a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Доклад "Оценка качества созданных в ДОО условий на предмет соответствия ФГОС ДО

Автор: Сазонова Светлана Викторовна Опубликовано: 2016-12-01 17:48:28

Документы для скачивания

МКДОУ Аннинский д/ с ОРВ «Росток» Тема доклада: « Оценка качества созданных в Д00 условий на предмет соответствия ФГОС ДО » Выполнила: Сазонова Светлана Викторовна, воспитатель 1 к. к. п. г. т. Анна 2016г. С. 2 Условия должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех образовательных областях, а именно: в сферах социально- коммуникативного, познавательного, речевого, художественно- эстетического и физического развития детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям. Остановимся на характеристике условий реализации ООП ДО и их анализе подробнее. С. 3 Анализ материально- технических условий Здесь представлено п одробное описание содержания требований, которые отражены в соответствующих нормативных документах, самыми важными из которых следует считать: - Федеральный закон РФ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»[ 76] ; - Постановление Правительства РФ «О противопожарном режиме»[ 82] ; - Постановление Главного госу дарственного санитарного врача РФ «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»( СанПиН 2. 4. 1. 3049- 13) [ 88] . В соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» понятие «средства обучения и воспитания» включает «приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты( в том числе музы кальные) , учебно- наглядные пособия, компьютеры, информационно- телекоммуникационные сети, аппаратно- программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности»[ 86] . Для примера приведем вариант формы самообследования обеспеченности образовательного процесса ДОО техническими средствами обучения( далее- ТСО) ( С. 4) Анализ обеспеченности образовательного процесса ТСО Здесь представлены материально- техническое обеспечение образовательных программ учебно- методическими комплектами( далее- УМК) , оборудованием, предметным оснащением. В ходе самообследования по данной группе требований особое внимание следует уделить материально- техническому обесп ечению образовательных программ. ( С. 5) Анализ развивающей предметно- пространственной среды В ФГОС ДО предявляются отдельные требования к развивающей предметно- пространственной среде( далее- РППС) образовательной организации( группы) . РППС- это «специфические для каждой программы образовательное оборудование, материалы, мебель и т. п. в сочетании с определенными принципами разделения пространства организации( группы) »[ 94] . Важн о, чтобы среда могла обеспечить максимальную реализацию образовательного потенциала пространства организации в целом, а также отдельных ее групп и участков. При этом она должна обеспечивать как можно большие возможности для общения и целенаправленной, разнообразной совместной деятельности детей( в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возмож ности для уединения. Пр едметное содержание РППС должна быть трансформируема и выполнять информативные функции: сведений об окружающем мире и для передачи социального опыта детям. Все игрушки, оборудование и другие материалы должны быть разнообразны и связаны между собой по содержанию и масштабу для обеспечения доступности среды. С. 6 Анализ элементов РППС( игрушек, оборудования и других материалов) Критерии первой группы( п. 1, 2) указывают на такие качества, которые должны категорически у них отсутствовать, так как они оказывают негативное влияние на психическое и физическое здоровье ребенка. В состав критериев второй группы( специальных) включены качества, направленные на обеспечени е гармоничного развития ребенка На протяжении процесса взросления ребенка все компоненты( игрушки, оборудование, мебель и пр. материалы) РППС также необходимо менять, обновлять и пополнять. Как следствие, среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся. Главными показателями успешной работы коллектива ДОО по реализации ФГОС ДО является такая РППС, которая может полноценно обеспечить: реализацию различных образовательных программ; в случае организации инклюзивного образования- необходимые для него условия; учет национально- культурных, климатических условий, в которых осуществляет ся образовательная деятельность, возрастных особенностей детей. С. 7 Анализ перечня расходов ДОО по обеспечению финансовых условий Соблюдение требований к финансовым условиям позволяет реализовать государственные гарантии прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования. Рассмотрим перечень расходов. 1п. Расходы на оплату труда работников, реализующих программу- Расходы на оплату труда руководящего, педагогического, учебно- вспомогательного, административно- хозяйственного персонала ДОО, а также привлекаемых к реализации программы внештатных сотрудников; 2п.   Расходы на средства обучения и воспитания, соответствующие материалы это: - Приобретение учебных изданий в бумажном и электронном виде, дидактических материалов, аудио- и видеоматериалов, в том числе материалов, оборудования, спецодежды, игр и игрушек, электронных образовательных ресурсов, необходимых для организации всех видов учебной деятельности и создания развивающей предметно- пространственной среды. - Приобретение обновляемых образовательных ресурсов, в том числе расходных материалов, подписок на актуализацию электронных ресурсов, подписок на техническое сопровождение деятельности средств обучения и воспитания, спортивного, оздоровительного оборудования, - Оплата услуг связи, в том числе расходов, связанных с подключением к информационно- телекоммуникационной сети интернет 3п. Расходы, связанные с дополнительным профессиональным образованием руководящих и педагогических работников по профилю их деятельности- Обеспечение дополнительного профессионального образования руководящих и педагогических работников ДОО в соответствии с требованиями ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС ДО( для педагогических работников — повышение квалификации в соответствии с занимаемой должностью не реже, чем один раз в три года) . - Содействие получению педагогическими работниками специального- дошкольного образования, профессиональной переподготовке по профилю деятельности 4п. Иные расходы, связанные с обеспечением реализации программы- Обеспечение безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья детей и пр. Обеспечение финансовых условий- одно из самых пр облемных направлений в деятель ности руководства ДОО. Для обеспечения финансовых условий возможно привлечение как бюджетных, так и внебюджетных средств- благотворительных и спонсорских пожертвований, добровольных вложений из личных средств родителей воспитанников, в том числе выделенных по решению попечительского совета организации. С. 8 Анализ психолого- педагогических условий Для обеспечения качественного самообследования образовательной деятельности ДОО в соответствии с ФГОС ДО данная группа условий может быть разделена на две составляющие: — психолого- педагогические условия реализации ООП ДО, необходимые для обеспечения развития личности детей; — информационные и научн о- методические условия, необходимые для обеспечения профессионального роста и личностного развития педагогов. Для получения качест венного образования детьми в ДОО до лжны быть созданы психолого- педагогические условия. Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях Использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям( недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей) Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения Защита детей от всех форм физического и психического насилия Поддержка родителей( законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность по реализац ии программных задач. С. 9 И нформационное и научно- методическое сопровождение педагогической деятельности, а именно: — профессиональное развитие педагогических работников, в том числе при необходимости их дополнительное профессиональное образование; — консультативная поддержка педагогических кадров по вопросам образования, развития, охраны здоровья детей, в том числе по проблемам организации й реализации инклюзивного образовани я( при наличии соответствующего контингента детей) ; организационно- методическое сопровождение процессов проектирования и реализации ООП ДО на всех этапах развития ДОО. Иными словами, должны быть созданы информационные и научно- методические условия, а также обозначены возможности профессионального роста каждого педагога детского сада. С. 10 Информационные условия- обеспечение педагогов соответствующей информацией: книгами, журналами и газетами, материалами передового педагогического опыта, базами и банками данных, педагогическими программными средствами и т. д. Очень важно проанализировать, умеют ли педагоги: - использовать интерактивные дидактические материалы, образовательные ресурсы; — проводить мониторинг и фиксировать ход образовательного процесса и результаты освоения детьми ООП ДО; — осуществлять взаимодействие между участниками образовательных отношений, с другими образовательными организациями, в том числе дистанционное. С. 11 Научно- методические условия- обеспеченность ДОО необходимой научно- методической литературой, учебными пособиями и другими методическими и дидактическими материалами для педагогов. Методическое обеспечение предусматривает обязательное функционирование в детском саду методической службы, основными задачами которой являются: — оказание помощи в развитии творческого потенциала педагогических работников; — удовлетворение информационных, учебно- методических, образовательных потребностей педагогов; — создание условий для организации и осуществления повышения квалификации по всем педагогическим должностям; — оказание учебно- методической и научной поддержки всем участникам образовательных отношений( в том числе через приглашение к сотрудничеству научных руководителей и консультантов) . С. 12 Для установления уровня профессиональной компетентности педагога детского сада- способности успешно решать профессиональные задачи в условиях реальной образовательной деятельности- необходимо провести детальный анализ трудовых действий, знаний, умений и других характеристик вида профессиональной деятельности педагога. Для примера приведем анализ объема знаний, необходимых педагогу для выполнения тру довых функций. 1п. Общепедагогическая функция. Обучение- Преподаваемый предмет должен быть в пределах т ребований ФГОС и основной общеобразовательной программы, его истории и места в мировой культуре и- Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, социализация личности, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные девиации, а также основы их психодиагностики- История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и общества- Основы психодидактики, поликул ь- турного образования, закономерностей поведения в социальных сетях. - Пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения- Основы методики преподавания, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий- Рабочая программа и методика обучения по данному предмету. - Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации, нормативных документов по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, законодательства о правах ребенка, трудового законодательства 2п. Воспитательная деятельность- Основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и федеральные государственные образовательные стандарты общего образования- История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных( педагогических) систем, р оль и место образования в жизни личности и общества. - Основы психодидактики, поликул ь- тур ного образования, закономерно стей поведения в социальных сетях- Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития и социализации личности, индикаторы и индивидуальные особенности траекторий жизни и их возможные девиации, приемы их диагностики. - Научное представление о результатах образования, путях их достижения и способах оценки. - Основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий. - Нормативные правовые, руководящие и инструктивные документы, регулирующие организацию и проведение мероприятий за пределами территории образовательной организации( экскурсий, походов и экспедиций) . 3п. Развивающая деятельность- Педагогические закономерности организации образовательного процесса- Законы развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы периодизации и кризисов развития- Теория и технологии учета возрастных особенностей обучающихся. - Закономерности формирования детско- взрослых сообществ, их социально- психологические особенности и закономерности развития детских и подростковых сообществ. - Основные закономерности семейных отношений, позволяющие эффективно работать с родительской общественностью. - Основы психодиагностики и основные признаки отклонения в развитии детей Не могут быть хорошими условия без качественной работы педагога и наоборот. Качественная работа педагога без хороших условий. Литер атура О. В. Бережнова, Л. Л. Тимофеева. Оценка профессиональной деятельности педагога детского сада. Методическое пособие. – М. : Издательский дом «Цветной мир», 2014г.

Оставить комментарий: