Публичный доклад "Для педагогов ДОУ"
Документы для скачивания
для педагогов МДОУ. Тема: Особенности организации деятельности- детское экспериментирование. . Цель: Распространение опыта по организации детского экспериментирования среди педагогов- дошкольников. Задачи: Познакомить с определением понятия – детское экспериментирование. Раскрыть особенности проведения детского экспериментирования. Материалы и оборудование: Стаканчики, тазики, картонки чуть больше горловины стаканчика, магниты, небольшие предметы из разных материалов, в том числе из железа, подносы, мыльные пузыри – на каждого участника мастер- класса, тазик с водой, салфетки или полотенца. Куклы: Степашка, Хрюша( или другие сказочные герои) . Участники мастер- класса: Педагоги МДОУ. Содержание: 1. Определение понятия детское экспериментирование. 2. Совместное проведение экспериментирования. 3. Выводы. 4. Рефлексия. Ход мастер- класса. ( слайд 1. ) Ведущий пускает мыльные пузыри. Я пускаю пузыри, как салют летят они. Что за чудо пузыри, откуда вдруг взялись они. А на вопрос найти ответ, поможет нам эксперимент. Ведущий: А вам хотелось бы разобраться в том, что такое эксперимент, и детское экспериментирование, ну, что ж уважаемые коллеги, сегодня мы с вами постараемся понять, в чем особенности организации деятельности детское экспериментирование в соответствии с развивающей парадигмой образования. ( слайд 2. ) Заглянем в толковый словарь русского языка Сергея Ивановича Ожегова, эксперимент — это метод исследования некоторого явления в управляемых условия, с активным взаимодействием с изучаемым объектом. Эксперимент служит для проверки гипотезы, установления причинных связей между феноменами. По мнению ряда, ученых экспериментирование является одним из методов познавательного развития дошкольников. По определению Н. Н. Подъякова детское экспериментирование- это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и знаний. ( слайд 3. ) Другими словами мы можем сказать, что детское экспериментирование – это детская деятельность, в результате которой ребенок самостоятельно или под незаметным для него руководством взрослого делает для себя открытие. В процессе экспериментирования воспитатель должен выступать для детей не как учитель, а как равноправный партнер, незаметно направляющий детскую деятельность в нужное русло. Знания, не рассказанные воспитателем, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. ( слайд 4. ) В процессе организации детского экспериментирования я придерживаюсь определенной структуры, предложенной авторскими коллективами Ивановой А. И. и Прохоровой Л. Н. Тему для экспериментирования я выбираю с учетом интересов детей и в соответствии с темой проекта или событийностью. ( слайд 5. ) Поскольку источником познавательной активности является наличие проблемы, особое внимание я уделяю созданию проблемного поля. Например: «Нужно напоить чистой водой котенка, а вода грязная». В некоторых случаях предоставляю детям поле пробности, например, что бы определить из какого материала Каркуше можно сделать лодку, дети пробуют, какие материалы тонут, а какие нет. Важно, чтобы ребенку был понятен личностный смысл деятельности, что бы он мог ответить на вопрос «Зачем я это делаю». Наличие проблемы, создание интереса способствует созданию положительной мотивации у детей к деятельности. ( слайд 6. ) Создать мотивацию мне помогают сказочные герои. Ведущий показывает Степашку. - Степашка: ой- ой, что- то я не понял. Я что ли мотивация? Не хочу я быть мотивацией. - Степашка, милый, подожди и мне немного помоги. ( слайд 7. ) Мотивация нужна, чтобы деятельность для детей значимой была. - Степашка: Конечно, помогу и про фокус расскажу. ( слайд 8. ) Вот вчера к нам приходил кот фокусник и показал интересный фокус. Налил в банку воды, накрыл ее картонкой, перевернул, и…. представляете, картонка не упала и вода не пролилась. Вот