«Развитие и формирование элементарных математических представлений у детей 3-4 лет»
Документы для скачивания
«Развитие и формирование элементарных математических представлений у детей 3- 4 лет » Большое значение в умственном воспитании детей имеет развитие элементарных математических представлений. Занятия по элементарной математике формируют умственную деятельность, творческое и вариативное мышление на основе привлечения внимания детей к количественным отношениям предметов и явлений окружающего мира. Следует отметить, что материал, используемый на занятиях по математике, развивает умение четко и последовательно излагать свои мысли, общаться друг с другом, включаться в разнообразную игровую и предметно- практическую деятельность, для решения различных математических проблем. Чем должны заниматься родители для р азвитие элементарных математических представлений у детей от 3 до 4 лет. Количество. Учить детей составлять группу из однородных предметов и выделять из неё один предмет; различать понятия «много», «один», «по одному», «ни одного»; находить один и несколько одинаковых предметов в окружающей обстановке; понимать вопрос «С колько? »; при ответе пользоваться словами «много», «один». Учить сравнивать две равные ( неравные) группы предметов на основе взаимного сопоставления элементов ( предметов) . Познакомить с приемами последовательного наложения и приложения предметов одной группы к предметам другой; понимать вопросы: «Поровну ли? », «Чего больше( меньше? »; отвечать на вопросы, пользуясь предложениями типа: «Я на каждый кружок положил грибок. Кружков больше, а грибов меньше» или «Кружков столько же, сколько грибов». Величина. С детства родители должны у чить детей сравнивать предметы контрастных ( одинако вых) размеров; при сравнении величины предметов соизмерять один пред мет с другим по заданному признаку, пользуясь приемами наложения и приложения, обозначать результат сравнения словами: длинный — корот кий, одинаковые( равные по длине, ш ирокий — узкий, одинаковые( рав ные по ширине, высокий — низкий, одинаковые равные — по высоте, большой — маленький, одинаковые ( равные по величине) . Форма. Учить детей различать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник; обследовать форму фигур, используя осязание и зрение. Ориентировка в пространстве. Учить ориентироваться в расположении частей своего тела: г олова, ноги, правая/ левая рука и др. и в соответствии с этим различать пространственные направления от себя: впереди – позади сзади, вверху – внизу, справа ( слева) – направо( налево) . Учить различать правую и левую руки. Ориентировка во времени. Учить ори ентироваться в контрастных част ях суток: день — ночь, утро — вечер. Перед школой дети должны: • Группировать предметы по цвету, форме, величине. • Составлять группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы. • Находить в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов. • Сравнивать два контрастных по величине предмета, используя приемы наложения, приложения их друг к другу; показывать, какой из предметов длинный — короткий, широкий— уз кий, высокий — низкий. • Различать круг и квадрат, предметы, имеющие углы и круглую форму. Понимать слова: * В переди — сзади, вверху — внизу, слева — справа, на, над —п од, верхняя — нижняя ( полоска) . * Развитие элементарных математических представлений у детей от 4 до 5 лет. Количество и счет. Родители должны детям дать представление о том, что множество ( группа) м ожет состоять из разных по качеству, предметов ( разного цвета, формы, размера) . Необходимо учить сравнивать эти предметы, определяя их равенство или неравенство на основе составления пар ( не прибегая к счету) . Вводить в речь детей выражения: «Здесь много кружков, одни — красного цвета, а другие — синего; красных кружков больше, чем синих, а синих меньше, чем красных». Учить считать до 5, пользуясь правильными приемами счета: называть числительные по порядку; соотносить каждое числительное только с одним предметом пересчитываемой группы; относить последнее числительное ко всем пересчитанным предметам, например: «Один, два, три — всего три кружка». Учить сравнивать две группы предметов, именуемые числами 1- 2, 2- 2, 2- 3, 3- 3, 3- 4, 4- 4, 4- 5, 5- 5. Формировать представление о равенстве ( не равенстве) групп предметов на основе счета: «Здесь один, два зайчика, а здесь одна, две, три елочки. Елочек больше, чем зайчиков; 3 больш е, чем 2, а 2 меньше, чем 3». Учить уравнивать неравные группы двумя способами, добавляя к меньшей группе один ( недостающий) предмет или убирая из большей группы один ( лишний) предмет , например: « к 2 зайчикам добавили 1 зайчика, стало 3 зайчика и елочек тоже 3. Елочек и зайчиков поровну — 3 и 3» или: «Елочек больше( 3, а зайчиков меньше ( 2) . Убрали 1 елочку, их стало тоже 2. Елочек и зайчиков стало поровну 2 и 2». Учить отсчитывать предметы из большего количеств а; приносить, вы кладывать определенное количество предметов по образцу или заданному числу ( отсчитай 4 петушка, принеси 3 зайчика) . Учить считать предметы на ощупь, на слух, считать движения. Учит ь на основе счета устанавливать равенство ( неравенство) групп предметов в ситуациях, когда предметы в группах расположены на разном расстоянии друг от друга, когда они отличаются по размерам. Величина. Совершенствовать умение сравнивать два предмета по величине ( длине, ширине, высоте) путем непосредственного наложения и приложения их друг к другу. Учить соизмерять предметы по двум признакам величины( красная лента длиннее и шире зеленой, желтый шарфик короче и уже синего и т. д. ) . Учить детей устанавливать размерные отношения между 3- 5 предмета ми разной длины, ширины, высоты: располагать их в определенной после- довательности —в порядке убывания или нарастания величины; обозначать словом размерные отношения предметов в ряду: «Эта башенка — высокая, эта — пониже, эта — еще ниже, а эта — самая низкая». Форма. Развивать представление детей о геометрических фигурах: шаре, кубе, цилиндре, круге, квадрате, треугольнике. Учить выделять особые признаки фигур с помощью осязательно- двигательного и зри тельного анализа ( наличие или отс утствие углов, устойчивость, по движность) . Познакомить детей с прямоугольником, сравнивая его с кругом, квадратом, треугольником. Учить различать и называть прямоугольник. Формировать представление о том, что фигуры могут быть разных размеров: большой — маленький куб ( шар. ц илиндр, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) . Учить соотносить форму предметов с геометрическими фигурами: та релка — круг, платок — квадрат, мяч — шар, стакан — цилиндр, окно, дверь прямоугольник и др. Ориентировка в пространстве. Совершенствовать умение определят ь: направление от себя, двигаться в заданном направлении ( вперед — назад, направо — налево, вверх — вниз) ; обозначать словами положение предмет по отношению к себе( «передо мной стол», « справа от меня дверь», «слева — окно», «сзади на полках — игрушки») . Познакомить с пространственными отношениями: далеко — близко ( дом — близко, а березка — далеко) . Если родителю занимаются с детьми, то перед школой дети могут: • Различать, из каких частей составлена группа предметов, называть их характерные особенности ( цвет, форму, величину) . • Считать до 5( количественный счет, отвечать на вопрос «Сколько всего? ». • Сравнивать две группы путем поштучного соотнесения предметов ( составления пар) . • Раскладывать 3- 5 предметов различной величины ( длины, ширины, высоты) в возрастающем ( убывающем) порядке; рассказывать о величине каждого предмета в ряду. • Различать и называть треугольник, круг, квадрат, прямоугольник; шар, куб, цилиндр; знать их характерные отличия. • Находить в окружающей обстановке предметы, похожие на знакомые фигуры. • Определять направление движения от себя ( направо, налево, вперед, назад, вверх, вниз) . • Различать левую и правую руки. • Определять части суток.
- Конспект НОД "Моя семья" в старшей группе
- Дополнительная общеразвивающая программа «Футбол для дошколят»
- Консультация для родителей «Роль семьи в речевом и познавательном развитии ребенка раннего возраста»
- Консультация для воспитателей "Современные образовательные технологии в ДОУ"
- Технологическая карта по организации с-р игры