a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Методическая разработка "Укрепление взаимосвязи родителей с детьми посредством совместного творчества в ДОУ."

Опубликовано: 2016-11-19 19:46:20

Документы для скачивания

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2» с. Помоздино. Укрепление взаимосвязи родителей с детьми посредством совместного творчества в ДОУ. Мастер – кл асс по проведению коми народных игр. 2 младшая – старшая группа. Составители: В оспитатель- Селиванова Е. И. Музыкальный руководитель – Осипова И. Н. Ноябрь 2016г. Аннотация: Работать с родителями одно из условий в развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста. Творческие задания для родителей, организация конкурсов, участие в проектной деятельности, совместные мероприятия, направленные на развитие творческих способностей детей, способствует налаживанию доверительных отношений между детским садом и семьей, а так же открывают возможности для родителей, участвовать в образовательном процессе. Для реализации этой задачи я предложила родителям самим показать свое мастерство перед другими родителями и детьми. А так – как и родители, и дети стали отдалятся от коми культуры, мало разговаривать на коми языке, я реши ла привить интерес к коми культу ре через коми народные игры, потому что игра является ведущим видом деятельности детей. Привле чение родителей к показу своего мастерства перед детьми, помогут детям, свободно и с удовольствием познавать новое, привить в детях любовь к народной культуре. Цель: Создание условий для укрепления сотрудничества между детским садом и семьей и развитие творческих способностей детей. Задачи: Знакомить детей с народными играми. Расширять представления о разнообразии народного искусства. Обогащение словарного запаса у детей. Воспитывать интерес к искусству родного края. Оказание помощи родителям при подготовке мастер – классу. Оборудование: Мас ка кошки; табуретка; платок. Работа с родителями: Индивидуальные беседы с родителями; круглый стол с родителями, участ вующих мастер – классе. Ход мастер – класса: Воспитатель: - Мастер – класс хочу начать с о стихотворения- Александра Нек расова « Авъя лэбач – коми кыв ». Мастер – класс ӧ кӧсъя заводитны кывбурсянь, кодӧс гижыс( Гамса) : « Авъя лэбач – коми кыв ». - Авъя лэбач – коми кыв. Коми сёрни, сьыланкыв. Быдмин – сӧвмин, сьӧлӧмшӧ р ӧй, Коми йӧзкӧд парма шӧрын. - Мича дзоридз – коми кыв, Чужанἰнлӧн мусса кыв. Уна нэм тэ олан – вылан, Ылӧдз нималан да кылан. - Шондἰ югӧ р – коми кыв, Кыпыдджыка сёрнит, сьыв. Медым тэнад ыджыд р ӧдыд Коми кывлысь мичсӧ тӧдἰ с. - Дорогие дети, наше подрастающее поколение! Никогда не забывайте свой родной язык, свою малую Родину. Берегите ее! Дона дзолюкъяс, миян быдмысь войтыр! Энӧ вунӧдӧй некор ассьыныд мам кывнтӧ, чужан Коми мутӧ! Видзӧй сἰйӧ с! - Сегодня мы посмотрим мастерств о двух наших мам в проведении игр на коми языке: Деминой Анастасии Николаевны и Чисталевой Алены Юрьевны. Они покажут и научат вас играть в к оми народные игры. Талун ми видзӧдам, кыдзи миян мамяс кужӧны ворсны. И найӧ тӧдмӧдасны миянӧс выль коми ворсӧмъясӧн. Тайӧ Демина Анастасия Николаевна и Чисталева Алена Юрьевна. - Обучение традиционным коми народным играм современных детей не теряет своей актуальности. Игра с самого детства сопровождает человека. Сначала с младенцем играют мама, папа, бабушка с дедушкой, чуть набравшись сил, ребенок уже сам начинает играть. В жизни ребенка игра занимает большое место. С ее помощью дети развивают ум, умения, способности, силы, знакомятся с не писаными законами, объясняют взаимоотношения между людьми, учатся ладить со сверстниками, готовятся войти во взрослую жизнь. В игре проявляется, кто на что годится. Знакомство с народными играми приобщает подрастающее поколение к коми культуре, показывает ее своеобразие о богатство. Знакомство с народными играми повышает уважение к коми культуре. - Важ коми йӧзкост ворсӧмъяс ӧнἰя челядьӧс велӧдӧм оз вошты ассьыс коланлунсӧ. Ворсӧмыд ичӧт дырсянь нин мортыдкӧд ӧтвыв восьлалӧ. Дзолюккӧд медводз ворсӧны мам, бать, пӧль – пӧч; быдмыштӧм бӧрын кага ачыс нин босьтчӧ ворсны. Кага олӧмын ворсӧмлӧн тӧдчанлуныс вель ыджыд. Сы отсӧгӧн ныв – зон сӧвмӧдӧны вежӧрсӧ, кужӧм – сямсӧ, вын – эбӧссӧ, тӧдмасьӧны гижтӧм законъясӧн, восьтӧны йӧз костса йитӧдъяс, велӧдӧны артмӧдчыны тшӧтшъяяскӧд, дасьтысьӧны пырны верстьӧ олӧмӧ. Ворсӧмын тыдовтчӧ, кодἰ мый вылӧ туйӧ. Ворсӧмъясӧн тӧдмӧдӧм матыстӧ быдмысь войтырӧс коми культуралань, петкӧдлӧ сылысь аслыспӧлӧслунсӧ, озырлунсӧ. Йӧзкостса ворсӧмъясӧн тӧдмӧд ӧм содтӧ коми культура дорӧ пыдди пуктӧм. - Прежде чем научиться новой игре, поиграем уже знакомую нам игру «Мышь и угол». Эту игру можно использовать дома, когда вы отмечаете дни рождения ваших детей, и к вам приходят другие дети. «Мышь и угол ». Возраст игроков: с 4 лет. Количество игроков: неограниченное. Описание игры: Из числа игроков выбирают водящего, который становится «кошкой», остальные – «мыши». «Мышки» садятся на стульчики, а «кошка» ходит между ними и приговаривает: - «Мышка, мышка, дай мне угол! » В какой – то момент «мышки» меняются углами, а «кошке» в это время надо успеть занять освободившийся угол. Кому не достанется угол, становится водящим. Правила игры: У каждой мышки свой угол, ( стульчик) . Каждый раз мышки должны меняться с другой мышкой, а не с одним и тем же. - Выль ворсӧмъясӧн тӧдмасьтӧдз, ми ворсам « Шыр да пелес » ворсӧмысь, кодӧс ми бура тӧдам. Тайӧ ворсӧ мнас позьӧ ворсӧдны челядьнытӧ гортаныд, кор т ἰ пасъянныд челядьлысь чужан лун и тἰянӧ локтἰсны мукӧд челядь. « Шыр да пелес » Ворсö м нуöдöм. Позьӧ заводитнἰ ворсны 4- 5 арӧссянь. Ворсны позьӧ ӧтпырйӧ уна челядьлы. Ворсӧ м: Бӧрйӧны ворсысьяс п ӧвстысь куталысьӧс, кодἰ лоӧ «каньӧн», мукӧдыс – « шыръяс ». Челядь – « шыръяс » пуксялӧны ул ӧсъяс вылӧ, а «кань» ветлӧдлӧ на водзын да шуалӧ: - «Шырӧ, шырӧ, вай мен пельӧ с! ». Кутшӧмкӧ здукӧ « шыръяс » вежсьӧны пелесъяснас, а « каньлы » сἰйӧ кадас колӧ удитны сувтны тыртӧм пелесӧ. Кодлы оз сюр пельӧсыс, лоӧ куталысьӧн. Ворсан правилӧяс: Быд шырлӧн аслас пелес, ( ул ӧс) . Ӧти и сἰйӧжӧ шыркӧд оз позь унаысь вежсины, быд вежсигӧн колӧкорсьны мӧд шырӧс. - Первым покажет свое мастерство в проведении коми игры «Дядя Семён»- Демина Анастасия Николаевна. «Дядя Семён» Возраст игро ков: с 5 лет. Количество игроков: неограниченное. Описание игры: Вначале игры выбирают считалкой дядю Семёна. Игрок и встают в круг, поместив дядю Семёна в середину. Все ходят по кругу и показывают то, о чём поётся в песне: - У дяди Семёна было, Было семь детей. Все семеро такие: С такой головой, С такой бородой, С такими глазами, С такими ушами, С таким носом, С такими ртами. Они не работали, не работали, Потом сделали вот так…. После этих слов дядя Семён, стоящий в кругу показывает какую – то фигуру. Кто позже всех повторит, тот входит в круг. Правила игры: Каждому игроку, стоящему в кругу нужно придумать свою фигуру. - Медводз тӧдмӧдас и петкӧдлас, кыдзи ворсны « Семен дядь» ворсӧмысь- Демина Анастасия Николаевна. «Семен дядь». Ворсö м нуöдöм. Позьӧ заводитнἰ ворсны 5 арӧссянь. Ворсны позьӧ ӧтпырйӧ уна челядьлы. Ворсӧ м: Ворсысьяс бӧрйӧны пудъясьӧмӧн Семе дядьӧ с. Ворсысьяс сувтӧны кытшӧ, пытшкас йӧртӧны ӧ тиӧс. Ставныс ветлӧны кытшӧн да петкӧдлӧны сἰйӧс, мый сьывсьӧ сьыланкывйын: - Семен дядьлӧ н вӧлἰ, Вӧ л ἰ сизим челядь. Сизимнанныс сἰйӧ: Этатшӧм юраӧсь, Этатшӧм тошкаӧсь, Этатшӧм синмаӧсь, Этатшӧм пеляӧсь, Этатшӧм ныраӧсь, Этатшӧм вомаӧсь. Найӧ эз уджавны, эз уджавны, Сэсся вӧчисны вот тадз … Тайӧ кывъяс бӧрас кытшын сулалысь петкӧдлӧ кутшӧмкӧ фигура. Кодἰ медся сёрӧн петкӧдлас, сувтӧ кытш шӧрӧ. Ворсан правилӧяс: Быдӧнлы, кодἰ сулалӧ кытшас, колӧ петкӧдлἰны аслыспӧлӧ с фигура. - Дети, а сейчас мы пригласим своих родителей поиграть с нами в игру «Кошка, бабушка и горшки для сметаны ». «Кошка, бабушка и горшки для сметаны». Возраст игроков: с 4 – 5 лет. Количество игроков: неограниченное. Описание игры: Из игроков выбирают «кошку» и «бабушку», остальные становятся «горшками для сметаны» и садятся кругом на пол. «Бабушка» отходит в сторону – уходит спать. За время ее сна «кошка» опрокидывает «горшки»- укладывает сидящих игроков. Когда «бабушка» просыпается и видит проделки «кошки», она начинает гоняться за ней по кругу. Правила игры: Догоняя «кошку», «бабушке» об язательно надо поднимать опрокинутые «кошкой» «горшки». А «кошке, убегая необходимо укладывать их вновь. Бегать можно только за пределами круга, как вправо, так и влево. Если «бабушка» поймает «кошку», они меняются местами, или выбирают новых. Челядь, а ӧнἰ ми корам миянлысь бать – мамнымӧс ворсны миянкӧд « П ӧч, кань да нӧк кашникъяс » ворсӧмӧн. « П ӧч, кань да нӧк кашникъяс » Позьӧ заводитнἰ ворсны 4 арӧссянь. Ворсны позьӧ ӧтпырйӧ уна челядьлы. Ворсӧ м: Ворсысьяс п ӧвстысь бӧрйӧны «каньӧс» да «пӧчӧс», мукӧдыс лоӧны «нӧк кашникъясӧн» да пуксялӧны кытшӧн. «Пӧч» вешйӧ бокӧ – мунӧ узьны. Сылӧн узигкостἰыс «кань» п ӧрлӧдлӧ «нӧк кашникъяс »- водтӧдалӧ пукалысьяссӧ. Кор «пӧч» садьмӧ да аддзӧ « каньлысь » пакӧститчӧмсӧ, пондӧ сы бӧрся вӧтлысьны кытш сайтἰыс. Ворсӧмлӧн правилӧяс: Суӧдἰгӧн « п ӧчлы» быть колӧ пуксьӧдавны усьӧм «нӧк кашникъяссӧ». А «кань» уськӧдлӧ найӧ с бӧр. Котравны позьӧ сӧмын кытш сайтἰ, кыдзи веськыдланьыс, сἰдзи и шуйгаланьыс. « П ӧч» кӧ кутӧ «каньсӧ», найӧ вежсьӧны местанас, либӧ бӧрйӧны выльӧс. - Вторым свое мас терство покажет Чисталева Алена Юрьевна. Она познакомит и научит играть в коми народную игру « Столб». «Столб». Возраст игроков: с 4 – 5 лет. Количество игроков: неограниченное. Описание игры: Вначале игры дети выбирают считалкой – водящего. Водящий встает возле столба и начинает ее охранять. Другие отходят на 6 – 5 шагов от столба и один раз обходят. По сигналу все бросаются к столбу, чтобы прикоснуться к нему. А водящий выбирает самого слабого и ловит его, не дает ему прикоснуться к столбу. Кого поймает, тот становится так же водящим, помощником первого водящего. А другие снова отходят в сторону еще дальше и снова бегут к столбу. Водящих становится двое, и они ловят уже больше. Так игра продолжается до тех пор, пока игроков станет меньше, чем водящих. Игроки начинают прятаться. Некоторые водящие остаются возле столба, а другие идут искать. Если находят игроков, то догоняют и ловят и он становится водящим. Игра продолжается до тех пор, пока не останется ни одного игрока. Правила игры: Нельзя водящим оставлять столб без присмотра. Игроки должны добраться до столба и прикоснуться к нему. - Мӧдӧн ассьыс сямлунсӧ петкӧ дла с Чисталева Алена Юрьевна. Сἰйӧ тӧдмӧдас да петкӧдлас, кыдзи колӧ ворсны « Сюръя дорын » ворсӧмысь. « Сюръя дорын » Позьӧ заводитнἰ ворсны 4 арӧссянь. Ворсны позьӧ ӧтпырйӧ уна челядьлы. Ворсӧ м: Пудъясясны. Ӧти лоӧ кутасьысь, сἰйӧ сувтас сюръя дἰнӧ да кутас сἰйӧс видзны. Мукӧдыс кытшовтасны сюръясӧ вит – ӧ – квайт воськов ылнаын. Сэсся сигнал серти ставыс ӧтвылысь ызнитасны сюръялань, медым веськыд ки п ӧлӧн инмӧдчывны сюръяӧдз. А куталысь бӧръяс на пиысь ӧтиӧс( кодἰ слабджык) да кутас сἰйӧ с, оз лэдз инмӧдчыны сюръяас. Кодӧс кутвс, сἰйӧ лоас куталысьӧн жӧ, медводдзаыслӧн отсасьысьӧн. А мукӧдыс бара ылыстчаснысюръя дорсьыс, ылӧдзджык нин. И бара котӧртӧны сюръялань. Куталысьыс ӧнἰ кык, да найӧ кутасны ещӧ ӧ тиӧс- ӧ- кыкӧс. Тадзи ворсасны некымын скон. Куталысьяслӧн лыдыс век содӧ, пышъялысьяслӧн – чинӧ. Найӧ кутасны ылыстчыны век ылӧджык и ылӧджык, а сэсся весиг кутасны дзебсьыны. Ӧнἰ куталысьыс лоас тырмымӧн; ӧтияс кольччасны сюръя видзны, мукӧдыс на пиысь – корсьысьны – кутасьны. Аддзасны кӧ дзепсясьысьӧс да вӧтӧдасны, сἰйӧ бара жӧ лоӧ кутӧма. Ворсӧмыс кыссьӧ сэтчӧдз, кытчӧдз ни ӧти куттӧм оз коль. Ворсӧмлӧн правилӧяс: Дзебсясьысьлӧн мог – воӧдчыны да инмӧдчыны сюръяӧ. Куталысьлы оз позь кольны сюръясӧ. - Наши прабабушки и прадедушки не только умели играть, но и очень любили танцевать. Мы хотим вас научить танцевать коми народный танец « Шен ». В каждом селе этот танец танцевали по- своему. Мы взяли движения, которые танцевали в нашем селе, немножко облегчив танцевальные движения, чтобы дети 5- 7 лет смогли хорошо усвоить эти движения. Приложение №1. Миян п ӧчьяс да пӧльяс кужлἰсны ворсны и йӧктἰны. Ми кӧсъям велӧдны тἰянӧс йӧктἰны « Шен ». Шен – кадрильлӧн сикас. Быд сиктын йӧктылἰсны сἰйӧс аснога. Ми босьтἰм йӧктӧмсӧ Помӧсдἰнсаяслысь, неуна кокньӧ дышт ἰ м йӧктӧмлысь движениеяс, медым 5 – 7 арлыда челядь кокниа сюркнялἰсны юраныс тайӧ йӧктӧмсӧ. Рефлексия: - П онравился вам мастер- класс? - Трудно было работать? - Какое у вас настроение после нашего мастер – класса? Спасибо за внимание, за старание! Успехов вам в творчестве. - Сьӧлӧманыд пыр ἰ с эз мастер – класс петкӧдлысьяслӧн ворсӧдӧмыс? - Сьӧкыд эз вӧ в тἰянлы уджавны? - Аттьӧ ставлы, кодἰ петкӧдлἰ с мастер – классӧ и налы, кодъяс ворсἰсны да гажӧдчисны. - Водзӧ вылӧ став бурсӧ сяма йӧ злы. Литература: «Работа с родителями». Л. В. Михайлова – Свирская. Москва «Просвещение» 2015г. « Быдмам мывкыдӧн да авъяӧ н». О. И. Рочева. Сыктывкар Коми небӧ г лэдзанἰн 2005г. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комарова, М. А. Васильевой. «МОЗАИКА – СИНТЕЗ», 2015г. «Детский сад и семья». Е. С. Евдокимова, Н. В. Додокина, Е. А. Кудрявцева. Издательство МОЗАИКА – СИНТЕЗ Москва 2007г. «Коми ворсӧ м да гаж: тӧрыт да талун ». Лӧсьӧдἰсны Л. Н. Камбалова, А. Н. Некрасова. Сыктывкар: ООО «Издательство» Кола», 2007. 76 л. б. Приложение №1. Пояснения: 1. Танцпол( танцевальная площадка) расположен в виде квадрата. 2. Основной шаг: Движение поскоками с закидыванием ног назад( «пятки назад») . 1 часть: Камаринская. Танцующие стоят в углах по квадрату( см. рисунок 2. ) Основной шаг: Движение поскоками с закидыванием ног назад( «пятки назад») . 1 фигура. Каждая пара берётся правыми руками «калачиком» и начинает кружение поскоками на месте с закидыванием ног( пятки назад) . 2 фигура. Пары, стоящие в переднем правом углу( 3А 3Б, ) и в заднем левом углу( 1Аи 1Б) , взявшись за руки, двигаются по диагонали друг к другу поскоками с закидыванием ног( пятки назад) и встречаются лицом к лицу на середине танцпола. Стоящие пары( 2А и 2Б) и( 4А и 4Б) в своих углах, постоянно кружатся то в одном направлении, то в другом( см. р ис. №3) / 3 фигура. Пары в центре танцпола берутся за руки, образуют круг и двигаются по кругу основным шагом. Стоящие пары постоянно кружатся то в одном направлении, то в другом( См. рис. № 4) . 4 фигура. Пара, которая вышла из левого заднего угла( 1А и 1Б) поднимает руки, образуя « воротики », в которые, пригнувшись, проходит вперед на левый задний угол пара, вышедшая их переднего правого угла( 3Аи 3Б) . Стоящие пары постоянно кружатся в своих углах, то в одном направлении, то в другом( См. рис. № 5) . 5 фигура. Все пары кружатся на месте основным шагом( См. рис. № 6) . Вновь повторяются фигуры 2, 3, 4, 5. ( Т. е. танцуют пары, стоящие в заднем правом углу( 2А и 2Б) и в левом переднем углу( 4А и 4Б) ) . 2 часть: Чижик Основной шаг: Движение поскоками с закидыванием ног назад( «пятки назад») . 1 фигура. Каждая пара, взявшись за руки, кружится в своем углу основным шагом( см. рис. № 8) . 2 фигура. Пары, стоящие в переднем правом углу( 1А и 1Б) и в заднем левом углу( 3А и 3Б) , взявшись за руки, двигаются по диагонали друг к другу поскоками с закидыванием ног( пятки назад) и встречаются лицом к лицу на середине танцпола. Стоящие пары постоянно кружатся то в одном направлен ии, то в другом в своих углах( см. рис. № 9) . 3 фигура. Встретившиеся пары( 1А и 1 Б, ) образуют новые пары с теми танцорами( 3А и 3Б) , которые находились прямо перед ними. Новые пары( 1А и 3 А; 1Б и 3Б) , взявшись под руку( «калачиком») начинают кружиться на месте параллельными линиями. Стоящие пары постоянно кружатся то в одном направлении, то в другом в своих углах( с м. рис. № 10) . 4 фигура. Вновь образованная пара( 1Б 3Б) двигается в передний правый угол. Вновь образованная пара( 1А 3А) двигается к заднему левому углу. Стоящие пары постоянно кружатся то в одном направлении, то в другом в своих углах( см. рис. № 11) . Вновь повторяются фигуры 2, 3, 4, . ( Т. е. танцуют пары, стоящие в заднем правом углу( 4А и 4Б) и в левом переднем углу( 2А и 2Б) . 3 часть: Полька Основной шаг: Движение поскоками с закидыванием ног назад( «пятки назад») . 1 фигура. Все вновь образовавшиеся пары кружатся в своих углах, взявшись под руку( «калачиками») поскоками с закидыванием ног назад( пятки назад) ( см. рис 13) . 2 фигура. Все пары начинают движение( против часовой стрелки) вперед основным шагом польки, напр авляясь в противоположный угол( см рис. 14) . 3 фигура. Достигнув противоположного угла, пара берется за руки «лодочкой» и кружится основным шагом( См. рис 15) . Фигуры 2 и 3 повторяются 4 раза( до тех пор) пока пары не вернутся на свои места, откуда начали танцевальные движения. 4 часть: Шондἰбан. Основной шаг: Движение поскоками с закидыванием ног назад( «пятки назад») . 1 фигура. Пары, взявшись за руки, выполняют 4 крупных шага вперед, затем 4 мелких шага назад; затем отпустив руку партнера, танцоры начинают продвижение вперед основным шагом и выполняют согнутыми локтями маховые движения; ( движение напоминает элемент «танца цыплят») ( с м. рис 16 и рис. 17) . Фигура 1 повторяется 4 раза( до тех пор) , пока пары не вернутся на свои места, откуда начали танцевальные движения.

Оставить комментарий: