a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

нравственное воспитание дошкольников

Опубликовано: 2016-11-26 06:20:06

Документы для скачивания

МБДОУ « Тальжинский детский сад» комбинированного вида Консультация: «Духовно- нравственное воспитание дошкольников 5 – 7 лет». Подготовила: воспитатель 1- ой квалификационной категории Лыкова Елена Леонидовна 2016 год Актуальность: Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребёнке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возвидение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твёрдой и свободной воли. Н. И. Пирогов Проблема воспитания духовно- нравственных качеств в подрастающем поколении, ее острота не ослабевали никогда. В современном обществе данная проблема приобретает особую актуальность. Социально- экономические и политические изменения в нашей стране повлекли за собой изменения и в сфере морально- нравственных ценностей и норм поведения в обществе. В нравственном воспитании современных детей появились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора и компьютера. Персонажи сказок, герои мультфильмов, которые смотрят современные дошкольники, не всегда отличаются нравственной чистотой и высокой духовностью. Материальные ценности во многих семьях возвышаются над духовными, поэтому у детей искажены представления ο гражданственности и патриотизме, справедливости и доброте, милосердии и великодушии. В погоне за развитием интеллекта многие родители упускают из виду необходимость работы над воспитанием души своего ребёнка, над развитием нравственных и духовных качеств маленького человека. Не всегда родители понимают, что без этих качеств накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого- эмоциональная, волевая и духовная незрелость взрослой личности. Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребёнка. Именно в этот период ребёнок приобщается к миру общественных ценностей. В дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно- нравственных ценностей, которая будет определять отношение взрослого человека к миру и его проявлениям во всем его многообразии. У дошкольника формируются основы отношения к себе, к близкому окружению и к обществу в целом. В процессе духовно- нравственного воспитания углубляются и расширяются понятия о родных людях в семье, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками, даются представления о непосредственном( дом, двор, улица, город) и далеком окружении( край, страна) . Нравственное воспитание дошкольника- это целенаправленное педагогическое воздействие по ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности. Особое место в духовно – нравственном развитии является воспитание чувства патриотизма. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию. Это любовь к родным местам, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ, и желание приумножить богатство своей страны. Но начинает формироваться чувство патриотизма у дошкольников с любви к своему ближайшему окружению, с любви к своей семье. Именно в семье закладываются основы патриотизма духовно – нравственных ценностей, семейных традиций, взаимоотношений в семье. В духовно – нравственном воспитании большая роль принадлежит не только семье, но и значительная часть дошкольному учреждению, которое посещает ребёнок. Вся воспитательная работа должна строиться на основе единства знаний, убеждений и действия воспитателя и родителей. Огромное значение имеет пример взрослых: воспитателя, родителя и других близких людей из окружения ребёнка. Именно на положительных эпизодах из жизни старших членов семьи у дошкольников формируются понятие «что такое хорошо, а что такое плохо». Воспитателю необходимо помочь родителям осознать, что именно в семье, должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные нашими дедами и прадедами, и что в первую очередь родители главные ответственные за воспитание своих детей. Крылатая фраза «Всё начинается с детства»- как нельзя больше перекликается с данным вопросом. Ребёнок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребёнка, зависит прежде всего от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Цель воспитания: - Заложить основы духовно – нравственной личности с активной жизненной позицией. Совершенствование гармоничному взаимодействию с другими людьми. - Воспитывать в детях сострадание, милосердие, умение прощать обиды, желание прийти на помощь нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми. - Учить быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла, зависти – довольствоваться тем, что имеешь, уметь просить прощения, поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе. - Воспитывать патриотизм. Задачи: - Воспитывать чувство патриотизма, связывающие разные поколения. - Приучать к самодисциплине и этическим нормам поведения. - Развивать творческий потенциал каждого ребёнка, совершенствовать художественный вкус. - Формировать художественно – речевые навыки, пополнять словарь детей. - Воспитывать духовно – нравственные чувства, как действие любви, добра, человечности. - Ориентировать семью на духовно – нравственное воспитание детей, формировать представление о формах семейного уклада. Особенности нравственного воспитания детей 5- 7 лет. Старшие дошкольники участвуют в разнообразной деятельности, влияющей на их нравственное развитие и нацеленной на: - формирование положительного отношения к правилам поведения; - закрепление в сознании дошкольников значения правил поведения в жизни каждого и коллектива в целом; - развитие умения принимать правила как руководство к действию; - обобщение опыта собственного поведения, развитие оценки и самооценки; - переход от действий, опирающихся на внешние стимулы, к поведению по внутренним побуждениям. В этом возрасте дети способны к самостоятельному общению в соответствии с усвоенными правилами. Эти правила обычно тесно связаны с конкретной ситуацией, что говорит об определённой способности к обобщению разных ситуаций, относящихся к одному правилу. Развитие наглядно – образного мышления, использование слов, обозначающих те или иные нравственные качества( добрый, честный, справедливый, несправедливый) , также свидетельствуют об умении обобщать разные поступки и ситуации. В процессе нравственного воспитания у детей развиваются гуманные чувства, формируются этические представления, навыки культурного поведения, социально – общественные качества, уважение к взрос лым, ответственное отношение к выполнению поручений, умение дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей. В этом возрасте увеличивается потребность в общении. Дети чаще проявляют инициативу: вносят предложения по ходу коллективной деятельности; осуществляют руководство действиями партнёров( распоряжения, просьбы; выражение согласия или несогласия с действиями товарища) . Ребята с широким кругом общения легко устанавливают контакты с детьми, недавно пришедшими в группу. Дети учатся давать оценки поступкам и поведению других, основываясь на следующих критериях: - интересе к деятельности сверстника, умении пользоваться общими игрушками, договариваться при возникновении разногласий; - отзывчивости, стремлении оказать помощь другому; - наличии симпатий, предпочтений в общении со сверстниками( не в ущерб другим) ; - стремлении к объективной оценке и самооценке; - способности поступиться личным желанием( бескорыстно) . Игра для старших дошкольников продолжает оставаться ведущей деятельностью, определяющей разные стороны развития личности, в том числе нравственности. В игре происходит усвоение моральных правил. Она остаётся одним из важнейших средств воспитания социального поведения: дети учатся сдерживать свой эгоизм, уступать, подчиняться общепринятым правилам. Одновременно в играх формируются основы организованности, инициативности, взаимопомощи. В этом возрасте дети достаточно самостоятельны. Они могут обходиться без взрослых, когда участвуют в каком – либо виде деятельности. Уровень развития произвольных действий позволяет им управлять своим поведением, руководствуясь известными нормами и правилами. Эмоциональность остаётся особенностью возраста, но дети уже способны регулировать своё поведение, преодолевать свои эмоции. В возрасте 5 – 7 лет успех обычно стимулирует активность ребёнка, а неудача отрицательно влияет на него. В этот период значительно развивается чувство долга. У детей данного возраста образ в отвлечённо – словесной форме( правило, норма) может регулировать поведение. Это определяется речевым развитием и формированием внутренних механизмов регуляции поступка. Усвоенное правило становится для ребёнка обобщенным требованием, обращённым к самому себе. В конце дошкольного возраста дети начинают ценить положительные личностные качества( раньше ценились игровые умения) . Безусловно, детей надо учить коллективным делам: их планированию, расстановке сил, способам преодоления конфликтных ситуаций, подведению итогов. В формировании нравственных представлений, конечно же, важную роль играет знакомство с родным языком. Образцы родного языка очень ярко представлены в художественной литературе, особенно в произведениях устного народного творчества( сказках, песенках, пословицах, поговорках и т. д. ) В ходе ознакомления в детском саду детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками происходит приобщение их к общечеловеческим нравственным ценностям. Одним из жанров, влияющим на духовно- нравственное развитие детей, являются пословицы и поговорки. Яркость, емкость, эмоциональность образа – всё это воздействует на нравственно- эмоциональную сферу дошкольников. Противоречие, глубоко заложенное в смысл пословиц и поговорок, помогают воспитателю создать проблемную ситуацию, решение которой требует от ребёнка нравственного выбора. В пословицах и поговорках в краткой форме и очень метко оцениваются различные жизненные моменты, восхваляются положительные качества, высмеиваются человеческие недостатки. Всё это способствует духовно- нравственному развитию дошкольников. Важную роль в приобщении ребёнка к народной культуре играют народные праздники, проводимые в детском саду. Они выражают национальный характер и самобытность времени. Являются яркой формой отдыха педагогов, родителей и детей, которые объединены совместными действиями, общим переживанием. С помощью бесед, произведений художественной литературы, искусства, фольклора важно довести до сознания ребёнка мысль о том, что отношение к людям проявляется через отношения к вещам, труду. Так, если он не убирает за собой игрушки, не кладёт на место обувь, одежду, значит, за него это должен сделать кто- то другой( воспитатель, родитель) . Следовательно, вместо заботы о взрослых ребёнок доставляет им лишние хлопоты. Небрежное отношение к вещам говорит и о том, что ребёнок не ценит труд взрослых – и тех, кто эту вещь сделал, и тех, кто купил её, заработав деньги. Труд является одним из немаловажных факторов духовно- нравственного воспитания детей. Приобщая детей к труду, формирую ответственность за его результат. Особую значимость имеет труд детей в природе. Любовь к природе определяется также бережным отношением к ней. Первые трудовые умения дошкольников в дальнейшем переходят в прочные навыки, которые способствуют воспитанию важных нравственных качеств: трудолюбия, заботливости, чуткости, умение дружно работать. Старший дошкольный возраст имеет свою специфику. Она является переходной к новому виду деятельности – учебной деятельности, связанной с подготовкой к школе и закреплением нравственных знаний и представлений. Важно сформировать у детей положительное отношение к школе, учёбе, научить адаптироваться в новой обстановке; подготовить к принятию определённых отношений с учителем, к общению с одноклассниками, освоению позиции ученика. Формирование стремления учиться связано с осознанием серьёзности будущих обязанностей, с развитием представлений о долге. Но в то же время важно, чтобы ребёнок ждал начала учебного года с радостью, шёл в школу с желанием. Нельзя забывать о «вежливых» словах, которые помогают поддерживать доброжелательность в отношениях детей. Важно стремиться к тому, чтобы дети не относились к этим словам как к простой формальности. Большую помощь в преодолении этой проблемы окажут этические беседы. Словесное обоснование детьми нормы поведения, использование обобщённого правила как требования коллектива к участнику общей работы – всё это говорит о новой ступени развития нравственного сознания дошкольников, движении к формированию самосознания, коллективизма.

Оставить комментарий: