Создание условий для художественно-эстетического развития детей в детском саду
Создание условий для художественно-эстетического развития детей в детском саду
«То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности. Это правило касается вех сфер духовности жизни ребенка и особенно эстетического воспитания» В.А. Сухомлинский
Период модернизации, в котором находится в настоящее время российское образование, коснулся и его первого звена – дошкольного образования. Детский сад как дом и мир детей – проблема взрослых. Каким он должен быть, чтобы наши дети выросли по-настоящему успешными, счастливыми, состоявшимися людьми? Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создает вокруг себя.
Что характеризует человека в первую очередь? Конечно же, его культура. Это понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и образованность, духовную и душевную утонченность и творческую активность. Культура человека – это отражение его внутреннего мира, и огромную роль в формировании культуры человека играет эстетическое воспитание.
Человек будущего должен быть созидателем, и личностью с развитым чувством красоты и активным творческим началом. «Я убежден,- пишет Херберт Рид, - что никогда до сих пор в мировой истории художественное воспитание не было так важно, как теперь, и как оно будет важно для грядущих лет… Я не хочу сказать, что художественное воспитание разрешит все проблемы. Но я думаю, что мы не можем сохраниться как цивилизованная нация, не развиваю в значительной мере эстетический элемент жизни».
Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок, так или иначе, эстетически или духовно развивается. Но при этом ребенком не осознается эстетическая сущность предметов, а развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению, а без вмешательства извне у ребенка могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях и идеалах.
Важнейшей частью эстетического воспитания является художественное воспитание, использующее в качестве воспитательного воздействия средства искусства, формирующие специальные способности и развивающее дарования в определённых его видах – изобразительном, декоративно-прикладном и др.
Условием и средством эстетического воспитания является и художественная деятельностьдошкольников, как организованная воспитателем, так и самостоятельная. Известно, что воспитание ребенка в деятельности - одна из закономерностей воспитания. Художественной деятельность называется тогда, когда она непосредственно связана с видами искусств: театрализованные игры, словесно-художественное творчество, музицирование, изобразительная и декоративно-прикладная практика, дизайн.
Поэтому целью деятельности нашего детского сада мы определили создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой, эстетически развитой личности, обладающей эстетическими способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы творческой деятельности.
В сфере художественно-эстетического развития детей педагогическая работа ведется по следующим направлениям:
- развитие у детей эстетического отношения к окружающему миру;
- приобщение их к изобразительным видам деятельности;
- музыкальное развитие детей;
- приобщение к театрализованной деятельности.
Приобщение ребенка к духовной культуре, эстетическое развитие личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Окружающая среда откладывает в душе отпечаток на всю жизнь. Едва освоив элементарные движения, малыш тянет свои ручки к красивой яркой игрушке и замирает, услышав звуки музыки. Немного повзрослев, рассматривает иллюстрации в книжке, приговаривая: «Красивая…», - и сам пытается на бумаге карандашом создавать только ему понятную красоту. В старшем дошкольном возрасте он уже избирателен в выборе красивого, имеет на этот счет собственные суждения и сам, исходя из своих возможностей, «творит» нечто красивое, чтобы удивить, восхитить, поразить нас, взрослых, умением видеть окружающий мир. В процессе художественной деятельности дети получают широкие возможности для самовыражения, раскрытия и совершенствования своих творческих способностей. Занятия изобразительной деятельностью, музыкой, танцами способствуют развитию зрительного, слухового, двигательного анализаторов и их координации, побуждают малыша осваивать новые сложные действия, получать новые знания, фантазировать, быть внимательным и усидчивым.
Свою работу выстраиваем на основе специфических принципов, обусловленных особенностями художественно-эстетической деятельности:
- принцип эстетизации предметно-развивающей среды и быта в целом;
- принцип культурного обогащения содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов;
- принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности;
- принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности;
- принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека, думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего);
- принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;
- принцип организации тематического пространства (информационного поля) – основы для развития образных представлений;
- принцип взаимосвязи обобщенных представлений и обобщенных способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа;
- принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).
Приоритетное направление реализуем через организацию образовательной и свободной художественной деятельности, кружковой работой; показ спектаклей, развлечений, конкурсов, выставок, фестивалей, праздников; эстетическое оформление групповых комнат.
Для того, чтобы заниматься изобразительной деятельностью детям было интересно, чтобы их лица излучали радость, а глаза сверкали от восторга, воспитатели уделяют особое внимание организации работы с детьми на занятии.
Эстетическое воспитание тесно связано с современностью и во многом определяется ею. Эстетическое воспитание действительности предполагает близость к жизни, стремление преобразовать окружающий мир, общество, природу, предметную среду.
