Жестокое обращение с ребенком в семье. Первые признаки.
В наше время проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия становится все более и более актуальной.
Даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребенка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребенка общения или прогулки.
При этом, большинство родителей хорошо понимает, что такая тактика воспитания – это нарушение прав их детей, а также причина возможных отклонений в психическом и физическом развитии ребенка.
Рассмотрим основные виды насилия и способы их распознавания.
- Физическое насилие - преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку родителями или лицами, их заменяющими, либо ответственными за их воспитание. Физическое насилие можно распознать по особенностям внешнего вида и характеру травм.
Внешний вид:
- множественные повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, ремня) и различную степень давности (свежие и заживающие);
- задержка физического развития (отставание в весе и росте),
- признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, неопрятный внешний вид, сыпь).
Основные типы травм:
На теле - синяки, ссадины, раны, следы от прижигания предметами, горячими жидкостями, сигаретами или от ударов ремнем; повреждения внутренних органов или костей травматического характера.
На голове - кровоизлияния в глазное яблоко, участки облысения, выбитые или расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах.
Особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие заподозрить физическое насилие:
Возраст 1.5 - 3 года:
- боязнь взрослых;
- редкие проявления радости, плаксивость;
- реакция испуга на плач других детей;
- крайности в поведении - от чрезмерной агрессии до безучастности.
Возраст 3 года - 6 лет:
- примирение со случившимся, отсутствие сопротивления;
- пассивная реакция на боль;
- болезненное отношение к замечаниям, критике;
- заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость;
- псевдовзрослое поведение (внешне копирует поведение взрослых);
- негативизм, агрессивность;
- лживость, воровство;
- жестокость по отношению к животным;
- склонность к поджогам.
Особенности поведения родителей и опекунов, позволяющие заподозрить физическое насилие:
- противоречивые, путаные объяснения причин травм у ребенка и нежелание внести ясность в происшедшее;
- позднее обращение за медицинской помощью или инициатива обращения за помощью исходит от постороннего лица;
- обвинение в травмах самого ребенка;
- отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка;
- невнимание, отсутствие ласки и эмоциональной поддержки в обращении с ребенком;
- обеспокоенность собственными проблемами, не относящимися к здоровью ребенка;
- рассказы о том, как их наказывали в детстве;
- признаки психических расстройств в поведении или проявлении патологических черт характера (агрессивность, возбуждение, неадекватность и др.).
2. Сексуальное насилие или развращение - вовлечение ребенка с его согласия или без такового, в сексуальные действия со взрослыми. Таким образом, развращением считается не только собственно половой акт, но и широкий спектр других сексуальных действий.
Особенности психического состояния и поведения детей, позволяющие заподозрить сексуальное насилие.
- ночные кошмары;
- страхи;
- регрессивное поведение (появление действий или поступков, характерных для младшего возраста);
- несвойственные характеру сексуальные игры с самим собой, сверстниками или игрушками;
- открытая мастурбация;
- несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении;
- беспричинные нервно-психические расстройства.
3. Психическое (эмоциональное) насилие - периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие родителей (опекунов) и других взрослых на ребенка, приводящее к формированию у него патологических черт характера или тормозящее развитие личности.
К этой форме насилия относятся:
- открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
- оскорбление и унижение его достоинства;
- угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия;
- преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;
- предъявление к нему чрезмерных требований, не соответствующих возрасту или возможностям;
- ложь и невыполнение взрослыми обещаний;
- однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.
Особенности психического состояния и физического развития, позволяющие заподозрить эмоциональное насилие:
- задержка физического и умственного развития;
- нервный тик;
- энурез
- печальный вид;
- различные соматические заболевания (ожирение, резкая потеря массы тела, язва желудка, кожные заболевания, аллергическая патология).
Особенности поведения ребенка, позволяющие заподозрить психическое насилие:
- беспокойство или тревожность;
- нарушение сна;
- длительно сохраняющееся подавленное состояние;
- агрессивность;
- склонность к уединению;
- чрезмерная уступчивость, заискивающе, угодливое поведение;
- угрозы или попытки самоубийства;
- неумение общаться, налаживать отношения с другими людьми, включая сверстников;
- плохая успеваемость;
- нарушение аппетита.
Особенности поведения взрослых, позволяющие заподозрить психическое насилие над детьми:
- нежелание утешить ребенка, который, действительно, в этом нуждается;
- оскорбление, брань, обвинение или публичное оскорбление ребенка;
- постоянное сверхкритичное отношение к нему;
-негативная характеристика ребенка;
- отождествление ребенка с ненавистным или нелюбимым родственником;
-перекладывание на него ответственности за свои неудачи;
-открытое признание в нелюбви или ненависти к ребенку.
4. Пренебрежение нуждами ребенка (моральная жестокость) – отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.
Признаки, по которым можно заподозрить пренебрежительное отношение к е нуждам и интересам ребенка:
-утомленный сонный вид, опухшие веки;
-санитарно-гигиеническая запущенность, педикулез;
-низкая масса тела увеличивающаяся при регулярном достаточном питании (например, во время пребывания в больнице или приюте);
-задержка роста или общее отставание в физическом развитии;
- задержка речевого и моторного развития, исчезающие при улучшении ситуации и появления заботы о ребенке;
-выраженная пеленочная сыпь и обезвоживание, характерные для грудных детей;
-частая заболеваемость вялотекущими хроническими инфекционными болезнями;
-многократная госпитализация в отделения неотложной и скорой помощи;
- повторные повреждения от случайных травм или отравлений.
Особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие заподозрить пренебрежительное отношение к нему:
- постоянный голод или жажда;
- кража пищи;
- стремление любыми способами, вплоть до нанесения самоповреждений, привлечь к себе – внимание взрослых;
-требование ласки и внимания;
-подавленное настроение, апатия;
- пассивность;
- агрессивность и импульсивность;
-деликвентное (антиобщественное) поведение, вплоть до вандализма;
- неумение общаться с людьми, дружить;
-неразборчивое дружелюбие;
- регрессивное поведение;
- мастурбация;
- трудности в обучении, низкая успеваемость, недостаток знаний;
- низкая самооценка.
Любой вид жестокого обращения с детьми (а чаще всего отмечается сочетание нескольких форм насилия) нарушает физическое и психическое здоровье ребенка, мешает его полноценному развитию. Как правило, причиной таких нарушений и отклонений служит насилие, переживаемое или пережитое много лет назад. Его последствия побуждают родителей или самих детей, ставших уже взрослыми, обращаться за помощью к специалистам.
Сексуальное насилие и психическое (эмоциональнее) распознаются чрезвычайно трудно. Необходимо учитывать, что признаки, характерные для различных форм жестокого обращения с детьми, могут встречаться и при других состояниях или психических расстройствах. Поэтому при оценке каждого конкретного случая насилия над детьми следует рассматривать весь комплекс клинических симптомов, психических особенностей, социальных условий и обстоятельств, связанных с жестоким обращением.
- Конспект НОД "Моя семья" в старшей группе
- Дополнительная общеразвивающая программа «Футбол для дошколят»
- Консультация для родителей «Роль семьи в речевом и познавательном развитии ребенка раннего возраста»
- Консультация для воспитателей "Современные образовательные технологии в ДОУ"
- Технологическая карта по организации с-р игры