Консультация для воспитателей
Документы для скачивания
СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ Консультация для воспитателей. Составлена Зосенко Е. А. Проблема развития речи всегда волновала педагогов дошкольного образования. Специалисты в области коррекции речевого развития предлагают воспитателям групп общеразвивающей направленности включать в образовательный процесс элементы сказкотерапии, которая позволяет повышать мыслительную и эмоциональную активность, снимать физическую и психическую напряженность, совершенствовать у детей речевые навыки и этику общения. Сказка- непревзойденное творение, созданное народной мудростью. В ней заключены неиссякаемая фантазия и мудрость, основы нравственности и духовности, этики, гуманизма, толерантности. Жизнь человека без них была бы лишена главного источника оптимизма и жизнелюбия- надежды и веры в чудо. Сегодня ученые изучают педагогические, психические, медитативные свойства и возможности сказок. Никакие компьютерные забавы не смогут заменить сказку. Она может в увлекательной, одновременно доступной форме показать ребенку окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы. Дает возможность «примерять» на себя чужие судьбы и переживания. Эта уникальная возможность «проиграть» жизненную ситуацию без вреда для собственной жизни ставит сказку в ряд самых эффективных способов образовательной работы с детьми. Пользуясь зашифрованным в сказках опытом прошлых поколений, дошкольники проникают в мир бессознательного и на внутреннем уровне могут разглядеть мир собственных чувств и переживаний. Поэтому не случайно сказки успешно используют в своей практической деятельности и педагоги, и психологи, и логопеды. Сказка- это такая знаковая система, с помощью которой ребенок интерпретирует окружающую действительность. У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория. Детям 3- 5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения. Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир. Примерно с 5- 6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки. Основной принцип подбора сказок – это направленность проблемной ситуации, характерной для данного возраста, нравственный урок, который дает сказка, доступный для осмысления детям старшего дошкольного возраста. Например, направленность сказки «Как коза избушку строила»- равнодушие к окружающим, ленивость, безделье, болтливость, но и сопереживание, доброта. Проблема сказки понятна и доступна ребенку, он может обсудить ее и понять причины, пропустить через собственный эмоциональный мир. Сказкотерапевтическое занятие содержит обязательный ритуал: «вход в сказку»( психологический настрой) , основную часть, где используются приемы работы со сказкой, приемы и упражнения для развития вербального воображения ребенка, «выход из сказки». Сказкотерапевтический эффект на занятии достигается сочетанием трех составляющих: образа сказки и сказочной атмосферы: музыкальный образ сказки, образ сказочного пространства( светотехнические эффекты) , собственно рассказывание сказки и демонстрация персонажей сказки в настольном театре. Таким образом, в сказке и через восприятие сказочного мира можно создать необходимые условия для развития эмоциональной сферы дошкольника, связной речи, обогатить его воображение. Концепция сказкотерапии разработана российскими учеными: Л. Б. Фесюковой, Л. Д. Коротковой, Т. Д. Зинкевич- Евстигнеевой и др. ) . Л. Короткова в своей книге « Сказкотерапия для дошкольников и детей младшего школьного возраста» рекомендует методическую систему работы над сказкой, которая состоит из 2- х этапов: Первый этап включает в себя следующие виды работы: чтение сказки воспитателем; беседу по сказке на нравственно- духовную тематику, эмоциональное переживание; речевую зарядку( словарная работа, развитие фразовой речи, знакомство с фразеологическими оборотами, пословицами и поговорками) ; развитие мышления и воображения( вопросы по сказке, задания на преобразование сюжета, героев, обучение умению выражать свою позицию, оценку событиям и героям) ; арттерапия( развитие воображения, восприятия, формирования чувства красоты, мелкой моторики) . Второй этап предполагает следующие виды совместной деятельности: Беседа по содержанию сказки. Инсценирование эпизодов или всей сказки. Психогимнастика. Работу над выразительностью речи, тембром голоса, выражением настроения. Психокоррекционная работа( снятие тревожности, замкнутости, страха и т. д. ) . Основным моментом сказкотерапии является выполнение сказочной роли. В процессе игры ребенок создает образ действием и словом, что способствует активному развитию его речевой деятельности. Можно выделить основные направления коррекционной работы при использовании сказкотерапии: формирование культуры речи( правильность, выразительность, четкость) ; развитие артикуляционной и мелкой( пальчиковой) моторики, речевого дыхания; пространственной ориентировки; правильной осанки; совершенствование фонематического восприятия, правильного произношения, грамматического строя речи; развитие монологической и диалогической формы речи, мыслительных навыков и творческой самостоятельности детей. Сказкотерапия обеспечивает: - развитие творческого( креативного) мышления ребенка; - совершенствование вербального языка( ребенок учится формулировать свои мысли; - развитие фантазии, воображения; - развитие способности к глубокому образному мышлению, установление причинно- следственных связей; - развитие эмпатии и умения слушать. Сказка позволяет ребенку познакомиться с его сильными сторонами и приобрести альтернативные формы поведения, помочь ребенку в поиске нестандартных, оптимальных выходов из различных ситуаций, а взрослому- обменяться позитивным жизненным опытом с ребенком. " Проигрывание" сказочных сюжетов позволяет развить произвольную память и внимание, совершенствовать коммуникативные навыки, развивать воображение. Сказка также способствует развитию творческого начала в человеке. " Творчество, - как говорил Э. Фромм, - это способность человека удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому познанию своего опыта" . Что, в свою очередь, обеспечивает способность принимать и создавать новое, инициативность, гибкость мышления и поведения, умение слушать себя и других, проявление себя адекватно жизненным ситуациям. Реализация творческого начала дает человеку ни с чем не сравнимое ощущение собственной уникальности, затребованности, позволяет чувствовать себя уважаемым членом общества и просто счастливым человеком. Итак, сказочная терапия представляет собой наблюдение и раскрытие внутреннего и окружающего мира, осмысление пережитого, моделирование будущего, процесс подбора для каждого ребенка его «личной» сказки. В сказках отражаются все аспекты человеческой жизни: проектируются модели отношений, определяются ценности и идеалы, которые способствуют формированию духовно здоровой, компетентной личности. А обязательный «счастливый конец» становится основным средством этого вида терапии, помогающей детям избавиться от страхов и комплексов. Сказкотерапия- это метод, позволяющий пользоваться приобретенным в ходе исторического развития человечества опытом для интеграции личности, для расширения и совершенствования взаимодействия человека с окружающим миром. Основной принцип этой педагогической технологии- это целостное, духовное развитие ребенка, это возможность создания благоприятной почвы для становления целостной, творческой личности.
- Конспект НОД "Моя семья" в старшей группе
- Дополнительная общеразвивающая программа «Футбол для дошколят»
- Консультация для родителей «Роль семьи в речевом и познавательном развитии ребенка раннего возраста»
- Консультация для воспитателей "Современные образовательные технологии в ДОУ"
- Технологическая карта по организации с-р игры