Для создания эстетической предметной и игровой среды в групповых комнатах мы организовали центры «Искусства», «Конструирования», «Игры», «Театра». Например, в «Центре искусства» размещены материалы для ознакомления детей с различными видами изобразительного и декоративно-прикладного искусства (живописью, графикой, скульптурой, архитектурой, предметами народных промыслов). Также в центре находятся материалы и оборудование, необходимые для рисования (как для традиционного, так и для нетрадиционного), лепки, аппликации, ручного труд. При этом он как бы делится на зоны:
- экспериментирования с различными материалами: цветными мелками, смываемыми маркерами, глиной, пластилином, материалом для коллажей, ножницами для правой и левой руки, клеем, бумагой и пр.;
- освоения различных техник живописи: пальчиковой, картофельным крахмалом, мыльными пузырями, печатания губкой, обливной печатью, кляксографией, печатания веревкой;
- ознакомления с различными видами искусства: альбомы, иллюстрации, поделки и др.;
- музицирования на музыкальных инструментах.
В «Центре театра» собрано все необходимое для театрализованной деятельности и игр (детские костюмы, куклы-бибабо, декорации для настольного театра, различные виды театра – настольный, пальчиковый, картонажный, фланелеграфный театр).
Таким образом, в дошкольном возрасте зарождаются ростки творчества, которые проявляются в развитии способности к созданию замысла и его реализации, в умении комбинировать свои знания, представления, в искренней передаче мыслей, чувств, переживаний. Однако для развития художественно-творческих способностей у детей необходимо их соответствующее обучение, в процессе которого они овладевают способами образного выражения и изображения своих замыслов в слове, пении, рисунке, танце, драматизации. Обучение побуждает ребенка к сознательным художественным проявлениям, вызывает положительные эмоции, развивает способности.
Ведущее место в осуществлении художественно-эстетического развития детей принадлежит детскому саду. Но велика и роль семьи. Только при единстве воздействий детского сада и семьи возможно полноценное осуществление задач эстетического воспитания. Не каждый из детей станет музыкантом или художником, но у каждого ребенка можно и нужно воспитывать любовь и интерес к искусству, развивать эстетический вкус, музыкальный слух, элементарные навыки рисования.
Создание условий для художественно-эстетического развития детей в детском саду
«То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности. Это правило касается вех сфер духовности жизни ребенка и особенно эстетического воспитания» В.А. Сухомлинский
Период модернизации, в котором находится в настоящее время российское образование, коснулся и его первого звена – дошкольного образования. Детский сад как дом и мир детей – проблема взрослых. Каким он должен быть, чтобы наши дети выросли по-настоящему успешными, счастливыми, состоявшимися людьми? Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создает вокруг себя.
Что характеризует человека в первую очередь? Конечно же, его культура. Это понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и образованность, духовную и душевную утонченность и творческую активность. Культура человека – это отражение его внутреннего мира, и огромную роль в формировании культуры человека играет эстетическое воспитание.
Человек будущего должен быть созидателем, и личностью с развитым чувством красоты и активным творческим началом. «Я убежден,- пишет Херберт Рид, - что никогда до сих пор в мировой истории художественное воспитание не было так важно, как теперь, и как оно будет важно для грядущих лет… Я не хочу сказать, что художественное воспитание разрешит все проблемы. Но я думаю, что мы не можем сохраниться как цивилизованная нация, не развиваю в значительной мере эстетический элемент жизни».
Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок, так или иначе, эстетически или духовно развивается. Но при этом ребенком не осознается эстетическая сущность предметов, а развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению, а без вмешательства извне у ребенка могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях и идеалах.
Важнейшей частью эстетического воспитания является художественное воспитание, использующее в качестве воспитательного воздействия средства искусства, формирующие специальные способности и развивающее дарования в определённых его видах – изобразительном, декоративно-прикладном и др.
Условием и средством эстетического воспитания является и художественная деятельностьдошкольников, как организованная воспитателем, так и самостоятельная. Известно, что воспитание ребенка в деятельности - одна из закономерностей воспитания. Художественной деятельность называется тогда, когда она непосредственно связана с видами искусств: театрализованные игры, словесно-художественное творчество, музицирование, изобразительная и декоративно-прикладная практика, дизайн.
Поэтому целью деятельности нашего детского сада мы определили создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой, эстетически развитой личности, обладающей эстетическими способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы творческой деятельности.
В сфере художественно-эстетического развития детей педагогическая работа ведется по следующим направлениям:
- развитие у детей эстетического отношения к окружающему миру;
- приобщение их к изобразительным видам деятельности;
- музыкальное развитие детей;
- приобщение к театрализованной деятельности.
