План работы по самообразованию «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми раннего возраста»
План работы по самообразованию
«Опытно-экспериментальная деятельность с детьми раннего возраста»
2016-2017
ЦЕЛЬ:
- Повышение профессиональной компетенции педагогов по вопросу «детское экспериментирование».
- Установление связей и зависимостей между объектами и явлениями.
- Формирование способов познания у детей раннего возраста (сенсорный анализ).
ЗАДАЧИ:
- Выявить значение детского экспериментирования в системе воспитания детей.
- Развитие сенсорной культуры.
- Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности.
- Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
- Способность ребенка к самостоятельному решению доступных познавательных задач.
- Умение использовать разные способы и приемы познания.
- Интерес к экспериментированию у детей раннего возраста.
- Готовность к логическому познанию.
Актуальность:
Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна.
Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. В возрасте «почемучек» дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличие объектов окружающей действительности по цвету и возможность самому достичь желаемого цвета и т.п. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов. Создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.
План работы 2016-2017
МЕСЯЦ |
РАБОТА ПЕДАГОГА |
РАБОТА С ДЕТЬМИ |
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ |
Сентябрь |
1. Подбор материала по теме: «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми раннего возраста»; 2. Постановка целей и задач по данной теме. |
|
Привлечение родителей к подбору материала на тему: «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми раннего возраста». |
Октябрь |
1. Изучение темы: «Организация мини-лаборатории в детском саду». 2. Составление примерного алгоритма проведения занятия-экспериментирования. |
|
Консультация: «Создание условий для экспериментирования детей дома». |
Ноябрь |
1. Изучение темы: «Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста через экспериментирование в неживой природе». 2. Подбор приборов и оборудования для мини-лаборатории. |
Эксперименты с водой, песком, воздухом: 1. Узнаем, какая вода. 2. Что в пакете? 3. Мы – волшебники. 4. Поплывет или утонет? |
1. Консультация: « Роль экспериментирования в развитии познавательной активности детей раннего возраста». 2. Привлечение родителей к созданию мини-лаборатории в группе. |
Декабрь |
1. Изучение темы: «Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста через сенсорику». 2. Пополнение картотеки экспериментов и опытов в неживой природе.
|
Эксперименты с водой, снегом: 1. Снеговичок. 2. Налил – вылил. 3. Кораблики. 4. Цветные льдинки. |
Консультация: «Экспериментирование с детьми дома (снег, вода)». |
Январь |
Пополнение картотеки экспериментов и опытов по разделу «Сенсорика». |
Эксперименты с цветом, формой: Волшебная кисточка. Высокий – низкий. Широкий – узкий. |
Создание памятки для родителей: «Экспериментируем с детьми дома». |
Февраль |
Пополнение картотеки экспериментов и опытов по разделу «Сенсорика». |
Проведение экспериментов и опытов звуком и теплом: Угадай, чей голосок? Горячо – холодно. |
Создание фотоальбома: «Мы экспериментируем». |
Март |
Изучение темы: «Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста через экспериментирование» в рукотворном мире. |
Проведение экспериментов и опытов: «Живительное свойство воды». |
Консультация: «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через экспериментирование» |
Апрель |
Пополнение картотеки «Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста через экспериментирование» в рукотворном мире. |
Проведение опытов и экспериментов с древесиной, бумагой, тканью. |
|
Май |
Самоанализ плана самообразования |
Совместное экспериментирование детей и педагога с водой, песком, звуком, бумагой и тканью. |
Презентация проекта: «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми раннего возраста» |
- Конспект НОД "Моя семья" в старшей группе
- Дополнительная общеразвивающая программа «Футбол для дошколят»
- Консультация для родителей «Роль семьи в речевом и познавательном развитии ребенка раннего возраста»
- Консультация для воспитателей "Современные образовательные технологии в ДОУ"
- Технологическая карта по организации с-р игры