развивать умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков; 7. Воспитывать уважение к жизни другого человека, умение сочувствовать, помогать, сопереживать чужой боли. Организация процесса. Программа рассчитана на дошкольников 6- 7 лет. Занятия проводятся один раз в неделю во второй поло вине дня, продолжительностью 25- 30 минут. Занятия включают в себя, как теоретическую, так и практическую часть. Тематический план. Месяц Неделя Тема Содержание Формы работ Сентябрь Сентябрь 1 неделя Рейтинговые занятия по базовым темам. 2 неделя" Что такое здоровье? " Формировать представления дошкольников о здоровье и его составляющих: двигательной  ак- тивности и   закаливании, правильном питании. Беседа, рассказ воспитателя, подвижная игра. 3 неделя «Одежда и здоровье» Формировать представления детей об одежде, ее назначении, пользе и возможном вреде для здоровья человека. Рассматривание иллюстраций, беседа, дидактическая игра. 4 неделя «Твоя любимая еда» Продолжать учить детей определять свои вкусы и предпочтения в еде, сравнивать их со вкусами и предпочтениями других людей. Беседа, составление коротких рассказов детей, дидакт. и гра. Октябрь 1 неделя «Фрукты и овощи» Закрепить с детьми понятия «овощи» и « фрук- ты », об их значении и пользе для здоровья. Беседа, рассматривание, отгадывание загадок. 2 неделя «Полезные продукты» Продолжать формировать знания детей о полезных и вредных продуктах питания, об их значении для здоровья человека. Беседа, рассматривание, рисование плаката, дидактическая игра. 3 неделя «Правильное питание» Формиро вать у детей понятие «правильное питание», дать понятие о необходимости полоскать рот после еды. Беседа, составление описательных рассказов. 4 неделя «О здоровой пище» Закрепить знания детей о здоровой пище и важности ее употребления для растущего организма дошкольника. Беседа, дидактическая игра, лепка, игровая ситуация. Ноябрь Ноябрь 1 неделя «Личная гигиена» Закреплять знания и назначение предметов личной гигиены, продолжать учить детей правильно пользоваться ими. Беседа, чтение худ. л итературы, игровая ситуация. 2 неделя «Правила личной гигиены» П родолжать п рививать детям культурно- гигиенические навыки: необходимость мыть руки, купаться, ч истить зубы, расчесываться… Ч тение отрывка из К. Чуковского, решение проблемной ситуации. 3 неделя «Здоровые зубы» Объяснить детям необходимость ежедневного ухода за полостью рта. Учить детей правильно чистить зубы. Беседа, наблюдение, практическое задание. 4 неделя «Купание Алё нушки» Формировать навыки безопасного купания, уточнить возможные случаи простудных заболеваний. Беседа, рассматривание, сюжетно- ролевая игра. Декабрь 1 неделя «Дружи с водой» Продолжить формировать знания детей о важности гигиеническ. знаний и их применение. Беседа, дидакт. игра, практическое задание. 2 неделя «Какой ты? » Продолжать учить детей определять и называть отличительные особенности внешности людей, формировать толерантное отношение к людям. Беседа, рассматривание, составление короткого рассказа. 3 неделя «Строение твоего тела» Закрепить знания дошкольников о строении человеческого тела, о предназначении частей тела. Учить правильно называть части тела. Беседа, рассматривание иллюстрации, дидактическая игра. 4 неделя «Скелет человека» Закрепить с детьми основные части скелета человека, объяснить, чем они важны для движения человека. Беседа, рассматривание иллюстрации, физминутка. Январь 1 неделя «Внутренние органы» Продолжить знакомить детей с внутренними органами человека, объяснить, чем каждый из них важен для человека. Р ассма тривание, слов. и гра «Продолжи предложение». 2 неделя «Что такое прививки? » Способствовать формированию знаний детей о профилактических прививках, их значении для человека. Беседа, рассказ воспитателя, подвижная игра. 3 неделя «Витамины и витаминки» Закрепить знание детей о естественных и искусственных витаминах, их влиянии на здоровье человека. Рассказ воспитателя, дидактическая игра, рисование. Февраль 1 неделя «Лекарства» Формировать представления детей о лекарствах и таблетках, о пользе и вреде лекарств. Беседа, сюжетно- ролевая игра. 2 неделя «Азбука здоровья» Закрепить с детьми имеющиеся знания о здоровом образе жизни, уточнить составляющие этого понятия. Беседа, чтение пословиц и поговорок, подвижная игра. 3 неделя «Здоровье и болезнь» Продолжать учить заботиться о своем здоровье, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью. Рассказ воспитателя, беседа, решение проблемных ситуаций. 4 неделя «Врачи – наши помощники» Объяснить детям о важности своевременного обращения к врачу, закрепить знания о труде врача и медицинской сестры. Беседа, сюжетно- ролевая игра, экскурсия в медицинский кабинет. Март 1 неделя «Что такое микробы? » Закрепит ь знания детей о микробах, их многообразии и вреде для здоровья человека. Беседа, рисование, физминутка. 2 неделя «Как бороться с микробами? » Объяснить детям, каким образом микробы попадают к нам в дома, как с ними можно бороться и чем их можно напугать. Чтение стихотворения, рассказ воспитателя, практическое задание. 3 неделя «Поможем природе» Закрепить знания детей о взаимосвязи в природе, о роли в ней человека, объяснить необходимость заботы об окружающей среде. Рассматривание иллюстраций, беседа, практическое задание. 4 неделя «Личная гигиена» Закрепить с детьми правила личной гигиены, назначение предметов личной гигиены. Беседа, дидактическая игра. Апрель 1 неделя «Режим дня» Закрепить понятие «режим дня», воспитывать осознанное отношение к его соблюдению дома. Беседа, дидактическая игра, подвижная игра. 2 неделя «Сон – лучшее лекарство» Фор мировать представления о значение сна для человека, особенно в дошкольном возрасте. Дид. игра «Когда это бывает», подвиж. игра. 3 неделя «Движение – залог здоровья» Продолжать воспитывать у детей осознанное отношение к необходимости заниматься спортом, чтобы противостоять болезням. Беседа, дид. игра «Виды спорта», подвижная игра. 4 неделя «Как з акаляться? » Учить следить за своим здоровьем, повторить приемы оздоровления, прививать любовь к физическим упражнениям. Беседа, физминутка, закаливание. Май 1 неделя Диагностика знаний, умений и навыков у дошкольников. 2 неделя" За здоровьем в лес" Закрепить представления о" чистом" и" грязном" воздухе; поддерживать желание заниматься различными видами спорта. Экскурсия, беседа, игровая деятельность. 3 неделя" Где прячется здоровье? " Продолжать формировать представления детей о зависимости здоровья, двигательной   актив- ности, закаливания и питания, воспитывать желание заботиться о своём здоровье. Рассматривание иллюстраций, чтение пословиц и поговорок, беседа. 4 неделя" Каким я хочу быть" Формировать желание детей быть здоровыми, заниматься спортом; быть  милосердными, помогать людям; стремиться никогда не унывать, быть весёлыми. Составление описательных рассказов детей. Работа с родителями. Одним из основных направлений по формированию физически и психически здорового ребёнка является работа с родителями. Если мы хотим вырастить нравственно и физически здоровое  поколение, то должны решать эту проблему совместно с родителями. Для себя мы определили следующие задачи работы с родителями: Повышение педагогической культуры родителей. Пропаганда общественного дошкольного воспитания. Изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания. Установка на совместную работу с целью решения всех психолого – педагогических проблем развития ребёнка. Вооружение родителей основами психолого – педагогических знаний через   тренинги, консультации, семинары. Валеологическое просвещение родителей в создании экологической и психологической среды в семье. Включение родителей в воспитательно- образовательный процесс. Формы работы с родителями: Проведение родительских собраний, семинаров – практикумов, консультаций. Педагогические беседы с родителями( индивидуальные и групповые) по проблемам. Консультативная работа( использование СМИ, информационные стенды, тематические уголки и папки передвижки в группах) . Использование Интернет- ресурсов( размещение информации на сайте ДОУ, использование интерактивных форм взаимодействия) . Организация индивидуальной и групповой работы. Анкетирования родителей. Участие родителей в конкурсах. Дни открытых дверей. Экскурсии по детскому саду для вновь прибывших. Показ занятий для родителей( как уже посещавших дошкольное учреждение, так и вновь прибывших) . Совместные занятия для детей и родителей. Круглые столы с привлечением специалистов детского сада(   инструктора по физической культуре, медицинской сестры) . Организация совместных дел. Д ля успешной работы с родителями используем план изучения семьи: - структура семьи  и психологический климат( сколько человек, возраст, образование, профессия, межличностные отношения родителей, отношения родителей с детьми, стиль общения) ; - основные принципы семейных отношений( гуманизм или жестокость, ответственность или анархия, взаимное доверие или подозрительность, взаимопомощь или невнимание и т. п. ) ; - стиль и фон семейной жизни, какие впечатления преобладают – положительные или отрицательные, причины семейных конфликтов; - социальный статус отца и матери в семье, степень участия в воспитательном процессе, наличие желания воспитывать ребёнка; - воспитательный климат семьи, уровень педагогической культуры, подготовленность родителей, знание своего ребенка, адекватность оценок своего поведения.   Методы, используемые педагогами в работе: Анкета для родителей. Беседы с родителями. Беседы с ребёнком. Наблюдение за ребёнком. Изучение рисунков на тему «Наша семья» и их обсуждение с детьми. Посещение семьи ребёнка.   С целью улучшения профилактической работы рекомендуется провести с родителями цикл бесед, лекций на ряд тем, в том числе: 1. Причины частых и длительно текущих острых респираторных заболеваний. 2. Профилактика ОРЗ в домашних условиях. 3. Хронические очаги инфекции у взрослых в семье как причина частых ОРЗ у детей. 4. Хроническая никотиновая интоксикация у пассивных курильщиков и связь её с заболеваниями бронхолёгочной системы. 5. Закаливающие процедуры дома и в дошкольном учреждении. 6. Значение режимных моментов для здоровья ребёнка. 7. О питании дошкольников. 8. Особенности физического и нервно – психического развития у часто болеющих детей. 9. Физические упражнения в дошкольном учреждении и дома. 10. Профилактика глистных и острых кишечных заболеваний у детей. 11. Воспитание культурно – гигиенических навыков у дошкольников. 12. Вредные привычки у взрослых( употребление алкоголя, курение, наркомания и др. ) и их влияние на здоровье детей. 13. Здоровый образ жизни в семье – залог здоровья ребёнка Список использованной литературы. Козлова С. А. , Шушкина С. Е. Тематический словарь в картинках. Мир человека. - М. , 2009. Сигимова М. Н. Формирование представлений о себе у старших дошкольников. Волгоград, 2009. Азбука здоровья в картинках. Автор – со ставитель К. Люцис. – М. , 2004. Картушина М. Ю. Быть здоровыми хотим. – М. , 2004. Тихомирова Л. Ф. Уроки здоровья для детей. – Ярославль, 2003. Зайцев Г. Уроки Айболита. - Санкт- Петербург, 1999. Зайцев Г. Уроки Мой додыра. - Санкт- Петербург, 1997. Е. А. Алябьева. Психогимнастика в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2003 В. Алексеенко, Я. Лощинина. Играем в сказку. Воспитание и развитие личности ребёнка 2- 7 лет. - М. : Учимся играючи, 2008. К. Ю. Белая. Фомирование основ безопасности у дошкольников. – М. : Мозаика- Синтез, 2012. Е. Н. Борисова. Система организации физкультурно- оздоровительной работы с дошкольниками. – Волгоград: Панорама, 2007. В. К. Величенко. Физкультура для ослабленных детей. - М. : Терра- Спорт, 2000. Н. В. Елжова. Здоровый образ жизни в дошкольном образовательном учреждении. - Ростов н/ Д, Феникс, 20011 Л. И. Пензулаева. Физкультурные занятия в детском саду. - М. : Мозаика- Синтез, 2010. Э. Я. Степаненкова. Физическое воспитание в детском саду. - М. : Мозаика- Синтез, 2008. Л. В. Игнатова, О. И. Волик, Г. А. Холюкова. Программа укрепления здоровья детей в коррекционных группах. - М. : ТЦ Сфера, 2008. О. В. Козырева. Лечебная физкультура для дошкольников. - М. : Просвещение, 2005. М. В. Краснов, Е. В. Березенцева. Закаливание детей дошкольного возраста. - Чебоксары, 1998. Т. С. Овчинникова, А. А. Потапчук. Двигательный игротренинг для дошкольников. - СПб. : Р ечь, 2002. П. А. Павлова, И. В. Горбунова. Расти здоровыи, малыш! Программа оздоровления детей раннего возраста. - М. : ТЦ Сфера, 2006.

Оставить комментарий: