ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО И РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ
Документы для скачивания
ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО И РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ «Задуй упрямую свечу»- в правой руке держать цветные полоски бумаги; левую ладонь положить на живот; вдохнуть ртом, надуть живот; затем длительно выдыхать, «гасить свечу». «Паровоз»- ходить по комнате, имитируя согнутыми руками движения коле паровоза, произнося при этом «чух- чух» и изменяя скорость движения, громкость и частоту произношения. «Пастушок»- подуть носом в небольшую дудочку как можно громче, чтобы созвать разбежавшихся в разные стороны коров; показать ребенку, что необходимо вдохнуть через нос и резко выдохнуть в дудочку. «Гуси летят»- медленно и плавно ходить по комнате, взмахивая руками, как гуси; руки- крылья на вдохе поднимать, на выдохе опускать, произнося «гу- у- у»( 8- 10 раз) . «Кто громче»- выпрямить спину, сомкнуть губы, указательный палец левой руки положить на боковую сторону носа, плотно прижимая левую ноздрю, глубоко вдохнуть правой ноздрей( рот закрыть) и произносить( выдыхать) «м- м- м», одновременно похлопывая указательным пальцем правой руки по правой ноздре( в результате получается длинный скандированный выдох) ; звук[ м] надо направлять в нос, он должен быть звучным; выполнить такие же действия, прижимая правую ноздрю. «Аист»- стоять прямо, поднять руки в стороны, одну ногу, согнув в колене, вынести вперед и зафиксировать положение на несколько минут, удерживая равновесие; на выдохе опустить ногу и руки, тихо произнося «ш- ш- ш»( 6- 7 раз) . «Маятник»- сесть по- турецки, руки на затылке; спокойно вдохнуть( пауза 3 сек) , наклониться вперед – выдох, возвратиться в исходное положение – вдох. Повторить 3 – 4 раза. «Охота»- закрыть глаза, по запаху определить, что за предмет перед вами( апельсин, духи, варенье и т. д. ) «Шарик»- представить себя воздушными шариками; на счет 1, 2, 3, 4 сделать четыре глубоких вдоха и задержать дыхание. Затем на счет 1 – 5 медленно выдохнуть. «Каша»- вдыхать через нос, на выдохе произнести слово «пых». Повторить не менее 6 раз. «Ворона»- сесть прямо, быстро поднять руки через стороны вверх – вдох, медленно опустить руки – выдох. Произнести: кар- р- р! «Покатай карандаш»- вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по столу круглый карандаш. «Греем руки»- вдыхать через нос и дуть на озябшие руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки. «Пилка дров»- встать друг против друга парами, взяться за руки и имитировать распиливание дров; руки на себя – вдох, руки от себя – выдох. «Дровосек»- встать прямо, ноги чуть уже плеч; на выдохе сложить руки топориком и поднять вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустить вниз, корпус наклонить, позволяя рукам «прорубить» пространство между ногами. Произнести «ух». Повторить 6 – 8 раз. «Сбор урожая»- встать прямо, поднять руки вверх, чтобы достать яблоки – вдох( пауза 3 сек) . Опустить руки, наклонить корпус вперед и вниз – выдох. Повторить 3 – 4 раза. «Комарик»- сесть, ногами обхватить ножки стула, руки поставить на пояс. Вдохнуть, медленно повернуть туловище в сторону; на выдохе показать, как звенит комарик – «з- з- з»; быстро вернуться в исходное положение. Новый вдох – и поворот в другую сторону. «Сыграем на гармошке»- встать прямо, ноги слегка расставить, руки на поясе. Вдохнуть( пауза 3 сек) . Наклон в левую сторону – медленно выдохнуть, растянув правый бок. Исходное положение – вдох( пауза 3 сек) . Наклон в правую сторону – медленно выдохнуть. Повторить 3 – 4 раза. «Трубач»- поднести к губам воображаемую трубу. Имитируя движения трубача, нажимать пальцами на воображаемые клавиши, на выдохе произнося «ту- ту- ту»( 10 – 15 сек) . «Жук»- сесть, руки развести в стороны, немного отведя их назад – вдох. Выдыхая, показать, как долго жужжит большой жук – «ж- ж- ж», одновременно опуская руки вниз. «Шину прокололи»- сделать легкий вдох, выдыхая, показать, как медленно выходит воздух через прокол в шине – «ш- ш- ш». Дыхательная гимнастика №1 Закаливающее дыхание Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть же его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Рекомендуется для детей младшего возраста, но может быть использован и в работе со старшими детьми. Проводится 2- 3 раза в день. «Поиграем с носиком» 1. Организационный момент · «найди и покажи носик» Дети удобно рассаживаются и показывают свой носик взрослому 2. Основная часть Игровые упражнения с носиком. · «Помоги носику собраться на прогулку» Каждый ребёнок берёт носовой платок или салфетку и тщательно очищает свой нос самостоятельно или с помощью взрослого. · «Носик гуляет» Взрослый предлагает детям крепко закрыть рот, чтобы он не мешал гулять и хорошо дышать носу. Старшим детям можно предложить выключить дыхание ртом, поджав кончик языка к твёрдому нёбу. В обоих случаях вдох и выдох выполняет через нос. · «Носик балуется» На вдохе ребёнок оказывает сопротивление воздуху, надавливая большим и указательным пальцами одной руки на крылья носа. · «Носик нюхает приятный запах» Ребёнок выполняет 10 вдохов- выдохов через правую и левую ноздрю, поочерёдно закрывая их указательным пальцем. · «Носик поёт песенку» На выдохе малыш постукивает указательным пальцем по крыльям носа и поёт: «Ба – бо – бу». · «Поиграем носиком» Ребёнок располагает на переносице указательные пальцы и выполняет ими движение к крыльям носа, затем вверх и обратно. Таким образом делается как бы растирание. Заключительный этап. · «Носик возвращается домой» Дети убирают платки и салфетки. Показывают взрослому, что их носик вернулся. Примечание. Игровые упражнения можно сопровождать стихами: Подходи ко мне дружок, И садись скорей в кружок. Носик ты быстрей найди, Тёте. . . покажи. Надо носик очищать, На прогулку собирать. Ротик ты свой закрывай, Только с носиком гуляй. Вот так носик- баловник! Он шалить у нас привык. Тише, тише, не спеши, Ароматом подыши. Хорошо гулять в саду И поёт нос: «Ба- бо- бу». Надо носик нам погреть, Его немного потереть. Нагулялся носик мой, Возвращается домой. Дыхательная гимнастика №2 Комплекс № 1 Лёжа в постели одновременно приподнять и вытянуть правую руку и ногу, затем, расслабившись, уронить их. То же проделать левой ногой. Затем напрячь обе руки и ноги, и уронить их. Повторить 3- 5 раз Лёжа, опереться на пятки и макушку головы, прогнуться в позвоночнике, помогая себе руками. «Кошечка спит». Лёжа, повернуться на бок, согнуть ноги и поднять их к животу, руки согнуть. Сложить ладошки вместе под голову. То же проделать в другую сторону. Лёжа на животе. Ноги сомкнуты, руки согнуты под подбородком. Приподнять голову и плечи, руки отвести назад и прогнуться. Лечь в исходное положение и расслабиться. «Кошечка радуется». Стоя на кистях рук и коленях. Поднять голову, потянуться и прогнуться в поясничном отделе. Сделать глубокий вдох. «Кошечка сердится». Стоя на кистях рук и коленях, опустить голову и прижать подбородок к груди. Спину выгнуть. Повторить 5- 6 раз Комплекс № 2 «Ёжик». Поворот головы вправо- влево. Одновременно с каждым поворотом делать короткий, шумный вдох носом( как ёжик) . Выдох мягкий, непроизвольный через открытые губы. Повторить 4- 6 раз Губы «трубкой». Полный выдох через нос, втягивая живот и межрёберные мышцы. Губы сложить трубкой, резко втянуть воздух, заполнить лёгкие до отказа. Сделать глотательное движение. Пауза в течение 2- 3 сек, затем поднять голову вверх и выдохнуть воздух через нос плавно и медленно. Повторить 4- 6 раз. Пускаем мыльные пузыри. При наклоне головы к груди сделать вдох носом, напрягая носоглотку. Поднять голову вверх и спокойно выдохнуть воздух через нос, пуская мыльные пузыри. Не опуская головы, сделать вдох носом, напрягая мышцы. Выдох спокойный, через нос с опущенной головой. Повторить 3- 5 раз «Насос». Руки соединить перед грудью, сжав кулаки. Выполнить наклоны вперёд- вниз и при каждом пружинистом наклоне делать порывистые вдохи – дышать как «насос». Выдох произвольный. Повторить 5- 7 наклонов.
- Конспект НОД "Моя семья" в старшей группе
- Дополнительная общеразвивающая программа «Футбол для дошколят»
- Консультация для родителей «Роль семьи в речевом и познавательном развитии ребенка раннего возраста»
- Консультация для воспитателей "Современные образовательные технологии в ДОУ"
- Технологическая карта по организации с-р игры