Кто такой учитель - дефектолог
Документы для скачивания
Учитель- дефектолог – это специалист в области изучения, обучения, воспитания и социализации детей с отклонениями в развитии. Иными словами учитель- дефектолог в узком смысле – это коррекционный педагог. Учитель- д ефектолог- это педагог, который поможет вашему малышу познать всё или почти всё из того, что он должен знать по возрасту, но не успел в силу особенностей своего развития. Дефектолог поможет компенсировать недостатки в развитии ребенка. Он умеет преподнести программный материал, исходя из особенностей ребёнка, из того, насколько у него развиты те или иные познавательные процессы. В случае детей с негрубыми нарушениями психических функций, дефектолог своими методами может что- то изменить: «подтянуть» по программе, подключить наглядность, телесность и таким образом минимизировать пробелы в знаниях и развитии. И дальше ребенок может справляться с учебной программой без участия дефектолога. Для чего нужен учитель- дефектолог? 1. Дефектолог в детском саду проводит полное и подробное обследование каждого ребенка на предмет особенностей его речевого, познавательного и социального развития, в процессе которого он определяет способности ребенка к обучению и к игре, что помогает ему организовать работу с этим ребенком так, чтобы максимально компенсировать и подкорректировать выявленные нарушения развития. 2. Дефектолог повышает познавательную активность детей и при этом развивает основные психические процессы, такие как мышление, воображение, внимание, любознательность, память, восприятие. 3. Деятельность дефектолога направлена на развитие коммуникативной деятельности детей и развития игровой способности, которая является главным видом деятельности для детей этого дошкольного возраста. Непосредственно образовательная деятельность с детьми проводится в соответствии с Программой С. Г. Шевченко «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития», допущенной Министерством образования Российской Федерации по блокам: - Развитие элементарных математических представлений; - Ознакомление с окружающим миром и развитие речи; - Развитие речевого( фонематического) восприятия и подготовка к обучению грамоте; Вся деятельность проводится с учетом особенностей каждого ребенка персонально. Кроме непосредственно образовательной деятельности с ребенком в детском саду учителя- дефектологи консультируют педагогов и родителей в вопросах воспитания и развития ребёнка. Дорогие родители, не бойтесь обращаться за помощью к дефектологам. Специалист поможет вам в организации условий раз вития и обучения вашего ребенка! ! !
Кто такой учитель- дефектолог? Пр облема заключается в выражении: «Никто не знает кто такой дефектолог, но все знают с кем он должен заниматься». Когда речь заходит о учителе- дефектологе, многие родители впадают в панику. Многие из них начинают возмущаться: Какой еще дефектолог! ! ! У моего ребенка нет никаких деф ектов! ! ! Он у нас нормальный! ! ! М ногие родители думают, что уж если попал ребенок к дефектологу, так значит теперь у него проблемы на всю жизнь. Дефектолог- это специалист, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья. Так же учитель- дефектолог занимается с детьми, испытывающими трудности в обучении. Иными словами, учитель- дефектолог занимается с детьми, которые не усваивают и не обучаются по программе о бщеобразовательной школы. А так же он может заниматься с детьми, которые по различным причинам немного не усваивают программу общеобразовательной школы или же испытывают трудности при обучении. В основном это учащиеся начальной школы. Работа учителя- дефектолога заключается в умственном развитии ребенка и развитии его познавательных способностей. Какие проблемы выявляют и решают дефектологи? На сегодняшний день очень часто в средствах массовой информации встречается такой термин «дети с особенными потребностями, дети с нарушением психофизического развития». Так вот, кого мы подразумеваем? Это прежде всего: дети с нарушением зрения( слепые, cлабовидящие) ; дети с нарушением слуха( глухие, слабослышащие) ; дети с нарушением речи; дети с диагнозом ранний детский аутизм; дети с нарушением опорно- двигательного аппарата, в том числе и дети с детским церебральным параличом; дети с задержкой психического развития; дети с умственной отсталостью; дети с неврологическими заболеваниями. К категории детей с особенными потребностями относятся и одаренные дети. Специалисты- дефектологи работают с детьми с особенными потребностями. И главная задача дефектологов раннее выявление таких детей, оказание им психолого- медико- педагогической консультации, коррекционной помощи, определение адекватных условий для воспитания и обучения таких детей. Специалисты, которые занимаются детьми с особенными потребностями. - с детьми, у которых есть нарушение зрения( слепые, c лабовидящие) - дефектологи- тифлопедагоги, - с нарушением слуха( глухие, слабослышащие) - сурдопедагоги, - с нарушением речи – логопеды, - с нарушением интеллекта- олигофренопедагоги, - с нарушением психики – психиатры. И вот исходя из этого в психолого- медико- педагогической консультации работают такие специалисты: заведующая – дефектолог, психиатр, олигофренопедагог, логопед, практический психолог. Да, Ваши дети особенные, Ваши дети самые лучшие и это действительно так, если к ним найти индивидуальный подход, разработать для них коррекционную программу, проводить периодически медицинское обследование и лечение( по показаниям врача) . Главное, чтобы у родителей и специалистов, которые работают с ребенком, были доверительные отношения, взаимопонимание и тогда успехов Вашему ребенку не избежать. В ывод: прислушивайтесь к советам специалистов, не запускайте детские проблемы, ведь они, как и болезнь, не проходят сами по себе, лучше предупредить проблему чем потом ее лечить, делайте все вовремя. К акие проблемы выявляют и решают дефектологи? Профессия дефектолога находится на стыке медицины и педагогики и включает в себя множество специальностей: сурдопедагог( работает со слабослышащими детьми) , олигофренопедагог( с недостатками умственного развития) , тифлопедагог( с недостатками зрения) , логопед( с речевыми нарушениями) . С чего начинается работа учителя – дефектолога? 1. Р абота дефектолога начинается с диагностики. Диагностика проводится не один раз. И диагностика осуществляется только по запросу- педагогов и родителей. 2. Параллельно с диагностикой выявляю тся те трудности и проблемы, которые могут возникнуть у ребенка, если вовремя не скоррект ировать нарушение. 3. На основании проведенной диагностики и выявления ближайшей зоны развития ребенка составляется индивидуальная коррекционно- развивающая программа на каждого ребенка или на группу детей. 4. Затем уже осуществляется сам коррекционный процесс, который осуществляется в проведении групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий. 5. Параллельно с коррекцией осуществляется динамическое наблюдение за всем учебным процессом ребенка, причем не только на дефектологических занятиях. 6. И дет консультация педагогов и род ителей по интересующим вопросам Цель работы дефектолога- коррекция пробелов в развитии. Работа учителя- дефектолога сод ержит очень много направлений, о сновными из которых являются следующие: 1 блок «развитие психомоторики и сенсорных процессов». Это очень большой блок, основным направлением из которого корригируется мелкая моторика. Ведь как известно, если не развита мелкая моторика- нет письма, нет письм а- нет и связной речи. 2 блок «формирование пространственно- временных отношений». Здесь изучаются не только такие понятия, как «право и лево», но и такие как «правый верхний угол», «левый- нижний угол», «2- х мерное и 3- мерное пространство». При недоразвитии этого направления могут возникнуть проблемы с чтением и письмом. 3 блок «умственное развитие». Тоже очень большое направление, в котором корригируются ВПФ, такие как память, мышление, анализ и синтез и др. 4 блок «нормализация ведущей деятельности возраста». Как известно у учащихся ведущей деятельностью возраста является учебная. К сожалению, так далеко не у всех, особенно у учащихся начальной школы и у учащихся, обучающихся по коррекционным программам 8 и 7 вида. У них как правила очень долгое время ведущей деятельностью возраста является игровая. 5 блок «формирование представлений о предметах и явлениях». В этом направлении корригируются те проблемы, которые возникли в связи с пробелами в предшествующем развитии. Например, ребенок не ходил в детский сад. Здесь формируются такие представления как цвет, форма, размер и др. это тоже очень важное напр а вление, т. к. оно является предпосылкой развития математического навыка. 6 блок «обогащение словаря и развитие связной речи». Название этого направления говорит само за себя и конечно оно больше относится к логопедам, но и дефектолог не должен обходить его стороной. 7 блок «готовность к восприятию учебного материала». Это блок направлен в основном на учащихся 1- го класса. Он помогает им подготовиться к изучению большого количества нового учебного материала. 8 блок «формирование умений и навыков, необходимых для усвоения программного материала». Этот блок направлен в основном на учащихся 2- 4- х классов. В результате коррекции по данному направлению у учащихся формируются те знания и умения, которые помогают усвоить им учебный материал. Как видно из вышесказанного, учитель- дефектолог не учит детей математике или русскому языку( хотя данные занятия осуществляются в коррекционном процессе) . Учитель- дефектолог корригирует причину возникшей трудности, вследствие чего и происходит коррекция нарушенных функций. Например, из- за несформированности пространственных представлений вытекают трудности письма, чтения. Их можно компенсировать как работой, направленной непосредственно на формирование чтения и письма( чем и занимается учитель) , а так же и развитием пространственных представлений у ребенк а( чем и занимается дефектолог) Кабинет дефектолога- это некая сказка, куда попадают дети. Структура моих дефектологических занятий очень разнообразна и интересна. Набор развивающих пособий настолько велик, что дети с большим интересом занимаясь, вроде бы простыми играми, не замечают, как чему- то учатся. Каждое занятие представляет собой целый комплекс по развитию познавательной деятельности, моторики, речи, фонетического слуха и др. На занятиях используются игрушки, картины, книги, компьютер, песок, шишки, пуговицы, кукольный театр и много другого разнообразного дидактического материала. Примеры занятий 1. П ознавательные раскраски На первый взгляд обычная раскраска. На самом деле отрабатывается математический навык. Т. е. чтобы раскрасить картинку- надо решить примеры. Определенный цвет соответствует определённой цифре. В итоге формируются не только математические навыки, но и сенсорные процессы( закрепление цвета) , закрепляются пространственные навыки и развивается мелкая моторика. 2. Работа с фланелеграфом. На данном занятии отрабатывается пространственно- временное направление. Изучаются времена года. Вроде бы ничего необычного, но детей приводит в дикий восторг, когда обычные бумажки без клея приклеиваются к ткани. Для них это настоящее волшебство. В дополнен ие развивается мышление, мелкая моторика, речь. 3. Работа с песком. Тоже ничего необычного…. Но если закрыть глаза…. Сунуть ручки в этот теплый песочек… представить, что в небе светит яркое солнышко, что рядом поют птички…. В результате- развитие мелкой моторики, сенсорных процессов, воображения, речи. Так же в данном пособии можно отрабатывать навык счета и чтения. 4. Р абота с прищепками. С помощью прищепок добавляем недостающие элементы. В результате корригируется не только мелкая моторика, но и связная речь, мышление, лексика. Вывод: каждый родитель должен изменит ь свое мнение о коррекционных дефектологических заня тиях и позволить своему ребен к у посещать такие интересные и увлекательные занятия.
- Конспект НОД "Моя семья" в старшей группе
- Дополнительная общеразвивающая программа «Футбол для дошколят»
- Консультация для родителей «Роль семьи в речевом и познавательном развитии ребенка раннего возраста»
- Консультация для воспитателей "Современные образовательные технологии в ДОУ"
- Технологическая карта по организации с-р игры