a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

«Совместная работа детского сада и семьи в вопросах воспитании и развития детей»

Автор: Завалина Ольга Анатольевна Опубликовано: 2016-11-28 18:38:53

Общее родительское собрание Тема собрания «Совместная работа детского сада и семьи в вопросах воспитании и развития детей» Повестка собрания: 1. Выступление «ДОУ – семья- пути сотрудничества»( презентация) заведующий 2. «Работа с родителями в группах детского сада» выступления родителей групп. 3. Награждение родителей и педагогов Благодарственными письмами. 4. Видеофильм «Наши замечательные родители». 5. Выступление «Типичные ошибки семейного воспитания» педагог- психолог 6. Разное «ДОУ – семья- пути сотрудничества» Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание. Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям. Да родители очень часто обвиняют детский сад, школу в недополучении детьми не только знаний, но и воспитани я. Давайте попробуем ответить на вопрос- Кто же все таки должен заниматься воспитанием ребенка: детский сад или семья? Или работа должна вестись сообща? Если посмотреть нормативно- правовые документы, то сразу становится понятно, что за воспитание детей несут ответственность родители, и именно они являются первыми педагогами, все другие социальные институты( детские сады, школы) призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Сегодня в обществе идёт становление новой системы дошкольного образования. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования, закон «Об образовании в РФ» обязывает педагогов и родителей стать равно ответственными участниками образовательного процесса. Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение и в ряде других нормативно- правовых документах, локальных актах дошкольного учреждения. Д етский сад в течение многих лет проводит планомерную работу с родителями, на протяжении трех лет делился своим опытом работы по этому направлению в рамках работы городской методической площадки. Жизнь быстротечна, меняется стремительно окружающая нас действительность, меняемся мы, система образования и настал такой период, когда возникла необходимость в поиске новых современных форм и методов сотрудничества с семьей. Наша встреча сегодня поможет понять каковы Ваши запросы, и какие формы работы с вами наиболее востребованы и необходимы. Предлагаю подвести промежуточный итог нашей работы и определиться с запросами и формами работы в дальнейшем. Для того давайте озвучим те формы работы, которые используются педагогами в работе – это формы как традиционные, так и новые. В группах оформлены «Угол к и для родителей», где помещаются консультативные материалы по всем разделам программы. В специальных папках имеются подборки методических рекомендаций для родителей, составленных педагогами и специалистами ДОУ. По вопросам сохранения и укрепления здоровья дошкольников старшей медсестрой оформлены специальные «Уголки здоровья», где родители могут получить всю интересующую их информацию. В течение года заведующим, старшим медицинским работником, логопедом, психологом, специалистами проводятся индивидуальные консультации с родителями. Во всех группах в мае для выявления наиболее приемлемых и эффективных форм работы с родительской общественностью проводится анкетирование. Согласно полученным данным, наиболее популярными являются мероприятия с участием детей и родителей, участие в тематических выставках совместного творчества. С большим успехом проходит «День открытых дверей». Родители посещают занятия и другие мероприятия с участием детей. Пишут отзывы, пожелания педагогам. Эта форма работы им особенно нравится, так как позволяет увидеть реальные достижения каждого ребенка. Самая популярная и любимая, как воспитателями, так и родителями форма работы – досуговая. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества, проявления творчества.   Родители принимают  активное участие в соревнованиях и развлечениях.   Особые положительные эмоции вызывает День матери который проводится в детском саду не первый год, после данного мероприятия бывает очень много откликов о подготовке и проведении мероприятия. Большая работа проводилась и инструктором по физическому воспитанию. У нас стали традиционными физкультурно- музыкальные праздники: «Мама и я – спортивная семья», «Рыцарские турниры», " Аты, баты хочу в солдаты. В спортивных мероприятиях есть возможность наблюдать своего ребенка в коллективе сверстников, оценить его физическую подготовку. А участие родителей- создает хороший эмоциональный настрой, дарит огромную радость от взаимного общения. Акции. Позволяют найти у родителей и детей общие интересы или умения. Родители помогают воспитателям в группе, обустраивают и украшают прогулочные участки, помогать в организации мероприятий. Как отмечают педагоги, активно родители посещают групповые собрания. Новые формы работы с родителями «Школа заботливого родителя»- для родителей детей раннего возраста. Родители на занятиях получают не только теоритические знания по воспитанию и развитию детей, но и приобретают практические навыки. Занятия проводятся для родителей трех групп и есть возможность родителям познакомиться и пообщаться. В детском саду функционирует с ноября месяца «Консультационный центр». Специалисты ДОУ – учитель- логопед, педагог- психолог, воспитатель оказывают консультационную помощь родителям, чьи дети не посещают еще дошкольные учреждения. Семинары – практикумы( не только теоритическую, но и практическую часть содержит данная форма работы. Очень востребован данный вид работы молодым семьями. Проведен семинар- практикум педагогом- психологом, «Семья на пороге школьной жизни», учителем- логопедом «Если ребенок плохо говорит». Газета ДОУ" Родни чок- удивительный мир детства" приобрела новое оформление и содержание. Родители участвуют в выпусках газеты: родители охотно делятся своими секретами по воспитанию детей, традициями своей семьи, высказать свою активную жизненную позицию. Призываем в сех быть активными. Материалы в газету можно передать редактору газеты воспитателю группы № 1 Дорониной А. А. или воспитателю своей группы. Эффективным средством взаимодействия детского сада и семьи, на наш взгляд, является совместная проектная деятельность воспитателей, родителей и детей. В группах реализуются проекты" Моя родословная" , " Поможем детям детского дома" , «Хорошо там и тут, где по имени зовут» и т. д. Участие в дистанционных конкурсах Родители являются инициаторами участия детей в дистанционных творческих конкурсах. Воспитанники ДОУ только в 2013 году являются победителями и лауреатами международных конкурсов «Мир вокруг нас» «У меня зазвонил телефон», «Скоро в школу» «О чем мечтают дети» «Настроение моего города», «Веселые страшилки». Сайт, как одна из форм работы с родителями Для совершенствования образовательного процесса и информирования родителей мы – дошкольное учреждение активно используем Интернет- сайт ДОУ, куда выкладываются регулярно нормативно- правовые документы федеральные, региональные, муниципальные, локальные акты ДОУ, имеется информация о сотрудниках, памятки и консультации, новости из жизни детского сада, фотографии с различных мероприятий. Через сайт можно задать вопрос заведующему, специалисту; о ставить свой отзыв о мероприятии, о работе учреждения или внести предложение. По результатам опроса педагогов хотелось бы назвать положительные результаты нашей совместной работы: 1. У меньшилось количество родителей – наблюдателей, родители принимают активное участие в жизнедеятельности сада. 2. Изменился характер вопросов родителей к педагогам и специалистам. Присутствует живой интерес родителей по вопросам развития ребенка. 3. Родители проявляют интерес к жизни дошкольного учреждения и группы. 4. П овысилась психолого- педагогической грамотности родителей. 5. О тсутствие конфликтных ситуац ий между воспитателями и семьей. А теперь хотелось бы услышать, уважаемые родители, ваши отзывы о работе детского сада по работе с семьей, о тех совместных мероприятиях, которые проводятся в группах, о том, какую информацию вы хотели бы получить в будущем, и какие формы работы для вас интересны. Выступление родителей « Работа с родителями в группах детского сада». Пожелания, предложения. 3. Награждение родителей и педагогов Благодарственными письмами. Хотелось бы сказать об одном важном моменте. Каждый человек, сделав какую – ни будь работу, нуждается в оценке своего труда. «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных намерениях», - писал Ф. Ларошфуко. Я думаю, что это актуально всегда и везде. Подводя итоги работы за 2013 год, педагогический коллектив и администрация детского сада вручает благодарственное письмо и выражает признательность за активное участие в жизни детского сада, следующим родителям… Слова благодарности объявляют родители сотрудникам группы №. . . 4. Видеофильм «Наши замечательные родители» Предлагаем посмотреть и вспомнить совместные мероприятия, которые были проведены в дошкольном учреждении в 2013 году. 5. «Типичные ошибки семейного воспитания» педагог – психолог Детство- уникальный период,  который никогда не повторится. У нас педагогов и родителей нет права на ошибку. ( Из концепции дошкольного воспитания) Традиционно главным институтом воспитания ребенка является семья. То, что ребенок приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. В семье закладываются основы личности ребенка. Но семья может выступать как в качестве положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие состоит в том, что никто, кроме самых близких людей не относится к ребенку лучше, не заботиться о нем так сильно. Вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. А вы никогда не задумывались о том, как вашу семью воспринимает ваш ребенок. Для выяснения внутрисемейных отношений психологи часто используют тест «Рисунок семьи» Я вам предлагаю рассмотреть несколько вариантов рисунков детей на тему «Моя семья». Посмотрите на этот рисунок. Он выполнен с большой любовью и заботой ребенком. Во время рисования она называет всех членов семьи ласково, посмотрите, как все прорисованы, какие краски выбраны ребенком. Создается впечатление сплоченной и дружной семьи, они идут все вместе, взявшись за руки. ( Рис. 1) На рисунках внизу тоже нарисованы достаточно благополучные отношения в семье. ( Рис. 2, Рис. 3) А теперь обратите внимание на следующий рисунок. Ребенком изображены все члены семьи, но стоят они друг от друга на расстоянии, а малыш стоит отдельно. У всех отсутствуют уши- орган для того, чтобы слышать собеседника. И сам ребенок говорит во время рисования «Да, родителям некогда общаться. Они часто ругаются, почти каждый день. Я хочу сходить на каток, но им всегда некогда. Обещали сходить в выходные, но опять у них были дела. ( горько вздыхает) . Как общаются и занимаются с ребенком нетрудно предположить. ( Рис. 4) А на следующем рисунке ребенок нарисовал себя отдельно от родителей, отделив их деревьями. Себя ребенок изобразил черным цветом. Рука нарисована только у папы и всего одна. Что можно предположить в данной ситуации? ( Рис. 5) П редлагаю рассмотреть рисунок ребенка из семьи с частым отсутствием папы на работе. ( Рис. 6) Психологами доказано, что потребность в любви, в принадлежности, то есть нужности другому, одна из фундаментальных человеческих потребностей, Ее удовлетворение- необходимое условие для нормального развития ребенка. Эта потребность удовлетворяется, когда вы говорите ребенку, как он вам нужен и дорог. В нашей повседневной спешке часто ли вы задумывались о том, каково общение с ребенком, что вы делаете чаще- любите его или воспитываете. Отечественными психологами проводилось исследование. Родителям было предложено в течение одного дня анализировать свое общение с ребенком. Необходимо было на листе бумаги, очерченном пополам, отмечать полосками с левой стороны сколько раз давались ребенку указания, упреки, замечания и критика( одевайся, умывайся, собирай игрушки, не кричи, отойди, я сейчас занята) а с другой стороны – сколько раз вы его похвалили, проявили свою любовь. К своему ужасу результаты родителей поразили. Оказалось, что количество указаний значительно доминирует над количеством проявления любви и заботы. Для более наглядного примера приведу несколько педагогических ситуаций, с которыми я сталкиваюсь в своей работе. Ситуация 1. После отпуска или Новогодних каникул часто поступают обращения родителей с запросами « Мой ребенок не хочет ходить в детский сад. Он пла чет, просит остаться с ним дома » Как правило, родители ищут причину данного явления в детском саду. Обычно звучат предположения о том, что возмо жно его обидели дети или наказал воспитатель. Однако, корень этой проблемы в другом. Когда вы были с ребенком дома, ему было хорошо и комфортно. Он просыпался, когда хотел, вы гуляли, баловали развлечениями и подарками. Теперь он возвращается в детский сад, где к ребенку предъявляются определенные треб ования. А это некомфортно. А вас всегда ли бывает желание после долгого отсутствия выходить на работу? Ребенок чувствует тоже самое. Если у взрослых сформировано произвольное поведение, мы можем сказать себе «надо», то ребенок это сделать не может в силу возрастных психологических особенностей. Главное для него «хочу». Он и добивается своего слезами, требованиями и капризами. Нужно просто дать ребенку время адаптироваться к новым условиям. Ситуация 2. Ребенок часто обижает других детей. Причины детской агрессивности всегда находятся в семейной обстановке. Возможно, в этой семье применяется физическое наказание к ребенку, или это присутствует между членами семьи. Став нормой, агрессивное поведение легко переносится в дошкольное учреждение. Мы: поучаем, читая нотации о том, что так делать нельзя, что с ним никто не будет дружить, говорим, что он сделал другому ребенку бол ьно, требуем извинений, или родители оправдывают подобное поведение ребенка « Он должен уметь постоять за себя». Ребенку же говорят: «Н икогда не спускай обид- надо давать сдачи». « Минусы такого воспитания »- ребенок становится агрессивным, с низким уровнем регуляции поведения, раздражительным, использует принцип вседозволенности. В данной ситуации в ажно говорить ребенку о том, что все люди, даже маленькие, могут найти общий язык. Надо учить ребенка договариваться, идти на компромисс. Существуют правила беск онфликтного общения их необходимо знать. Совместными усилиями мы научим ребенка применять их в повседневной жизни. Ситуация 3. Когда прихожу за ребенком в д/ с, он всегда сидит за столом с пазлами или книжками, в лучшем случае – рисует. Воспитатель не занимается с детьми. Вспомните, что вы делаете, когда до окончания вашей работы остался час? Вы занимаетесь спокойной деятельностью. Вряд ли вы побежите к начальнику, выяснять какие- то важные вопросы, предпочтете это сделать с утра. Так же и ребенок. Он чувствует, что скоро вы за ним придете, и он готовиться к уходу домой. Уже завершены все «важные дела»: он позанимался, погуля л, поспал, поиграл с друзьями и он устал. Он занимается тем видом деятельности, который ему нравится. Ситуация 4. Ребенок принес домой чужую игрушку. Какова наша реакция? Чаще всего ру гаем ребенка, обзывает « воришкой », рисуем ужасные картины будущего – « будешь воровать, придет полицейский и заберет тебя в тюрьму», или еще страшнее – « будешь так себя вести- не заберу тебя домой, мне не нужен такой сынок. » Ребенок реально пугается ваших угроз, он боится вас потерять, у него формируется тревожность, неуверенность в себе, раздражительность. Не стоит родителям так категорично относит ь ся к данному явлению. Ребенок просто требует к себе внимания с вашей стороны. Может стоит поговорить с ним спокойно, обняв его. Купить ему игрушку, которая ему так необходима. А возможно, ребенок захочет с вами куда – ни будь сходить. Важно помнить, что в дошкольном возрасте еще не сформированы механизмы контроля поведения. В данной ситуации желание обладать игрушкой превысило знание морали. Помнить о внушаемости! Вот одна из самых обычных, самых нелепых ошибок. Ругая ребенка, то есть более чем решительно и убежденно утверждая, что он( она) : лентяй, трус, грязнуля, то все это мы внушаем ребенку, а ребенок- ВЕРИТ. Слова для ре бенка значат лишь то, что значат. Всякое утверждение воспринимает ся однозначно: никакого переносного смысла. Поэтому, наказывая своих детей, прежде всего, подумайте:   А ЗАЧЕМ? И напоследок, о принятии. Крайне важно безусловно принимать ребенка- любить не за то, что он красивый, умный, способный, помощник и т. д, а просто так, просто за то, что он есть! В заключении своего выступления мне хочется сказать: Мы обязательно найдем ключик к каждой детской душе и сделаем совместными усилиями жизнь ребенка и семьи интереснее. 6. Разное Проект решения собрания Продолжить совместную работу по вопросам воспитания и развития детей. Использовать следующие формы работы с семьей: проекты, направленные на сохранение семейных ценностей; фотогазеты, ви деофильмы с участием детей, отражающие все виды деятельности в ДОУ; практико- ориентированные семинары. П едагогу- психологу выступить на групповых родительских собраниях с информацией по вопросам воспитания детей. П риложение Рис. 1 Рис. 2 Рис. 3 Рис. 4 lefttop Рис. 5 Рис. 6 lefttop

Оставить комментарий: