Консультация на тему: "Научим детей мириться"
Документы для скачивания
«Научим детей мириться! »( советы род ителям) . К сожалению, дети ссорятся. И не все умеют и хотят мириться. Ссоры между детьми могут возникать по разным причинам( самоутверждение, желание выйти победителем, ревность и другие) . Для нас, воспитателей, детский спор это своего рода педагогический подарок, уникальный способ научить ребенка тому, что пригодится ему в течение всей жизни. Можем ли мы, взрослые научить ребенка этому великому искусству – умению разрешать конфликты мирно? Конечно, необходимо знать лишь некоторые азы. 1. Если дети поссорились – не спешить осуждать и делать скороспешные выводы. Постарайтесь не повышать голос, контролируйте свои эмоции. 2. Ребёнку необходимо рассказывать, а лучше личным примером показывать, как надо мириться( в семье) . 3. Помогите ребенку признать свои чувства. Важно, чтобы он не ощущал осуждения со стороны взрослых и сам научился смотреть на свои «нехорошие» эмоции без отрицания и осуждения. Маленькому ребёнку это сделать сложно. 4. Разнять конфликтующие стороны и поговорить с обоими ссорящимися детьми, желательно по отдельности( что они чувствуют, что думают) . Важно, чтобы дети проговорили свои эмоции вслух. Старайтесь быть объективными и не становитесь ни на чью сторону. 5. Драться – нельзя! Это аксиома. Наказание несут обе стороны. Кто начал, и кто виноват, в данном случае не имеет значения. Важно не путать драку с избиением( в драке активны оба) . 6. Хвалите ребёнка, если увидели, что он попытался что- то применить из того, чему вы его учили. Похвала, как «кирпичик» скрепит те знания, которые вы старались заложить в него. 7. Научите детей мириться. В помощники возьмите книги и мультфильмы с положительными примерами, они могут убедить лучше любых слов. Выучите с ребёнком любую мирилку. Поверьте, он обязательно попробует её использовать. Предлагаю Вам некоторые распространённые мирилки: «Мирись, мирись, «Не дерись, не дерись, Ну- ка быстро помирись! » «Чтобы солнце улыбалось, Нас с тобой согреть старалось, Нужно просто стать добрей, И мириться нам скорей! » И больше не дерись. А если будешь драться, Я буду кусаться. А кусаться нам нельзя, Потому что мы друзья». ХХХХХХХХ «Мирись, мирись, И больше не дерись. А если будешь драться, Я буду кусаться. Мама придет, Нам обоим попадет». ХХХХХХХХ «Давай с тобой мириться, И во всем делиться. А кто не будет мириться, С тем не будем водиться». «Хватит нам уже сердиться, Веселятся все вокруг! Поскорей давай мириться: — Ты мне друг! — И ты мне друг! Мы обиды все забудем, И дружить как прежде будем! » Всем мира в семьях и в детских коллективах! Непосредственно- образовательная деятельность по чтению художественной литературы. Чтение рассказа М. Пляцковского «Урок дружбы» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Физическая культура», «Художественное творчество». Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно- исследовательская, восприятие художественной литературы. Цели: познакомить с произведением М. Пляцковского; учить оценивать поступки литературных героев с нравственной точки зрения; развивать умение с помощью мимики создавать выразительные образы; формирование навыка рисования контура предмета простым карандашом с легким нажимом. Планируемые результаты: различает жанры литературных произведений; пересказывает содержание рассказа; эмоционально реагирует на литературное произведение, сопереживает героям рассказа. Материалы и оборудование: портрет М. Пляцковского, картинка воробья, маска воробья, карандаши, задание на листе бумаги, песня «Улыбка», магнитофон. Содержание организованной деятельности детей 1. Организационный момент. Наши ушки на макушке Глазки широко открыты Слушаем, запоминаем Ни минуты, ни теряем. К нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с ними( здравствуйте) . Отгадайте загадку, и вы узнайте, кто еще будет у нас в гостях. Маленький мальчишка В сером армячишке По дворам шныряет, Крохи собирает. - Как вы догадались, что это воробей? - Что такое армячишка? ( Армячишко уменьшительное от армяк- верхняя одежда, кафтан из грубой, шерстяной ткани) - Повторите за мной чистоговорку не торопясь в медленном темпе, шепотом( чтоб не спугнуть воробья) . Цо- цу- ца – птица, цепь, яйцо, овца. Ло- лы- ла – стужа, льдины, лед, скала. По- пы- па – оперенье, пух, стопа. Том, посуда, тост, походка. Мак, бак, знак, костюмы, кнопка. Слушать, не летать, кататься, Танцевать, плыть, задираться. 2. Чтение произведения М. Пляцковского «Урок дружбы». ( Показ портрета М. Пляцковского. ) Михаил Спартакович Пляцковский- известный поэт- песенник. Много песен поэт написал для детей" Улыбка" , а еще писал сказки и рассказы. Сегодня мы будем читать рассказ М. Пляцковского «Урок дружбы». Анализ рассказа по вопросам: 1. Назовите главных героев рассказа? ( Чик и Чирик) 2. Кто получил посылку от бабушки? ( Чик) 3. Что прислала бабушка? ( Пшена) 4. Как поступил Чик с пшеном? ( «Если я пшено раздавать буду, то себе ничего не останется», — подумал он. Так и склевал все зёрнышки один) 5. Что можно сказать про Чирика? Какой он? ( Нашёл зёрнышки Чирик, собрал в пакетик аккуратно и полетел к своему приятелю Чику. Добрый, заботливый. ) 6. Какое чувство испытывает Чик в рассказе? Почему? ( Стыд) 7. Как выглядит человек, которому стыдно( показ детьми, отвернута голова, глаза опущены) 8. Как вы думайте, понял ли Чик свою ошибку? 9. Почему рассказ называется урок дружбы? 10. О чем этот рассказ? 11. Можно ли назвать Чика и Чирика друзьями? 12. Какие непонятные слова вы встретили в рассказе? ( пшено- крупа, посылка – вещь, которую посылают в упаковке, урок – занятие или домашнее задание или если человек чему то научился он тоже получил урок, рассказ – небольшое произведение в котором о – чем то или о- ком то говорится, мы узнаем что то новое. 13. Как называется рассказ, который мы прочитали? 14. Кто автор этого произведения? 3. Физкультминутка «Воробушки»- Ребята, а сейчас мы поиграем. Что вы знайте о воробьях? Что они умеют делать? ( прыгать, махать крыльями, чирикать, летать, клевать) 1, 2, 3 вы тоже воробьи, а я мама воробьиха. Мама воробьиха зовет своих детей: Ко мне мои воробышки, летите поскорей! С вами мы сегодня учимся летать! Скорее вкруг вставайте и будем начинать! Построение вкруг, ходьба с характерными движениями рук- " помахивание крылышками" ( Мама воробьиха показывает движение и отходит в сторону. ) Воспитатель: Уснула мама воробьиха, а воробышкам этого и надо, расправили крылышки и разлетелись кто куда( ходьба в рассыпную) . Воробьиха просыпается: чик- чирик, чик- чирик Что за шум! что за крик! В круг скорее становитесь И опять летать учитесь( игра повторяется) . Задремала всего на минутку, А воробушки расшумелись не на шутку, Буду строго, я теперь следить за вами, чтоб послушными росли воробьями! 1, 2, 3 снова стали мы детьми. 4. Игра «Что спряталось на листе» Воробей просит помощи у ребят, ни как ему не разобрать, что нарисовано на листе. От главной красной точки соединить одной не прерывистой линией все точки, получится контур предмета. Придумать и дорисовать детали, части предмета, на что похоже. Заполнить рисунок, не выходя за контур( напомнить правила штриховки, перед работой провести пальчиковую гимнастику) . 5. Игра «Доскажи предложение». Рассматривание детских работ. ( Возможные варианты детских работ: матрешка, лампочка, снеговик, груша и т. д. ) Составление предложений. Воспитатель: - У меня аппетитная груша. А что у Вани( Выслушать ответы детей) А что можно делать с грушей? ( скушать) Как вы поступите, если к вам пришел друг, а у вас одна груша? ( хвастать, прятать, скушать, поделиться) . Послушайте стихотворение С. Махонина «Груша» Почему нужно делиться с ребятами? ( Если вы делитесь и с вами поделятся, чтобы не было стыдно, чтобы не остаться без друзей, без друзей человеку жить трудно, скучно, одиноко. Предложить ребятам угостить воробья грушей. Пожалуйста, воробей, угощайся грушей! ( сложить работы на стол) А еще мы приглашаем вас с другом на наш участок, в птичьей столовой вы найдете пшена, семечек, хлебных крошек. Вывод: Воробей понял, как нужно поступать с друзьями: делиться, играть вместе, не обижать, иначе можно остаться без друзей. 6. Слушание песни «Улыбка» М. Пляцковский М. Пляцковский писал рассказы, сказки, а еще песни. Послушаем песню «Улыбка» и покажем нашим гостям как мы умеем дружно танцевать. 7. Рефлексия. Чем мы сегодня занимались? Что нового вы узнали? Что вам понравилось? Какое у вас настроение? Воробей полетел к своим друзьям, да и на м пора к ребятам. Урок дружбы Жили два воробья: Чик и Чирик. Однажды Чику пришла посылка от бабушки. Це лый ящик пшена. Но Чик об этом ни словечка не ска зал своему приятелю. «Если я пшено раздавать буду, то себе ничего не останется», — подумал он. Так и склевал все зёрныш ки один. А когда ящик выбрасывал, то несколько зёр нышек всё же просыпалось на землю. Нашёл эти зёрнышки Чирик, собрал в пакетик ак куратно и полетел к своему приятелю Чику. — Здравствуй, Чик! Я сегодня нашёл десять зёрны шек пшена. Давай их поровну разделим и склюём. — Не надо. . . Зачем? . . — стал отмахиваться кры лышками Чик. — Ты нашёл — ты и ешь! — Но мы же с тобой друзья, — сказал Чирик. — А друзья всё должны делить пополам. Разве не так? — Ты, наверно, прав, — ответил Чик. Ему стало очень стыдно. Ведь он сам склевал це лый ящик пшена и не поделился с другом, не дал ему ни одного зёрнышка. А сейчас отказаться от подарка приятеля — это значит обидеть его. Взял Чик пять зёрнышек и сказал: — Спасибо тебе, Чирик! И за зёрнышки, и за урок. . . дружбы! Занятие в подготовительной группе по теме" Дружба начинается с улыбки" Цель. Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста. Задачи Учить понимать значение пословиц о дружбе. Развивать навыки общения, дружеские отношения между детьми, умения договариваться и приходить на помощь, позитивное социальное поведение. Обогащать новыми знаниями и умениями бесконфликтного общения. Формировать благоприятный психологический климат группы. Воспитывать нравственные основы личности ребёнка в процессе формирования представлений о дружбе. Закреплять правильное произношение детей, следить за полными ответами, закреплять послоговое чтение, активизировать в речи прилагательные. Материалы и атрибуты Коробка- посылка с письмом от Белоснежки и видеокамерой внутри; СД- диск с записью песни о дружбе из мультфильма “Крошка Енот”; куб “Давай помиримся”; чистые листы бумаги, фломастеры, фонарик, напечатанные и разрезанные на отдельные слова пословицы, карточки с названиями музыкальных нот. Ход занятия 1. Ритуал приветствия: “Доброе утро, солнце! Мы тебе рады. Вот мы проснулись, Вместе собрались: И Вика здесь, и Настя здесь, И Семён здесь, и Максим здесь. . . ” 2. Сюрпризный момент. ( раздаётся стук в дверь, младший воспитатель вносит коробку- посылку, говорит, что принёс в детский сад почтальон) Воспитатель. Ребята, что это? Откуда? Помогайте мне читать. ( на коробке обратный адрес: Лесная поляна, от Белоснежки) Интересно, а что там внутри? ( дети совместно с воспитателем открывают коробку и находят в ней письмо с видеокамерой) . Что это такое? ( письмо, камера) Читайте, что здесь написано( письмо: “Здравствуйте, ребята! Все мои друзья- гномы поссорились между собой. Не хотят больше дружить. Не знаю, что делать. Помогите их помирить, пожалуйста! ”) Ребята, не пойму для чего нужна видеокамера? ( чтобы записать что- то. ) А как вы думаете, что мы будем записывать? ( будем учить гномов, как можно помириться, подружиться. ) Присядьте на стульчики, а я попрошу кого- нибудь из гостей помочь нам и записать всё на видео. ( Педагог отдаёт видеокамеру) 3. Беседа на тему “Что такое дружба? ” Воспитатель( обратить внимание детей на правильное произношение поставленных звуков, ответов полными предложениями. ) А вы- дружные ребята? ( да) А почему вы так думаете? ( потому что мы помогаем друг другу, заботимся, стараемся делать так, чтобы не обижать друг друга) А с чего начинается дружба? ( с улыбки, со знакомства, с ласкового слова, с общих интересов и т. д. ) Как вы думаете, какого цвета дружба? А какого запаха? ( ответы детей) С чем можно сравнить крепкую дружбу? ( с железом, камнем, цепью, канатом, замком, солнышком, песней и т. д. ) Как много вы знаете о дружбе, молодцы. А сейчас покажем, какие мы дружные. ( дети встают на ковре) 4. Упражнение “Друг к дружке”. Воспитатель. В этой игре нужно делать всё очень быстро, внимательно слушать задания. Как только я скажу фразу “друг к дружке”, вы должны найти себе партнёра и пожать ему руку, а дальше здороваться теми частями тела, которые я буду называть. Каждый раз, как только я буду говорить “друг к дружке”, вы должны будете найти себе нового партнёра. Ухо к уху; нос к носу; лоб ко лбу; колено к колену; локоть к локтю; пятка к пятке; правая рука к правой руке; спина к спине; плечо к плечу( проиграть 3- 4 раза, сесть на стулья) . Молодцы, ребята! Понравилось? Легко ли было? Почему? 5. Упражнение “Рисунок дружбы”. Воспитатель. Друзья должны уважать друг друга, уметь договариваться. Сейчас мы с вами покажем, как мы это умеем делать. Найдите себе пару, подойдите к столу, возьмите один на двоих фломастер, один на двоих листок бумаги и нарисуйте любой предмет вместе, при этом вы можете друг с другом советоваться, договариваться. ( Дети рисуют и называют, что они нарисовали) Сложно было рисовать? У всех ли совпало желание рисовать именно этот предмет? ( нет) Почему? ( Нужно уметь договариваться, слушать друг друга и соглашаться. ) 6. Упражнение “Давай помиримся” с использованием куба. Воспитатель. Ребята, а какой атрибут в группе нам помогает мириться? Кубик “Давай помиримся”. Давайте расскажем, как им пользоваться. ( один из детей выходит и рассказывает на примере 2- 3 других детей: например поссорились Вика с Максимом и не хотят мириться, тогда они просовывают свои руки через шторы в куб, там их руки встречаются, гладят друг друга, говорят ласковые слова и наконец обнимают друг друга – делают рукопожатия. ) 7. Физминутка “Старушка Маланья”. ( Дети стоят вокруг ведущего- старушки Маланьи) У Маланьи, у старушки( дети идут по кругу, взявшись за руки) Жили в маленькой избушке( показывают руками крышу дома) Семь сыновей, ( показывают 7 пальцев) Все без бровей. ( Закрывают брови, на каждую строчку делают соответствующее движение) Вот с такими глазами, Вот с такими ушами, Вот с такими носами, Вот с такими усами, С такой головой, С такой бородой. . . Ничего не ели, ( указательным пальцем из стороны в сторону) Целый день сидели, ( приседают на корточки) На неё глядели, ( подставляют кулак к подбородку) Делали вот так. . . ( выполняют упражнение, предложенное ведущим) 8. Пословицы о дружбе. Воспитатель. Что значит выражение “Друга ищи, а нашёл, береги”( ответы детей) . Хотите поиграть с пословицами? Как раз покажем, ребята, как хорошо вы умеете читать. Посмотрите, на доске пословица, у которой есть начало, а вам нужно найти её окончание. ( Не имей сто рублей, а имей сто друзей; старый друг лучше новых двух) А сейчас новое задание: пословица рассыпалась на отдельные слова. Нужно поставить слова в правильной последовательности. ( Друг познаётся в беде; сам погибай, а товарища выручай) А следующую пословицу нужно прочитать, используя стрелки. ( Друг- это клад; друзья- не разлей вода) Молодцы, ребята, со всем справились, очень хорошо знаете пословицы о дружбе. А умеете дружно играть на пианино? ( да) Научим гномов? ( да) 9. Игра “Пианино” Выберите себе любую нотку и встаньте в ряд: до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до. Сейчас я- пианист и играю на пианино. ( Воспитатель называет любую ноту, а дети приседают. ) 10. Упражнение “Фонарик дружбы”. ( Звучит песня из мультфильма “Крошка Енот”) Добрым фонариком свечу, ласковые слова ищу. ( Дети светят друг на друга фонариком и говорят ласковые слова. ) 11. Итог. Как вы думаете, ребята, помирятся гномы, после того, как посмотрят видеокассету? Что, по вашему мнению, покажется им особенно интересным? ( ответы детей) 12. Ритуал прощания: Оглянитесь, улыбнитесь, обнимитесь, разойдитесь. 13. Кассету с видеозаписью запечатать в посылку и отправить Белоснежке. Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе на тему: «Что такое группе на тему «Что такое дружба? ». В ходе этого занятия мы решали не только коррекционные задачи, но и смогли обратить внимание детей на то, как важно уметь дружить, как здорово иметь друзей и как нужно заботиться о близких нам людях. Каждому человеку необходим друг – человек, близкий тебе по духу, тот, с кем интересно проводить время. Друг – этот тот человек, кто поддержит тебя и в горе, и в радости, кто всегда постарается помочь советом и делом. Но все ли из нас умеют дружить? И вообще – что такое настоящая дружба? Ответить на эти вопросы мы и постарались на нашем занятии. Цель: активизировать речевую и мыслительную деятельность детей, используя проблемные ситуации, схемы, модели; учить подбирать родственные слова; совершенствовать навыки составления и чтения слов с пройденными буквами; совершенствовать грамматический строй речи( образование и употребление существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами) ; формировать социально- коммуникативные качества( сотрудничество, терпимость) ; закладывать нравственные основы личности в процессе формирования представлений о дружбе. Оборудование: пиктограммы; подносы с разрезной азбукой; игра «Весёлые путешественники»; плоскостное дерево( с наклеенными словами – дружба, друг, подруга, дружок, дружочек, дружелюбный, дружить) ; кукла; кирпичики и крыша из картона( для дома дружбы) ; портреты друзей, нарисованные детьми; демонстрационный материал по теме «Семья». Предварительная работа: рисование детьми портретов друзей, разучивание пословиц и стихов о дружбе. Ход занятия Логопед: Ребята! Сегодня мы с вами поговорим о том, что такое дружба и будем по кирпичику строить Дом дружбы. Дело это непростое, нам надо пройти длинный путь и выполнить не одно задание. Начинаем по кирпичику строить наш дом. - Посмотрите, у нас на доске первый кирпичик, давайте посмотрим, что под ним( пиктограммы с изображением весёлого, грустного, удивлённого, сердитого лица) . Сейчас мы поговорим с вами о настроении. С каким настроением вы пришли сегодня в детский сад? Дети: С хорошим, весёлым, радостным, - А почему у вас весёлое, радостное настроение? Дети: Потому что нам интересно в детском саду, у нас здесь много друзей. - А с кем можно дружить? Дети: С ребятами, воспитателями, родителями, соседями, с братьями и сёстрами. - Как вы думаете, с чего начинается дружба? Дети: С доброго взгляда, хорошего поступка, оказанной помощи, улыбки. - А теперь посмотрите на это лицо и скажите, какое оно? ( весёлое, доброе) . Скажите, а когда у человека бывает хорошее настроение? Дети: Когда в школе получит пятёрку, когда человеку удалось что- то сделать – например, красиво нарисовать картину, когда человека похвалят, когда у человека много друзей. - Теперь посмотрим – а какое настроение у этого человека? Дети: Грустное, невесёлое. - А когда у человека бывает плохое настроение? Дети: Когда кто- то обидит, когда болеешь, когда не с кем играть. - А это лицо – какое оно? Дети: Удивлённое, испуганное. - А что может вас может напугать? Чего вы боитесь? Дети: Темноты, грома, злой собаки. - Осталась последняя картинка. Какое это лицо? Дети: Сердитое. - А что может вас рассердить? Дети: Когда без спроса возьмут нашу игрушку, когда нас обидят, когда нас не пускают погулять или посмотреть любимый мультфильм. - Молодцы! Мы с вами можем заложить первый кирпичик Дома дружбы. - Мы с вами на занятии часто играем в игру «Семья слов», когда мы подбираем и называем родственные слова. Родственные – это слова, близкие звучанию и значению и сегодня мы будем подбирать слова, родственные слову «дружба». Посмотрите на это дерево – на его стволе написано слово «дружба» и от этого слова образовались другие, родственные слова, давайте их назовём: слово – действие «дружить»; если дети вместе играют, ходят на прогулки – значит они «друзья»; если много мы говорим друзья, а если один, то «друг»; если слово друг произнести ласково – «дружок»; ещё ласковее «дружочек»; если дружат две девочки, то они – «подруги»; есть ещё такое слово «дружелюбный», когда человек старается со всеми окружающими его людьми ладить, не ругаться, жить в дружбе с соседями, с семьёй, со знакомыми. - И с этим заданием справились. Можно заложить второй кирпичик нашего дома дружбы. - А сейчас мы поиграем в игру «Разгадай слово по первой букве в названии картинки». У вас на столах – подносы с разрезной азбукой и схемы. И мы выкладываем слова( два ребёнка у доски) : МАМА, ПАПА. Наши родители – мамы и папы, самые близкие наши друзья. Давайте посмотрим на картинки и поговорим на тему «Семья»: сколько человек в этой семье; назовите членов семьи; кто самый старший? кто самый молодой? кем приходится эта девочка маме( папе) ? И т. д. «Назови ласково»: мама — мамочка, маменька, мамуля( далее ласково называем всех членов семьи) . - Третий кирпичик закладываем. «Разминка» Моя ладошка – это пруд По ней кораблики плывут. Моя ладошка как лужок, А сверху падает снежок. Моя ладошка как тетрадь В тетради можно рисовать. Моя ладошка как окно Его помыть пора давно. Моя ладошка как дорожка А по дорожке ходят кошки. Звонкие ладошки Похлопают немножко! - Продолжаем строить наш дом Дружбы, вспомним пословицы о дружбе: Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Там где дружат – живут не тужат. Помогай другу везде – не оставляй его в беде. Крепкую дружбу и топором не разрубишь. Нет друга – ищи, а нашёл — береги. Дружба и братство дороже всякого богатства. Человек без друзей, как птица без крыльев. Человек без друзей, что дерево без корней. - Молодцы! Вы знаете много хороших пословиц о дружбе. Мы можем заложить четвёртый кирпичик. Игра «Весёлые путешественники». - Друзья часто дарят друг другу подарки – ко дню рождения, на праздник и просто так. Давайте поиграем в игру «Весёлые путешественники» и узнаем, что подарили Кате друзья на день рождения. Возьмите машинки и прокатите их от буквы к букве( по цифрам от 1 до 5) так, чтобы получилось слово( МИШКА) . - А теперь возьмите карандаши и напишите это слово в клеточках. - Заложим пятый кирпичик в наш дом Дружбы. Игра «Трон дружбы». - Дети! Сегодня мы с вами говорили о наших друзьях. Скажите, а кто ваш самый большой и главный друг в детском саду? Кто с вами занимается, водит на прогулки, успокаивает вас, когда вы плачете? Правильно, это наши воспитатели. Сейчас мы поиграем в игру «Трон дружбы», а кто знает, что это такое ТРОН? ТРОН – это богато украшенное кресло, на котором сидит царь, король или государь. - А мы посадим на трон нашу воспитательницу и попробуем вспомнить и сказать ей самые добрые слова, ведь друзьям надо говорить только хорошее и приятное( внимательная, ласковая, добрая, заботливая, нежная, красивая, умная, милая, честная) . - Вот мы и построили дом Дружбы. И чтобы наш дом не пустовал, поместим в него портреты наших друзей. Теперь в нашем доме Дружбы будут жить наши друзья и пусть в этом доме всегда будет тепло, уютно и светло, никогда не будет ссор и обид. Стихотворение о дружбе: Ярче солнечных лучей Дружба в целом свете, Ведь с друзьями веселей На любой планете
- Конспект НОД "Моя семья" в старшей группе
- Дополнительная общеразвивающая программа «Футбол для дошколят»
- Консультация для родителей «Роль семьи в речевом и познавательном развитии ребенка раннего возраста»
- Консультация для воспитателей "Современные образовательные технологии в ДОУ"
- Технологическая карта по организации с-р игры