a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация: "Артикуляционная, пальчиковая гимнастика"

Опубликовано: 2016-12-01 09:45:26

Документы для скачивания

Консультация для родителей Уважаемые папы и мамы! Вы – первые и самые важные учителя своего ребёнка. Первая его школа – ваш дом – окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей. Сколько бы мы не прожили, мы всё равно постоянно обращаемся к опыту детства, к жизни в семье. Даже убелённый сединами человек продолжает ссылаться на то, чему его учили дома, чему учила мать, что показывал отец. Малыш всему учится в общении со взрослым. Ранний опыт ребёнка создаёт тот фон, который ведёт к развитию речи, умению слушать и думать, подготавливает его к вычленению смысла слов. Как развить речь ребенка? Развитие речи у дошкольников — процесс сложный, требующий больших усилий как со стороны взрослого, так и со стороны ребенка. Ему нужно научиться управлять своими органами речи, воспринимать речь взрослого, контролировать собственную, строить диалог. В этом помогут следующие методы и приемы: артикуляционная гимнастика; пальчиковая гимнастика; работа со скороговорками, чистоговорками, пословицами. Артикуляционная гимнастика   — комплекс специальных упражнений, целью которых является укрепление мышц артикуляционного аппарата для достижения ими свободной подвижности. Для чего?   Для того чтобы ребенок успешно освоил произношение трудных звуков, таких как «л», «р», «с», «з», «ш», «ж», нужно, чтобы его губы и язык были гибкими. Мышцы речевого аппарата должны долго удерживать необходимое положение, без особого усилия автоматически осуществлять переход от одного движения к другому. Систематическое использование артикуляционной гимнастики принесет ощутимый результат. Что дает?   Усиливает кровообращение, укрепляет мышцы и развивает гибкость органов речевого аппарата. Способствует развитию правильной и выразительной речи, четкого звукопроизношения. Как использовать?   Артикуляционной гимнастикой следует заниматься ежедневно: в течение 7–10 мин. Сначала необходимо научить ребенка выполнять упражнения медленно перед зеркалом( с помощью зрительного контроля ему будет легче освоить новое задание) , а затем без него. Темп упражнений следует постепенно наращивать. Артикуляционную гимнастику для дошкольников лучше проводить в игровой форме. Примеры упражнений «Чистим зубки».   Ребенку предлагается улыбнуться, открыть рот, с внутренней стороны кончиком языка «почистить» поочередно нижние и верхние зубы: Рот откройте, улыбнитесь, Ну- ка, зубки, покажитесь! Чистим верхние и нижние, Ведь они у нас не лишние. Пальчиковая гимнастика  — инсценировка стихов или каких- либо историй при помощи пальцев. Для чего?   У детей с двигательным нарушением речевого аппарата, задержкой речевого развития страдает мелкая моторика пальцев рук. Ручки у них слабые, им тяжело удерживать карандаш, сложно вырезать ножницами, делать аппликацию, они быстро утомляются при раскрашивании и рисовании. При нарушении речи рекомендуется развивать у ребенка мелкую моторику. Что дает?   Развитие моторики, речи и мышления для дошкольника намного важнее, чем умение читать и писать. Систематическое выполнение упражнений и ритмических движений пальцами приводит к возбуждению речевого центра в головном мозге, в результате чего усиливается согласованная деятельность речевых зон, а это, в свою очередь, стимулирует развитие речи. Занятия пальчиковой гимнастикой способствуют развитию чувству такта; формируют умение слышать слоги при произношении стихов; повышают речевую активность. Развивают: умение подражать взрослому, слушать и слышать чужую речь, понимать ее смысл; память путем запоминания определенного положения рук, последовательности движений при выполнении упражнения; воображение, фантазию, образное мышление. Формируют умение концентрировать и правильно распределять внимание. В результате освоения пальчиковой гимнастики кисти рук и пальцы приобретают силу, становятся подвижными и гибкими. Это облегчит ребенку овладение навыком письма. Как использовать?   Пальчиковая гимнастика эффективна только при регулярных занятиях. Систематическое выполнение упражнений повышает работоспособность головного мозга, способствует развитию всех психических функций. Рекомендуется заниматься ежедневно 5–10 мин. Сначала ребенок должен выполнять упражнения медленно, наблюдая за тем, как это делает взрослый, и прорабатывая их одной рукой, затем другой и потом двумя одновременно. Постепенно темп наращивается. Примеры пальчиковых игр «Очки» Большие пальцы правой и левой рук вместе с остальными пальцами образуют колечки. Их надо поднести к глазам со словами: Бабушка очки надела И внучонка разглядела. Скороговорка  — короткая, синтаксически правильная фраза с искусственно усложненной артикуляцией. Для чего?   Скороговорки предназначены для формирования и развития красивой ровной речи, улучшения дикции, развития речевого слуха, обогащения словарного запаса. Как использовать?   Сначала нужно прочитать ребенку скороговорку и, если есть возможность, показать иллюстрацию к ней. Затем следует объяснить значения сложных слов. Рекомендуется проговаривать скороговорку, прохлопывая ритм ладонями, а затем попросить ребенка повторить — это помогает улавливать слоги в словах. В дальнейшем данный навык пригодится в школе. Можно предложить ребенку взять в руки мячик и проговорить скороговорку, ритмично подбрасывая и ловя его двумя руками. Повторить не менее трех раз подряд в быстром темпе. Варианты игр со скороговоркой «Белые бараны били в барабаны» «Запоминай- ка».   Повтори скороговорку за взрослым, четко проговаривая звуки.   Что дает:   развивает память, артикуляционную моторику, позволяет закрепить произношение звуков. «Почемучка».   Ответь на вопросы: 1) Кто такие бараны? 2) Что делали бараны?   Что дает:   развивает представления об окружающем мире, смысловую сторону слова. «Громко — тихо».   Проговори скороговорку сначала громко, затем тихо.   Что дает:   развивает силу голоса. Чистоговорки Разновидностью скороговорок являются чистоговорки — ритмичный речевой материал, содержащий сложные сочетания звуков, слогов, слов, трудных для произношения. Для чего?   Дети, неправильно произносящие отдельные звуки, в дальнейшем неправильно пишут. До шести лет можно исправить практически все недостатки произношения. Родители надеются на то, что ребенок сам «выговорится». Это заблуждение. В школе исправлять и корректировать речевые дефекты сложно. Что дает?   Упражнения с чистоговорками способствуют улучшению дикции, помогают приучить органы артикуляции к быстрой смене положения при произнесении трудных сочетаний звуков. Как использовать?   На начальном этапе чистоговорки необходимо проговаривать сначала медленно, четко артикулируя каждый звук. Постепенно темп увеличивается, при этом важно не снижать качество произношения. Можно проговаривать чистоговорки сначала шепотом, стараясь активно работать губами и языком. А затем — громко, с такой же активностью органов артикуляции. Примеры чистоговорок для закрепления прозношения Ма- ма- ма — я сама. Мо- мо- мо — лук помой. Мы- мы- мы — ждем зимы. Ом- ом- ом — строим дом. Пословица   — сжатое по смыслу, образное, завершенное по форме, ритмизованное изречение, несущее обобщенную мысль, вывод, иносказание с дидактическим уклоном. Для чего?   Одна из задач развития речи ребенка — развитие словаря. В дошкольном возрасте он должен овладеть таким словарным запасом, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи, успешно обучаться. Бедность словаря мешает полноценному общению, а следовательно, и общему развитию ребенка. Богатый словарный запас — признак хорошо развитой речи, показатель высокого уровня умственного развития. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Учителя отмечают, что ученики с богатым словарем лучше решают арифметические задачи, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, активнее в умственной работе на уроках. «Пословицы и поговорки помогают „выломать“ детский язык на русский лад и развивать в детях чутье к звуковым высотам русского языка». К. Д. Ушинский Что дают?   Вырабатывается правильное произношение звуков, развивается грамматически правильная речь, что дает детям возможность свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями. Знакомясь с пословицами, дошкольники овладевают навыком абстрактного, образного мышления. Малые фольклорные формы вызывают у них эмоциональный отклик, способствуют успешному запоминанию различных слов. Как использовать?   Вводить пословицы при общении с ребенком нужно как можно раньше. При этом надо обязательно объяснять ему их смысл, учить мыслить с помощью метафор, применять пословицы к различным современным ситуациям. Вариантов использования много. Например, можно прочитать ребенку небольшой рассказ и попросить его подобрать к нему пословицы, предложив несколько вариантов. Другой вариант: показать какую- либо сюжетную картинку и проговорить пословицу к ней. Все это развивает образное мышление и воображение. Затем нужно научить ребенка самостоятельно подбирать пословицы к конкретным сюжетам. Примеры упражнений «Закончи пословицу».   Ребенку предлагается закончить пословицу, подобрав подходящее по смыслу слово: Нет друга — ищи, нашел…  ( береги) . Старый друг лучше новых…  ( двух) . Один за всех, все за…  ( одного) . Человек без друзей, что дерево без…  ( корней) .

Оставить комментарий: