"Удивительные воздушные шары"
Интегрированная познавательно-исследовательская деятельность детей старшего возраста через организацию совместной деятельности
Удивительные воздушные шары
МДОУ д.сад «Василек»
р.п.Мулловка
Мелекесский район
Ульяновской области
Воспитатель
Лучкина О.Г.
Апрель 2013г
Интеграция областей: познание, познавательно-исследовательская деятельность, физическая культура, художественное творчество, социализация.
Цель: систематизировать знания детей старшего возраста через организацию совместной деятельности.
Задачи:
- Способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова.
- Создавать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность, формировать у детей доброжелательные отношения друг к другу.
- Развитие целостного восприятия, умение воспроизводить целостный образ предмета, развивать коммуникативные навыки.
- Обеспечить получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта.
- Упражнять в самоанализе и эмоциональном реагировании детьми всех этапов образовательной деятельности, закреплять положительные эмоции.
Предварительная работа: наблюдения за температурой воздуха, экспериментирование по выявлению наличия и свойств воздуха, игры с ветром и водой, игры с воздушными шарами и мячами, беседа о роли воздуха в жизни растений, животных и человека, работа с бумагой.
Оборудование: стакан с водой, трубочка, резиновые игрушки, полиэтиленовый пакет, воздушные шары, мячи, тетрадный лист (по количеству детей), свистулька, корзина.
Образовательная деятельность:
Дети стоят на паласе…
В: ребята, сегодня мы с вами будем исследователями, узнаем много интересного о воздухе, который нас окружает и о его свойствах.
В группу заходит Буратино с шарами:
Б: Здравствуйте ребята, где это я оказался?
(ответы детей)
Б: Я только что был в гостях у Мальвины и она подарила мне вот эти воздушные шары! (задумчиво) И почему-то сказала, что они удивительные? Ничего не понимаю, что в них может быть удивительного, обычные воздушные шары.
В: Буратино, а не кажется тебе, что воздушный шарик может о чем-то тебе рассказать?
Б: Нет, не кажется. Шары не умеют говорить.
В: Ребята, а вы как думаете? А почему вы так думаете?
(ответы детей)
В: Буратино, а ты знаешь почему он так называется?
Б: Нет, не знаю…
В: Ребята, помогите Буратино, подскажите почему шарик называется воздушный?
(ответы детей)
Б: А что такое воздух?
(Воспитатель предлагает детям сесть на стульчики)
В: Ребята, из чего же состоит воздух?
(из кислорода и других газов)
Б: А где его берут? Этот воздух? И для чего он нам нужен?
В: Ребята, для чего нужен воздух? И где его берут?
(что бы дышать, воздух вокруг нас, воздух есть везде)
В: Буратино, ты теперь знаешь для чего нужен воздух и где его берут?
Буратино, мы хотим загадать тебе загадку, сможешь ее разгадать?
Через нос проходит в грудь,
И обратно держит путь,
Он не видимый, но все же,
Без него мы жить не можем.
Б: Не знаю…
В: Ребята, поможем?
Б: А почему я его не вижу, не слышу и не чувствую?
В: Ребята, разве воздух нельзя увидеть, услышать и почувствовать?
(ответы детей)
В: А хотите попробовать увидеть воздух?
У нас есть волшебная лаборатория, где мы сможем это все попробовать. Мы будем с вами исследователями! Буратино, присоединяйся к нам, ты тоже будешь исследователем.
(Дети пересаживаются за столы)
В: Ребята, куда мы пришли? (активизация словаря)
В: Для начала мы увидим воздух. Возьмем полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нем?
(пусто)
В: Да, он пустой, его можно сложить несколько раз. Теперь мы наберем в пакет воздух и закручиваем пакет. Что произошло с пакетом? (ответы детей) Да, действительно, пакет изменил форму. Он полон воздуха. На что он похож? (на воздушный шарик).
В: Воздух занял все место в мешке, теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось? (ответы. Пакет опять стал пустым). Интересно почему?
Ты, Буратино, догадался?
Ребята, почему?
(ответы детей)
В: Да, вы правы, воздух прозрачный. А чтобы его увидеть, нужно его поймать. И мы смогли это сделать. Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. Значит воздух есть вокруг нас?
Б: Я понял… А вот интересно, есть ли воздух внутри нас?
В: Ребята, а вы как думаете? А хотите проверить?
Возьмем трубочки, опустим в стакан с водой и тихонечко подуем в нее. Посмотрим что произойдет.
Б: Ой, что это происходит с водой?
Дети: выходят пузырьки
Б: А как они там оказались? В стакане же только вода была?
(ответы детей)
В: Пузырьки – это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку и воздух выходит из нас в виде пузырьков. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку. И получаются пузырьки.
Попробуем еще раз?
Б: Здорово…Я тоже хочу еще попробовать!
В: Вот так, Буратино, мы смогли увидеть воздух. А сможем ли мы его почувствовать?
Б: Ничего я не чувствую!
В: Ребята, а хотите почувствовать воздух? А для того, чтобы нам его почувствовать, нужно сделать из бумаги веер. Берм лист бумаги и складываем его гармошкой. (самостоятельная деятельность детей)
Ребята, а теперь помашем веером на себя. Что мы чувствуем? (ответы).
Правильно, мы чувствуем ветерок. А ветер - это и есть воздух. Вот так, Буратино, мы можем почувствовать воздух.
В: А сможем ли мы услышать воздух? Как ты думаешь Буратино?
Б: Я думаю что нет…
В: А вот и можно! Ребята, а как возникает звук? (ответы)
В: А на самом деле, звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед. Это называется колебание. (активизация словаря)
В: Посмотрите, у меня есть свистулька. Через нее можно пустить быструю струю воздуха. Что мы слышим? (ответы)
В: Так же мы можем другим способом услышать воздух. Слушайте! (Звук из резиновой игрушки). Хотите сами попробовать? (Возьмите резиновую игрушку и нажмите на нее).
Вот так мы смогли услышать воздух? (ответы)
В: Буратино, теперь ты убедился, что воздух можно увидеть, услышать и почувствовать?
В: Ребята, вы наверное услали сидеть. Давайте выйдем на палас.
(дети выходят на палас)
В: А еще наш шарик умеет радовать ребят, играть с вами. Он умеет летать. (Подбросить один шарик)
В: Ребята, а почему он летает? (потому что он легкий)
В: правильно, шарик умеет летать, а в цель попадать не может. Потому что, вы правильно заметили, он легкий. А вот мячи умеют попадать в цель. Ребята, как вы думаете, почему мячи умеют попадать в цель? (они тяжелее) А внутри у мяча тоже воздух.
В: Давайте попробуем! Возьмем все по мячу. Бросаем по очереди. И Буратино тоже попробует. (Дети и Буратино бросают мячи)
Б: А я не понял как мячи попадают в корзину…Повторите еще раз…
В: Ребята повторим для Буратино, пусть он научиться. (Дети бросают)
В: Буратино, попробуй теперь ты!
(Буратино пробует)
В: Буратино, теперь ты понял, почему воздушные шарики такие удивительные?
Б: Понял! Но все перепутал!
В: Ребята, давайте напомним Буратино. (Обобщение)
Б: Да, я все понял! Побегу Мальвине все расскажу… Ой, забыл ребята. Я же для вас принес воздушные шарики! (Раздает) А теперь мне пора уходить… До свидания!
В: Ребята, а мы с вами сядем за столы и превратим наши воздушные шарики в игрушки.
(дети садятся)
В: Мы воздушные шарики превратим в веселые рожицы. Для этого нам нужно взять фломастеры и аккуратно нарисовать глаза, нос и рот. Но есть одно условие. Нужно одному держать шарик, а другому рисовать. Можно это делать по очереди.
(самостоятельная деятельность детей с воздушными шарами)
В: Вам понравились веселые рожицы? (ответы)
А гостям? (ответы)
На этом наша экспериментальная деятельность закончилась. Всем большое спасибо. А теперь, ребята, я вас приглашаю поиграть с веселыми рожицами на палас!
- Презентация "Подводный мир"
- НОД "9 мая- День Победы"
- Тематический план подготовки к 70-летию в Великой Отечественной войне МБДОУ "Зубово-Полянский детский сад №3 "Ручеек" комбинированного вида" на 2013-2015гг
- Презентация "В гостях у бабушки Арины"
- Конспект интегрированного занятия в старшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий