a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Моя программа по сказкотерапии "Сказкотериия как метод эмоционального и речевого развития детей"

Автор: Жукова Наталия Александровна Опубликовано: 2016-11-23 13:28:34

Документы для скачивания

Муниципальное бюджетное образовательное дошкольное учреждение детский сад «Малышок» с. Д оброе Добровского муниципального района Липецкой области Автор- составитель Воспитатель логопедической группы Первой квалификационной категории Жукова Наталия Александровна с. Доброе Пояснительная записка Испокон веков конечной целью воспитания провозглашалось воспитание гармонично развитой личности. Подготовить ребенка к жизни- конечная цель воспитания. Воздействие произведений искусства и творческой деятельности на личность настолько велико, что в современной психологии, педагогике появилось направление – сказкотерапия. Что может более соответствовать природе дошкольника, чем сказка? Что такое сказкотерапия? Сказкотерапия – это лечение сказками, это открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими. Сказкотерапия – это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность. Сказкотерапия – это форма познания и лечения души, как и любая другая психотерапия. Сказкотерапия исследует сказки, как форму существования и проявления психических процессов и создает сказки, благотворно влияющие на психику. Сказкотерапия концентрирует свое внимание на сюжетности психических процессов, то есть на происходящих с душою историях. Эти истории архетипичны, универсальны для людей любых культур и времен. Сказкотерапия исходит из того, что бессознательное развивается и проявляет себя по определенным схемам, количество возможных вариантов которых довольно ограничено и познаваемо. Эти схемы очень удобно изучать в форме сказок. В этом смысле сказкотерапия является формой глубинной психотерапии, хотя по своей доступности и универсальности она вполне применима для задач «поверхностных» и «текущих». Одним из эффективных методов работы с детьми, испытывающими те или иные эмоциональные и поведенческие затруднения, является сказкотерапия. Основное отличие сказкотерапии от других методов заключается в том, что психологическое воздействие происходит на ценностном уровне. Сказки предупреждают о последствиях разрушительных поступков, но не навязывают жизненных программ. Сказка содержит в себе нравственные ценности: в ней добро всегда побеждает зло; осуждается и высмеивается лень. Жадность, неряшливость; сказка учит с уважением относиться к хорошим, умелым работникам; ценит ум, находчивость, доброту. Слушая сказки, ребенок «впитывает» в себя ее философские смыслы, стили взаимоотношений и модели поведения, потом разыгрывает их с друзьями. Причем все процессы осмысления протекают на бессознательно- символическом уровне. Поэтому сказкотерапия важная методика для использования в дошкольных учреждениях. Это процесс образования связей между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, процесс переноса сказочных смыслов в реальность. Сказкотерапия оказывает многоплановое воздействие на личность дошкольника. На занятиях по сказкотерапии ребята учатся составлять словесные образы. В процессе этого занятия дети увеличивают словарный запас, расширяют образный репертуар, внутренний мир ребенка стан овиться богаче и разнообразнее. Сопереживание сказочному герою дает ребенку ощущение собственной силы и значимости. Поскольку во время слушания сказок у детей рождаются не только радостные, но и пугающие образы, возникают не только положительные, но и отрицательные эмоции, одна из важнейших целей этих занятий – научить ребенка справляться со своими страхами. В то же время, переживая во время сказки, ребенок дает выход своим собственным отрицательным эмоциям, но переживает их легче, чем в реальной жизни. Эффективность эмоционального воздействия сказок усиливается при организации комплексного подхода к их восприятию: чтение литературного произведения в музыкальном сопровождении, просмотр иллюстраций, чтение сказок о природе в живописном месте и т. д. Именно такой подход реализуется в сказке, которая объединяет изобразительное и декоративно- прикладное искусство, литературу, народные и педагогические традиции. Эффективность формирования нравственных качеств личности под влиянием сказки усиливается воздействием на различные органы чувств – слух, зрение, что обеспечивает достижение детьми высоко эмоционального состояния, способствующего реализации воспитательных задач и переходу к самовоспитанию. Для непосредственного сказкотерапевтического воздействия используется пять  видов сказок: Художественные; Психокоррекционные; Психотерапевтические; Дидактические; Медитативные Художественные сказки – это сказки, созданы многовековой мудростью народа, и авторские истории. В этих сказках есть и дидактический, и психокоррекционный, и психотерапевтический, и даже медитативный аспекты. Психокоррекционные сказки –  используются для мягкого влияния на поведение и мировоззрение ребенка, для преодоления его психологических проблем. Сказки этого типа используются для корректировки тех или иных черт характера ребенка, которые затрудняют его жизнь. Это может быть излишняя стеснительность, неопрятность, капризность, хвастовство, склонность решать свои проблемы при помощи агрессии… Психокоррекционные сказки могут научить детей вежливости, доброжелательному отношению к окружающим, бережному отношению к природе. Такие сказки можно просто читать ребенку, не обсуждая ее. Таким образом, дается возможность побыть наедине с самим собой и подумать. Психотерапевтические сказки  – особый вид сказок, которые раскрывают глубинный смысл происходящих событий. Они всегда глобоки и проникновенны. Психотерапевтические сказки часто оставляют ребенка с вопросом. Это, в свою очередь, стимулирует процесс личностного роста. Эти сказки помогают там, где другие психологические техники бессильны; там, где нужно перейти в область философии событий и взаимоотношений. Психотерапевтическая сказка помогает изменить отношение окружающих людей к человеку, увидев скрытые положительные стороны души. Дидактические сказки создаются педагогами для подачи учебного материала. При этом абстрактные символы одушевляются, создается сказочный образ мира. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний. Медитативные сказки создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания в душе лучших моделей взаимоотношений, развития личностного ресурса. Главное назначение медитативных сказок – сообщение бессознательному позитивных моделей взаимоотношений с окружающим миром и другими людьми. Поэтому отличительная особенность медитативных сказок – это отсутствие конфликта и злых героев. Сказки несут в себе большой потенциал положительных нравственных поучений. При помощи сказок можно развивать духовно- нравственные качества( мудрость, мужество, справедливость, дружбу, добро, милосердие, долг, отзывчивость, смелость, щедрость и др. ) . Сила воздействия образа и сюжета сказки такова, что уже в процессе первого чтения малыши ярко проявляют свои симпатии и антипатии  в отношении персонажей сказок, всецело встают на сторону угнетаемых, обездоленных, готовы прийти им на помощь. Сильной стороной сказок является их активная, действенная направленность на победу добра. Дети искренне радуются, что побеждает справедливость: добрые люди выходят из беды, а злые погибают,  т. е. зло наказано, добро восторжествовало. Дети хотят, чтобы и в жизни всегда так было. Сказка учит детей слушать и слышать других людей. Но еще сказка помогает родителям найти общий язык с ребенком, подружиться с ним, помочь ему решить первые трудности.  Часто получается так, что напрямую выяснить, что конкретно тревожит ребенка, у родителей никак не выходит, так как многие дети стесняются тех страхов, которые их мучают. В этом случае на помощь приходит сказкотерапия – ребенку гораздо легче рассказать о том, что беспокоит и тревожит не его самого, а далекого сказочного героя. Следовательно, одной из важнейших задач сказкотерапии  является выявление актуальных проблем ребенка и психологическая помощь. Сказкотерапия позволяет взглянуть на любую жизненную ситуацию с разных сторон и увидеть различные пути решения проблемы. Это дает возможность выработать эффективный план действий. Самое главное, в результате сказкотерапии ребенок чувствует поддержку и неравнодушие взрослых. Сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи. Актуальность данной рабочей программы заключается в том, что сказки естественная составляющая повседневной жизни детей. Сказки учат детей добру, мудрости, умению принимать самостоятельные решения в жизни, способствуют накоплению познавательного и эмоционального опыта, а также стимулируют речевую активность дошкольников. В общей основе развития личности лежит овладение речью. Речь зависит от эмоционального состояния человека, его интересов, склонностей, привычек. По мере взросления ребенка в особенностях его речи находят выражение разные черты характера: самостоятельность, активность, произвольность, эмоциональность, креативность( способность к творчеству) . Дошкольный возраст – уникальный период для приобретения свойств личности. В это время закладывается ее модель. Поэтому взрослым следует заботиться о развитии речи ребенка с учетом свойств его личности. Цель