Электронные образовательные ресурсы - неотъемлемая часть современной системы образования
Документы для скачивания
КОНСУЛЬТАЦИЯ. ТЕМА: «Электронные образовательные ресурсы – неотъемлемая часть современной системы образования» В условиях динамично меняющегося мира, информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Данное направление развития образовательной отрасли подчеркивается в следующих государственных документах: Стратегия развития информационного общества в России от 07. 02. 2008г. , утверждена указом №212 Президента РФ В. В. Путиным; Концепция долгосрочного социально- экономического развития России на период до 2020г. , утверждена распоряжением Правительства РФ от 17. 11. 2008г. № 1662- р; Федеральная; ц елевая программа «Электронная Россия», постановление Правительства РФ от 28. 01. 2002г. № 65; Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утверждена Президентом РФ 21. 01. 2010г. ; закон «Об образовании» от 26. 12. 2012г. и признается важнейшим национальным приоритетом. Проблема информатизации и непосредственно связанная с ней компьютеризация образования является одной из глобальных проблем современного мира. Бурное развитие компьютерных технологий и внедрение их в России в последние годы, наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Такой факт, как появление специализированных периодических изданий, литературы общепедагогического порядка по проблемам компьютеризации и множества соответствующих методических разработок говорит о существовании и острой актуальности данной проблемы. Поэтому происходящие преобразования в системе дошкольного образования, связанные с компьютеризацией и использованием электронных образовательных ресурсов можно охарактеризовать, как логичный и необходимый шаг. Все возрастающий объем информации, который дети должны усваивать не механически, а осмысленно, требует более совершенных форм, методов и приемов обучения. В улучшении организации учебно- воспитательной работы с детьми и повышении ее качества большую помощь педагогам детского сада оказывают электронные образовательные ресурсы. Электронными образовательными ресурсами( ЭОР) называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. На данный момент русскоязычных сайтов, касающихся вопросов дошкольного воспитания и образования, в сети интернет более1000. Эти ресурсы можно разделить на несколько типов 1. По виду источников статьи, книги, сказки, программы, рисунки, товары и т. п. 2. По потребителю( для кого созданы) : для руководителей, для воспитателей, для родителей, для детей 3. По производителю( кем созданы) государственные, региональные, муниципальные, детских садов, торговых фирм, научных и медицинских центров, отдельных специалистов и проч. 4. По цели создания: для управления системой образования, в коммерческих целях, для продвижения программы, продукции, для создания команды единомышленников и проч. 5. По полноте информации 6. По темам т. п. Наиболее современным и эффективным для воспроизведения ЭОР является компьютер. Классификация электронных образовательных ресурсов включает: 1) текстографические – самые простые из электронных образовательных ресурсов, отличающиеся от традиционных полиграфических учебников базой предъявления текстов и иллюстраций( материал предъявляется на экране компьютера, а не на бумажных носителях) ; 2) гипертекстовые – с навигацией по тексту в виде гиперссылок, что позволяет получать пояснения встречающихся в тексте терминов и переходить в другие разделы текста; 3) мультимедиа ЭОР – использующие технологию мультимедиа, позволяющую( одновременно воспроизводить на экране компьютера некоторую совокупность учебных объектов, представленных различными способами: графика, анимация, фото, видео, анимация, звук) . Для повышения качества педагогического процесса могут использоваться такие электронные образовательные ресурсы, как презентационные материалы, электронные учебники, обучающие программы и другие. Каждый тип электронных ресурсов в образовательном процессе детского сада решает ограниченный круг специфических задач Многие педагоги и психологи( Б. С. Гершунскоий, А. А Журина, И. Г. Захарова, К. В. Петрова, Е. И. Машбиц, Е. С. Полат, И. В. Роберт, О. КТихомиров) занимаются проблемой компьютеризации педагогического процесса. Применение средств ИКТ в педагогической деятельности дошкольных образовательных в настоящее время не является массовым, но разрешено санитарными нормами работы дошкольных образовательных органи заций. Компьютеры уже более полувека используются в педагогической работе с детьми. По прошествии времени усовершенствуются и создаются новые технические и программные средства, но основная идея их применения, высказанная С. Пейпертом( 1968) , не изменяется: компьютерные средства «должны быть частью естественной жизненной культурной среды ребенка», стать «адекватным культурным окружением», которое позволило бы ребенку «справляться с новыми для него проблемами». В аналитическом отчете ЮНЕСКО, обобщающем мировой опыт использования компьютерного инструментария в дошкольном образовании( 2011) , отмечается: «Сегодня мы наблюдаем не только исключительный интерес к процессу интеграции ИКТ в дошкольное образование( ДО) . Мы также видим, насколько высокую оценку дают ИКТ педагоги ДО. & lt; …& gt; Мы прекрасно понимаем, что им необходимо предоставить детям весь спектр возможностей для обучения и осмысления мира. Для этого необходимо создать развивающую среду, работать в союзе с родителями, защищать детей, осваивать массу новых идей и планировать учебные программы, отвечающие современным потребностям обучения детей дошкольного возраста». В указанном выше Аналитическом обзоре ЮНЕСКО приведены общие критерии, которым должен соответствовать компьютерный инструментарий( оборудование и программное обеспечение) , используемый в педагогической работе с детьми дошкольного возраста: Инструменты ИКТ, используемые дошкольниками, должны быть по природе своей образовательными, другие — исключаются. Они должны способствовать сотрудничеству, реализуя модели деятельности детей, соответствующие понятным им выражениям «общее внимание», «дети учатся делиться» и( или) «работаем сообща». Компьютерные средства должны использоваться как инструменты для выполнения детьми различных видов деятельности и как можно теснее интегрироваться с традиционными практиками дошкольного образования( играми, работой над проектами) . Цифровые инструменты должны использоваться как средства, поддерживающие игры и имитации, благодаря которым дети могут взаимодействовать с гораздо более широким кругом «виртуальных» артефактов и контекстов, чем было бы возможно без них. Инструменты ИКТ не должны использоваться для контроля за ребенком: в целом ребенок должен управлять инструментами, а не инструменты не должны управлять действиями ребенка через программируемое обучение или через любой другой поведенческий алгоритм. Функции компьютерных инструментов должны быть четко определены и наглядны; на практике это означает, что инструмент выполняет любую четко определенную задачу за одну операцию. Компьютерные приложения должны исключать сцены насилия и навязывание стереотипов. Использование средств ИКТ должно обеспечивать сохранность здоровья и безопасности детей. Использование компьютерного инструментария предполагает связь между образовательным учреждением и домашней средой ребенка или вовлечение родителей в образовательный процесс. Исследования использования электронных ресурсов в дошкольных образовательных учреждениях убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этого процесса, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и личности ребенка. Компьютер входит в жизнь ребенка с ранних лет, оказывая как положительное, так и отрицательное влияние на формирование его личности. По силе воздействия на детскую психику современные информационные технологии несравнимы с другими средствами. Каковы же основные направления развития ИКТ? Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации. Сегодня уже можно говорить, что внедрение компьютера в систему дидактических средств дошкольного образовательного учреждения является мощным фактором обогащения интеллектуального, нравственного, эстетического развития ребенка, а значит, приобщения его к миру информационной культуры. Однако, несмотря на значительные возможности электронных образовательных ресурсов в работе с детьми дошкольного возраста, они еще не нашли здесь должного применения. До сих пор отсутствует методика использования электронных образовательных ресурсов в педагогическом процессе, систематизация компьютерных развивающих программ, не сформулированы единые программно- методические требования к компьютерным занятиям. На сегодняшний день это единственный вид деятельности, не регламентируемый специальной образовательной программой. Основная идея педагогов- новаторов заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными средствами развития ребенка для формирования психических процессов, ведущих сфер личности, развития творческих способностей. Но это новшество требует тщательного изучения не только со стороны педагогов и психологов, но и медиков. Главные условия внедрения компьютера в образовательный процесс детских дошкольных учреждений состоят в том, чтобы с детьми работали специалисты: знающие технические возможности компьютера и владеющие навыками работы с ним; выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютера в детских учреждениях; ориентирующиеся в компьютерных программах, разработанных специально для дошкольников; знающие этические правила применения компьютера и владеющие методикой приобщения детей к новым технологиям; знающие возрастные анатомо- физиологические и психические особенности маленьких детей; знающие воспитательно- образовательную программу в детских учреждениях. Применение компьютера в работе с детьми дошкол ьного возраста возможно и необходимо, так как компьютер обладает рядом преимуществ предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес; компьютер несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; движение, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка; проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей; компьютер предоставляет возможность индивидуализации обучения; ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых задач; в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может; компьютер позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни( полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты) ; компьютер очень «терпелив», никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их. Ни для кого не секрет, что хорошо усваивается тот материал, который интересен ребенку. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь. Вне непосредственно образовательной деятельности компьютерные игры помогают закрепить знания детей; их можно использовать для индивидуальной работы с детьми, опережающими сверстников в интеллектуальном развитии или отстающих от них; для развития психических способностей, необходимых для интеллектуальной деятельности: восприятия, внимания, памяти, мышления, развития мелкой моторики. Информационные технологии обеспечивают личностно- ориентированный подход. Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео позволяет создавать для детей мультимедийные презентации. Какие же возможности в развитии дошколят таят в себе мультимедийные презентации? В отличие от обычных средств обучения, медиатехнологии способствуют успешной реализации интеллектуальных и творческих способностей ребёнка. Презентация – это обучающий мини- мультик, с красивыми картинками, это отличное пособие помогающее рассказать ребёнку об окружающем мире, не выходя за пределы детского сада. Именно мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фотографическом, но и в ассоциативном виде в память детей. В игровой форме можно познакомить детей, например, с правилами дорожного движения, провести познавательно – игровой конкурс с показом различных ситуаций на дороге и в транспорте и т. д. А как необходимы презентации при ознакомлении с окружающим миром. Темы «Ознакомление дошкольников с трудом взрослых», «Чудеса света», «Ребёнку о его правах», и другие не только продемонстрируют какие- то явления или предметы, но и воссоздадут необходимые слуховые ассоциации. Еще очень интересны презентации с использованием загадок. Они помогают развивать внимание, воображение, мышление ребенка. Именно дошкольникам, с их наглядно- образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта. За счёт высокой динамики эффективно проходит усвоение материала, тренируется память, активно пополняется словарный запас, развивается воображение и творческие способности. Значительно возрастает интерес детей к знаниям, повышает уровень познавательных способностей. Для ребенка дошкольного возраста игра – это ведущая деятельность, в которой не только проявляется, но, прежде всего, формируется и развивается личность ребенка. И здесь у мультимедийных средств обучения имеются широкие возможности. Это различные компьютерные игры – «игрушки»: развлекательные, обучающие, развивающие, диагностические, сетевые игры. Среди развивающих игр можно выделить игры на развитие математических представлений: «Баба Яга учится считать», «Остров Арифметики», « Лунтик. » « Математика для малышей»; игры на развитие фонематического слуха и обучения чтению «Баба Яга учится читать», «Букварь»; игры для музыкального развития, например, «Щелкунчи к », « Играем с музыкой Чайковского». Следующая группа игр, направленных на развитие основных психических процессов: «Звериный альбом», «Снежная королева», «Русалочка», «Спасем планету от мусора», «От планеты до кометы», «Маленький искатель». Третья группа – это прикладные средства, созданные с целью художественно- творческое развитие детей: «Мышка Мия », «Юный дизайнер», «Учимся рисовать», «Волшебные превращения». Выбор компьютерных игровых средств играет важную роль для использования ИКТ в воспитательно- образовательном процессе. В настоящее время выбор компьютерных игровых программных сре дств дл я дошкольников достат очно широк. Но, к сожалению, большинство из этих игр не рассчитаны на реализацию программных задач, поэтому могут использоваться лишь частично, преимущественно с целью развития психических процессов: внимания, памяти, мышления. Основные фирмы производители развивающих и обучающих компьютерных игр – компания «Новый диск», « Медиа Хауз », а также « AlisaStudio » и фирма «1С». Интерактивные игровые средства позволяет создавать программа PowerPoint. Играя в компьютерные игры, ребенок учится планировать, выстраивать логику элемента конкретных событий, представлений, у него развивается способность к прогнозированию результата действий. Он начинает думать прежде, чем делать. Объективно все это означает начало овладения основами теоретического мышления, что является важным моментом при подготовке детей к обучению школе. Таким образом, использование ЭОР в работе с детьми служит повышению познавательной мотивации воспитанников, соответственно наблюдается рост их достижений, ключевых компетентностей. Главной целью внедрения информационных технологий является создание единого информационного пространства образовательного учреждения, системы, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники учебно- воспитательного процесса: администрация, педагоги, воспитанники и их родители. Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. В частности, к коммуникативной компетентности педагогов, которая предполагает способность выстраивать коммуникации( коммуникация – это социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по различным каналам с помощью разных коммуникативных средств) в различных форматах: устном, визуальном, компьютерном, электронном. Современный педагог должен не только знать технические возможности, уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности, владеть методикой приобщения детей к новым технологиям. И так, использование электронных образовательных ресурсов( ЭОР) позволяет сделать образовательный процесс для дошкольников информационно ёмким, зрелищным, комфортным. ЭОР позволяют развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в дошкольном детстве – умение самостоятельно приобретать новые знания. Электронные образовательные ресурсы( ЭОР) – хороший помощник в подготовке педагога к занятиям, например, для изучения новых методик, при подборе наглядных пособий к занятию, так же педагоги получают возможность профессионального общения в широкой аудитории пользователей сети Интернет, повышается их социальный статус. Использование Интернет- ресурсов в работе. Помощь воспитателям детского сада. ( полезные ссылки – электронные адреса сайтов) http: / / detsad- kitty. ru/ - Детский сад. Это сайт для детей и взрослых, для малышей и их родителей, для дошкольников и воспитателей детских садов. http: / / www. doshvozrast. ru/ - Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье http: / / www. ivalex. vistcom. ru - Всё для детского сада, сайт работников дошкольного образования http: / / detsadd. narod. ru/ - ВОСПИТАТЕЛЬ| в помощь воспитателю ДЕТСКОГО САДА. Сайт Воспитатель ориентирован на воспитателей детских садов и молодых родителей. Также сайт может быть полезен и студентам факультетов дошкольного образования. На страницах сайта собрано множество познавательных статей, конспектов занятий в детском саду, полезных советов и рекомендаций. Ответы на самые разные вопросы, возникающие перед воспитателем и родителями малышей, по самым различным темам- от воспитания детей до оформления пособий для проведения занятий. http: / / festival. 1september. ru - фестиваль педагогических идей http: / / vospitatel. com. ua/ - Сайт" Воспитатель" - конспекты занятий в детском саду. Всем, кому интересна тема" Дошкольное образование и воспитание" - добро пожаловать! Информации по теме" Образование" в интернете довольно много, с" Дошкольным образованием" дело обстоит несколько иначе и наш проект создан для того, чтобы немного исправить эту ситуацию. Здесь Вы найдете если не все, то очень многое для детского сада: конспекты занятий в детском саду, методики, различную информацию для воспитателей и родителей, а также различные занятия для детей. Все конспекты занятий в детском саду разделены по категориям. http: / / www. detskiysad. ru - Детский сайт. р у http: / / suhin. narod. ru/ zag1. htm - Загадки и кроссворды для детей. Избранные загадки и занимательные задания из книги И. Г. Сухина" Новые 500 загадок- 70 кроссвордов" . Разделы книги: загадки- шутки в кроссвордах, занимательные задания в кроссвордах, литературные кроссворды, загадки в кроссвордах, русские народные загадки в кроссвордах, ответы. Книга предназначена для детей 5- 12 лет, воспитателей детского сада, учителей, вожатых, библиотекарей, родителей. http: / / nsc. 1september. ru/ - Еженедельник издательского дома" Первое сентября" " Начальная школа" . Его архив включает номера с 1997 года. Учитывая, что газета выходит каждую неделю, это огромный материал для учителей младших классов. Если Вы не можете найти эту газету в своей школе или в библиотеке, Интернет всегда поможет Вам. http: / / www. nhm. ac. uk/ interactive/ sounds/ main. html - По этому адресу вы найдете интерактивную игру, сделанную в технологии flash. В этой игре Вы можете самостоятельно составлять звуки леса, моря, джунглей из голосов животных, шума деревьев, морского прибоя. http: / / suhin. narod. ru/ log1. htm - Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат. Речевой материал для работы с детьми с недостатками произношения: пояснение методики, сборник упражнений и заданий. Занимательная математика и шахматы для детей дошкольного и младшего школьного возраста. http: / / www. int- edu. ru - Сайт Института Новых Технологий. http: / / www. kinder. ru - Интернет для детей. Каталог детских ресурсов. http: / / www. solnyshko. ee - Детский портал «Солнышко». http: / / library. thinkguest. org - Сайт об оригами для детей и родителей. http: / / portal. edunur. ru/ obrazovanie/ ObrUch/ ObrUchDU/ aist/ plan/ kalendarplan/ cetka/ resyrsi/ silki/
- Конспект НОД "Моя семья" в старшей группе
- Дополнительная общеразвивающая программа «Футбол для дошколят»
- Консультация для родителей «Роль семьи в речевом и познавательном развитии ребенка раннего возраста»
- Консультация для воспитателей "Современные образовательные технологии в ДОУ"
- Технологическая карта по организации с-р игры