здорово. Жалко, что вы этого не видели. Ведущий: спасибо Степашка, Интересный фокус? Странно, почему не упала картонка? Вы хотите стать фокусниками и попробовать провести такой фокус? Как вы думаете, если мы сделаем все, как описал Степашка, что произойдет? ( слайд 9. ) Этот вопрос помогает нам с детьми выдвинуть предположения. А использование превращения в фокусников способствует проведению эксперимента в игровой форме. Какие вы можете выдвинуть предположения? Ведущий: Дети предполагают, что вода прольется, и тоже с удовольствием соглашаются стать фокусниками и попробовать. Далее мы учимся планированию, с помощью наводящих вопросов дети описывают какие действия они будут выполнять, планируют ход проведения эксперимента. Ведущий: ( обращаясь к участникам мастер- класса) что вы будете делать, что бы провести фокус? Ведущий: Ну что ж превращаемся в фокусников и показываем фокус. ( Участники мастер- класса выполняют эксперимент) . ( слайд 10. ) Ведущий: В процессе проведения эксперимента мы с детьми обсуждаем, рассуждаем, некоторым я помогаю советами. Идет проверка наших предположений. По окончании эксперимента дети делают выводы, в случае их затруднения выводы делает воспитатель или делаются совместные выводы. ( слайд 11. ) Какие вы можете сделать выводы по завершении нашего фокуса. «Почему картонка не упала? », а когда под ней взмахнули, картонка упала, и вода с шумом вылилась из стакана? В некоторых случаях с выводами у детей возникают затруднения, и выводы делала я. Выводы: мы уже знаем, что воздух везде. Воздух оказывается сильный, он удерживает картонку прикрывающую целую банку с водой. Он давит на картонку снизу, а когда мы его прогнали рукой, картонка упала. ( слайд 12. ) Такой эксперимент – фокус развивает у детей любознательность и удивление, а удивление это первая ступенька к исследованию и познанию окружающего мира. ( слайд 13. ) Чаще мы организуем эксперименты, в которых дети могут сами делать открытия и выводы. «Как из воды сделать значок», «Из какого материала сшить фартук Золушке, что бы она не намочила платье». Или так…( слайд 14. ) Появляется Хрюша: «Степашка, вот какой мне магнит подарили, он все- все примагничивает, предметы из любых материалов». - Степашка: «Хрюша, ты ошибаешься, такого быть не может, я не верю». - Хрюша, Степашка, не надо спорить, может вам спросить у наших гостей, как они думают». - Степашка: «Помогите, нам разобраться, пожалуйста, все ли магнит притягивает. Ко всему ли он примагничивается? »( слайд 15. ) Ведущий: Как же нам узнать кто из них прав? Что для этого нужно? Ведущий: Хрюша смотри, как мы это будем делать. Предлагает участникам взять магниты и провести эксперимент «Примагничивается – не примагничивается». Так какой мы можем сделать вывод? В таких экспериментах дети самостоятельно планируют деятельность, находят способы деятельности, делают вывод на основе самостоятельных действий. ( слайд 16. ) Сегодня мы с вами познакомились с тем, что при организации детского экспериментирования важно придерживается следующих условий: - выбор темы и объекта исследования осуществляется с учетом интересов и жизненного опыта детей; - необходимо создание мотивации у детей к деятельности( слайд 17. ) - использование проблемных ситуаций, поля пробности. - ведение диалога с детьми. - поощрение выдвижения детьми гипотез. - осуществлять по мере возможности проверку всех предположений. и формулировать выводы. ( слайд 18. ) Уважаемые коллеги, проведем рефлексию: 1. Все ли вам было понятно в содержании мастер – класса. 2. Полезна ли была вам информация мастер- класса. 3. Если у вас появился интерес к детскому экспериментированию. И желание применять его в своей работе прошу вас пустить мыльные пузыри. ( слайд 19. ) Ведущий: Мы пускаем пузыри, в воздухе летят они. Открылся нам сейчас секрет, Как детский организовать эксперимент. Спасибо за внимание и участие в мастер – классе.