«Активизирующее общение взрослого и ребенка в игре» Консультация для воспитателей ДОУ
Документы для скачивания
« Активизирующее общение взрослого и ребенка в игре» Консультация для воспитателей ДОУ Пузыр ё вой А. Ф. – воспитателя МБД ОУ» Зубово- П олянский детский сад №1 «Сказка» комбинированного вида» Все время, не занятое сном, кормлением, организованной образовательной деятельностью, малыш играет – это его естественное состояние. Для осуществления игрового процесса необходимо создать самые благоприятные условия. Для каждого вида игрушек отвести специальные места, оборудовать игровые уголки необходимыми атрибутами. Поскольку дети принимают на себя различные роли, игровые уголки уместно дополнить элементами одежды людей, с трудом которых дети знакомы. Для выразительности передачи роли мамы можно предложить красивые юбки, фартуки, сумки, а также сделать простые украшения( бусы, серьги) . Мальчикам в любой роли взрослого человека нужны галстуки, фуражки. Правильное сочетание игрушек, предметов – заместителей, воображаемых предметов, ролевых атрибутов необходимо для развития подлинно самостоятельной игры. Наблюдая за играми детей, можно заметить, что некоторые дети малообщительны, не могут словами выразить просьбу, не имеют навыков самостоятельной игры. Задача педагога: последовательно решать задачу по развитию речи детей, добиваться, чтобы дети приобрели навыки совместной игры, умели активно развивать сюжет, высказываться по ходу игры. Свою работу мы начали с того, чтобы через организованную образовательную деятельность и наблюдения способствовать обогащению знания детей об окружающем для дальнейшего отражения их в играх. Знакомя детей с трудом взрослых, обращали внимание не только на понятные им трудовые действия, но и на их взаимоотношения с другими людьми. Таким образом, игра возникает на основе полученных детьми впечатлений. Побывав в кабинете медицинской сестры, детям всё там понравилось. К тому же на прощание они получили в подарок бинт, вату и коробочку с витаминами. Придя в группу, дети немного поиграли с подарками, съели витамины и перешли к другим играм. Как активизировать детей на игру по впечатлениям от посещения медицинского кабинета. Воспитатель может помочь игре начаться. Утром кладу на видное место набор «Маленький доктор». Дети начинают рассматривать его, но развернутой игры не получается. Спрашиваю: « Чьи это вещи? » Дети: «Не знаем. Ничьи. Наши. » Воспитатель: «А что в сумочке лежит? »( вместе рассматриваем инструменты, решаем для чего они нужны. ) Так кто же оставил у нас все это? » Дети: «Врач. » Воспитатель: «Давайте найдем врача и отдадим ему эти инструменты. Они ему очень нужны. Кто врач? » Дети: «Я врач. И я врач. » Воспитатель: «А для чего нужны вам эти инструменты? » Дети: «Чтобы лечить. » Воспитатель: «Кого? » Дети: «Меня. И я заболел. И у моей дочки болит горло. И мой сынок заболел. » Воспитатель: « Ой сколько больных! Садитесь на стульчики, доктор будет вас вызывать, ставить градусники, лечить. » Игру детей четвертого года жизни невозможно представить без участия в ней педагога. Он тактично направляет игру, добивается большей самостоятельности ребят. В совместных играх воспитатель часто берет роль другого человека и это не случайно: ведь ребенку надо продемонстрировать ролевые способы поведения – выразительные движения, мимику, жесты, интонацию речи. В совместных играх взрослый не только сам разговаривает с игрушкой – партнером, но старается вызвать на разговор ребенка, добиться максимальной его активности. Приведу такой пример: я обращаюсь к ребенку врачу: « Что- то моя дочка кашляет. » « Врач» выполняет несколько игровых действий: прослушивает куклу, ставит ей градусник, дает лекарство. Продолжаю: «А можно поставить ей горчичники? Я знаю, что горчичники очень помогают от кашля. » Дальше ребенок сам включается в ролевую беседу со взрослым и самостоятельно решает, как поставить горчичники: приложить кукле мелкие кусочки бумаги или прикосновением руки имитировать процедуру. Иногда педагоги испытывают затруднения именно в активизирующем общении с детьми в процессе игры. Это происходит с теми, кто не привык на равных играть со своими воспитанниками и им трудно удержаться от указаний. Они спешат дать детям готовые решения, а это не способствует развитию игры, поиску самими детьми выхода из игровой ситуации. Поэтому работу по активизирующему общению с детьми в процессе игры воспитателю следует начать с се бя: он должен обо гащать свои игровой опыт, учиться воздерживаться от подсказки дальнейшего сюжета игры, задавать детям вопросы, которые помогут им самостоятельно продолжить игру. Воспитатель должен научиться играть вместе с детьми, чтобы ненавязчиво передать им свой игровой( и жизненный) опыт. Неверно считать совместными игры, во время которых воспитатель действует, а ребенок смотрит. Дети активны, если принимают участие в решении игровых проблемных ситуаций, сами ищут выход из затруднительного положения, а взрослый помогает лишь в исключительных ситуациях. Такие совместные игры тесно смыкаются с активизирующим общением. Заметив, что Дима долго возит машину, обращаюсь к нему: « Как сильно гудит мотор у твоей машины. Что с ним случилось? » Ставлю ребенка перед необходимостью подумать над новой игровой задачей. Дальше усложняю его игру: «Да у тебя сломался мотор. Я знаю, чтобы отремонтировать его, надо приподнять машину. Как это сделать? » Ребенок рассказывает, сопровождая свою речь действиями: подкладывает под колеса кубики, начинает ремонт. Во время ремонта предлагала вместо инструментов предметы – заместители. Используя различные игровые ситуации, в том числе и специально подготовленные, общаясь с детьми в играх, мы убедились, что проблемное общение активизирует игру. Особое внимание мы уделяем развитию индивидуальной игры, и в этом нам тоже помогает активизирующее общение. Приведу конкретный пример. Настя поит куклу из чашки, несколько раз повторяя одно и то же действие. Девочка явно не знает, что дальше делать. Спрашиваю: « Ты кто? » Ответа не последовало. Продолжаю: «Какая ты заботливая, как хорошо ты кормишь дочку, совсем как мама. » Настя: «Да, это моя дочка. » Дальше виду разговор: « А у меня тоже есть дочка. Я ей сварила вкусную кашу и накормила её. А теперь, что будем делать? » Игра получила новый толчок. Девочка стала ласково разговаривать со своей «дочкой», уложила в коляску и отправилась на прогулку. Дети играют. Но время идти на прогулку. Как, не нарушив игру, уговорить детей выйти на улицу и в то же время нацелить на продолжение игры? Обращаюсь к кукле: «Мне пора на работу. » К детям: « Куда мне отвести свою дочку? » Дети предлагают: «В детский сад. » Громко разговаривая с куклой о том, что надо идти на работу, кладу её на место. Дети поддержали меня: « И я на работу. И я. » Продолжила: «Ну что же, мы все сейчас пойдем одеваться, чтобы идти сейчас на работу, а игрушки побудут в детском саду. » Дети ставят игрушки на место, одеваются на прогулку и продолжают новую игру, воображая каждый свою работу. Чтобы выделить для детей ролевой диалог, как необходимое условие совместной игры, целесообразно пользоваться минимальным числом игрушек. Такую игру имеет смысл развертывать и на прогулке, когда ограничение числа игрушек является вполне естественным. При соблюдении данного условия центр игры будет смещаться с предметных игровых действий на разговор персонажей. Создание чисто разговорной ситуации можно при помощи очень простой игрушки – телефона. Первоначально я давала детям образец разговора с воображаемым собеседником. Затем организовывала игру по мотивам стихотворения К. Чуковского «Телефон». Вносила в группу два игрушечных телефона и предлагала: « Давайте поиграем в телефон. Я как будто Чукоша. У меня телефон звенит. Дзинь. Беру трубку. Саша, давай ты мне звонишь. Кто говорит? Слон? » Так развертывается ролевой диалог со «слоном» и далее поочередно с другими персонажами стихотворения, роли которых предлагаются желающим. Повторение точного текста стихотворения совершенно не нужно, достаточно воспроизвести смысл. Затем телефоны предоставляются в самостоятельное пользование детей. Через день – два можно приступить к свободной игре в « телефонный разговор». Причем взрослый первоначально берет на себя основную роль( например, доктора) , а детям предлагает одинаковые дополнительные( пациентов) . На следующем этапе стимулирует диалог детей друг с другом. Телефон в группе должен стать одной из самых активных игрушек. Он послужит развитию воображения, речи, научит играть без предметных действий и вести диалог. Примером развертывания простого ролевого диалога является игра воспитателя с небольшой подгруппой детей по мотивам известных им сказок, персонажи которых выполняют однотипные действия( « Репка», «Теремок», «Колобок») . Такие игры целесообразны проводить когда возраст детей не младше 3, 5 лет. Таким образом, участвуя в игре, взрослый направляет действия детей вопросом, непосредственным показом и, главное побуждает к высказываниям. Руководя игрой, мы стремились не подавлять инициативы, самостоятельности ребенка. Все приемы направляли на то, чтобы игра стала для детей интересной, увлекательной, чтобы каждый ребенок мог проявить в ней свои способности, научиться устанавливать эмоционально – положительные контакты со сверстниками. Активизирующее общение взрослого с детьми в процессе игры помогает игровой деятельности стать самостоятельной деятельностью детей.
- Конспект НОД "Моя семья" в старшей группе
- Дополнительная общеразвивающая программа «Футбол для дошколят»
- Консультация для родителей «Роль семьи в речевом и познавательном развитии ребенка раннего возраста»
- Консультация для воспитателей "Современные образовательные технологии в ДОУ"
- Технологическая карта по организации с-р игры