Консультации для воспитателей
Документы для скачивания
Консультация музыкального руководителя для воспитателей Тема: «Фоновая музыка в жизни детского сада». Проблема координации деятельности всех участников воспитательного процесса в образовательном учреждении и поиск путей её решения не теряет своей актуальности. Реализация диалоговых отношений в воспитательном пространстве детского сада обеспечивает детям чувство психологического комфорта, способствует созданию условий для их всестороннего развития, помогает эффективной работе всего дошкольного образовательного учреждения в целом. Один из вариантов использования потенциала музыкального искусства связан с фоновой музыкой – музыкой, звучащей «вторым планом», без установки на осознанное восприятие на занятиях и в свободной деятельности. Насыщение детской жизнедеятельности музыкой, расширение и обогащение опыта её восприятия происходят благодаря непроизвольному накоплению музыкальных впечатлений. Педагоги, исследуя особенности развития музыкального восприятия, пришли к выводу: большое значение имеет не только обучение, но и стихийное накопление опыта восприятия, интонационного запаса. Музыкальный репертуар для звучания фоном совместно подбирают музыкальный руководитель, воспитатель, педагог- психолог, воспитатель- методист. Использование фоновой музыки является одним из доступных и эффективных методов психолого- педагогического воздействия на ребёнка в условиях образовательного учреждения и помогает решать многие задачи образовательно- воспитательного процесса: • создание благоприятного эмоционального фона, устранение нервного напряжения и сохранения здоровья детей; • развитие воображения в процессе творческой деятельности, повышение творческой активности; • активизация мыслительной деятельности, повышение качества усвоения знаний; • переключения внимания во время изучения трудного учебного материала, предупреждение усталости и утомления; • психологическая и физическая разрядка после учебной нагрузки, во время психологических пауз, физкультурных минуток. Педагог, включая музыку в занятия( развитие речи, математика, ручной труд, конструирование, рисование и др. ) , может ориентироваться на возможности активного и пассивного её восприятия детьми. При активном восприятии он намеренно обращает внимание ребёнка на звучание музыки, её образно- эмоциональное содержание, средства выразительности( мелодия, темп, ритм и др. ) . при пассивном восприятии музыка выступает фоном к основной деятельности, она звучит не громко, как бы на втором плане. Так, на занятиях по математике с целью активизации интеллектуальной деятельности, повышения сосредоточенности, концентрации внимания используют только звучание музыки фоном. Через активное восприятие и оценку музыкальных впечатлений на занятиях по развитию речи обогащают «словарь эмоций», в повседневной жизни активизируют оценочную лексику детей. на занятиях по ознакомлению с окружающим воспитатель может обратиться к музыке, характеризующей явления природы, способствующей проявлению эмоциональных откликов, обогащений и углублению представлений об исследуемом объекте. На занятиях по изобразительной деятельности в процессе рисования по представлению можно применять звучание фоновой музыки, а во время рисования по образцу предложить музыкальные произведения для активного восприятия. Слушание музыки влияет на выразительность образов, создаваемых в рисунках, на оригинальность цветовых решений. Звучание му зыки фоном в режимные моменты( приём детей утром, настрой на занятия, подготовка ко сну, подъём и др. ) создаёт эмоционально комфортный климат в группе. Взаимодействие психолога с медицинским работником поможет составить оптимальный репертуар для музыкального фона, соответствующий физиологическим особенностям детей. Психолог, учитывая особенности психического, половозрастного, индивидуального развития воспитанников, укажет на целесообразность применения того или иного музыкального фрагмента в течение дня. Непроизвольный слуховой опыт детей должен пополняться на основе лучших образцов музыкальной культуры: классическая музыка несёт в себе выразительные образы вечных понятий – красоты, добра, любви, света, образы эмоциональных состояний, свойственных и ребёнку, и взрослому. Примерный репертуар фоновой музыки. ( для детей старшего дошкольного возраста) Релаксирующая( расслабляющая) : К. Дебюсси. «Облака», А. П. Бородин. «Ноктюрн» из струнного квартета, К. В. Глюк. «Мелодия». Тонизирующая( повышающая жизненный тонус, настроение) : Э. Григ. «Утро», И. С. Бах. «Шутка», И. Штраус. Вальс «Весенние голоса», П. И. Чайковский. «Времена года»( «Подснежник») Активизирующая( возбуждающая) : В. А. Моцарт. «Маленькая ночная серенада»( финал) , М. И. Глинка. «Камаринская», В. А. Моцарт. «Турецкое рондо», П. И. Чайковский. « Вальс цветов»( из балета «Щелкунчик») Успокаивающая( умиротворяющая) : М. И. Глинка. «Жаворонок», А. К. Лядов. «Музыкальная табакерка», К. Сен- Санс. «Лебедь», Ф. Шуберт. «Серенада». Организующая( способствующая концентрации внимания при орга низованной деятельности) И. С. Бах. «Ария», А. Вивальди. «Времена года»( «Весна», «Лето») , С. С. Прокофьев. «Марш», Ф. Шуберт. «Музыкальный момент». Некоторые музыкальные произведения имеют многофункциональное применение, например, музыкальные циклы П. И. Чайковского и А. Вивальди «Времена года», балет П. И. Чайковского «Щелкунчик», произведения В. А. Моцарта и др. Музыкально- эстетические впечатления способствуют развитию эмоциональных центров мозга, активизируя умственную деятельность, что является важным для интеллектуального развития воспитанника.
Консультация для воспитателей: «О совместной работе музыкального руководителя и воспитателя » Музыка( песня, слушание музыки, игры с пением, танцы) занимают большое место в жизни ребёнка в детском саду. Благодаря этому он начинает эмоционально откликаться на музыку, любить её, переживает вместе с воспитанниками содержание музыки. Это возможно, если музыкальное в оспитание поставлено правильно и руководитель и воспитатель работают в единстве. Музыкальный руководитель отвечает за постановку музыкальной работы во всех группах. Воспитатель – его помощник в музыкальном воспитании в своей группе. Музыкальным воспитанием занимаются как музыкальный руководитель, так и воспитатель каждой группы. Есть воспитатели, которые к сожалению не участвуют в музыкальном занятии: приведут свою группу детей, а сами уходят или же стоят в стороне. Какова же роль воспитателя на музыкальном занятии? Это зависит от степени подготовленности и возраста детей, от задач каждого музыкального занятия, а также от музыкальных возможностей воспитателя. Например, воспитатель может спеть новую песню, если предварительно её разучит. Музыкальный руководитель и воспитатель могут исполнить песню вдвоем. На следующих занятиях воспитатель будет исполнять запев, а дети припев. Выучив песню, воспитатель имеет возможность её петь с детьми в любое время, помимо музыкальных занятий. Музыкальному руководителю подчас трудно заметить, кто из детей спел неправильно, неверно произнес какое- либо слово. На помощь приходит воспитатель: он наблюдает, все ли дети поют, правильно ли исполняют мелодию, ясно ли выговаривают слова. Во время слушания музыки воспитатель следит, как дети слушают музыку, почему отвлекаются, какие реплики подают. Особенно активен воспитатель в младшей группе – играет с детьми, показывает движения. В старшей же группе воспитатель тоже показывает новые танцевальные движения, помогает отдельным детям усвоить эти движения. В подготовительной группе воспитатель следит за качеством движений, делает по необходимости замечания детям или поощряет тех из них, которые верно справляются с заданием. Участвуя в музыкальных занятиях, воспитатель лучше воспринимает музыкальный материал для своей последующей работы с детьми. Поэтому важно, чтобы на этих занятиях поочерёдно присутствовали оба воспитателя. Важно, чтобы воспитатель знал свою роль в каждом виде деятельности. Он должен помочь детям лучше усвоить программный репертуар. А умения и навыки, полученные детьми на музыкальных занятиях, воспитатели умело применяют на других занятиях и в повседневной жизни детей. Особенно содержательную совместную работу с воспитателем музыкальный руководитель проводит в ходе подготовки к праздникам. Учитывая особенности каждого воспитателя, распределяются роли для сюрпризных моментов праздника, отрабатывая их. Чтобы воспитатель был первым помощником музыкального руководителя, с ним надо регулярно проводить консультации, практические занятия. На консультациях музыкальный руководитель знакомит воспитателя с планом работы, разучивает детский репертуар с ним, обращает внимание на те умения и навыки, которыми должен овладеть каждый ребёнок, вместе обсуждать проведённые занятия, учитывать, кому из детей нужна индивидуальная помощь. Эти консультации нужно проводить отдельно скаждым воспитателем. Только совместная работа музыкального руководителя и воспитателя может привести к желаемым результатам в решении задач общего музыкального воспитания дошкольников.
- Конспект НОД "Моя семья" в старшей группе
- Дополнительная общеразвивающая программа «Футбол для дошколят»
- Консультация для родителей «Роль семьи в речевом и познавательном развитии ребенка раннего возраста»
- Консультация для воспитателей "Современные образовательные технологии в ДОУ"
- Технологическая карта по организации с-р игры