Приобщение ребенка к духовной культуре, эстетическое развитие личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Окружающая среда откладывает в душе отпечаток на всю жизнь. Едва освоив элементарные движения, малыш тянет свои ручки к красивой яркой игрушке и замирает, услышав звуки музыки. Немного повзрослев, рассматривает иллюстрации в книжке, приговаривая: «Красивая…», - и сам пытается на бумаге карандашом создавать только ему понятную красоту. В старшем дошкольном возрасте он уже избирателен в выборе красивого, имеет на этот счет собственные суждения и сам, исходя из своих возможностей, «творит» нечто красивое, чтобы удивить, восхитить, поразить нас, взрослых, умением видеть окружающий мир. В процессе художественной деятельности дети получают широкие возможности для самовыражения, раскрытия и совершенствования своих творческих способностей. Занятия изобразительной деятельностью, музыкой, танцами способствуют развитию зрительного, слухового, двигательного анализаторов и их координации, побуждают малыша осваивать новые сложные действия, получать новые знания, фантазировать, быть внимательным и усидчивым.
Свою работу выстраиваем на основе специфических принципов, обусловленных особенностями художественно-эстетической деятельности:
- принцип эстетизации предметно-развивающей среды и быта в целом;
- принцип культурного обогащения содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов;
- принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности;
- принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности;
- принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека, думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего);
- принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;
- принцип организации тематического пространства (информационного поля) – основы для развития образных представлений;
- принцип взаимосвязи обобщенных представлений и обобщенных способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа;
- принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).
Приоритетное направление реализуем через организацию образовательной и свободной художественной деятельности, кружковой работой; показ спектаклей, развлечений, конкурсов, выставок, фестивалей, праздников; эстетическое оформление групповых комнат.
Для того, чтобы заниматься изобразительной деятельностью детям было интересно, чтобы их лица излучали радость, а глаза сверкали от восторга, воспитатели уделяют особое внимание организации работы с детьми на занятии.
Эстетическое воспитание тесно связано с современностью и во многом определяется ею. Эстетическое воспитание действительности предполагает близость к жизни, стремление преобразовать окружающий мир, общество, природу, предметную среду.
Для создания эстетической предметной и игровой среды в групповых комнатах мы организовали центры «Искусства», «Конструирования», «Игры», «Театра». Например, в «Центре искусства» размещены материалы для ознакомления детей с различными видами изобразительного и декоративно-прикладного искусства (живописью, графикой, скульптурой, архитектурой, предметами народных промыслов). Также в центре находятся материалы и оборудование, необходимые для рисования (как для традиционного, так и для нетрадиционного), лепки, аппликации, ручного труд. При этом он как бы делится на зоны:
- экспериментирования с различными материалами: цветными мелками, смываемыми маркерами, глиной, пластилином, материалом для коллажей, ножницами для правой и левой руки, клеем, бумагой и пр.;
- освоения различных техник живописи: пальчиковой, картофельным крахмалом, мыльными пузырями, печатания губкой, обливной печатью, кляксографией, печатания веревкой;
- ознакомления с различными видами искусства: альбомы, иллюстрации, поделки и др.;
- музицирования на музыкальных инструментах.
В «Центре театра» собрано все необходимое для театрализованной деятельности и игр (детские костюмы, куклы-бибабо, декорации для настольного театра, различные виды театра – настольный, пальчиковый, картонажный, фланелеграфный театр).
Таким образом, в дошкольном возрасте зарождаются ростки творчества, которые проявляются в развитии способности к созданию замысла и его реализации, в умении комбинировать свои знания, представления, в искренней передаче мыслей, чувств, переживаний. Однако для развития художественно-творческих способностей у детей необходимо их соответствующее обучение, в процессе которого они овладевают способами образного выражения и изображения своих замыслов в слове, пении, рисунке, танце, драматизации. Обучение побуждает ребенка к сознательным художественным проявлениям, вызывает положительные эмоции, развивает способности.
Ведущее место в осуществлении художественно-эстетического развития детей принадлежит детскому саду. Но велика и роль семьи. Только при единстве воздействий детского сада и семьи возможно полноценное осуществление задач эстетического воспитания. Не каждый из детей станет музыкантом или художником, но у каждого ребенка можно и нужно воспитывать любовь и интерес к искусству, развивать эстетический вкус, музыкальный слух, элементарные навыки рисования.
- Конспект НОД "Моя семья" в старшей группе
- Дополнительная общеразвивающая программа «Футбол для дошколят»
- Консультация для родителей «Роль семьи в речевом и познавательном развитии ребенка раннего возраста»
- Консультация для воспитателей "Современные образовательные технологии в ДОУ"
- Технологическая карта по организации с-р игры