программы. Р азвитие личности дошкольника в гармонии и согласованности с успешным овладением грамотной и связной речью. Сказкотерапия – интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний. Задачи программы: Обучать положительному самоотношению и принятию других людей; развивать интерес к своей личности, раскрывать свое «Я», повышать самооценку; Формировать у детей представление о внутреннем мире человека, о его месте в окружающем мире; Развивать у детей умение чувствовать и понимать другого; Формирование навыков конструктивного выражения эмоций. Развитие способностей к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации. Развитие связной монологической и диалогической речи. Развитие познавательных процессов: внимания, восприятия, памяти, мышления и воображения. Выявление и поддержка творческих способностей. Обучать рефлексивным умениям. Особенности детей логопедической группы Диагностические данные детей логопедической группы подтверждают у них нарушения всех основных частей языковой системы, нарушения всех основных частей языковой системы, нарушения внимания, памяти, недостаточно сформулированное словесно- логическое мышление. Все перечисленные процессы теснейшим образом связаны с речевой функцией, поэтому подбор эффективных методов, стимулирующих речевую активность детей, я считаю основной задачей. Направления развития В рабочей программе по сказкотерапии развитие личности и речи дошкольников осуществляется по следующим направлениям. Активность: от потребности в эмоциональной разрядке – через самовыражение в активном действии – к активизации образной лексики и положительных эмоциональных проявлений. Самостоятельность: от ориентировки в средствах языковой выразительности, проблемных ситуациях сказки, в ритме и динамике музыкальных образов – через обоснование собственной точки зрения в речи- доказательстве – к поиску лучших способов самовыражения в речи и движении. Творчество: от подражания взрослому в эмоциональном действии и выразительном слове – через совместное составление словесных описаний по восприятию пантомимических этюдов, темпоритма, музыкальной композиции. Эмоциональность: от эмоционального заражения образами сказки – через адекватное эмоциональное отреагирование собственного негативного опыта в действии, ритме и слове – к децентрации( пониманию эмоций других) и к замещению «неэффективного» стиля поведения на продуктивный. Произвольность: от полноценного переживания эмоциональных состояний сказочных героев в проблемных ситуациях и понимания значений образных выражений – через оценку собственных и чужих устных сообщений и эмоциональных поступков – к динамическому равновесию исполняемых движений и речевых сообщений в игре- драматизации. Связная речь: от продолжения фраз взрослого – через словесные рассуждения относительно динамики музыкальных композиций, исполнения пантомимических этюдов, ритмизации сказочных образов – к творческим импровизациям по сюжету. Направления сказкотерапии логически связаны и осуществляются в комплекс. Рабочая программа по сказкотерапии представляет собой синтез современных методов развития речи и эмоционального мира дошкольника: словесные методы( режиссерская игра, комментирование, рисование, импровизация, фантазирование) , пантомимические этюды, ритмические упражне н ия. Этапы работы В системе работы по сказкотерапии выделены три этапа работы с дошкольниками: Познавательно- аффективная ориентировка. Цели: осмысление сюжетов сказки с помощью языковых средств выразительности, выразительное интонирование реплик героев, ритмизация эмоциональных состояний, выразительное исполнение в мимике и движениях сказочного образа. Игровые приемы: словесная режиссерская игра, психогимнастические этюды, ритмические упражнения Словесное комментирование эмоционально- аффективных ситуаций. Цели: овладение навыками управления своими поведенческими реакциями с помощью составления развернутых словесных описаний, полученых ощущений при восприятии тембра, динамики, выполнении выразительных движений и ритмического рисунка. Игровые приемы: словесное комментирование, пантомимические, ритмические загадки; упражнения на релаксацию. Выражение замещающей потребности. Цели: приведение в равновесие эмоционального поведения и выразительного слова через передачу эмоциональных проблем и актуальных переживаний – потребностей в играх- фантазиях по сказке. Игровые приемы: для младшего дошкольного возраста – совместная словесная импровизация, пантомимические упражнения на преодоление телесных барьеров; для старшего дошкольного возраста – словесное рисование, пантомимические упражнения на преодоление телесных барьеров. В тесной связи с другими методами и приемами на разных этапах широко используются речевые игры. В словесной режиссерской игре они помогают детям понять эмоциональные состояния и поступки персонажей; в словесном комментировании – углубляют осознание собственных чу вств в п антомимических ритмических этюдах; в словесном рисовании – подводят к употреблению уместных языковых средств для создания психологических портретов героев сказки. С одной стороны – это обогащает словарь, с другой – качественно влияет на возникновение интереса к языковому богатству и самостоятельному словесному творчеству. Речевые задачи помогают в решении общей цели каждого из этапов работы, поэтому в качестве самостоятельных в ряде случаев, не выделяются. Методы и приемы Игровые методы и приемы в программе используются в определенной последовательности с учетом возрастания требований к развитию ребенка в каждой группе. Словесная режиссерская игра. Данный метод преследует две основные задачи. Подводить к умению выразительно интонировать голоса героев сказки с разной силой голоса. Наводящие вопросы побуждают ребенка представить эмоциональное состояние героя, подобрать нужную к проблемной ситуации интонацию, силу голоса. С целью развития артикуляционного аппарата дошкольников используются звукоподражательные слова, голоса животных. Для старших дошкольников предлагаются интонационные упражнения на изменение громкости голоса, тембра в зависимости от эмоционального состояния героев в определенных ситуациях. Такие упражнения подготавливают ребенка к адекватному звуковому оформлению целого высказывания. В результате у детей вырабатывается интонационное чутье, сила голоса, дикция. Эти умения в дальнейшем служат опорой для развития таких важных качеств, как эмоциональность, выразительность, живость. Знакомить с образными выражениями и сказочными повторами, активизировать в речи формы повелительного наклонения глаголов, смысловых оттенков слов. Уточняющие вопросы направляют внимание дошкольников на содержательную сторону слова, понимание его смысловых оттенков, уточнение значений. Широко применяются игры, в которых ребята продолжают высказывания взрослого. На первых порах дети учатся подбирать противоположные по смыслу слова. Старшие дошкольники могут продолжить фразы взрослого, используя образные выражения и фразеологизмы из сказки. Психогимнастика. Использование данного метода позволяет решать две основные задачи. Побуждать к выразительной передаче в мимике и движениях эмоциональных состояний, произвольному снятию напряжения и расслаблению мышц тела. Отображать эмоциональные образы в темпоритме. Словесное комментирование. Реализация этого метода позволяет решать две задачи: Довести до детей замысел сказки, вызвать соответствующий эмоциональный отклик, побуждать к высказываниям по поводу знакомого содержания. Подводить к совместному составлению словесных описаний по восприятию пантомимических этюдов, темпоритма; активизировать в речи образные выражения, сказочные повторы. В играх на угадывание эмоциональных состояний героев сказки по выразительному исполнению движений дети учатся отбирать слова, выразительно описывающие мимику, позы, движения персонажа в проблемной ситуации. Совместная словесная импровизация. Взрослый предлагает разыграть отдельные эпизоды сказки, при этом главными героями ее становятся сами дети. Таким образом, вносятся но вые элементы в сказку при сохранении сюжетной линии. Словесное рисование. Воссоздание мысленно представляемых эпизодов и эмоциональных состояний героев в проблемных ситуациях требует определенной децентрации( умения стать на позицию другого) . Поэтому этот метод рассчитан на старшую группу. К этому возрасту ребенок накапливает жизненный и литературный опыт. При этом взрослый помогает применить уже имеющиеся знания в новых условиях. Обсуждая, как можно воссоздать образ героя с помощью красок, ребята поникают в сферу его мыслей, чувств и состояний, поднимаются на новый уровень более глубокого понимания эмоционального подтекста сказки. Психологическая атмосфера занятий в группе Центральный момент сказкотерапии – добровольность участия детей. Поэтому важ на мотивация участников. Воспитатель должен найти адекватный способ включения детей в сказкотерапию. В одном случае это может быть образный текст, частушки, небылицы; в другом – рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок о сказочных героях. Каждый ребенок должен ощутить внимательное отношение со стороны взрослого. От степени психологического комфорта участников непосредственно зависят их активность, глубина эмоциональной включенности. В играх поощряются самостоятельные высказывания детей относительно сюжета сказки, действий сверстников, собственных переживаний. Поэтому, когда по окончании сказкотерапии обсуждения не завязываются сами собой, педагог должен расспросить детей о том, какие игры и упражнения понравились, запомнились, роли каких сказочных героев хотелось бы исполнить повторно. Между сеансами сказкотерапии следует обращать внимание на поведенческие реакции, эмоции дошкольников. Замкнутым детям целесообразно распределять роди героев с сильными чертами характера. Дети, склонные к упрямству, капризам, ябедничеству, в сказкотерапии в этюдах изображают отрицательные черты характера, составляют комментарии, истории о таких персонажах. Данная рабочая программа разработана на основе программ сказкотерапии и занятий по развитию связной речи дошкольников О. А. Шороховой « Занятия по развитию связной речи дошкольников и сказкотерапия ». М. : ТЦ Сфера, 2010 г. , Васькова О. Ф. , Политыкина А. А. « Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста». С- П. Д ЕТСТВО- ПРЕСС, 2015. Структура занятий Вхождение в сказку. Озвучивание воспитателем сказки. Развивающие упра жнения( на развитие внимания, речи, мыслительных операций, чувств) . Интеграци я- связать новый опыт с реальной жизнью Подведение итогов занятия. Выход из сказки- з акрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной среде. Рефлексия. Реализовывая программу, рекомендуется активно привлекать ближайшее социальное окружение. Окружение ребенка – родители, воспитатели, предметно- развивающая среда – играет решающую роль в его психическом развитии. Работа с педагогами Индивидуальные консультации по организации предметно – развивающей среды Индивидуальные консультации по особенностям развития речи дошкольников Групповая консультац ия: «Воспитание сказкой » Групповая консультац ия: «Театрализованная деятельность, как средство развития речи детей дошкольного возаста » Групповая консультац ия: « Сказкотерапия в работе с детьми » Оформление наглядной информации для родителей на тему «Как рассказывать детям сказки» Индивидуальное консультирование родителей по вопроса м развития речи Работа с родителями Групповая консультац ия: « Сказкотерапия в жизни дошкольника » Групповая консультац ия: « Сказкотерапия в семье » Проект по сказкотерапии с родителями «Сказочный мир » Совместны досуг с родителями: « Игры со сказками » Показатели эффективности программы: В результате у детей снимается физическое и психическое напряжение, увеличивается работоспособность, увеличивается способность детей к концентрации внимания, к умению максимально сосредоточиваться и совершенствовать волевые качества. На данных занятиях дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Регулярно используемые в сказках этюды на выражение и проявление различных эмоций дают детям возможность улучшить и активизировать выразительные средства общения; пластику, мимику и речь. Путешествуя по сказочным сюжетам, пробуждается фантазия и образное мышление, мышление освобождается от стереотипов и шаблонов, даются простор творчеству. Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, «отыгрывая» глубоко спрятанные в подсознании страх, беспокойство, агрессию или чувство вины, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру. У них формируется положительный образ своего тела и принятие себя таким, какой он есть. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Первый год занятий. Для детей 5- 6 лет № Название занятия Задачи Содержание 1 «Волшебный цветок» Формировать у детей представление о внутреннем мире человека. Формирование навыков конструктивного выражения эмоций. Развитие способностей к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации. Развитие внимания, речи, мыслительных операций, чувств. 1. Знакомство 2. Ритуал вхождения в сказку 3. Сказочная задача 4. Игра «Моя семья» 5. Рассказывание сказки. 6. Рисунок 7. Ритуал выхода из сказки 2 «Знакомство с эмоциями. Радость» Формировать у детей представление о внутреннем мире человека. Формирование навыков конструктивного выражения эмоций. Развитие способностей к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации. Развитие внимания, речи, мыслительных операций, чувств. 1. Знакомство 2. Ритуал вхождения в сказку 3. Сказочная задача 4. Игра «Дождик» 5. Рассказывание сказки. 6. Знакомство детей с эмоциями. 7. Ритуал выхода из сказки 3 «Три медведя» Развитие звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности. Развитие способностей к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации. 1. Приветствие 2. Вхождение в сказку. Беседа по сказке. 3. Игра «Чей предмет? » 4. Упражнение «Загадки» 5. Выход из сказки 6. Рефлексия. 4 «Знакомство с эмоциями» Формировать у детей представление о внутреннем мире человека. Формирование навыков конструктивного выражения эмоций. Развитие способностей к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации. 1. Знакомство 2. Ритуал вхождения в сказку 3. Сказочная задача 4. Игра «Ласковое имя» 5. Рассказывание сказки. 6. Рисунок эмоций. 7. Ритуал выхода из сказки 5 «Волшебные слова» Развитие звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности. Развитие способностей к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации. 1. Приветствие 2. Вхождение в сказку. Беседа по сказке. 3. Игра «Усталость» 4. Пересказ сказки. 5. Выход из сказки 6. Рефлексия. 6 «Знакомство с эмоциями. Страх» Формировать у детей представление о внутреннем мире человека. Формирование навыков конструктивного выражения эмоций. Развитие способностей к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации. Развитие внимания, речи, мыслительных операций, чувств. 1. Знакомство 2. Ритуал вхождения в сказку 3. Сказочная задача 4. Игра «10 птичек» 5. Рассказывание сказки. 6. Рисунок- страх. 7. Ритуал выхода из сказки 7 «Муха- Цокотуха» Развитие звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности. Развитие способностей к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации. 1. Приветствие 2. Вхождение в сказку. Беседа по сказке. 3. Пальчиковая и артикуляционная гимнастика. 4. Упражнение «Сочувствие» 5. Выход из сказки 6. Рефлексия. 8 «Крылатый, мохнатый да масляный» Познакомить детей с русской народной   сказкой   « Крылатый,   мохнатый да масляный », помочь понять ее смысл; р азвивать мышление, связную речь, воображение, внимание. Воспитывать интерес к русским   сказкам. 1. Приветствие 2. Вхождение в сказку. Беседа по сказке. 3. Игра «В сад за сливами» 4. Упражнение «Светофор» 5. Выход из сказки 6. Рефлексия. 9 «Репка» Развитие звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности. Развитие способностей к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации. 1. Приветствие 2. Вхождение в сказку. Беседа по сказке. 3. Игра «Загадки» 4. Упражнение «Покажи героя сказки» 5. Выход из сказки 6. Рефлексия. 10 «Знакомство с эмоциями. Обида» Формировать у детей представление о внутреннем мире человека. Формирование навыков конструктивного выражения эмоций. Развитие способностей к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации. Развитие внимания, речи, мыслительных операций, чувств. 1. Знакомство 2. Ритуал вхождения в сказку 3. Сказочная задача 4. Игра «Дождик» 5. Рассказывание сказки. 6. Знакомство детей с эмоциями. 7. Ритуал выхода из сказки 11 «Как ежик выручил зайца» Развитие звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности. Развитие способностей к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации. 1. Приветствие 2. Вхождение в сказку. Беседа по сказке. 3. Игра «Шишка» 4. Упражнение «Закончи предложение» 5. Выход из сказки 6. Рефлексия. 12 «Давай мириться» Развитие звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности. Развитие способностей к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации. 1. Приветствие 2. Вхождение в сказку. Беседа по сказке. 3. Игра «Перекатывание» 4. Упражнение «Смех» 5. Выход из сказки 6. Рефлексия. 13 «Слоненок с шариками» Развитие звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности. Развитие способностей к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации. 1. Знакомство 2. Ритуал вхождения в сказку 3. Рассказывание сказки. 4. Упражнение «Нарисуй, что понравилось» 5. Ритуал выхода из сказки 6. Рефлексия. 14 «Домик для л исто вичков » Формировать у детей представление о внутреннем мире человека. Формирование навыков конструктивного выражения эмоций. Развитие способностей к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации. Развитие внимания, речи, мыслительных операций, чувств. 1. Приветствие 2. Вхождение в сказку. Беседа по сказке. 3. Беседа о вежливых словах. 4. Упражнение: сценки- этюды. 5. Выход из сказки 6. Рефлексия. 15 «Сказка о детском саде» Развитие звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности. Развитие способностей к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации. 1. Приветствие 2. Вхождение в сказку. 3. Игра «Оди н- много» 4. Упражнение «Стыд- страх» 5. Выход из сказки 6. Рефлексия. 16 «Сказка ложь, да в ней намек» Развитие звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности. Развитие способностей к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации. 1. Приветствие 2. Этюд «Кувшин с водой» 3. Вхождение в сказку. Беседа по сказке. 4. Игра «Варежки» 5. Упражнение «Угадай эмоцию» 6. Выход из сказки 7. Рефлексия. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Второй год занятий. Для детей 6- 7 лет № Название занятия Задачи Содержание 1 « Сказка про ежика » Формирование у детей доброго отношения к друг другу, чувства сопереживания с помощью сказки. 1. Приветствие 2. Вхождение в сказку. Беседа по сказке. 3. Упражнение «Покажи эмоцию» 4. Музыкальная игра. 5. Выход из сказки 6. Рефлексия. 2 « Злостики, боязливики и грустики » Развитие звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности. Развитие способностей к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации. 1. Приветствие 2. Вхождение в сказку. Беседа по сказке. 3. Мимическая гимнастика 4. Упражнение «Покажи эмоцию» 5. Рисуем маску 6. Выход из сказки 7. Рефлексия. 3 «Гуси- лебеди» Формировать у детей представление о внутреннем мире человека. Формирование навыков конструктивного выражения эмоций. Развитие способностей к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации. Развитие внимания, речи, мыслительных операций, чувств. 1. Приветствие 2. Вхождение в сказку. Беседа по сказке. 3. Пересказ сказки. 4. Упражнение «Если с другом вышел в путь» 5. Выход из сказки 6. Рефлексия. 4 «Лиса и журавль» Закрепить умения отвечать на вопросы по содержанию сказки; развивать умение содержательно и выразительно пересказывать сказку; подвести к пониманию значения образных выражений; воспитывать умение слушать рассказы других детей; воспитывать интерес и любовь к сказкам. 1. Приветствие 2. Вхождение в сказку. Беседа по сказке. 3. Игра «Загадки» 4. Упражнение «Составь правильно предложение» 5. Выход из сказки 6. Рефлексия. 5 «О чем шепчут игрушки в детском саду» Формировать у детей представление о внутреннем мире человека. Формирование навыков конструктивного выражения эмоций. Развитие способностей к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации. Развитие внимания, речи, мыслительных операций, чувств. 1. Приветствие 2. Вход в сказку 3. Сказка 4. Упражнение «Игрушки просыпаются» 5. Упражнение «Пятна» 6. Упражнение «Солнышко и игрушки» 7. Лепка из соленого теста 8. Выход из сказки 9. Рефлексия 6 «У страха глаза велики» Развитие звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности. Развитие способностей к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации. 1. Приветствие 2. Вхождение в сказку. Беседа по сказке. 3. Игра «Угадай сказку» 4. Упражнение «Загадки» 5. Физкультминутка 6. Выход из сказки 7. Рефлексия. 7 «Ссора» Развитие звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности. Развитие способностей к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации. 1. Приветствие 2. Упражнение «Выбери героя» 3. Вхождение в сказку. Беседа по сказке. 4. Игра «Ситуации из жизни» 5. Выход из сказки 6. Рефлексия 8 «Лиса и волк» Развитие звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности. Развитие способностей к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации. 1. Приветствие 2. Вхождение в сказку. Беседа по сказке. 3. Игра- физкультминутка «Лиса и зайцы» 4. Упражнение «Составь сказку» 5. Выход из сказки 6. Рефлексия. 9 «Мальчик, который не умел играть» Формировать у детей представление о внутреннем мире человека. Формирование навыков конструктивного выражения эмоций. Развитие способностей к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации. Развитие внимания, речи, мыслительных операций, чувств. 1. Приветствие 2. Упражнение «Выбери героя» 3. Вхождение в сказку. Беседа по сказке. 4. Физкультминутка 5. Выход из сказки 6. Рефлексия 10 «Снежинка» Развитие звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности. Развитие способностей к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации. 1. Приветствие 2. Вхождение в сказку. Беседа по сказке. 3. Игра « Задавака » 4. Упражнение «Пение птиц» 5. Упражнение «Река» 6. Упражнение «Полет снежтнки » 7. Лепка из соленого теста 8. Выход из сказки 9. Рефлексия. 11 «Свет мой зеркальце скажи» Формировать у детей представление о внутреннем мире человека. Формирование навыков конструктивного выражения эмоций. Развитие способностей к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации. Развитие внимания, речи, мыслительных операций, чувств. 1. Приветствие 2. Вхождение в сказку. Беседа по сказке. 3. Упражнение «Встреча с зеркальным оракулом» 4. Рисование в зеркалах» 5. Упражнение «Зеркала» 6. Упражнение «Улыбка» 7. Выход из сказки 8. Рефлексия 12 «Ассоциации» Развитие звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности. Развитие способностей к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации. 1. Приветствие 2. Вхождение в сказку. Беседа по сказке. 3. Игра «Ассоциации» 4. Упражнение «Вопрос- ответ» 5. Выход из сказки 6. Рефлексия. 13 « Заюшкина избушка» Развитие звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности. Развитие способностей к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации. 1. Приветствие 2. Вхождение в сказку. Беседа по сказке. 3. Игра «Зайки» 4. Упражнение «Кто он» 5. Выход из сказки 6. Рефлексия. 14 «Заяц хваста » Развитие звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности. Развитие способностей к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации. 1. Приветствие 2. Вхождение в сказку. Беседа по сказке. 3. Упражнение «Сказка из геометрических фигур 4. Упражнение «Зайцы» 5. Выход из сказки 6. Рефлексия. 15 «Путешествие по островам эмоций» Формировать у детей представление о внутреннем мире человека. Формирование навыков конструктивного выражения эмоций. Развитие способностей к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации. Развитие внимания, речи, мыслительных операций, чувств. 1. Приветствие 2. Упражнение «Поделись добротой» 3. Вхождение в сказку. Беседа по сказке 4. Упражнение «Покажи эмоцию 5. Игра «Танец обезьян» 6. Выход из сказки 7. Рефлексия 16 «Сказочное путешествие» Развитие звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности. Развитие способностей к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации. 1. Приветствие 2. Вхождение в сказку. Беседа по сказке. 3. Психогимнастика 4. Упражнение «Цветы для друзей» 5. Выход из сказки 6. Рефлексия. Планируемые результаты Планируемые результаты освоения детьми рабочей программы. Ребенок сопереживает родным и близким, проявляет сострадание к героям сказок, рассказов. Ребенок владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми. Р ебенок самостоятельно умеет определять возможные методы решения проблемы. В случаях затруднения обращается за помощью к взрослому. Ребенок использует приобретенные знания о правилах поведения в повседневной жизни. Критерием эффективности работы с дошкольниками по программе сказкотерапии является овладение детьми следующими нормами пове дения: Умение по выражению глаз определять самочув ствие человека, его настроение. Умение осуществлять самоконтроль и самоанализ своего поведения. Умение положительно оценивать свои возможности, способности и обосновывать собственную самооценку. Умение радоваться самим и разделять чувство радости других людей. Умение словесно выражать свои желания, чув ства. Умение посредством пантомимики выражать свои эмоции( радость, грусть, злость, страх, удивление, вина) . Умение понимать собеседника по выражению лица, жестам, эмоциям, Умение конструктивно общаться со взрослыми и сверстниками, уметь выйти из конфликта. Способы и формы оценки результата. Система мониторинга достижения детьми планируемых резуль татов освоения программы имеет целью обеспечение комплексного подхода к оценке промежуточных и итоговых результатов освоения программы для изучения оценки динамики достижений детей, развитие их личностных каче ств ср едствами психолого- педагогической диагностики. Для изучения динамики развития детей используются следующие методы: Наблюдение за поведением ребенка в разных видах деятельности по параметрам, разработанным Л. П. Стрелковой. Цель: выявление особенностей эмоционального развития и оценка его эмоционального состояния. Проективный метод диагностики эмоционального состояния с использованием восьмицветной гаммы Люшера. Цель: диагностика эмоционального благополучия детей. Методика изучения понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке. Цель: изучить, насколько дети понимают и осознают эмоциональное состояние других людей и свое собственное, и то, каким образом они выражают свои эмоции. Проективный тест «Дом- дерево- человек». Цель: оценка личности испытуемого, уровня его развития, работоспособности и интеграции; получение данных, касающихся сферы его взаимоотношений с окружающим миром в целом и с конкретными людьми в частности. Список используемой литературы Громова Т. В. Страна эмоций. УЦ «Перспектива», М. : 2002 г. Данилина Т. А. В мире детских эмоций. Айрис- пресс. М. : 2008 г. Истратова И. Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники. Изд. «Феникс». М. : 2007 г. Ломакина Г. Сказкотерапия. Воспитываем, развиваем, освобождаем ребенка от психологических проблем. И зд. « Центрполиграф », М. : 2010 Хухлаева О. В. Лесенка радости. Изд. «Совершенство», М. : 1998 г. Хухлаева О. В. Лабиринт души. Терапевтические сказки. Шорохова О. А. Играем в сказку. ТЦ «Сфера», М. : 2008 г. О. Ф. Васькова « Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста». С- Пб «Детст в о- Пресс», 2011 г.

Оставить комментарий: