Открытый обобщающий урок в 10 классе по пьесе Н
Документы для скачивания
Открытый обобщающий урок в 10 классе по пьесе А. Н. Островского «Гроза» «Самоубийство Катерины – сила или слабость? » Тип урока: обобщение по теме «жертвы темного царства», их протест, их нравственный выбор. Вид урока: урок – исследование проблемы нравственного выбора. Форма урока: беседа( с элементами художественного чтения, использования технологий, дискуссии) . Цель урока: выявление аспектов жизни жертв «Темного царства», не позволивших или позволивших им сделать верный выбор в жизни, проанализировать отдельные фрагменты пьесы. Задачи: 1) познавательные: - вспомнить содержание пьесы «Гроза»; - выявить ситуации нравственного выбора героев пьесы; - сопоставить между собой «жертв темного царства»; - выявить сильные и слабые стороны представителей молодого поколения в пьесе; - совершенствовать работу с тестами; - подготовиться к контрольному тесту. 2) развивающие: - развитие внимания( при работе с фрагментами) ; - развитие мышления( наблюдения над поступками героев, выводы) ; - развитие воображения( связь с современностью) ; - развитие устной и письменной речи. 3) воспитательные: - воспитание чувства собственного достоинства; - формирование активной жизненной позиции; - преодоление страха перед нравственным выбором. Человек всегда свободен, он всегда волен сделать свой выбор: нет обстоятельств, которые бы сделали человека своим рабом, если он сам этого не захочет. Мишель де Монтень, французский юрист, политик и философ, занимавшийся проблемами морали. Замечательный писатель, о черкист. 16 век Ход урока I. Слово учителя. Ребята, здравствуйте. Наш разговор о творчестве А. Н. Островского постепенно подходит к логическому завершению. Мы на прошлых уроках познакомились с этапами жизненного и творческого пути Островского, подробно разобрали содержание пьесы «Гроза», жизнь обитателей города Калинова. И сегодня я хочу предложить вам остановиться на обсуждении проблемы нравственного выбора в этой пьесе. Сл айды. №1- 5 Целью нашего урока является: 1. Выявление аспектов жизни жертв « темного царства», не позволивших или. позволивших им сделать верный выбор в жизни; 2. проанализировать отдельные фрагменты пьесы; К обсуждению проблемы в качестве эпиграфа я взяла высказывание философа 16 в. М. Монтеня. Прав ли он, философ 16 века, произнесший этот афоризм? Над этим вопросом мы и будет рассуждать, взяв за основу содержание пьесы А. Н. Островского «Гроза». Проверка д ом. з адания. Учитель: Чтобы лучше понять образ Катерины и несовместимость с нормами и моралью « темного царства», вспомним прежний урок « Быт и нравы Калинова»- Кто из героев пьесы не относится ни к жертвам, ни к хозяевам г. Калинова? - Катерина. - Как вы думаете. Почему? - Она не подчиняет к себе никого и сама никому не подчиняется. 3 Изучение нового материала. 1. Из истории проблемы пьесы. Слово учителя: Напомню вам, что русская литература всегда отличалась глубиной своего идейного содержания, неустанным стремлением разрешить вопросы смысла жизни, гуманным отношением к человеку, правдивостью изображения. Русские писатели стремились выявить в женских образах лучшие черты, свойственные нашему народу. Только в русской литературе обращается так много внимания изображению внутреннего мира и сложных переживаний женской души. Положение женщины на протяжении всего времени существования Руси, Ро с сии менялось. Сегодня нас интересует полож ение женщины в России в 19 веке В ходе сегодняшнего урока мы должны ответить на проблемно- н равственный вопрос: «Самоубийство Катерины – сила или слабость? » слайд № 5 2. Положение женщин в Ро с сии( сообщение ученика. ) Слайд № 6 В первой половине 19 века положение России было во многих отношениях зависимым. До замужества она жила под непререкаемой властью родителей, а после свадьбы её хозяином становился муж. Основной сферой деятельности женщины, особенно низших сословий, была семья. Согласно принятым в обществе и закрепленным в « Домострое» правилам, она могла рассчитывать только на домашнюю роль- роль дочери, жены, работницы и матери. Духовные потребности большинства женщин, как и в допетровской Руси, удовлетворяли народные праздники и церковные службы. - Что такое домострой? Словарная работа( слайд №8) Домострой- памятник письменности 16 века, представляющий собой свод правил семейного быта. 2. Несколько слов из истории создания пьесы. Сл айд № 9( сообщение ученика) Путешествуя по Волге, А. Н. Островский задумал пьесу о положении Женщины в русском обществе, которую пишет в 1859 году. Через 20 лет он напишет еще одну пьесу на данную тему- «Бесприданница». Почему этот вопрос так волнует писателя? Ведь за указанный период, прошедший со дня написания «Грозы», в России произошли разительные перемены: русские купцы, например, надели европейские платья, по утрам они читают газеты и совершают моцион, ездят на ярмарку в Париж, да и дворяне не гнушаются браком с купеческими дочками. Главное, чтобы приданое было. В этот период обострился «женский вопрос» в связи с конкретными успехами в борьбе за высшее образование( 1872г. в Москве и Петербурге открылись женские курсы) . Старый уклад жизни рушился, уходили в прошлое патриархальные отношения – люди должны были приспосабливаться к новым условиям существования. Уч итель: А. Н. Островский не сомневается, что, несмотря на всё стремление женщин к равноправию и образованию, именно в любви происходит для них главное, основное. Свобода не даёт женщине счастья. Она борется, но предметом её борьбы является всё- таки не образование, не юридические свободы, а любовь избранника. В этой битве она страдает и вырастает духовно, но, поскольку её возлюбленный не готов к обладанию такой женщины, Е ё избежно ждёт разочарование. И героиня сегодняшнего урока – яркий пример этому. У читель- Д авайте. Ребята вспомним героев пьесы( слайд ы № 9- 14 герои пьесы) Учитель: - Островский придавал большое значение имени- образу- судьбе сл айд № 15 Учитель: Юрий Тынянов утверждал: «Все имена говорят…» О чем говорит имя главной героини урока? - Как вы понимаете слово «благопристойная»? - Подберите синонимы к этому слову. 4. Беседа по тексту пьесы Учитель: Почему Островский дал это имя героине? ученик: Я думаю, ее имя соответствует ее характеру. Она справедливая, честная, искренняя. Ученик: И отчество автор выбрал не случайно, Петровн а- что означает «камень». ЕЕ именем и отчеством драматург подчеркивает высокую нравственную силу, решител ь ность и твердость характера. Учитель: Напомню, что уже первое появление Катерины на сцене располагает к ней читателя. Разговаривая с Варварой, сестрой нелюбимого мужа, она не только благодарит ее за хорошее отношение, но и делится с ней своей мечтой: Монолог «Отчего люди не летают! . . . Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы. . . ». Аудио запись монолога. Сл айд. №16( Ж изнь в родительском доме) У читель: - Известно, что человека формирует его среда обитания, какие- то обстоятельства. - Почему Катерина предпочитает воображаемый мир реальному? учени к- ( Когда- то, еще не так давно, она жила в родительском доме, и тогда все было по- другому: «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла. . . ») учитель: - Чего не хватает Катерине в доме Кабановых? Ученик: ( Жизнь лишена живого, искреннего чувства, «как будто все из- под неволи») Учитель: - Чему учит Варвара Катерину? Ученик – Варвара учит Катерину говорить неправду. ( «У нас весь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало». ) Учитель: Как Катерина относится к обману? Ученик: ( Катерина, наоборот, не умеет обманывать: «Обманывать- т о я не умею, скрыть- то ничего не могу». Не любит она, и когда это делают другие: «Напраслину- то терпеть кому же приятно! ») - Учитель: Какие черты характера героини здесь проявляются? Ученик: ( Искренность, мечтательность, непосредственность, честность) У читель: - Уже во 2 действии, 2 явл ении мы узнаем, что Катерина любит Бориса и это чувство захватило ее целиком. Здесь она впервые признается в любви. Просмотр фрагмент а признания в любви Борису. Учитель: - Как раскрывается сила чувства героини? . Назовите ключевые фразы. Ученик: ( «Такая уж я зародилась, горячая. » «…уж коли мне здесь опостынет, так не удержать меня никакой силой… в окно выброшусь, в Волгу кинусь…») Учитель: Именно этими словами предопределяется все дальнейшее поведение Катерины и ее трагическая гибель. Чтение учителем сцены « Проводы Т ихона»( бор ьба Катерины за счастье) сл айд №17- 18 Учитель- Итак, Тихон уезжает в Москву по требованию матери. Катерина бросается перед ним на колени. Учитель: - О чем она просит? Ученик: - Чтобы муж не уезжал Учитель: - Почему она так поступает? - Она волнуется, потому что чувствует, что когда муж уедет, она может не выдержать и встретится с чужим человеком, которого полюбила. В душе у нее звучит голос совести. ) Учитель: Правильно. Совесть- это как бы внутренние весы; на них человек словно взвешивает действия, которые он совершил или собирается совершить: правильно- неправильно, хорошо- плохо, нравственно- безнравственно. У Катерины очень глубокая совесть, очень сильное чувство ответственности за свои поступки. Ее все толкает к Борису, но она пытается сделать последнюю попытку- уговорить мужа помочь ей: взять ее с собой, не уезжать или взять с нее страшную клятву. Но Тихон на такой поступок не способен. Порыв Катерины- ее попытка сделать Тихона своим другом и союзником; найти в нем опору, которая держала бы ее в семье. ( С чувством облегчения, чувством свободы произносит Тихон: «Да- с, маменька, пора ». . Цель Кабанихи – привести к полной покорности домашних и прежде всего своенравную Катерину. Тихон – орудие в руках Кабанихи. Но чем больше Катерину унижают, тем сильнее в ее душе пробуждается стремление к свободе, любви, счастью. Учитель: О чем говорит, ребята, эта сцена? В этой сцене обнаруживается, до каких крайностей доходит деспотизм Кабанихи. Выясняется полная неспособность Тихона не только защитить, но и понять Катерину. Эта сцена объясняет решение Катерины пойти на свидание с Борисом. Какую роль играет сцена? – ученик: отчаянная попытка Катерины предупредить бе ду, заставить себя любить мужа. Вывод: - Какой же предстает перед нами Катерина по этим двум эпизодам? Какие черты характера развились у нее в процессе такой жизни? Сл айд № 19( черты характера…) Ученики поочередно называют основные черты характера героини, открывающиеся на слайде: непосредственность, доброта, честность, мужество, стремление к свободе, мечтательность, моральная чистота, страстность и поэтичность натуры) РАБОТА С МОНОЛОГОМ О КЛЮЧЕ Учитель: Итак, Катерина живет по законам: «Ведь я замужем, мне с мужем жить до гробовой доски» Церковный брак для нее святыня. Любовная страсть к Борису шепчет ей соблазны по ночам, зовет ее, обнявшись, кататься на лодке и на тройке. И страсть эта приходит в противоречие с религиозным долгом. Обратите внимание на д ействие 2 явл ение 10. - Какая деталь здесь передает внутреннее состояние героини? Ученик: - ( Ключ) Учитель- Ключ держат в руках многие известные нам литературные персонажи- Кого вы можете назвать? И для чего им ключ? Ученик: Он запирает и отпирает сундуки Барона; связка ключей от многочисленных кладовых, сараев, погребов в поместье Плюшкина висит у него на поясе У читель: Действительно. «Запирают», закрывают в себе все лучшее, человеческое Барон, Плюшкин – это мотив «души». И лишь Катерине в «Грозе» ключ открывает дорогу к любви, к счастью. Катерина, держа в руках ключ от садовой калитки, идет навстречу любви. Давайте убедимся в этом: чтение монолога наизусть учеником. Сл айд. №20( Б орьба Катерины за счастье) Основное значение сцены? - Здесь проявляетс я победа естественного чувства К атерины нал домостроевскими догмами нравственности. В начале она в смятении. Ее речь полна коротких фраз, повторов. з атем идут горькие раздумья Катерины о жизни в неволе. Речь ее становится более сдержанной. Последние слова звучат как страстный гимн любви Учитель- Вы должны были провести работу по определению, что такое «ЛЮБОВЬ» и с какими ассоциациями оно у вас связано. Ученик: ( В словаре Ожегова – Любов ь- «чувство самоотверженной, сердечной привязанности») - А что такое любовь для Катерины? Ответ попытаемся найти в д. 4( явл ение. 6) . Слайд ы №22- 23 Один из последних поступков Катерина совершает во время грозы. Тихон вернулся из Москвы. Кабановы вышли погулять всей семьей на берег Волги. Разразилась гроза. Гуляющие люди зашли в узкую галерею. На стенах- старые потемневшие картины с изображением страшных мук, ожидающих грешников после смерти на том свете, в аду. Здесь горят огромные костры, куда слуги дьяволовы бросают грешников. Поэтому ад называли геенна огненная( древнее церковное слово означает “ад” в переводе с греческого языка) . Сл айд № 21 Катерина- верующий, религиозный человек. Для нее эти картины “темной старины заветные преданья ”Н о главное- голос ее совести, так как она считает себя грешницей. Варя старается ее удержать. Учитель: Как же поступит Катерина? Ведь она знает, что если во всем признаться при людях и Кабанихе, ее “сживут со свету”. Признание К атерины- фрагмент фильма Ученик: - Так что же, значит, лучше помолчать? Но тут Катерина встречается глазами с Борисом, слышится крик полусумасшедшей барыни, снова гремит гром. . . А страшнее всего голос собственной совести. И Катерина совершает поступок, небывалый для людей, привыкших к нравам “темного царства”- признание Катерины( действие 4, явление 6) Учитель: Не смогла удержать Катерина- чистая, искренняя женщина своего признания. Кабаниха обрадовалась: ведь у нее давно идет спор с невесткой давать ли человеку волю или крепко держать на цепи, в неволе. Это спор и с сыном, который по- своему любит жену. Свекровь считает, что именно “воля” привела Катерину к ее “греху”. Катерина сама принародно раскаялась, сама себя прокляла и отдала себя на суд людей за собственное своеволие. . Учитель: –Ребята, а если она не раскаялась? Учитель: Если в монологе с ключом и в сцене свидания раскрывается победа любви в душе Катерины, то в сцене покаяния отчетливо обнаруживается сила тяготеющих над героиней норм религиозной нравственности. Но можно ли считать ее покаяние слабостью? - Но нет, Кабаниха, оказывается, не победила. Через несколько дней. Катерина совершает новый неожиданный поступок- побег из дома Кабановых, последняя встреча с Борисом, ( действие 5, явление 3) . - Попробуем сами подумать за героиню: что ей оставалось делать, куда пойти, какой путь выбрать? 1) Догнать Бориса и попробовать уговорить его. Как вы считаете, можно надеяться на это? 2) Побежать в родной дом, к своим родителям, искать у них защиты. Но они тоже купеческая семья, там тоже царят законы “домостроя”. Младшие члены семьи должны были подчиняться старшим. Муж имел полную власть над женой и детьми. 3) Катерина вернется к Кабанихе, повинится снова в своих грехах и будет во всем покоряться свекрови и мужу. Варя- да. Катерина- нет. Дом Кабановых- для нее тюрьма, а она- вольнолюбивая и непокорная. Мечтает быть свободной, летать, как птица “а уж коли очень мне опостылеет, так в окно выброшусь, в Волгу кинусь, не хочу здесь жить, так и не буду. . . ”. Учитель: - Так чем же для Катерины стала любовь? ( Грех, погибель – слайд 23) о тветы учеников: 1. Катерина принимает решение умереть. . . Она решилась на самоубийство: с высокого обрыва кинулась она в Волгу, в свой последний полет, покончила с собой. В тех условиях она не могла поступить иначе: так она опять проявила свой характер- доказала, что для нее лучше смерть, чем неволя. Свой поступок Катерина совершила в условиях необычных, исключительных, безвыходных. При этом она проявила снова большую волю, и даже отвагу. Ведь христианская религия объявила самоубийство смертным грехом и запретила молиться за самоубийц. А Катерина, хотя она и религиозный человек, говорит: “Кто любит, тот будет молиться”. Любовь к человеку и ненависть к самодурству, к неволе для нее сильнее всех церковных запретов. 2. Причина- в неясном для самой Катерины ощущении кризисности бытия: прежние моральные принципы устарели, а новые она не может воспринимать иначе, как грех. Виновны окружающие, набожность, замкнутый образ жизни: дом, вышивания, рассказы богомолок не подготовили Катерину к жизни с друг ими правилами. Она жертва «собственной чистоты») . ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА: ( слайд 26- 28) Учитель: - Так что же представляет собой гибель Катерины- силу или слабость? Ученики: - силу Заключительное слово: Катерина Кабанова заметно выделяется на фоне героинь Островского, описанных в предыдущих пьесах. С одной стороны, она продолжает линию « москвитянинского » периода, поскольку выражает веру в творческие начала национального характера; с другой стороны- п ротивостоит, поскольку отрицает застойные явления патриархального быта. Пьеса «Гроза» посвящена судьбе русской женщины из купеческой семьи в переходную эпоху. В образе Катерины Островский воплотил народный героический характер. Поэтическое, образное восприятие действительности, «горячее сердце», честность- таковы основные черты ее нравственно- п сихологического облика. Катерина искренне верит в Бога, но дважды нарушает его заповеди, потому что чувство личной свободы оказывается для нее важнее религиозных законов. Проверочный тест( 29- 32) Оценки. Дом. з адание. ( Слайд 33) Ребята, представьте, что вы корреспонденты. Вы должны написать статьи на следующие темы: 1. Дело по следам утопленницы 2. Жизнь по законам « Домостроя» МБОУ «Сосновская вечерняя( сменная) СОШ при ИК- 7» Открытый обобщающий урок в 10 классе по пьесе А. Н. Островского «Гроза» Учитель: Пиваева Т. С.
- Конспект НОД "Моя семья" в старшей группе
- Дополнительная общеразвивающая программа «Футбол для дошколят»
- Консультация для родителей «Роль семьи в речевом и познавательном развитии ребенка раннего возраста»
- Консультация для воспитателей "Современные образовательные технологии в ДОУ"
- Технологическая карта по организации с-р игры