Формирование фонематического слуха в игре. Учитель логопед Лочкарева Т.А.
Документы для скачивания
Формир уем фонематическ ий слух в игр е Лочкарева Т. А, учитель- логопед МДОУ « Кизильский детски й сад № 3» Основным компонентом восприятия речи является фонематический слух. Под фонематическим слухом понимается способность человека слышать отдельные фонемы языка или звуки в слове. Формирование фонематического слуха у детей происходит при восприятии устной речи окружающих и, одновременно, при собственном проговаривали слов в соответствии с воспринимаемыми образцами, при помощи которых выделяются и обобщаются различные признаки фонем. От рождения слух малыша не приспособлен к тонкому различению речевых звуков. Эта способность развивается в общении со взрослыми на протяжении первого года жизни, а особенно интенсивно — в полуторагодовалом возрасте. Материал с сайта www. logoped. ru Слух ребенка быстро приспосабливается к звукам родного языка. Ребенок без специального обучения со стороны взрослых осваивает язык к четырем годам. Развитие фонематического слуха позволяет ребенку усваивать фонемы. В полтора года у него появляются звукоподражательные слова, к двум годам — двусловные фразы, и начинается освоение грамматики. К трем годам словарь ребенка увеличивается многократно. Словотворчество отражает творческий характер усвоения языка. К пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно, с ними велась предварительная работа. Как правило, у детей с задержкой речевого развития фонематический слух грубо нарушен или сформирован недостаточно. Не все дети достаточно четко могут определить с какого звука начинается то или иное слово, не различают на слух определенные группы звуков, они нередко смешивают их: не дифференцируют на слух звуки п- б, к- г, с- ц, с- ш, ш- ж и другие. Для развития фонематического слуха с детьми проводят различные игры и упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений, подобрать слова с заданным звуком с помощью вопросов- подсказок или выставленных картинок. Представленная игра на развитие фонематических процессов имеет комбинированный характер, что выражается не только в обогащении словаря, но и активизации высших психических функций( внимания, памяти, мышления) . Игра “Слушай, думай, отвечай- с нужного звука начинай” Цель игры: развитие фонематического слуха и восприятия; закрепление умения слушать, понимать и выполнять словесные инструкции; активизация и расширение словаря детей; развитие мыслительных операций. Оборудование: предметные картинки, карточки с вопросами. 1. Слушай, думай, отвечай, с о звука А начинай. 1 Крупная перелетная птица с длинным клювом. аист 2 Пассажирский транспорт. автобус 3 Мужское имя Антон 4 Доктор, который лечил зверей. Айболит 5 Фрукты Ананас, апельсин, абрикос 6 Садовые цветы астры 7 Женское имя Анна, Алла 8 Этот плод едва обнимешь, если слаб, то не поднимешь. На куски его порежь, мякоть красную поешь. арбуз 2. Слушай, думай, отвечай, с о звука У начинай. 1 Домашняя и перелетная птица утка 2 То назад, то вперёд Х одит бродит пароход. Остановишь- горе! Продырявит море! утюг 3 Часть суток утро 4 Женское имя Ульяна 5 Место, где гуляют взрослые и дети. улица 6 Теремок, гляди, ползет, На себе его везет Хозяюшка богатая, Хозяюшка рогатая. улитка 3. Слушай, думай, отвечай, с о звука О начинай. 1 Ветерок- пастушок затрубил в свой рожок, Собрались овечки у небесной речки. облака 2 Время года осень 3 Упрямое домашнее животное ослик 4 Модницы крылатые, Платья полосатые. Ростом хоть и крохи, Укуся т- будет плохо. осы 5. Имя девочки Оля 4. Слушай, думай, отвечай, со звука Л начинай. 1 Домашнее животное лошадь 2 Водный транспорт с веслами лодка 3 Они остаются после дождя на асфальте, земле лужи 4 Ей едим суп ложка 5 На них катаемся зимой лыжи 6 Ей копают землю лопата 7 Им стирают неправильно нарисованное изображение ластик 8 Птица с раздвоенным хвостом ласточка 9 Им красят ногти лак 10 Мы ими хлопаем ладоши 11 Есть у медведя, лисы, собаки, зайца, кошки лапы 12 Лесное животное с огромными рогами лось 13 Ночью светит на небе луна 5. Слушай, думай, отвечай, со звука Л ь начинай 1 Дикое рыжее животное с пушистым хвостом лиса 2 На ней ступеньки лестница 3 Кислый фрукт лимон 4 Тонкая нить, её прикрепляют к удочке леска 5 Красивая птица с длинной шеей лебедь 6 Там много деревьев, растут грибы и ягоды лес 7 На ней есть ступеньки лестница 8 Ей поливают лейка 9 На нем поднимаются в многоэтажном доме лифт 10 Где у человека располагаются глаза, нос, рот на лице 11 Что появляется на деревьях весной листья 12. Имя девочки Лена, Люба, Люда, Лиза, Люся 6. Слушай, думай, отвечай, со звуков Р, Рь начинай 1 Летает в космос ракета 2 Ей пишут ручка 3 Его носят за спиной школьники ранец, рюкзак 4 Цветок с белыми лепестками и желтой серединкой ромашка 5 Живет в водоемах рыба 6 Там расположены язык и зубы рот 7 Из какой крупы готовят плов рис 8 Волоски вокруг глаз ресницы 9 В неё вставляют фотографии рамка 10 Посадил дед… репку 11 Чтобы ответить на занятии, надо поднять… руку 12. Имя девочки Рая, Роза, Регина 7. Слушай, думай, отвечай, с о звуков М- Мь начинай. 1 Мною умываются, слёзы появляются. мыло 2 Дикий зверь. медведь 3 Овощ, у которого едят корень. морковь 4 Инструмент, которым забивают гвозди молоток 5 Сильный холод зимой. мороз 6 Напиток из ягод. морс 7 Кукла одна в другой. матрёшка 8 Маленькое животное с длинным хвостом мышка 9 Стол, стул, шкаф – это … мебель 10 Помещение, где продают и покупают товар. магазин 11 Транспорт. машина 12 Мера времени. минута 13 Напиток белого цвета, полезный для детей и взрослых. молоко 14 Знак вычитания. минус 15 Переход через реку. мост 16 Насекомые – санитары леса. муравьи 17 Мужское имя. Михаил, Максим 18 Снежная буря. Метель 19 Его едят и зимой, и летом. Любят и взрослые, и дети. мороженое 20 Женское имя Маша, Марина. 21 Его уронила в речку девочка Таня мяч 8. Слушай, думай, отвечай, с о звуков П- Пь начинай. 1 Он нужен каждому ученику. Пенал, портфель 2 Он приходит в каждый дом, И приносит новости. почтальон 3 Говорящая птица попугай 4 Без нее не проживет ни один человек. пища 5 Тарелка, сковорода, чашка – это посуда 6 Овощ на грядке. помидор 7 Птица с красивым хвостом. павлин 8 Женская одежда. платье 9 Мужское имя. Павел, Потап 10 Детеныш свиньи. поросенок 11 Первый день недели понедельник 12 Оценку, которую любят ученики пять 13 Последний рабочий день недели пятница Материал с сайта www. logoped. ru 9. Слушай, думай, отвечай, с о звуков Т- Ть начинай. 1 Домашняя обувь. Тапочки 2 Он помо жет поговорить с другим человеком Телефон 3 В ней пишет ученик. Тетрадь 4 Ящик, из которого доносится изображение и голос. Телевизор 5 Дерево, с которого облетает пух. Тополь 6 Женское имя. Таня, Тоня 7 Автобус, автомобиль, самолет- это. Транспорт 8 За треской и за селедкой, Может плавать очень ловко, И ныряет целый день, Этот северный … тюлень 9 Цифра три 10 Мужское имя Толя, Тимофей 11 Д етеныш коровы теленок 12 По небу плывут, дождик несут тучи 10. Слушай, думай, отвечай, с о звуков С- Сь начинай. 1 Засохший хлеб сухарь 2 Домашнее животное свинья 3 Игра со снегом снежки 4 Шестой день недели суббота 5 Часть слова слог 6 Вежливое слово спасибо 7 Обувь для дождливой погоды сапоги 8 Мастер по дереву столяр 9 Дерево с длинными иголками сосна 10 Зимующие птицы сорока, синица, снегирь 11 Кладут в чай сахар 12 Частичка снега снежинка 13 Ночная птица сова 14 Комната, в которой спят спальня 15 Часть лестницы, на которую ставят ноги ступенька 16 Кусок ткани, которым покрывают стол скатерть 17 Человек, который живет рядом сосед 18 Музыкальный инструмент скрипка 19 Отпечаток ноги на снегу, песке след 20 Число больше шести, но меньше восьми семь 21 Отец, мать, дочь, сын –э то семья 22 Ты весь мир обогреваешь, Ты усталости не знаешь, Улыбаешься в оконце, И зовут тебя все. . . солнце 11. Слушай, думай, отвечай, Со звуков К- Кь начинай. 1 Домашние животные Корова, коза, кошка 2 Детеныш кошки котенок 3 Черный Ивашка, Деревянная рубашка, Где носом пройдет- Там заметку кладет. карандаш 4 Овощ картофель 5 Садовая ягода клубника 6 Школьные принадлежности краски, карандаш 7 Напиток из сухофруктов компот 8 Северная полезная ягода клюква 9 Детеныш козы козленок 10 В реках Африки живет Злой зеленый пароход! Кто б навстречу ни поплыл- Всех проглотит. . . крокодил Материал с сайта www. logoped. ru 12. Слушай, думай, отвечай, Со звуков Г- Гь начинай. 1 Часть тела. глаза, губы, голова 2 Фрукты груша, гранат 3 Опята, маслята, грузди – это грибы 4 Птичий домик. гнездо 5 Место для посадки овощей. грядка 6 Дикая и домашняя птица. голубь, гусь 7 Сигнал, подаваемый тепловозом гудок 8 Перелётная птица. грач 9 Место для проживания в другом городе гостиница 10 Мелкий овощ. горох
Для вас, родители! Формир уем фонематичес кий слух в игр е. Лочкарева Т. А. , учитель- логопед МДОУ « Кизильский детский сад № 3» Основным компонентом восприятия речи является фонематический слух. Под фонематическим слухом понимается способность человека слышать отдельные фонемы языка или звуки в слове. Формирование фонематического слуха у детей происходит при восприятии устной речи окружающих и, одновременно, пр и собственном проговаривали слов в соответствии с воспринимаемыми образцами, при помощи которых выделяются и обобщаются различные признаки фонем. От рождения слух малыша не приспособлен к тонкому различению речевых звуков. Эта способность развивается в общении со взрослыми на протяжении первого года жизни, а особенно интенсивно — в полуторагодовалом возрасте. Материал с сайта www. logoped. ru Слух ребенка быстро приспосабливается к звукам родного языка. Начало второго года — начало активного манипулирования речевыми звуками: лепет приобретает совершенно понятную человеческую интонацию и выразительность. Почти у каждого в этом возрасте есть свои любимые ”слова”, которые он постоянно пропевает, повторяет и видоизменяет. Такое манипулирование звуками приносит малышу большое удовольствие. Стоит услышать новое, интересно звучащее слово, как он сразу и многократно повторяет его на все лады, видоизменяя и коверкая, как бы играя с ним. Такие игры словами — своеобразная ориентировка в звуковой стороне речи, они тренируют артикуляционный аппарат и развивают речевой слух. Малыш соотносит движения своей гортани с теми звуками, которые из этого получаются, и таким образом учится управлять своей артикуляцией. У многих детей в этом возрасте уже есть несколько слов, которыми они называют отдельные предметы, но все же говорить об активной речи до полутора лет еще рановато, хотя именно сейчас все и закладывается. В возрасте от полутора до двух лет происходит чрезвычайное событие- р ебенок начинает говорить, это самый яркий и самый стремительный период речевого развития. Если раньше он произносил лишь отдельные слова, то теперь он знает от 200 до 500 слов и соединяет их в несложные фразы. Ребенок без специального обучения со стороны взрослых осваивает язык к четырем годам. На доречевом этапе у него наблюдаются крик, гуление, лепет и модулированный лепет. Развитие фонематического слуха позволяет ребенку усваивать фонемы. В полтора года у него появляются звукоподражательные слова, к двум годам — двусловные фразы, и начинается освоение грамматики. К трем годам словарь ребенка увеличивается многократно. Словотворчество отражает творческий характер усвоения языка. К пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно, с ними велась предварительная работа. Как правило, у детей с задержкой речевого развития фонематический слух грубо нарушен или сформирован недостаточно. Не все дети достаточно четко могут определить с какого звука начинается то или иное слово, не различают на слух определенные группы звуков, они нередко смешивают их: не дифференцируют на слух звуки п- б, к- г, с- ц, с- ш, ш- ж и другие. Для развития фонематического слуха с детьми проводят различные игры и упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений, подобрать слова с заданным звуком с помощью вопросов- подсказок или выставленных картинок. Представленная игра на развитие фонематических процессов имеет комбинированный характер, что выражается не только в обогащении словаря, но и активизации высших психических функций( внимания, памяти, Игра “Слушай, думай, отвечай- с нужного звука начинай” Цель игры: развитие фонематического слуха и восприятия; закрепление умения слушать, понимать и выполнять словесные инструкции; активизация и расширение словаря детей; развитие мыслительных операций. Оборудование: предметные картинки, карточки с вопросами. 1. Слушай, думай, отвечай, с о звука А начинай. 1 Крупная перелетная птица с длинным клювом. аист 2 Пассажирский транспорт. автобус 3 Мужское имя Антон 4 Доктор, который лечил зверей. Айболит 5 Фрукты Ананас, апельсин, абрикос 6 Садовые цветы астры 7 Женское имя Анна, Алла 8 Этот плод едва обнимешь, если слаб, то не поднимешь. На куски его порежь, мякоть красную поешь. арбуз 2. Слушай, думай, отвечай, с о звука У начинай. 1 Домашняя и перелетная птица утка 2 То назад, то вперёд Х одит бродит пароход. Остановишь- горе! Продырявит море! утюг 3 Часть суток утро 4 Женское имя Ульяна 5 Место, где гуляют взрослые и дети. улица 6 Теремок, гляди, ползет, На себе его везет Хозяюшка богатая, Хозяюшка рогатая. улитка 3. Слушай, думай, отвечай, с о звука О начинай. 1 Ветерок- пастушок затрубил в свой рожок, Собрались овечки у небесной речки. облака 2 Время года осень 3 Упрямое домашнее животное ослик 4 Модницы крылатые, Платья полосатые. Ростом хоть и крохи, Укуся т- будет плохо. осы 5. Имя девочки Оля 4. Слушай, думай, отвечай, со звука Л начинай. 1 Домашнее животное лошадь 2 Водный транспорт с веслами лодка 3 Они остаются после дождя на асфальте, земле лужи 4 Ей едим суп ложка 5 На них катаемся зимой лыжи 6 Ей копают землю лопата 7 Им стирают неправильно нарисованное изображение ластик 8 Птица с раздвоенным хвостом ласточка 9 Им красят ногти лак 10 Мы ими хлопаем ладоши 11 Есть у медведя, лисы, собаки, зайца, кошки лапы 12 Лесное животное с огромными рогами лось 13 Ночью светит на небе луна 5. Слушай, думай, отвечай, со звука Л ь начинай 1 Дикое рыжее животное с пушистым хвостом лиса 2 На ней ступеньки лестница 3 Кислый фрукт лимон 4 Тонкая нить, её прикрепляют к удочке леска 5 Красивая птица с длинной шеей лебедь 6 Там много деревьев, растут грибы и ягоды лес 7 На ней есть ступеньки лестница 8 Ей поливают лейка 9 На нем поднимаются в многоэтажном доме лифт 10 Где у человека располагаются глаза, нос, рот на лице 11 Что появляется на деревьях весной листья 12. Имя девочки Лена, Люба, Люда, Лиза, Люся 6. Слушай, думай, отвечай, со звуков Р, Рь начинай 1 Летает в космос ракета 2 Ей пишут ручка 3 Его носят за спиной школьники ранец, рюкзак 4 Цветок с белыми лепестками и желтой серединкой ромашка 5 Живет в водоемах рыба 6 Там расположены язык и зубы рот 7 Из какой крупы готовят плов рис 8 Волоски вокруг глаз ресницы 9 В неё вставляют фотографии рамка 10 Посадил дед… репку 11 Чтобы ответить на занятии, надо поднять… руку 12. Имя девочки Рая, Роза, Регина 7. Слушай, думай, отвечай, с о звуков М- Мь начинай. 1 Мною умываются, слёзы появляются. мыло 2 Дикий зверь. медведь 3 Овощ, у которого едят корень. морковь 4 Инструмент, которым забивают гвозди молоток 5 Сильный холод зимой. мороз 6 Напиток из ягод. морс 7 Кукла одна в другой. матрёшка 8 Маленькое животное с длинным хвостом мышка 9 Стол, стул, шкаф – это … мебель 10 Помещение, где продают и покупают товар. магазин 11 Транспорт. машина 12 Мера времени. минута 13 Напиток белого цвета, полезный для детей и взрослых. молоко 14 Знак вычитания. минус 15 Переход через реку. мост 16 Насекомые – санитары леса. муравьи 17 Мужское имя. Михаил, Максим 18 Снежная буря. Метель 19 Его едят и зимой, и летом. Любят и взрослые, и дети. мороженое 20 Женское имя Маша, Марина. 21 Его уронила в речку девочка Таня мяч 8. Слушай, думай, отвечай, с о звуков П- Пь начинай. 1 Он нужен каждому ученику. Пенал, портфель 2 Он приходит в каждый дом, И приносит новости. почтальон 3 Говорящая птица попугай 4 Без нее не проживет ни один человек. пища 5 Тарелка, сковорода, чашка – это посуда 6 Овощ на грядке. помидор 7 Птица с красивым хвостом. павлин 8 Женская одежда. платье 9 Мужское имя. Павел, Потап 10 Детеныш свиньи. поросенок 11 Первый день недели понедельник 12 Оценку, которую любят ученики пять 13 Последний рабочий день недели пятница Материал с сайта www. logoped. ru 9. Слушай, думай, отвечай, с о звуков Т- Ть начинай. 1 Домашняя обувь. Тапочки 2 Он помо жет поговорить с другим человеком Телефон 3 В ней пишет ученик. Тетрадь 4 Ящик, из которого доносится изображение и голос. Телевизор 5 Дерево, с которого облетает пух. Тополь 6 Женское имя. Таня, Тоня 7 Автобус, автомобиль, самолет- это. Транспорт 8 За треской и за селедкой, Может плавать очень ловко, И ныряет целый день, Этот северный … тюлень 9 Цифра три 10 Мужское имя Толя, Тимофей 11 Д етеныш коровы теленок 12 По небу плывут, дождик несут тучи 10. Слушай, думай, отвечай, с о звуков С- Сь начинай. 1 Засохший хлеб сухарь 2 Домашнее животное свинья 3 Игра со снегом снежки 4 Шестой день недели суббота 5 Часть слова слог 6 Вежливое слово спасибо 7 Обувь для дождливой погоды сапоги 8 Мастер по дереву столяр 9 Дерево с длинными иголками сосна 10 Зимующие птицы сорока, синица, снегирь 11 Кладут в чай сахар 12 Частичка снега снежинка 13 Ночная птица сова 14 Комната, в которой спят спальня 15 Часть лестницы, на которую ставят ноги ступенька 16 Кусок ткани, которым покрывают стол скатерть 17 Человек, который живет рядом сосед 18 Музыкальный инструмент скрипка 19 Отпечаток ноги на снегу, песке след 20 Число больше шести, но меньше восьми семь 21 Отец, мать, дочь, сын –э то семья 22 Ты весь мир обогреваешь, Ты усталости не знаешь, Улыбаешься в оконце, И зовут тебя все. . . солнце 11. Слушай, думай, отвечай, с о звуков К- Кь начинай. 1 Домашние животные Корова, коза, кошка 2 Детеныш кошки котенок 3 Черный Ивашка, Деревянная рубашка, Где носом пройдет- Там заметку кладет. карандаш 4 Овощ картофель 5 Садовая ягода клубника 6 Школьные принадлежности краски, карандаш 7 Напиток из сухофруктов компот 8 Северная полезная ягода клюква 9 Детеныш козы козленок 10 В реках Африки живет Злой зеленый пароход! Кто б навстречу ни поплыл- Всех проглотит. . . крокодил Материал с сайта www. logoped. ru 12. Слушай, думай, отвечай, с о звуков Г- Гь начинай. 1 Часть тела. глаза, губы, голова 2 Фрукты груша, гранат 3 Опята, маслята, грузди – это грибы 4 Птичий домик. гнездо 5 Место для посадки овощей. грядка 6 Дикая и домашняя птица. голубь, гусь 7 Сигнал, подаваемый тепловозом гудок 8 Перелётная птица. грач 9 Место для проживания в другом городе гостиница 10 Мелкий овощ. горох
Материалы для родительских уголков к лексическим темам «Зима», «Зимние забавы» Лочкарева Т. А. , учитель- логопед « Кизильский детский сад № 3» Данные материалы можно использовать в родительском уголке, где родители могут познакомиться с лексической темой недели и в какие игры можно поиграть с детьми для закрепления темы. Также эти материалы могут пригодиться родителям, которые самостоятельно занимаются с детьми. ( По материалам Скотниковой Е. С. ) СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: ЗИМА, ХОЛОД, ВЕТЕР, СНЕГ, СНЕЖИНКА, СНЕЖОК, СНЕГОПАД, СНЕГОВИК, ЛЕД, ЛЬДИНКА, СОСУЛЬКА, МЕТЕЛЬ, ВЬЮГА, ПОЗЕМКА, СТУЖА, УЗОР, НАСТ, МОРОЗ, СУГРОБ, ОТТЕПЕЛЬ, ИНЕЙ, КРУПА, ХЛОПЬЯ, КАПЕЛЬ, САНКИ, ЛЫЖИ, КОНЬКИ, КАТОК, ЛЫЖНЯ, СНЕЖНАЯ БАБА, ШУБА, ДУБЛЕНКА, ПУХОВИК, ВАЛЕНКИ, ВАРЕЖКИ, РУКАВИЦЫ, ШАПКА, ДЕКАБРЬ, ЯНВАРЬ, ФЕВРАЛЬ. ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: ХОЛОДНЫЙ, МОРОЗНЫЙ, СНЕЖНЫЙ, БЛЕСТЯЩИЙ, ХРУСТЯЩИЙ, РАССЫПЧАТЫЙ, ЛИПКИЙ, МОКРЫЙ, БЕЛЫЙ, ЧИСТЫЙ, ПУШИСТЫЙ, ВЕТРЕННЫЙ, СОЛНЕЧНЫЙ, УЗОРНЫЙ, ТРЕСКУЧИЙ, КРЕПКИЙ, ПРОЗРАЧНЫЙ, ЛЕДЯНОЙ, ЛЕДОВЫЙ, ЛЕГКИЙ, ЗИМНИЙ, ИСКРИСТЫЙ, ЖЕСТКИЙ. ГЛАГОЛЫ: ПРИШЛА, ИДЕТ, ПАДАЕТ, КРУЖИТСЯ, ЗАМИРАЕТ, ПОКРЫВАЕТ, ЗАСЫПАЕТ, МЕТЕТ, ЗАМЕРЗАЕТ, ВОЕТ, ШУМИТ, КАПАЕТ, БЛЕСТИТ, РИСУЕТ, ЛЕТИТ, ТАЕТ, ВЫПАДАТЬ, ВЬЕТСЯ, ЛЕДЕНЕЕТ. ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ: ПОДБИРАТЬ ПРИЗНАКИ: СНЕГ – белый, пушистый, легкий, искристый, холодный… ЗИМА – холодная, суровая, морозная, ветреная… МОРОЗ…, ЛЕД…, МЕТЕЛЬ…, СНЕЖИНКА… ЗНАТЬ ЗИМНИЕ МЕСЯЦЫ: ДЕКАБРЬ, ЯНВАРЬ, ФЕВРАЛЬ. ДЕКАБРЬ ЗА НОЯБРЕМ И ПЕРЕД ЯНВАРЕМ; ЯНВАРЬ- … ФЕВРАЛЬ- … ЗАКАНЧИВАТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ: ЗИМОЙ ЛЮДИ ХОДЯТ В…/ ШАПКАХ, ШУБАХ…/ ЗИМА ПРИНОСИТ…/ СНЕГОПАДЫ, МОРОЗЫ…/ ВОДА ЗАМЕРЗЛА НА…/ РЕКАХ, ОЗЕРАХ…/ Я ЛЮБЛЮ КАТАТЬСЯ ЗИМОЙ НА…/ САНКАХ, ЛЫЖАХ…/ ПОДБИРАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: СНЕЖНЫЙ – ком, городок, вихрь… СНЕЖНАЯ – баба, гора, пелена… МОРОЗНЫЙ…, МОРОЗНАЯ…, МОРОЗНОЕ…, ЛЕДЯНАЯ…. НАЗЫВАТЬ ЛАСКОВО: ЗИМА – ЗИМУШКА, МОРОЗ – МОРОЗЕЦ, СНЕГ – СНЕЖОК, ЛЕД – ЛЕДОК, СУГРОБ – СУГРОБИК, МЕТЕЛЬ – МЕТЕЛИЦА… СОСТАВЛЯТЬ РАССКАЗЫ ПО ПЛАНУ: КАК ТЫ ЗАМЕТИЛ НАСТУПЛЕНИЕ ЗИМЫ? НАЗОВИ ЕЁ ПЕРВЫЕ ПРИМЕТЫ В ПРИРОДЕ. ЗИМНИЕ МЕСЯЦЫ. ПОВАДКИ ЗВЕРЕЙ И ПТИЦ. ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ. ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ: ПОИГРАЙТЕ В ИГРУ «ХОРОШО – ПЛОХО» ЁЛКА ХОРОШО: ПРИНОСИТ ПОЛЬЗУ, ВЫДЕЛЯЯ КИСЛОРОД. ИЗ ЕЁ ИГОЛОК ДЕЛАЮТ ЛЕКАРСТВА, ЭКСТРАКТЫ ДЛЯ ВАНН, УДОБРЕНИЕ. ПРИ СГОРАНИИ ВЫДЕЛЯЕТ ТЕПЛО. ХОРОШО ПАХНЕТ ХВОЕЙ. УКРАШАЕТ УЛИЦЫ, ПАРКИ, КВАРТИРЫ В НОВЫЙ ГОД. ПЛОХО: КОЛЮЧАЯ, ОБДИРАЕТ РУКИ. ОЧЕНЬ ДОЛГО РАСТЕТ. НА НЕЙ НЕ РАСТУТ ЯБЛОКИ. ИЗ НЕЕ НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ МЕБЕЛЬ. ХВОЙНЫЕ ДЕРЕВЬЯ ВЫДЕЛЯЮТ СМОЛУ. ЗАГАДАЙТЕ РЕБЕНКУ ЗАГАДКИ ПОКРУЖИЛАСЬ ЗВЕЗДОЧКА В ВОЗДУХЕ НЕМНОЖКО, СЕЛА И РАССТАЯЛА. НА МОЕЙ ЛАДОШКЕ. ( снежинка) КТО, УГАДАЙ- КА, СЕДАЯ ХОЗЯЙКА: ТРЯХНЕТ ПЕРИНКИ – НАД МИРОМ ПУШИНКИ. ( зима) РЫБАМ ЗИМУ ЖИТЬ ТЕПЛО: КРЫША – ТОЛСТОЕ СТЕКЛО. ( лед) ЧТО РАСТЕТ ВНИЗ ГОЛОВОЙ? ( сосулька) СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: зима, снег, снежинка, снежок, Снегурочка, Дед мороз, снеговик, снежная баба, лед, каток, коньки, санки, лыжи, горка, забавы, елка, каникулы, гирлянда, мишура, шары, звезда, конфетти, подарки, праздник, радость, веселье, игры, карнавал, хоровод, маски, календарь, хлопушки, шишки, сугроб, снежный ком, хоккей, клюшка, шайба, соревнование. ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: холодный, морозный, радостный, снежный, блестящий, разноцветный, веселый, трескучий, праздничный, новогодний, узорный, хрустящий, пушистый, ледяной, грустный, серебристый, пестрый. ГЛАГОЛЫ: идет, наступает, кружится, рисует на окнах, покрывает, танцуют, веселятся, радуются, зажглись, вспыхнут, кидают, бросают, спускаются, скрипит, бегают, обгоняют, падать, отряхивать, мерзнуть, липнет, щиплет, колет. 1600200119380 ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ 3657600271780 ПОДБЕРИ ПРИЗНАК К ПРЕДМЕТУ: Елка( какая? ) …… Праздник( какой? ) …. . Елочные игрушки( какие? ) …. . КОМУ ЧТО НУЖНО? Хоккеисту – клюшка, шайба, коньки, каток, ворота… Лыжнику- … Фигуристу- … Горке- … Снеговику- … ЗАГАДАЙТЕ ЗАГАДКИ: 1943100108585 Две новые, кленовые Подошвы двухметровые: На них поставил две ноги И по большим снегам беги. 571500158115 Меня не растили – Из снега слепили И вставили ловко Мне в носик морковку. 382841588900 Я катаюсь на нем до вечерней поры. Но ленивый мой конь возит только с горы. А на горку всегда сам пешком я хожу И коня своего за веревку держу.
Материалы для родительских уголков к лексическим темам «Домашние животные и их детеныши», «Домашние птицы», «Дикие звери и их детеныши» Лочкарева Т. А. , учитель- логопед « Кизильский детский сад № 3» Данные материалы можно использовать в родительском уголке, где родители могут познакомиться с лексической темой недели и в какие игры можно поиграть с детьми для закрепления темы. Также эти материалы могут пригодиться родителям, которые самостоятельно занимаются с детьми. ( По материалам Скотниковой Е. С. ) Д Е Т И Д О Л Ж Н Ы З Н А Т Ь СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: кошка, кот, котёнок, собака, пёс, щенок, корова, бык, телёнок, лошадь, конь, жеребёнок, свинья, боров, поросёнок, коза, козёл, козлёнок, овца, баран, ягнёнок, кролик, крольчиха, крольчонок, стадо, табун, свинарник, пастух, доярка, свинарка, рога, копыта, хвост, грива, шерстка – шерсть, щетина, кость, лапки, ферма, колхоз, вымя, ноздри, конюшня, бидон, колхозник( ца) , овёс, пойло, сено, морда, голова, пасть, когти, копыта, уши, челюсть, кожа, седло, уздечка, кнут, телега, конура, пастбище, крольчатник, конюх, чёлка, рыло, пятак, животные ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: короткий, длинный, мягкий, пушистый, серый, рыжий, гладкий, мохнатая, жесткая, густая, кудрявая, домашние, гладкошерстный, сторожевая, санитарная, пограничная, пожарная, цирковая, ласковая, добрая, усатый, неуклюжий, сильный, быстрые, слабые, длинноухий, верный, смешной, забавный, пятнистый. ГЛАГОЛЫ: мяукает, мычит, лает, хрюкает, ржет, жует, блеет, грызет, мурлычет, лакает, пасет, ест, роет, запрягают, обгладывает, лягается, бежит, бодает, кормить, ухаживать, прыгает, возит, дает молоко, ловит, сторожит, охраняет, гарцует, скачет, лижет, тяфкает, играет, дружить. Д Е Т И Д О Л Ж Н Ы У М Е Т Ь НАХОДИТЬ ДЕТЕНЫШЕЙ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ И НАОБОРОТ У КОШКИ – КОТЕНОК, У СОБАКИ – ЩЕНОК, У КОЗЫ – КОЗЛЕНОК… ПОДБИРАТЬ ПРИЗНАКИ ЩЕНОК – МАЛЕНЬКИЙ, ДЛИННОУХИЙ, ЗАБАВНЫЙ, ГЛУПЫЙ, СМЕШНОЙ. . ТЕЛЕНОК- …, КОШКА- …, КРОЛИК- … ОПИСЫВАТЬ ЖИВОТНЫХ ПО ПЛАНУ НАЗВАНИЕ ВНЕШНИЙ ВИД ЧЕМ ПИТАЕТСЯ ГДЕ ЖИВЕТ КАК ГОЛОС ПОДАЕТ КАКУЮ ПОЛЬЗУ ПРИНОСИТ СРАВНИВАТЬ ДВУХ ЖИВОТНЫХ ПО ПЛАНУ КАКОЕ ТЕЛО? ЧЕМ ПОКРЫТО? КАКИЕ УШИ, НОС, ГЛАЗА, ХВОСТ, МОРДА …? ЧЕМ ПИТАЮТСЯ? ГДЕ ЖИВУТ? В М Е С Т Е С Р Е Б Ё Н К О М ЗАГАДЫВАЙТЕ ДРУГ ДРУГУ ЗАГАДКИ- ОПИСАНИЯ ПРЫГАЕТ, ГРЫЗЁТ, ПРЯЧЕТСЯ. БОДАЕТСЯ, ЖУЁТ, БЛЕЕТ. КРАДЁТСЯ, ЦАРАПАЕТСЯ, МУРЛЫЧЕТ. ПАСЁТСЯ, ЖУЁТ, МЫЧИТ. ГРЫЗЁТ, ОХРАНЯЕТ, ЛАЕТ. ПОНАБЛЮДАЙТЕ ЗА ЛЮБЫМ ДОМАШНИМ ЖИВОТНЫМ. ОБСУДИТЕ ВНЕШНИЕ ПРИЗНАКИ КАЖДОГО, ОТВЕТИВ НА ВОПРОСЫ: ПОЧЕМУ НЕ СЛЫШНО КАК ХОДИТ КОШКА; ДЛЯ ЧЕГО У ЛОШАДИ НА НОГАХ ПОДКОВЫ; ЗАЧЕМ КОРОВЕ РОГА И Т. Д. ПОЧИТАЙТЕ С РЕБЁНКОМ РАССКАЗЫ И СКАЗКИ О ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ, СТИХИ КРОЛИКИ МЫ НА ФЕРМЕ ПОБЫВАЛИ, БЕЛЫХ КРОЛИКОВ ВИДАЛИ. ШУСТРЕНЬКИЕ КРОЛИКИ ТО ЛОЖИЛИСЬ, ТО КРУЖИЛИСЬ В ПРОВОЛОЧНОМ ДОМИКЕ. КОШКА ВЫ СО МНОЙ ЗНАКОМЫ БЛИЗКО. Я – ПРИВЕТЛИВАЯ КИСКА. КВЕРХУ- КИСТОЧКИ НА УШКАХ, КОГТИ СПРЯТАНЫ В ПОДУШКАХ. ЧИСТОПЛОТНА, АККУРАТНА, ЕСЛИ ГЛАДЯТ – МНЕ ПРИЯТНО. КОНЬ КОНЬ МЕНЯ В ДОРОГУ ЖДЁТ, БЬЁТ КОПЫТОМ У ВОРОТ, НА ВЕТРУ ИГРАЕТ ГРИВОЙ ПЫШНОЙ, СКАЗОЧНО КРАСИВОЙ. Д Е Т И Д О Л Ж Н Ы З Н А Т Ь Существительные: курица, петух, цыплята, утка, селезень, утята, гусь, гусыня, гусята, индюк, индюшка, индюшата, птицы, птичник, птичница, курятник, яйцо, скорлупка, перо, клюв, ноги, лапы, перепонки, крылья, хвост, голова, туловище, гнездо, насест, несушка, наседка. Прилагательные: маленький, большой, крупный, желтый, разноцветный, пестрый, красивый, толстый, неуклюжий, громкий, заботливая, пугливые, водоплавающие. Глаголы: ходят, летают, плавает, квохчет, кудахчет, кукарекает, гогочет, крякает, пищит, болбочет, ищут, клюют, щиплют, бегают, играют, несет, сидит, высиживает, выводит, ухаживает. 11379203810 Д Е Т И Д О Л Ж Н Ы У М Е Т Ь 2743200104140 Кто как разговаривает? Курица – кудахчет, квохчет Петух – кукарекает Гуси – гогочут Утки – крякают… Собери семью. Петух – курица – цыплята Утка – селезень – утята 400050026670 Гусь – гусыня – гусята Индюк – индюшка – индюшата Чье? Чья? Чьи? Чей? Перо( чье? ) – куриное, гусиное, утиное, петушиное… Хвост( чей? ) – куриный, гусиный…. Глаза( чьи? ) – утиные, индюшачьи… Составлять описательный рассказ по плану: Кто это? - 4991101905 Каков внешний вид? Какие повадки? Кто детеныши? Чем питается? Какую пользу приносит? С С равнивать двух птиц: Какие сходства и отличия по плану – описания. 243840116205358013078105 В М Е С Т Е С Р Е Б Ё Н К О М Загадывайте загадки Квохчет, квохчет, детей созывает, Всех под крыло собирает. Хвост с узорами, сапоги со шпорами. Всех бужу, хоть часов не завожу. Явился в желтой шубке, Прощайте, две скорлупки. Красные лапки, щиплет за пятки, Беги без оглядки. Катится бочка, нет в ней не сучочка. Поиграйте с пальчиками Первый, второй – шли Поочередно сгибать пальцы утята. р ук, начиная с большого, а со Третий, четвертый – за слов «пи- пи- пи» ритмично водой. с гибать и разгибать пальцы А за ними плелся пятый, обеих рук. позади бежал шестой. А седьмой от них отстал, а восьмой уже устал. 2857500- 3175 А девятый всех догнал, а десятый испугался, Громко- громко запищал: «Пи- пи- пи! »- «Не пищи, мы тут рядом, поищи! » Д Е Т И Д О Л Ж Н Ы З Н А Т Ь СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: МЕДВЕДЬ, МЕДВЕДИЦА, МЕДВЕЖОНОК, ВОЛК, ВОЛЧИЦА, ВОЛЧОНОК, ЗВЯЦ, ЗАЙЧИХА, ЗАЙЧОНОК, ЛИСА, ЛИСИЦА, ЛИС, ЛИСЕНОК, НОРА, ЛОГОВО, БЕЛКА, БЕЛЬЧОНОК, ДУПЛО, ЛОСЬ, ЛОСИХА, ЛОСЕНОК, РОГА, ЁЖ, ЕЖИХА, ЕЖОНОК, КАБАН, КАБАНИХА, КАБАНЧИК, БАРСУК, БАРСУЧИХА, БАРСУЧОНОК, ЛЕС, ПОЛЯНА, ПЛУТОВКА, ЛАПА, ШЕРСТЬ, КОГТИ, НОС, УШИ, КОПЫТА, ХВОСТ. МОРДА, РЫЛО, ПАСТЬ, ЗВЕРИ, ДЕТЕНЫШИ, КУСТЫ, ДЕРЕВЬЯ, МЫШЬ, РЫСЬ, ЕНОТ, БОБР, ОЛЕНЬ, КУНИЦА, КЛЫКИ, С ОБОЛЬ, НОРКА, КРОТ, БЕРЛОГА, ШАТУН. ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: БУРЫЙ, КОСОЛАПЫЙ, ХИТРАЯ, ХИЩНЫЙ, СЕРЫЙ, НЕУТОМИМЫЙ, СТРАШНЫЙ, ГУСТАЯ( ШЕРСТЬ) , РЫЖАЯ, ДИКИЕ, ПУШИСТАЯ, ЛОВКАЯ, ОСТОРОЖНЫЙ, БЫСТРАЯ, БЕЛЫЙ, ТРУСЛИВЫЙ, ДЛИННОУХИЙ, ЛОПОУХИЙ, ЧУТКИЕ( УШИ) , КОСОЙ, ПУГЛИВЫЙ, БАРХАТНАЯ, КОЛЮЧИЙ, ВОЛЧЬЯ, ПОЛОСАТЫЙ. ГЛАГОЛЫ: БРОДИТ, ЛАЗАЕТ, РЕВЕТ, ДЕРЕТ( ЛЫКО) , ПРЫГАЕТ, СКАЧЕТ, РЫЧИТ, СКАЛИТСЯ. ОХОТИТСЯ, СПАСАЕТСЯ, ВОЕТ, ГРЫЗЕТ, РОЕТ, БЕГАЕТ, «ДАЛ СТРЕКАЧА», СОБИРАЕТ, ЗАПАСАЕТ, ХРЮКАЕТ, НЮХАЕТ, ПРИНЮХИВАЕТСЯ, ПРИСЛУШИВАЕТСЯ, ПРИТАИЛСЯ, КОЛЕТСЯ, КРАДЕТСЯ, СОСЕТ, ЗАЛЕГАТЬ, ВПАДАТЬ. Д Е Т И Д О Л Ж Н Ы У М Е Т Ь НАЗЫВАТЬ СЕМЬЮ: МЕДВЕДЬ, МЕДВЕДИЦА, МЕДВЕЖОНОК, ЗАЯЦ. ЗАЙЧИХА, ЗАЙЧОНОК… ПОДБИРАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЙ К ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМ: БУРЫЙ, КОСОЛАПЫЙ, НЕУКЛЮЖИЙ- … СЕРЫЙ. ЗУБАСТЫЙ. СТРАШНЫЙ- … ХИТРАЯ ПУШИСТАЯ. РЫЖАЯ- … НАЗЫВАТЬ МАМУ: МЕДВЕЖОНОК У МЕДВЕДИЦЫ, ЛИСЕНОК У …, ЗАЙЧОНОК У … КТО КАК ГОЛОС ПОДАЕТ: ЛИСА – ТЯВКАЕТ, МЕДВЕДЬ – РЫЧИТ, ВОЛК – ВОЕТ… КТО ГДЕ ЖИВЕТ: В НОРЕ ЖИВЕТ – ЛИСА. В БЕРЛОГЕ- … В ЛОГОВЕ- … В ДУПЛЕ- … КОМУ ЧТО ДАДИМ: МЯСО – ВОЛКУ, МАЛИНУ- …, МЁД- …, МОРКОВКУ- …, ОРЕХИ- … ПОДБИРАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ К ГЛАГОЛУ: ОХОТИТСЯ- … КРАДЕТСЯ- … ВОЕТ- … КУСАЕТСЯ- … СКАЧЕТ- … ХИТРИТ- … ПЕРЕВАЛИВАЕТСЯ- … Д Е Т И Д О Л Ж Н Ы У М Е Т Ь ПОДБИРАТЬ ПРИЗНАКИ: ВОЛК( КАКОЙ? ) - …. ЛИСА( КАКАЯ? ) - … ЁЖ( КАКОЙ? ) - … ПОДБИРАТЬ ДЕЙСТВИЯ: МЕДВЕДЬ( ЧТО ДЕЛАЕТ? ) - … ЛИСА( ЧТО ДЕЛАЕТ? ) - … ЗАЯЦ( ЧТО ДЕЛАЕТ? ) - … ПРАВИЛЬНО ОТВЕЧАТЬ НА ВОПРОСЫ ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? ЧЬИ? СЛЕД – ВОЛЧ ИЙ, ЛИС ИЙ, ЗАЯЧ ИЙ … УШИ – МЕДВЕ ЖЬИ, З АЯ ЧЬИ, БЕЛИ ЧЬИ … ГОЛОВА – ЛОСИН АЯ, ЕЖИН АЯ, ВОЛ ЧЬЯ, ЛИ СЬЯ … ОБРАЗОВЫВАТЬ НОВЫЕ СЛОВА С ПОМОЩЬЮ ПРИСТАВОК: ПЕРЕХОДИТ ОТХОДИТ ОБХОДИТ ПРОХОДИТ ВХОДИТ ЗАХОДИТ СХОДИТ ХОДИТ НАХОДИТ УХОДИТ ПОДХОДИТ ДОХОДИТ ПРИХОДИТ ВЫХОДИТ ПЕРЕХОДИТ В М Е С Т Е С Р Е Б Е Н К О М РОДИТЕЛЯМ РЕКОМЕНДУЕТСЯ: РАССМОТРЕТЬ С РЕБЕНКОМ ИЛЛЮСТРАЦИИ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ЗВЕРЕЙ НАШИХ ЛЕСОВ; РАССМОТРЕТЬ ИХ ВНЕШНИЕ ПРИЗНАКИ; РАССКАЗАТЬ О ТОМ, ГДЕ ОНИ ЖИВУТ, ЧЕМ ПИТАЮТСЯ, ОБ ИХ ПОВАДКАХ, КАК ДОБЫВАЮТ ПИЩУ; ЗАКРЕПИТЬ В СЛОВАРНОМ ЗАПАСЕ РЕБЕНКА НАЗВАНИЯ ЗВЕРЕЙ И ИХ ДЕТЕНЫШЕЙ; В КАЧЕСТВЕ ЭКСКУРСИИ МОЖНО ПОСЕТИТЬ ЗООПАРК. ПОЧИТАЙТЕ СТИХИ, СКАЗКИ, РАССКАЗЫ, ЗАГАДКИ О ДИКИХ ЗВЕРЯХ. ПРИШЛА ИЗ ЛЕСУ ПТИЧНИЦА В РЫЖЕЙ ШУБКЕ КУР ПОСЧИТАТЬ. КТО ЭТО? ПОЛЗУН ПОЛЗЕТ, ИГОЛКИ ВЕЗЕТ. СЛОВНО ЕЛКА ВЕСЬ В ИГОЛКАХ. ХОЖУ В ПУШИСТОЙ ШУБКЕ, ЖИВУ В ГУСТОМ ЛЕСУ. В ДУПЛЕ НА СТАРОМ ДУБЕ ОРЕШКИ Я ГРЫЗУ. 285750084455 ПО СНЕГУ БЕЖИТ – ПЕТЛЯЕТ. К ЛЕТУ ШУБКУ ОН МЕНЯЕТ. НА СНЕГУ ЕГО НЕ ВИДНО, ВОЛКУ И ЛИСЕ ОБИДНО.
- Конспект НОД "Моя семья" в старшей группе
- Дополнительная общеразвивающая программа «Футбол для дошколят»
- Консультация для родителей «Роль семьи в речевом и познавательном развитии ребенка раннего возраста»
- Консультация для воспитателей "Современные образовательные технологии в ДОУ"
- Технологическая карта по организации с-р игры