Национально-региональный компонент в ДОУ
Документы для скачивания
В течение нескольких лет наше дошкольное учреждение работает над целью патриотического воспитания: «Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважение к правам и свободам ребёнка, любви к окружающей природе, Родине, семье».
Поэтому, перед нами в работе с детьми при ознакомлении их с Малой Родиной ставятся следующие задачи:
-воспитать достойного гражданина и патриота, знающего и любящего свою Малую Родину, свой край, аул, где он родился и живёт;
-формировать бережное отношение к историческому наследию нашего народа;
-воспитать уважение к людям коренной национальности, к их традициям и обычаям;
-развивать интерес к родной природе, желание больше узнать об особенностях своего края, о природном разнообразии страны;
-формировать бережное отношение к природе, пробуждать желание охранять её от разрушений, а при необходимости восстанавливать;
-воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту родной природы; формировать эстетические чувства.
В годовом плане ежегодно планируются мероприятия, проводимые в ДОУ по реализации национально-регионального компонента в работе с детьми, родителями и педагогами.
На 2011/12 учебный год были запланированы и проведены:
1) в сентябре к дню образования КЧАО:
-развлечение «Ногайские народные игры»;
-оформлены экспозиции «Край мойродной- Карачаево-Черкесия», выставка детских работ «Родные просторы»;
-прогулки по улицам а. Икон-Халк ;
-посещение Краеведческого музея МКОУ СОШ а. Икон-Халк.
-спортивное развлечение «Ребята из «Радуги» спешат спасти лесовичка» (день здоровья);
-выставка детских работ «Осенний букет».
2)в октябре:
-консультация «Моя семья. Моя родословная».
3) в ноябре:
-проектная деятельность «Моя семья. Моя родословная»;
-экскурсии «Достопримечательности аула», «Улицы аула рассказывают».
4) в декабре:
-«Неделя ногайской культуры»:
-занятия познавательного характера « Мой славный аул Икон-Халк », «Улицы родного аула» (средняя и старшая группы);
-занятия по ИЗО «Рисование ногайских орнаментов» (старшая группа);
-беседы «Мой родной аул Икон-Халк»
-работа в уголках Малой Родины (дидактические игры, ногайские игрушки, открытки, детские журналы, альбомы);
-развлечение «Зимушка-зима» (открытое мероприятие).
5) в январе:
-концерт, посвященный Дню образования КЧАО «Мы живём в КЧР…»;
-игровая программа «Моя дружная семья» (старшая группа);
-выставка «Моя дружная семья»;
-работа с родителями «Снежные постройки»;
-спортивное развлечение «Зимние забавы»;
-выставка детских работ «Детский сад будущего».
-педсовет «Моя семья - моя крепость»;
6) в феврале:
-викторина для педагогов «Черкесск, мой Черкесск, столица КЧР» -викторина для детей «С днём рождения город родной!»;
7) в марте:
-выставка «Семейные увлечения»;
-оформлен стенд «Я люблю тебя аул мой – Икон-Халк.» (сочинения детей);
-экскурсии по аулу «Улицы моего аула рассказывают».
8) в апреле:
- спортивное развлечение «Путешествие по весеннему аулу» (открытое мероприятие).
На 2012-2013 учебный год запланированы следующие мероприятия:
1) в сентябре:
- «С днём рождения, любимый аул!» (беседы, развлечения, посвящённые празднованию Дня аула);
-выставка «Природа и фантазия» (поделки из природного материала);
- Развлечение «Спортивные игры» (спортивное развлечение).
2) в октябре:
-работа в уголках Малой Родины (дидактические игры, чтение художественных произведений ненецких писателей, оформление альбомов «Мой край);
-совещание для педагогов ДОУ «Реализация национально-регионального компонента в работе ДОУ».
3) в ноябре:
-смотр-конкурс чтецов «Здесь край земли…», посвящённый неделе ногайской культуры в МКДОУ (дошкольники всех гр.);
-выставка «Орнаменты народов КЧР» (декоративно-прикладное искусство народов КЧР).
4) в декабре:
-неделя ногайской культуры: цикл занятий «Наш край», слушание музыкальных произведений, чтение художественных произведений, работа в уголках Малой Родины, экскурсии с детьми по аулу, посещение Краеведческого музея МКОУ СОШ а. Икон-Халк;
-открытый просмотр занятия по изобразительной деятельности «Ногайские орнаменты» (старш..гр.).
5) в январе:
-консультация «Наблюдаем и познаём» (ознакомление с объектами живой и неживой природы).
6) в феврале:
-работа с родителями «Зимнее чудо» (снежные постройки);
-презентация проекта « Моя семья. Моя родословная» (родители и воспитанники стар..гр.).
7) в марте:
-развлечение «Мы живём в КЧР» (познавательного характера);
-праздник «Навруз байрам».
8) в апреле:
-«День здоровья» (выезд на природу).
На 2013-2014 учебный год запланированы следующие мероприятия:
1)в сентябре:
-выставка «Осенняя мозаика» (поделки из природного материала);
-туристический поход в лес (старшая группа);
-взаимопосещение экспериментальной деятельности на прогулке (все возрастные группы).
2) в октябре:
-открытый просмотр экспериментальной деятельности (старшая группа);
-смотр-конкурс опытно-экспериментальных уголков (оборудование, планирование работы с детьми, оформление);
-семинар-практикум «Вижу, действую, познаю» (по опытно-экспериментальной деятельности);
-выставка «Нестандартное оборудование для экспериментальной деятельности».
3) в ноябре:
-семинар-практикум «Дидактические игры по развитию речи с целью реализации национально-регионального компонента»;
-педагогический педсовет «Опытно-экспериментальная деятельность- средство воспитания экологической культуры личности».
4) в декабре:
-выставка «Орнаменты народов КЧР» (декоративно-прикладное искусство ногайского народа);
-тематическая неделя «Свой край люби и знай» (цикл занятий «Наш край», чтение художественных произведений, работа в патриотических, книжных, изобразительных уголках и др.);
-физкультурное развлечение « Ногайские джигиты » (старшая группа).
5) в марте:
-КВН «С Днём рождения, КЧР!» (совместное мероприятие МКДОУ «Д/с «Радуга» и начальная школа (МКОУ СОШ а. Икон-Халк)).
6) в апреле:
-работа с родителями «Домашние питомцы» (проектная деятельность);
-спортивный праздник «Папа ,мама, я -спортивная семья» (средняя и старшая группы).
На 2014-2015 учебный год запланированы следующие мероприятия:
1) в сентябре:
-туристический поход «В гости к старику лесовику» (старшая и средняя группы);
-консультация «Гендерный подход при организации развивающей среды в ДОУ»;
-выставка «Головной убор для Осени» (поделки из природного материала).
2) в декабре:
-выставка «Зимние узоры» (декоративно-прикладное искусство ногайского народа);
-тематическая неделя «Свой край люби и знай» (цикл занятий «Наш край», работа в уголках малой Родины, чтение художественных произведений, слушание музыкальных композиций);
-физкультурное развлечение «Ногайские джигиты» (старшая группа).
3) в январе:
-консультация «Проведение прогулок в зимний период».
4) в феврале:
-фотовыставка «Крепка семья - крепка держава».
5) в апреле:
-смотр-конкурс патриотических уголков «С любовью к Родине…»;
-семинар-практикум «Развивающие игры математического содержания, как средство ознакомления с малой Родиной»;
-спортивный праздник «Папа, мама, я –спортивная семья» (средняя и старшая группы);
-работа с родителями «Семейный десант» (Международный День земли).
6) в мае:
-акции «Чистый берег», «Птичья столовая», «Чистый двор»;
-конкурс рисунков «Планета Земля нуждается в нашей защите».
По обобщению опыта работы педагогов собран и оформлен материал «Реализация национально-регионального компонента в работе МКДОУ «Д\с «Радуга». Воспитатели имеют возможность ознакомиться с разработками консультаций, семинаров - практикумов, педсоветов, занятий, праздников, развлечений. Для работы с детьми подобрана необходимая художественная литература (сказки, загадки, сборники стихов), журналы, книги и картины, рассказывающие о жизни народов КЧР, научно-публицистическая литература, имеются иллюстрации с изображением растений и животных, пейзажей северной природы, сборники музыкальных произведений на ногайскую тематику.
Любовь к родному аулу, краю, умение видеть и чувствовать красоту родной природы начинаем прививать у детей с младшего возраста. В разных видах деятельности: в беседах, на занятиях, во время прогулок и экскурсий по родному аулу, в ходе поездок в лес (старшие группы), посещений Краеведческого музея МКОУ СОШ а.Икон-Халк дошкольники получают необходимую информацию о нашем крае, о красоте и разнообразии природы КЧР, о людях, проживающих в КЧР, об особенностях жизни людей разных национальностей.
В работе с детьми специалистом по формированию познавательных интересов используются занятия на тему «Наш край», цикл экскурсий и наблюдений за живыми существами окружающего мира, за явлениями, происходящими в природе, памятки по организации наблюдений в разных возрастных группах. В ходе познавательной деятельности дошкольники знакомятся с особенностями географического расположения нашей республики, климата, с историей рождения а. Икон-Халк, с символикой родной республики Дети знают, что КЧР - частица нашей Родины-России, Черкесск- столица КЧР. Воспитанники ДОУ во время прогулок по аулу знакомятся с достопримечательностями и улицами аула, имеют возможность наблюдать за событиями и явлениями, происходящими в окружающей действительности. В ходе познавательной деятельности получают представления о культуре, традициях и обычаях ногайского народа.
Любовь к родной природе, умение видеть и чувствовать её красоту воспитатели прививают у детей в ходе непосредственного ознакомления с объектами живого и неживого миров. У воспитанников формируют представления о природной зоне - лесотундре, о её отличительных особенностях, о приспособлении живых существ к условиям среды обитания, к изменяющимся условиям природы. Дошкольники знакомятся с растениями и животными «Красной книги». Они запоминают правила бережного отношения к природе. Во время проведения экспериментов и наблюдений дети учатся замечать и описывать свойства и качества объектов окружающего мира. Накопленный опыт дошкольники используют в играх, в самостоятельной деятельности, на занятиях. Свои впечатления об увиденном они отражают в работах на занятиях по ИЗО. Используя различную технику рисования и средства изображения, дети передают в рисунках красоту родной природы. После встреч с живой природой у них развивается фантазия, игровое, речевое и изобразительное творчество.
На занятиях после ознакомления с ногайским орнаментом воспитанники создают яркие, красочные эскизы предметов быта с использованием ногайских узоров.
На занятиях лепки, кружка «Умелые руки» ребята создают композиции, состоящие из животных, вылепленных из пластилина, а также мха, веточек, листьев и др. Работы дошкольников оформляются в -выставочном центре ДОУ, украшают интерьер групповых помещений. Лучшие работы воспитанников выставляются на конкурсы, проводимые не только внутри детского сада, а также и среди образовательных учреждений Ногайского района..
На занятиях музыкальной деятельности ребята знакомятся с ногайскими песнями и играми, музыкальными инструментами, слушают музыкальные произведения, написанные про наш родную республику,аул, город Черкесск, гимном республики, разучивают песни про а. Икон-Халк. На кружке хореографии разучивают элементы движений национальных танцев. Разученные музыкальные движения являются украшением праздников, развлечений, проводимых в детском саду.
Совместно музыкальным руководителем ежегодно проводятся развлечения ко дню рождения КЧР «Этот город сердцу дорог…». В творческом конкурсе методических разработок среди ДОУ района, проходившего в 2009г., в номинации «Лучшее мероприятие» наш детский сад занял I место. Участие в творческом конкурсе методических разработок среди дошкольных образовательных учреждений аула Икон-Халк принесло дошкольному учреждению III место.
На прогулке и в свободное от занятий время воспитатели разучивают с детьми подвижные игры народов КЧР, которые способствуют развитию у детей самостоятельности, ловкости, меткости, сообразительности, наблюдательности, силы воли, уверенности в себе. Ежегодно планируются и проводятся осенние поездки в лес. Педагоги устраивают для воспитанников спортивные развлечения с использованием природного материала и атрибутов для подвижных игр (упряжки, маски). Развлечения такого характера не только увлекательны для ребятишек, но и занимательны. Созданные условия способствуют оздоровлению детей с помощью природных факторов.
Укреплению здоровья способствует вкусная, богатая витаминами пища. Наши дети имеют возможность пробовать национальные блюда: бавырсак, катлама, мамырса, кувырдак,торта .ногай шай , мясные блюда , и т.д.
При организации познавательной, музыкальной, изобразительной, речевой и самостоятельной деятельности в дошкольном учреждении в работе с детьми используются : открытки, фотографии, иллюстрации с изображением родного аула, пейзажей природы КЧР, альбомы для рассматривания «Наш край», «Мой аул…», «Животные КЧР», «Растения родного края», «Птицы и животные КЧР» и др., пособие «Домбай», карточки-схемы «Правила поведения в лесу», «Потребности живых существ», серии картин, рассказывающие о жизни ногайского народа , «Мы живём в КЧР», о животных и растениях нашего края, гербарии растений нашего края, художественные произведения, коллекции «Полезные ископаемые», дидактические игры: «Собери картинку», «Славный город Черкесск», «Кто живёт в КЧР?», «Что было? Что стало?», «Ящик ощущений» и др., трафареты ногайских орнаментов, животных, музыкальные инструменты (бубны, барабаны, шумелки, колокольчики, рожки,кобыз,домбра) и другое.
В уголках природы на каждой группе размещены пособия и материалы для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми: гербарии растений родного края, объекты неживой природы( песок, камни, глина, перо птицы и др.) и живой (семена растений, комнатные растения), журналы, альбомы для рассматривания детьми, оборудование для игр- экспериментирования (песочные часы, лупы, палочки, стаканчики, соломинки).
На каждой группе в соответствии с возрастными особенностями детей размещены календари погоды. Воспитанники старших групп имеют возможность отмечать сезонные изменения в природе.
В группах расположены уголки малой Родины. В них имеются: дидактические игры, пазлы, альбомы для рассматривания, открытки, иллюстрации с изображением растений и животных КЧР, фотографии с видом родного города Черкесск, аула Икон-Халк, сборники стихов ногайских поэтов, композиции, сделанные воспитанниками и др. В старших группах оформлены стенды «Моя Родина- Россия», « Край мой- КЧР», «Черкесск - столица КЧР», «Моя семья. Моя родословная». Ко дню рождения республики оформляется временная экспозиция «Наш край».
Для улучшения усвоения материала, для привития интереса у детей в ходе занятий и бесед используются художественные произведения ногайских поэтов, сказки, ногайские и русские загадки, экологические рассказы, аудиозаписи «Голоса птиц», «Звуки окружающего мира», «Звуки природы» и др.
Красота родной природы раскрывает и красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой край ещё прекраснее, поэтому важно показать детям, как человек оберегает и умножает природные богатства, сколько труда вкладывает, чтобы радовали всех леса и озёра, луга и реки. Любовь к природе определяется, прежде всего, действенным, бережным отношением к ней.
У детей дошкольного возраста это выражается в элементарной заботе о животных, в доступном труде по выращиванию растений, в труде в природе и т.д.
В 2012г. в летний период работниками ОУ были созданы экологические тропы для ознакомления дошкольников с природой родного края. Высаженные деревья и кустарники вдоль ограждений на всех участках детского сада очищают от загрязнений и обогащают воздух кислородом, регулируют тепловой и радиационный режим территории. На участках произрастают берёзы, которые подпитывают энергетику человека, сосны, выделяющие фитонциды и др. разнообразные растения. На клумбах посажены лекарственные растения: ромашки, одуванчики, иван-чай. Попадая в удивительный мир родной природы дети не только знакомятся с его обитателями, но и учатся оберегать, охранять и ухаживать за ними. Для привлечения внимания воспитанников педагогами сделаны: «божьи коровки», «дружная семейка», «забавные друзья», «гусеница».
Большое значение имеет поддержка со стороны родителей. Необходимо, чтобы процесс воспитания любви к малой родине был двусторонним, поэтому в дошкольном учреждении проводится работа с родителями. Организуются и проводятся родительские собрания, консультации, оформляются папки-передвижки «Развитие познавательности и любознательности», «Как изготовить птичью столовую?», «Покормите птиц зимой», «Очевидное - невероятное», «Играя, изучаем природу», «Экологическое воспитание- воспитание нравственности, духовности и интеллекта».
Благодаря участию родителей в экологическом конкурсе среди образовательных учреждений республики КЧР наше дошкольное учреждение заняло I место.
Родители являются активными участниками конкурсов и выставок, проводимых в детском саду, помощниками во время проведения дней здоровья.
Вкладывая в детей знания, прививая любовь к малой родине, мы стремимся воспитать в них маленьких патриотов. Мы надеемся, что наши воспитанники будут любить свой край, охранять и преумножать богатства нашей земли.
В дошкольном учреждении педагоги уделяют особое внимание созданию развивающей среды в групповых помещениях. В работе с детьми всех возрастов используются дидактические и подвижные игры:
«Волшебная юрта».
Задачи: познакомить с ногайским фольклором (загадками). Учить отгадывать ногайские загадки. Развивать наблюдательность, внимание, познавательный интерес. Воспитывать интерес к фольклору ногайского народа.
«Чудесный сундучок».
Задачи: учить подбирать иллюстрации к стихотворениям. Познакомить с ногайским искусством (стихами). Развивать воображение, кругозор. Воспитывать интерес к культуре ногайского народа.
«Что лишнее?».
Задачи: совершенствовать знания детей о родном крае: животном и растительном мирах, о предметах ближайшего окружения. Развивать сообразительность, восприятие, память. Воспитывать организованность.
«Отгадай-ка».
Задачи: обогатить словарь дошкольников ногайскими словами. Развивать память, мышление, восприятие. Воспитывать интерес к жизни и быту ногайского народа.
«Животные КЧР».
Задачи: учить отгадывать названия животных по описанию внешнего вида. Развивать ощущения, наблюдательность. Воспитывать уверенность в себе.
«Где эта улица? где это дом?»
Задачи: углубить представление детей о родном ауле, городе, республике, его достопримечательностях и улицах. Учить находить и называть архитектурные строения по описанию. Развивать внимание, наблюдательность. Воспитывать любовь к а.Икон-Халк,г. Черкесск
.
«Ящик ощущений».
Задачи: углубить представление детей об объектах живой и неживой природы. Учить на ощупь определять и называть объекты окружающего мира. Развивать тактильные ощущения, внимание. Воспитывать силу воли.
«Музыкальная шкатулка».
Задачи: учить отгадывать название песенки. Закрепить слова знакомых песен, развивать слуховое восприятие, память, мышление. Воспитывать уверенность в себе.
«Музыкальный куб».
Задачи: закрепить умение имитировать способы передвижения животных. Развивать воображение, сообразительность. Воспитывать самостоятельность.
«Игра в палочки».
Задачи: формировать умение соблюдать правила игры. Развивать смекалку, терпение, мелкие мышцы кисти руки. Воспитывать усидчивость.
«Тихое пение».
Задачи: учить выполнять задание сообща. Развивать сообразительность, память. Воспитывать организованность.
«Рыбаки».
Задачи: учить повторять движения ведущего, соблюдать правила игры. Развивать воображение, наблюдательность. Воспитывать интерес к национальным играм.
«Табантирес».
Задачи: формировать интерес к играм ногайского народа. Развивать внимательность, ловкость. Воспитывать силу воли.
«Колтирес».
Задачи: расширить представление о национальных играх. Развивать мелкую мускулатуру рук, сообразительность. Воспитывать усидчивость.
«Котелок»
Задачи: формировать интерес к национальным играм. Учить соблюдать правила игры. Развивать ловкость, внимание, сообразительность. Воспитывать организованность.
Работа в данном направлении будет продолжена.
- Презентация "Подводный мир"
- НОД "9 мая- День Победы"
- Тематический план подготовки к 70-летию в Великой Отечественной войне МБДОУ "Зубово-Полянский детский сад №3 "Ручеек" комбинированного вида" на 2013-2015гг
- Презентация "В гостях у бабушки Арины"
- Конспект интегрированного занятия в старшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий