Коррегирующая гимнастика для малышей
Документы для скачивания
СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ" Гимнастика, физические упражнения, хо дьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь" Гиппократ Физическое воспитание ребенка – не простое дело. Для того, чтобы добиться успеха, родителям надо много знать и уметь. Ваш ребенок растет, становится все более самостоятельным. Его организм крепнет, движения делаются более четкими, уверенными, быстрыми, игры усложняются. В процессе игры ребенок приобретает жизненный опыт, развивает творческое воображение. Он тянется ко всему новому и очень подвижен. Не торопитесь останавливать его, лучше постарайтесь направить эту подвижность в нужное русло, использовать ее для формирования жизненно важных навыков. Одним из важных средств воспитания являются гимнастические упражнения, различные формы ручного труда, подвижные игры. Ежедневные упражнения предупреждают нарушения осанки и деформацию скелета, хорошо укрепляют весь организм, оказывают благотворное влияние на нормальный рост и развитие ребенка. Современная жизнь перенасыщена нервными перегрузками. Хотите Вы или нет, но Вам не остановить стремительный темп жизни. Физические упражнения – противовес, который поможет вашим детям противостоять стрессовым ситуациям. Чем более крепким здоровьем мы вооружим наших детей, тем лучше они приспособятся к современной жизни. Корригирующие упражнения — это специальные упражнения, которые применяются с целью коррекции уже имеющейся деформации, т. е. восстановительной функции и с целью профилактики дефектов осанки и пласкостопия. Цель корригирующей гимнастики: Тонизировать весь организм, воздействуя на биологически активные точки. Предотвращать простудные заболевания. Укрепить дыхательный тракт. Воспитывать бережное отношение к своему телу. Дать заряд бодрости. Главная задача корригирующих упр ажнений: Во- первых, корригирующие упражнения необходимы детям с ослабленными мышцами спины, потому что они предупреждают патологические искривления позвоночника. Во- вторых, корригирующие упражнения восстанавливают гибкость и вытяжение позвоночника, укрепляют мышцы спины. Дети, у которых ослаблена мышечная система, и дети, у которых имеются дефекты в осанке должны заниматься так, чтобы все группы мышц были вовлечены в работу. Детям, у которых растянуты мышцы, надо их укреплять, способствовать их укорочению, а укороченные мышцы – растягивать. Фундамент физического и психического здоровья закладывается именно в детстве. Достаточно ли прочным будет этот фундамент, зависит целиком от Вас, родители, от того, как вы будете воспитывать детей, какие полезные привычки они приобретут. Потребность в двигательной активности у детей дошкольного возраста очень велика. Ограничение активности в этот период может привести к задержке психического и речевого развития ребенка. С самого момента своего рождения ребѐнок стремится к движениям. Конечно, вначале эти движения беспорядочны, хаотичны. Но с течением времени движения ребенка начинают приобретать осмысленный скоординированный характер. Движения приводят мышцы человека в тонус, оказывая важное влияние на общее самочувствие. В дальнейшем движениями ребенка нужно грамотно управлять. Как известно, регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета. Комплекс упражнений в физической культуре в детском саду ориентирован на определенную возрастную группу. Групповые физические упражнения с детьми отличаются от монотонных, постоянно одинаковых занятий взрослых. Все занятия с детьми проводятся в увлекательной игровой форме, иначе дети не будут хотеть заниматься, физические нагрузки на таких занятиях строго дозированы и зависят от возраста вашего ребенка. На занятиях дети занимаются: - общеразвивающими упражнениями; - учатся основным видам движений( ходьба, бег, ползание, лазание, прыжки в длину, метание и бросание мяча) ; - c мячами, скакалками, обручами и другим физкультурным оборудованием; - играют в подвижные игры; - двигаются под музыку; - участвуют в спортивных эстафетах; - дети учатся общаться, развивают свои социальные навыки; - укрепляют здоровье; - развивают координацию; - укрепляют мышечный аппарат, развивают гибкость и эластичность организма. Кроме того, дети, в отличие от взрослых, очень подвижны и активны, поэтому им просто необходимо периодически «выпускать пар», а для этой цели, как и для совершенствования координации движений, физкультура подходит, как нич то другое. Занятия по физкультуре проводятся 2- 3 раза в неделю. Их продолжительность, как и остальных занятий в детском саду, — 15- 30 минут, дозированы и зависят от возраста. Физкультура проводиться, как с музыкальным сопровождением, так и без него. На занятиях по физкультуре детей в игровой форме учат прыгать в длину, в высоту, запрыгивать на «ступеньку», прыгать на одной и на двух ногах, бегать, приседать, ходить паровозиком, ползать, лазать по шведской стенке, ловить и кидать в цель мячик. Помимо этого изучаются разные виды ходьбы: ребенок учится ходить, «как мишка косолапый», «как лисичка» и так далее( то есть опираться на разные части стопы) , прыгать, «как зайчик попрыгайчик », высоко поднимать колени при ходьбе. В старших группах для детей проводятся эстафеты с преодолением препятствий( подлезть под перекладину, перепрыгнуть через барьер, бежать змейкой) . Гимнастика в детском саду. Помимо непосредственных занятий по физкультуре ежедневно проводится утренняя гимнастика, которая состоит из поворотов и наклонов головы, махов руками, наклонов туловища, приседаний. Продолжительность утренней гимнастики – 5- 10 минут. В перерывах между сидячими занятиями и после дневного сна тоже устраиваются, так называемые, физкультминутки, дающие ребенку возможность размять тело. Физкультурная форма для детского сада. У ребенка обязательно должна быть специальная форма для занятий физкультурой – это, в первую очередь, вопрос гигиены. В качестве физкультурной формы отлично подойдут красные шорты и белая футболка из несинтетических, дышащих материалов. На ноги можно надеть чешки или плотные носочки с прорезиненной( нескользящей) подошвой. Физическое развитие детей нужно продолжать и за пределами детского сада. Утренняя гимнастика по выходным дома и подвижные игры на прогулке, безусловно, пойдут на пользу малышу. Для профилактики нарушений осанки. Корригирующие упражнения( 2- ая младшая группа) месяц Корригирующие упражнения сентябрь «Ножницы» Цель: укреплять связочно- мышечный аппарат ног, мышцы нижних конечностей, участвующих в формировании сводов стопы. Давайте представим, что наши ножки— но жницы. Первый вариант: и. п. : лежа на животе, поднимать поочередно прямые ноги вверх- вниз. Чтобы «ножницы» хорошо «резали», ноги должны быть прямые. Лечь на спину, отдохнуть. Повторить 3 раза. ( Второй вариант: и. п. : лежа на спине. ) «Стойкий оловянный солдатик» Цели: развивать умение сохранять равновесие; формировать правильную осанку; укреплять связочно- мышечный аппарат туловища и конечностей. Плывет по реке лодочка, а в ней оловянный солдатик. Вдруг подул резкий ветер и началась качка. Но ничего не страшно оловянному солдатику. Хотите стать таким же стойким и сильным, как оловянный солдатик? И. п. : стоя на коленях, руки плотно прижать к туловищу. Наклониться назад, как можно ниже, держать спину прямо, а затем выпрямиться. Сесть на пятки, отдохнуть. Повторить 3 раза. октябрь «Колобок» Цели: улучшать функцию вестибулярного аппарата; укреплять мышцы позвоночника, верхних и нижних конечностей. Что за странный колобок на окошке появился? Полежал чуток, взял и развалился. И. п. : лежа на спине, затем сесть, обнимая руками колени. Убрать голову в колени. Прижать колени к плечам и посмотреть на свои стопы. Вот вы все и колобки! Раз, два, три, четыре, пять — Развалились все опять. Вытянуть ноги и лечь на спину. «Лягушки»( «Лягушата») Цели: формировать правильную осанку; укреплять мышцы нижних конечностей и мышц, участвующих в формировании сводов стопы. Вот лягушки по дорожке Скачут, вытянувши ножки. Ква- ква- ква! Скачут, вытянувши ножки! Первый вариант: и. п. : стоя на четвереньках, присесть, пальцами рук касаясь пола. Колени развести в стороны, руки между ногами. Подпрыгнуть вверх и вернуться в и. п. ноябрь «Мышка и мишка» Цели: укреплять мышцы верхних и нижних конечностей; формировать правильную осанку; улучшить координацию движений. У мишки дом огромный. И. п. : о. с. Выпрямиться, встать на носки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки вдох. У мышки — очень маленький. Присесть, обхватить руками колени, опустить голову — выдох с произнесением « ш- ш- ш ». Мышка ходит в гости к мишке, Он же к ней не попадет. декабрь «Ель — елка — елочка» Цели: воспитывать и формировать правильную осанку; укреплять связочно- мышечный аппарат туловища и конечностей; тренировать внимание. В лесу стоят высокие ели. Встаньте ровно, как эти стройные ели, подтянитесь, выпрямитесь. ( Голова, туловище, ноги — прямо, раздвинуть рук и- «ветки» слегка в стороны ладонями вперед. ) Пойдемте дальше в лес, посмотрим, есть ли у высокой ели сестрички? Вот и сестрички ели — едки. Они пониже, но такие же стройные. ( Принять правильную осанку, но в полу приседе. ) Пойдемте, поищем еще сестричек елей. Вот они — совсем маленькие, но и удаленькие: красивые и тоже стройные. ( Сесть на корточки, голова и спина выпрямлены, руки, ладонями вверх слегка разведены в стороны. ) январь «Велосипед- 2» Цели: улучшать кровообращение в ногах; укреплять мышцы брюшного пресса и нижних конечностей; развивать координацию движений. Ехали медведи на велосипеде, А за ними кот задом наперед, А за ним комарики на воздушном шарике. А за ними раки на хромой собаке. лежа на полу, руки вдоль туловища, круговые движения ногами, руки упираются о пол. «Часики» Цели: тренировать умение координировать движения; развивать мышцы голеностопного сустава и мышц, формирующих стопу. И. п. : о. с. , поднять левую( потом правую) ногу. Поворот стопы наружу, затем поворот стопы внутрь. Повторить 4—6 раз. февраль «Птица» Цели: развивать координацию и быстроту движений в крупных и мелких мышечных группах; укреплять мышечный корсет позвоночника. И. п. : лежа на животе, поднять руки вверх, в стороны, прогнуться. Махать руками, как птица крыльями. Лечь на живот, опустить руки, пауза, отдых. Затем продолжить «полет». Повторить 2—3 раза. март «Черепахи» Цели: формировать правильную осанку; укреплять мышечный корсет; развивать координацию движений в крупных мышечных группах рук и ног. И. п. : стоя на четвереньках с опорой на колени и кисти рук, передвигаться вперед, одновременно переставляя правую руку, левую ногу, затем левую руку, правую ногу. Спина ровная, голову приподнять. «Походи боком» Цели: воспитывать и формировать навыки правильной осанки; развивать координацию движений; укреплять мышечный корсет позвоночника и мышечный аппарат стоп. И. п. : о. с. , Принять правильную осанку, мешочек с песком на голове. Ходьба боком приставным шагом( вправо, влево) . апрель «Самолет- 1» Цели: укреплять мышечный корсет позвоночника, мышцы тазового пояса. И. п. : сидя, ноги вместе, руки на полу. Поднять ноги вверх, руки развести в стороны( «полетели самолеты») . Удерживать позу 5— 10 с, затем отдохнут. Повторить 3 раза. «Ходим в Шляпах» Цели: воспитывать и формировать навыки правильной осанки; укреплять мышечный корсет позвоночника; развивать координацию движений. И. п. : положить на голову легкий груз — «шляпу». Следить за осанкой, голова прямо, плечи на одном уровне, параллельны полу, руки спокойно лежат вдоль туловища. Ходьба по залу, сохраняя правильную осанку.
Корригирующие упражнения для маленьких детей Цель корригирующей гимнастики: Тонизировать весь организм, воздействуя на биологически активные точки. Предотвращать простудные заболевания. Укрепить дыхательный тракт. Воспитывать бережное отношение к своему телу. Дать заряд бодрости. Мы будем с ребенком « выгибать по- кошачьи спину », « колоть дрова », « качать воду », « звонить в колокола » — проводить все эти подражательные упражнения, которые следует сопровождать стишками или сказкой, специально для этой цели нами выбранными. Следует разрешить детям кататься по полу, пролезать через низкие и узкие отверстия( под стулом, креслом, под натянутой веревкой) . Ребенок может изображать « канатоходца »( ходить по щели или нарисованной на полу ровной линии) — переносить на голове какую- нибудь вещь, например, мешочек с песком. Полезно упражнение « птичка » — ребенок ляжет на животик, а мы его легонько придержим за щиколотки; ребенок раскинет в стороны, как крылья, руки и приподнимет от земли на короткий срок голову и туловище. Это надо повторять от 3 до 6 раз. Или, положив ребенка на спину, прикажем ему так прижаться к земле, чтобы мы и руку не могли просунуть под его бедрами( чтобы и мышь не могла проскользнуть) . Целью этого упражнения является ликвидация чрезмерного поясничного изгиба позвоночника, результатом чего бывает выпяченный животик. Одновременно с другими упражнениями и играми, о которых мы будем говорить дальше, этому упражнению ежедневно следует уделять не менее 10—15 минут. Понятно, что надо подчеркивать развлекательный характер этого упражнения, чтобы у ребенка создавалось впечатление игры, в которой он с удовольствием принимает участие. Наибольших успехов мы достигнем в том случае, если отец или мать будут упражняться вместе с ребенком. Понятно, что эти упражнения должны происходить всегда на чистой подстилке( одеяле, линолеуме, ковре, вымытом полу) . Летом надо брать ребенка на купанье, а когда ребенок привыкнет к воде, его можно будет держать на поверхности в горизонтальном положении так, чтобы, лежа на животе, он мог двигать руками и ногами. При этом мы ходим с ребенком вперед и назад, что создает у ребенка впечатление собственного движения вперед. Обыкновенно это упражнение доставляет детям радость. Придерживая голову над водой, дети напрягают мышцы спины и с раннего возраста привыкают к холодной воде. Ребенок, с которым родители регулярно упражняются, относится к ним с доверием и в воде и не противится этим упражнениям, которые подготовляют почву для обучения плаванию. Лучше с ребенком входить в воду часто, но держать его в воде не долго. В положении на спине ребенок должен упражняться минуту. Наш ребенок нуждается в полезных для него движениях. Передвигаясь вперевалку, бегая и играя по- своему, ребенок совершенно инстинктивно и естественно упражняется. Некоторые обстоятельства, однако, его в этом ограничивают( жизнь в городе, лютая зима) , поэтому надо стараться ему помочь и создать все условия для его здорового развития. Правильная осанка у детей формируется, в первую очередь, под влиянием родителей. Именно от их усилий зависит, будет ли у их чада правильная осанка или нет. Нужно понимать, что правильная осанка у детей не возникает сама по себе, это результат постоянного контроля и заботы с вашей стороны. Какой родитель хочет, чтобы его наследник шел по жизни с согнутой спиной, перекошенными плечами, опущенной головой? Не хочет никакой. Так что же делать? Выполнять пять простых правил. ПЯТЬ ПРОСТЫХ ПРАВИЛ 1. Наращивать ребенку “мышечный корсет”. Хорошая осанка немыслима без равномерно развитой мускулатуры. “Мышечный корсет” спасет даже того, кому не повезло с наследственностью, кому от родителей достались слабые соединительные ткани – предвестники плоскостопия, близорукости, сутулости… 2. Постоянно следить за тем, как ребенок сидит, стоит, поправлять его, если он сутулится, кособочится. Пусть встанет к стене, прикоснется к ней пятками, икрами, ягодицами, лопатками и головой. Позвоночник выпрямлен, плечи развернуты, лопатки сближены, живот втянут, ягодицы напряжены. Вот она – правильная поза! Тело должно ее запомнить. Конечно, легче безвольно распустить мышцы, чем сидеть или ходить прямо, но на то рядом и мы, взрослые, чтобы на первых порах следить за спинкой. А дальше держаться ровно войдет у ребенка в привычку. 3. Обратить особое внимание на позу при письме, чтении, любой работе за письменным столом. Ребенок должен сидеть так, чтобы ноги, спина, руки имели опору. Высота стола должна быть на 2- 3 см выше локтя опущенной руки вашего чада, когда он сидит. Высота стула не должна превышать высоту голени. Если ноги не достают до пола, надо подставить скамейку, чтобы тазобедренные и коленные суставы были согнуты под прямым углом. Спина должна вплотную касаться спинки стула, сохраняя поясничный изгиб. Чтобы расстояние от книжки до глаз не превышало 30 см, книгу лучше поставить на пюпитр, тогда голову не придется наклонять. Неправильная поза при работе за столом очень портит осанку! 4. Следить, чтобы у ребенка не появилось плоскостопие. Плоская стопа нарушает правильную опорную функцию ног, ноги быстро устают, ось таза наклоняется и осанка нарушается. Вовремя обнаруженное плоскостопие можно исправить. Обратитесь к ортопеду, не запустите эту проблему. 5. Не стелить слишком мягкую постель. Матрас должен быть ровным, жестким, подушка – маленькой, низкой. Кровать такой длины, чтобы ноги можно было свободно вытянуть. Ту немалую часть суток, которая приходится на сон, позвоночник должен чувствовать себя комфортно, а ему удобна жесткая постель Что влияет на формирование правильной осанки? На формирование осанки оказывает большое влияние окружающая среда. Родители и сотрудники дошкольных и школьных учреждений обязаны контролировать правильное положение детей при сидении, стоянии и ходьбе. Рассмотрим самые важные принципы, влияющие на формирование правильной осанки: правильное питание; свежий воздух; хорошая освещенность в комнате; правильно подобранная мебель по росту ребенка; перенос тяжестей; правильная поза при сидении; двигательная активность. Все ли в порядке? Чтобы понять, нормальная ли у ребенка осанка, разденьте его, попросите встать ровно и внимательно осмотрите его тело. Осмотр сзади Лопатки прилегают к спине( у дошкольников – слегка выступают назад) , расположены на одинаковом расстоянии от позвоночника и на одном уровне. Отростки позвонков расположены по средней линии спины. Позвоночник не имеет отклонений ни вправо, ни влево. Ягодичные складки – симметричны, ямки под коленками находятся на одной горизонтальной линии. Осмотр сбоку Голова слегка приподнята. Грудная клетка не впалая и не выпуклая. Живот лишь слегка выступает вперед. Ноги прямые, а не согнуты в коленях. Осмотр спереди Ребра симметричны. Плечи не выступают вперед, находятся на одной линии. 7 «тайных» симптомов Родители должны знать о том, что есть не только явные, хорошо видимые признаки нарушений осанки, но и скрытые симптомы. 1. Ребенок быстро устает, вялый, неуклюжий. 2. Не любит подвижные игры. 3. Жалуется, что у него болит голова или шея. 4. После длительной прогулки хнычет, что у него болят ножки. 5. Сидит, упираясь руками в сиденье стула. 6. Не может длительно находиться в одном положении. 7. «Хруст» в различных суставах при движениях у детей старше 2- х лет. ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Красивая осанка – здоровый ребёнок Правильная осанка не бывает врожденной, она начинает формироваться с первых лет нашей жизни. Наиболее ответственный период для формирования осанки от 4 до 10 лет Приучая вашего ребенка «правильно» держать свое тело, не забывайте при этом и про вашу осанку. Причины формирования неправильной осанки являются: - Отсутствие крепкого, достаточно развитого мышечного корсажа – мышечной системы; - Неравномерное развитие мышц спины, живота и бедер, изменение тяги, определяющей вертикальное положение позвоночника; - Продолжительная болезнь или хронические заболевания, ослабляющие организм; - Последствия рахита- Не соответствующая росту мебель; - Неудобная одежда и обувь. Контролируйте осанку своего ребенка раз в полгода самостоятельно, не прибегая к помощи врача. КОМПЛЕКС КОРРИГИРУЮЩЕЙ ГИМНАСТИКИ Укрепление мышц спины, живота – формирование правильной осанки. 1. И. п. – правая рука вверху. 1- 2 – отведение руки назад; 3- 4 – то же левой. 2. И. п. – кисти к плечам. 1- 4 – круговые движения вперед; 1- 4 – круговые движения назад. 3. И. п. – руки в замок на грудь. 1 – руки вперед; 2 – руки на грудь; 3- руки вверх; 4 – руки на грудь. 4. И. п. – стоя, пальцы в замок, руки вверх. Левую ногу вперед. 1- 2 – отведение рук назад, прогнуться в спине; 3- 4 – то же под правую ногу. 5. И. п. – стоя, правую руку вверх, левую ногу вперед. 1- 2 наклон влево; 3- 4 – левую руку вверх, наклон вправо под правую ногу. 6. И. п. – полный присед, руки на коленях. Ходьба на носках. Упражнение формирование правильной осанки. 1. И. п. – о. с. Правильная осанка. Колени прямые, живот подтянут, плечи слегка отвести назад вниз, голову держать прямо. Зафиксировать. 2. И. п. – стойка ноги врозь, руки на пояс. 1- 2 – наклон туловища вперед, смотреть вперед, колени прямые; 3- 4 – и. п. 3. И. п. – о. с. , руки на пояс. 1 – поднять согнутую правую ногу; 2 – опустить. То же левой ногой. 4. И. п. – стойка ноги врозь, руки вниз. 1- 2 – присед, руки к плечам; 3- 4 – и. п. 5. И. п. – стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 – поворот вправо, смотреть через плечо; 2 – и. п. То же влево. 6. И. п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. 1 – поднять прямые ноги вверх; 2 – развести в стороны; 3 – соединить; 4 – и. п. 7. И. п. – лежа на животе, руки согнуты в локтях, ноги прямые. 1 – согнуть правую ногу; 2 – поменять положение ног. 8. И. п. – о. с, руки на пояс. 1- 3 – прыжки на двух ногах; 4 – более высокий прыжок
Какая осанка у вашего ребёнка? Формирование правильной осанки – одна из важнейших задач физического воспитания детей. В наши дни эта проблема почти каждой семьи. Уменьшение двигательной активности, сидячий образ жизни, компьютерные игры, бесконечные просмотры телепередач – все это приводит к нарушению осанки. А дальше школа – вряд ли она поможет исправить имеющиеся нарушения, скорее всего она их усугубит. На осанку ребёнка влияет практически всё - режим дня, размер мебели, поза детей во время любимых занятий, их продолжительность, правильное питание. С чего же начать? Начнём с определения осанки! Как определить осанку ребёнка? Сделать это можно следующим образом: разденьте ребёнка до пояса, поставьте ребёнка на возвышение так, чтобы его лопатки были на уровне ваших глаз. Поговорите с ребёнком, чтобы снять возникшее напряжение и увидеть реальную картину. Посмотрите, как расположены у ребёнка плечи: составляют ли они одну линию или одно несколько выше другого. Затем посмотрите, симметричны ли надплечья, лопатки. Если есть нарушение – обратитесь к специалисту. Как избежать нарушения осанки? Мебель: конструкция стола и стула должна обеспечивать опору для туловища, рук и ног. Симметричное положение головы и плечевого пояса, соответствовать росту. Ноги ребёнка не должны свисать со стула, стопы должны стоять на полу. Длина кровати должна быть на 20- 25 см больше роста ребёнка. Подушка не должна быть слишком большой и высокой. Нельзя допустить, чтобы ребёнок спал, свернувшись «калачиком», с подтянутыми к груди ногами. В этом положении смещаются лопатки, искривляется позвоночник. При рисовании, рассматривании иллюстраций поза должна быть удобной, локти обеих рук на столе, плечи на одном уровне, голова чуть наклонена. Сидеть ребёнок должен с одинаковой нагрузкой на обе ягодицы. Нельзя допустить, чтобы ребёнок сидел, скрестив ноги, цеплял их за ножки стула. Н о главное это все- таки двигательная активность – больше гуляйте с ребёнком, посещайте бассейн, совершайте лыжные прогулки, укрепляйте мышцы спины, живота, плечевого пояса. Не отсылайте его в свою комнату смотреть телевизор! И тогда всё у вас будет хорошо!