a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Аналитическая справка по результатам диагностики учащихся 5 – х классов.

Опубликовано: 2016-11-23 14:47:35

Документы для скачивания

Аналитическая справка По результатам диагностики учащихся 5 – х классов. Дата проведения: октябрь 2015 г. Цель диагностики: Преемственность между начальным и средним образов анием. Выявление потенциальной «группы риска» детей, чье дальнейшее обучение и воспитание связаны с существенными трудностями. Любые переходные периоды выдвигают специфические проблемы, которые требуют особого внимания. Не составляет исключения и переход из начально й школы в среднюю. Особенностью начальной школы является то, что дети приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым социальным опытом, отличиями в психо- физиологическом развитии. Начальное общее образование призвано помочь реализовать способности каждого и создать условия для индивидуального развития ребенка. В среднем звене изменившиеся условия учения предъявляют более высокие требования и интеллектуальному, и к личностному развитию, к степени сформированности у них определенных учебных знаний, учебных действий, к уровню развития произвольности, способности к саморегуляции. Переход учеников из начальной школы в среднюю – это сложный и ответственный период. От того, как пройдет процесс адаптации к новым условиям обучения, зависит дальнейшая школьная жизнь ребенка. В адаптационный период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, «развязными», чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, ухудшиться память, иногда нарушается сон, аппетит. Возможно снижение интереса к учению, падение успеваемости, нарушения во взаимоотношениях со сверстниками. Подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны примерно для 70- 80% школьников. У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 4- 5 недель после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2- 3 месяца и даже больше( именно эти школьники требуют повышенного внимания) .     Переходный период из начального звена в среднее может сопровождаться появлением разного рода трудностей, возникающих не только у школьников, но и у педагогов. Для этого есть несколько серьезных оснований. В начальной школе ребенок обучался несколько лет в одном коллективе, у одной, ведущей большинство предметов учительницы, в одном кабинете. Эти неизменные условия создавали необходимый психологический комфорт. В пятом классе количество предметов увеличивается до 8 – 12, но самое главное – учителей будет столько же. И каждого свои требования. Причем все уроки будут вестись в разных кабинетах. Представьте, что у вас- 10 начальников, и каждый из них командует по – своему. Представили? При мерно те же чувства испытывает и ребенок. Очень часто в пятом классе меняется состав коллектива: некоторые дети уходят, на их место приходят новые. Это создает стресс для ребенка, ведь приходится заново строить отношения со сверстниками. Для вас, наверное, не секрет, что каждый ученик в начальной школе имеет статус «сильно», «среднего» или «слабого», сколько бы не говорилось о непедагогичности такой позиции. Но это данность, и с этим связана оценка ребенка самого себя. В основной же школе каждый учитель воспринимает ребенка по – своему. Часто бывает так, что мальчик – одаренный математик, но вот русский язык ему не дается. Понятно, что учителю математики легко работать с таким учеником, в то время как учитель русского языка за голову хватается. Разная оценка и соответственно разное отношение учителей создает еще большую неопределенность для ребенка. Учитель основной школы часто не делает различий между пятиклассниками и, допустим, десятиклассниками, предъявляя ко всем одинаковые требования. Это не всегда результат психологической неграмотности, просто иногда за время перемены( 10 минут) невозможно полностью перестроить свой стиль ведения урока. Такое удается только опытным учителям. Даже психологически благополучный выпускник начальной школы, успешно справляющийся с обучением в школе, умеющий общаться со сверстниками и учителями, вряд ли будет чувствовать себя комфортно, придя в пятый класс. Об этом свидетельствует тот факт, что в первой четверти пятого класса четвертные оценки по основным предметам оказываются на балл ниже выпускных. Что уж говорить об учениках, у которых были проблемы в начальной школе! Школьная д езадаптация – результат нарушения приспособления( адаптации) ребенка к тем или иным условиям школьной среды. Ученик не в силах справиться с трудностями в обучении и общении со сверстниками и учителями, внутренними душевными проблемами и тем самым помочь себе подняться на новую ступеньку психологического опыта, стать чуть более взрослым. Если родители и педагоги вовремя не обратят на это внимание, школьная дезадаптация может привести к педагогической запущенности, невротическим расстройствам, отказу посещать школу и т. д. Можно сказать, дезадаптированный ребенок «не дружит со школой». Дезадаптация может проявляться в нарушении или отставании мышления ребенка, в несоответствии поведения ребенка правовым и моральным нормам( агрессивность, асоциальное поведение) , затруднения в общении со сверстниками, отклонении в здоровье ребенка, в эмоциональных тревогах, трудностях и переживаниях по поводу проблем в школе. Для предупреждения возможных негативных явлений была проведена диагностика учащихся, результаты которой позволя ют выявить детей «группы риска». Поскольку в 5 – м классе существенно меняется характер самооценки школьников, то этому фактору при диагностике было уделено особое внимание. Анализ результатов показал, что из 6 учащихся 5 – х классов самооценка осталась на прежнем высоком уровне у 2 воспитанников( 33% ) , повысилась у 4 детей( 67% ) Снижения уровня самооценки с высокого на средний и со среднего на низкий нет. Недовольство собой у детей распространяется не только на относительно новую сферу их жизнедеятельности – общение с одноклассниками, но и на учебную деятельность. Поэтому учащимся было предложено ответить на вопросы, касающиеся их учебной деятельности: Как относился к предмету в 4 – м классе? Как относишься сейчас? Как относился к предмету в 4 – м классе. Предметы ☼ Δ ∞ Русский язык 4 1 1 Литература 3 3 0 Математика 3 3 0 История 0 0 0 Природоведение 2 3 1 Иностр. Язык 1 4 1 Технология 6 0 0 Физкультура 5 0 1 Музыка 6 0 0 Изо 4 1 1 ИВТ 0 0 0 ОБЖ 0 0 0 ☼- очень хорошо, Δ – хорошо, ∞- не очень хорошо. Как относишься сейчас? Предметы ☼ Δ ∞ Русский язык 5 1 0 Литература 4 2 0 Математика 4 2 0 История 4 2 0 Природоведение 2 3 1 Иностр. Язык 2 4 0 Технология 6 0 0 Физкультура 5 1 0 Музыка 6 0 0 Изо 5 1 0 ИВТ 0 0 0 ОБЖ 5 0 1 ☼- очень хорошо, Δ – хорошо, ∞- не очень хорошо. Проведя анализ полученных ответов, можно сделать вывод о положительной динамике отношения детей к учебным предметам. Одной из наиболее часто встречающихся проблем при переходе детей из начальной школы в среднюю является слож ность адаптации пятиклассников к новым учителям, сопровождающаяся часто конфликтами, взаимным недовольством учителей и учеников. Данные опроса, проведенного среди пятиклассников, говорят о том, что не у всех педагогов дети чувствуют себя на уроке очень хорошо. Предмет Как к тебе относится учитель? Как ты чувствуешь себя на уроке? ☼   Δ     ∞ ☼   Δ   ∞   Русский язык 6 100% 0 0% 0 0% 3 50% 3 50% 0 0% Литература 6 100% 0 0% 0 0% 3 50% 3 50% 0 0% Математика 4 67% 2 33% 0 0% 4 67% 2 33% 0 0% История 0 0% 3 50% 3 50% 2 33% 3 50% 1 17% Природоведение 2 33% 3 50% 1 17% 2 33% 3 50% 1 17% Иностр. Язык 2 33% 1 17% 3 50% 2 33% 1 17% 3 50% Технология 5 83% 1 17% 0 0% 6 100% 0 0% 0 0% Физкультура 4 67% 1 17% 1 16% 4 67% 1 17% 1 16% Музыка 6 100% 0 0% 0 0% 6 100% 0 0% 0 0% Изо 5 83% 1 17% 0 0% 5 83% 1 17% 0 0% ИВТ 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% ОБЖ 5 83% 1 17% 0 0% 4 67% 2 33% 0 0% ☼- очень хорошо, Δ – хорошо, ∞- не очень хорошо. Так на уроке иностранного языка – 50% детей чувствуют себя не очень хорошо, на уроке музыки- 0% , истории – 17% , математики – 0% Больша я часть пятиклассников считает, что учителя относятся к ним «хорошо» и «очень хорошо». Показатель «не очень хорошего» отношения колеблется от 0% - 17% . Кроме истории и иностранного языка, где этот показатель составляет 50% . Анализ результатов диагностики также позволил выявить группу детей, которые плохо чувствуют себя на том или ином уроке. Также методика позволила выявить детей, плохо чувствующих себя на тех или иных уроках. И второй параметр, который я смотрела у пятиклассников – тревожность. Тревожность – индивидуальная характеристика, проя вляющаяся в склонности к частым переживаниям тревоги, а также в легкости их возникновения. Само наличие страхов у ребенка является нормой, но если таких страхов очень много, то можно говорить о «тревожности» как об индивидуальной особенности ребенка. Чаще всего тревожность развивается тогда, когда: - К ребенку предъявлены негативные требования, унижающие его; - К ребенку были предъявлены неадекватные, завышенные требования; - Школа и воспитатели предъявляют противоречивые, иногда взаимоисключающие требования. Тревожность по отношению к школе является основой возникновения дезадаптации. Школьная тревожность тесно связана с мотивацией учения, успешности обучения, социальными отношениями со сверстниками. Тревога как состояние оказывает в основном отрицательное, дезорганизующие влияние на результаты деятельности детей. Нередко учителя рассматривают тревогу как позитивную особенность, обеспечивающую ребенку чувство ответственности, восприимчивости и т. д. Но это не верно. Школьная тревожность часто выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценке со стороны педагогов, сверстников; реже проявляется в беспричинной агрессии, боязни ходить в школу, отказе посещать уроки, отвечать у доски, т. е. отклоняющемся поведении. Я смотрела детей по нескольким факторам: Содержательная характеристика каждого синдрома( фактора) Общая тревожность в школе – общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы. Переживания социального стресса – эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развив аются его социальные контакты( прежде всего – со сверстниками) . Фрустрация потребности в достижении успеха- неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребе нку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д. Страх самовыражения – негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскры тия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей. Страх ситуации проверки знаний – негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки( особенно – публичной) знаний, достижений, возможностей. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих – ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающими, ожидание негативных оценок. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу – особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуации стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, диструктивного реагирования на тревожные факторы среды. Проблемы и страхи в отношениях с учителями – общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка. В тестировании( Филлипс) приняли участие воспитанники, учащиеся 5 класса в количестве 6 человек. Результаты тестирования в пятом классе показали, что у учащихся наиболее повышена тревожность по таким факторам как: страх ситуации проверки знаний 67% , страх самовыражения – 33% , и 33% имеют проблемы и страхи в отношениях с учителями. Самый низкий показатель по шкале фрустрации потребности в достижении успеха – 17% - переживание социального стресса. Показатели тревожности Количество воспитанников в 5 классе Процентный показатель Всего Выбрали вариант Общая тревожность     6 1 17% Переживание социального стресса     6 1 17% Фрустрация потребности в достижении успеха     6 2 33% Страх самовыражения   6 2 33% Страх ситуации проверки знаний 6 4 67% Страх не соответствия ожиданиям окружающих   6 0 0% Низкое физиологическое сопротивление стрессу 6 0 0% Проблемы и страхи в общении с учителями 6 2 33% Анализ результатов тестирования позволил выявить группу учащихся, на которых педагогам, работающим в этих классах, следует обратить особое внимание: 3 воспитанника. Чем можно помочь ребенку? Не предъявляйте к ребенку завышенных, невыполнимых требований. Не требуйте, чтобы ребенок всегда вел себя безупре чно – это практически нереально, но вызывает у него чувство вины. Скорректируйте свои требования с требованиями родителей, по крайней мере, постарайтесь это сделать. Повышайте самооценку ребенка, создавая для него ситуацию успеха. Чаще хвалите, поощряйте ребенка, особенно в присутствии других детей. Постепенно вовлекайте ребенка в совместную деятельность с другими детьми, а начать можно с ин дивидуальных поручений, а затем в паре с одноклассником. Преподавателям постоянно анализировать свою деятельность, стремится обновлять методы и приемы обучения с целью осуществления личностно- ориентированного подхода к каждому школьнику. Во втором полугодии в 4- х классах педагогам начальной и средней школы знакомить с перечнем предметов, которые они будут изучать в 5- м классе, преподавателям- предметникам целесообразно в интересной для ребят манере представить будущие предметы, рассказывать об особенностях обучения в средней школе в эмоционально- благоприятном тоне для того, чтобы снять тревожность школьников, сохранить познавательные мотивы учебной деятельности. Проводить экскурсии по школе, знакомить с кабинетами. Учителям начальной школы готовить на каждого ученика 4- го класса развернутую характеристику, в которой нашли бы отражение личностные и характерологические особенности, интеллектуальные возможности, в том числе темп деятельности, мотивы учебной деятельности, интересы, самооценку, уровень притязаний. А также особенности семейной ситуации, положение в группе сверстников. Преподавателям- предметникам 5- х классов, будущим классным руководителям знакомиться с характеристиками учащихся 4- х классов, особенностями классных коллективов, их традициями, а также стилем общения педагога, который работал в начальной школе. На первом этапе обучения в 5- м классе целесообразно оценочную деятельность строить в авансирующем ключе, подробно объяснять школьникам, за что они получили ту или иную оценку. Оценочная деятельность должна носить стимулирующий и поддерживающий характер. Уделять больше внимания формированию учебных умений и навыков, способам самостоятельной, контрольно- оценочной деятельности, учить работать в умственном плане действий. На первом этапе обучения в 5- м классе при организации взаимодействия преподавателям учитывать стиль общения педагога начальной школы, учить рациональному планированию деятельности, строить режим дня. Преподавателям учитывать, что в средней школе падают познавательные мотивы учебной деятельности, на смену ведущей деятельности ребенка- учебе- приходит новая ведущая деятельность- общение. Для поддержания мотивации к учебе больше использовать возможности сотрудничества школьников на уроке, поддерживать авторитет в классе, переходить с репродуктивного на продуктивный уровень обучения( развивать умения находить и сопоставлять несколько способов решения задачи, искать нестандартные способы решения) .

Оставить комментарий: