«МОДЕЛЬ ПРИОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ».
Образ жизни – это привычное поведение человека. В своих поступках дошкольник может руководствоваться познанными общественно принятыми нормами и правилами поведения по собственному побуждению или по совету, указанию, приказанию взрослого. Ребенок может по-разному проявлять себя в присутствии разных взрослых и без них, в обычных условиях и измененных, новых.
Культура поведения возможна только при условии, когда ребенок знает и понимает нормы и правила, стремится следовать им в повседневной жизни. Понимание необходимости следовать установленным правилам делает поступки дошкольника осознанными и обеспечивает самостоятельный контроль за действиями.
Эти положения являются основополагающими при формировании здоровьесберегающего поведения.
Для того, чтобы поведение ребенка было произвольным и направлено на охрану и укрепление собственного здоровья необходимы представления и понятия о значимости различных органов и систем в жизнедеятельности человека, о их функционировании и влиянии различных факторов на их работу. Следует выделить те правила, соблюдение которых обеспечит произвольность поведения, направленное на охрану и укрепление собственного здоровья. Важно для каждого возраста определить необходимое содержание, объем знаний, формы, методы и приемы, чтобы конкретные представления были связаны с опытом поведения.
Познавательные занятия включают следующий круг необходимых знаний:
- о значении данного органа в жизнедеятельности человека;
- об особенностях строения и функционирования органа или системы;
- о возможных нарушениях в работе органов и систем и их последствиях;
- о влиянии движений разного характера на деятельность организма;
- о факторах, оказывающих положительное и отрицательное влияние на функционирование органов; путях устранения нежелательных воздействий;
- о целесообразном выполнении жизненно-необходимых движений;
- о выделении правил, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность органа;
- знания, связанные с рассмотрением наиболее часто встречающихся ситуаций и определением необходимого поведения человека.
Приобретенные знания служат базой, руководством к действию для охраны и укрепления собственного здоровья.
Следование познанным правилам и соблюдение установленных требований предусматривает наличие необходимых умений: культурно-гигиенических, правильных двигательных навыков, по сохранению правильной осанки и т.д. Для овладения соответствующими умениями нужна организация определенной деятельности детей.
При выработке умений сформированные знания о значимости соблюдения определенных правил для здоровья выдвигают необходимость следовать им и придают поведению осмысленный, содержательный характер.
Предусматривается формирование правильных двигательных умений и навыков выполнения жизненно-необходимых движений, приобретение опыта самостоятельного использования двигательной деятельности для укрепления здоровья, развитие контролирующей функции за своими действиями, выработку психологического механизма регулирования своих эмоциональных состояний.
Первоначально дошкольники приучаются действовать в соответствии с правилами в специально созданных взрослым условиях, в конкретном случае и поведение носит ситуативный характер. Затем эти действия закрепляются и используются в игровой деятельности. Постепенно здоровьесберегающее поведение при четко организованном укладе жизни входит в привычку и становится обычным в повседневной обстановке, важным становится владение приемами эмоциональной коррекции в играх со сверстниками.
В формировании здоровьесберегающего поведения можно выделить три стадии: первая стадия характеризуется пониманием и знанием определенных действий для обеспечения нормального функционирования органов и систем; вторая стадия – знанием и умением выполнять действия для выполнения определенных правил; третья стадия определяет наличие и знаний, и умений, и привычного поведения.
Оценка уровня сформированности здоровьесберегающего поведения позволяет обеспечить индивидуально-дифференцированный подход при реализации поставленных задач
Разработанная модель дает возможность контролировать эффективность работы и быстро намечать дополнительные воздействия для формирования умений и здоровьесберегающего поведения.
Принципы приобщения дошкольниковк здоровому образу жизни
- Формирование осмысленного отношения к моторике.
Реализация этого принципа нередко ограничивается выработкой ситуативного выполнения, когда ребенок входит в образ и действует правильно. (В.Г.Кудрявцев, Л.Д. Глазырина и др.). Но это движение, представленное в форме прямого задания или в жизненной ситуации, осуществляется с отрицательным влиянием на здоровье. Действия без понимания, что же нужно делать, чтобы было с пользой для человека, и достигнуть нужного результата, без использования обобщающей функции слова не позволяют достигнуть желаемого здоровьсберегающего поведения.
Еще Л.С. Выготский подчеркивал, что у дошкольника есть тенденция понять не только отдельные факты, но установить и обобщения. Эта тенденция в развитии ребенка должна быть использована в процессе обучения и определять основной путь, по которому должна строиться в определенной системе программа для дошкольников.
Подведение дошкольников к основным обобщенным положениям, характерным для группы однородных движений, выделение показателей правильного поведения при выполнении движений и сохранении поз, позволит ребенку использовать эти знания как ориентир для контроля собственных действий и облегчит осуществление переноса правильного выполнения двигательных действий в различных ситуациях.
- Проектирование последовательности собственных действий.
Устанавливается связь между способами действия и результатами, влияющими на состояние здоровья и достижение поставленной двигательной цели. Создание условий для организации не только итогового контроля, но и контроля за способом действия или процессуальный. Это позволит в дальнейшем развивать предвосхищающий самоконтроль.
Ценность процессуального контроля заключается в том, что именно он позволит обнаружить разумность движений ребенка, их охранительную и созидающую функцию, а также направленность действий на конечный результат. Проектирование влияния проявлений собственных эмоций на характер взаимоотношений с окружающими.
- Формирование у детей способности к сопереживанию и содействию.
Импульсивная нежелательная реакция сверстников, характерная для
дошкольников, на неудачу или физические недостатки вызывает у ребенка подавленное состояние духа и отражается на достижениях и результатах в любой деятельности, снижает адаптивные возможности и не способствует укреплению здоровья. Реализация этого принципа позволит воспитать понимание состояния другого, вызвать сочувствие к неудачным действиям других детей и стремление помочь для достижения положительного результата. Проведенная работа будет содействовать воспитанию гуманно-корректного, заботливого отношения к людям с ограниченными физическими возможностями.
- Взаимосвязь работы ДОУ и семьи по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни.
Необходимо погружение ребенка в особо организованную жизненную среду, формирующую привычки здорового образа жизни. Совместное наблюдение за поведением, диагностирование ребенка позволит глубже изучить особенности проявлении детей в повседневной жизни, наметить полноценное содержание работы при осуществлении индивидуального подхода. Это будет способствовать выделению эффективных приемов воздействия при реализации программы и обеспечит необходимый контроль за поведением детей на этапе формирования умений и навыков. Тесная взаимосвязь работы ДОУ и семьи поможет выработать жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научит детей оценивать свои физические возможности, осознавать ответственность за свое здоровье.
- Интегральный подход
Заключается в том, что здоровье является комплексным показателем, отражающим его биологические и личностные характеристики. В работах И.М.Сеченева, Н.И.Пирогова, Е.А.Аркина, В.М.Бехтерева и др., подчеркивается взаимосвязь и взаимовлияние психического и физического в целостном здоровье ребенка. Без культуры здоровья невозможно говорить о нормах отношения ребенка к себе, окружающим, предметам и природе.
- Конспект НОД "Моя семья" в старшей группе
- Дополнительная общеразвивающая программа «Футбол для дошколят»
- Консультация для родителей «Роль семьи в речевом и познавательном развитии ребенка раннего возраста»
- Консультация для воспитателей "Современные образовательные технологии в ДОУ"
- Технологическая карта по организации с-р игры