Диктант в школе для слабослышащих детей
Документы для скачивания
Диктант в школе для слабослышащих детей. Ведущим положением специально организованного обучения в школе для слабослышащих детей является его коррекционная направленность: в процессе обучения слабослышащие дети должны не только усвоить программный материал массовой школы, но и научиться в максимальной степени пользоваться своим неполноценным слухом. Приобрести прочные навыки беглого чтения с губ, овладеть устной и письменной речью, уметь внятно, естественно и выразительно говорить. Именно поэтому принципы общей дидактики могут применяться в специальной школе только с необходимыми изменениями, учитывающими указанную специфику. Учителя школы для слабослышащих иногда формально используют часто недоступные детям пособия для массовой школы и методические указания к ним и в связи с этим также формально проводят и саму коррекционно- воспитательную работу с учащимися. Диктант – это активная форма упражнения по сравнению со списыванием. В процессе диктанта развивается память, воспитывается внимание. В то же время он является не только способом обучения, но и средством проверки знаний и умений учащихся. Существует очень много видов диктантов – предупредительный, объяснительный, выборочный, творческий, свободный, зрительный, слуховой. Методика их проведения в массовой школе достаточно разработана. Однако в специальной литературе мы почти не находим материалов, раскрывающих своеобразие диктанта в школе для слабослышащих. В школе для слабослышащих функции диктанта значительно многограннее и задачи его более своеобразны. Это объясняется особенностями восприятия устной речи слабослышащими детьми, т. е. неполным слышанием речи, с одной стороны, и недоразвитием речи, с другой. Если не учитывать этого и ограничиться методикой массовой школы, то диктант ничего, кроме вреда, не принесёт слабослышащим учащимся. Пример – 2 класса одного возраста с примерно одинаковым уровнем речевого развития. В одном классе диктант проводился следующим образом: сначала был прочитан весь текст, затем учащиеся воспринимали текст слухозрительно с помощью звукоусиливающей аппаратуры. Учительница диктовала каждое предложение два раза. Большие предложения диктовала по частям. При анализе детских работ были обнаружены ошибки, которые искажали содержание рассказа, было много неправильных написаний такого характера « возращались »( возвращались) , внезанно( внезапно) , одали( отдали) , что специфично для слабослышащих учащихся, которые в основном понимают значение слов, но в силу малой речевой практики, « недослышивания » не могли точно воспроизвести знакомые слова. Многие дети неверно оформили прямую речь. Эти ошибки связаны с общим недоразвитием речи слабослышащих детей. Анализ работ показал, что больше всего учащиеся сделали ошибок в сюжетной части рассказа и меньше – в первой его части 9описании природы) . В параллельном классе работа строилась иначе. Перед тем, как проводить диктант, учитель предъявил картинки, иллюстрирующие сюжетную часть рассказа. Была проведена беседа по картинкам. Далее к доске была прикреплена таблица с образцами прямой речи, записаны трудные или незнакомые слова. Учитель не читает предварительно всего текста, а сразу диктует по предложениям, используя разные способы восприятия детьми: слухо- зрительно, на слух, зрительно( с губ) , быстро и тихо. Перед предложением с прямой речью она обратила внимание на образец. При анализе было установлено, что в работах учеников данного класса отсутствовали ошибки, грубо искажающие содержание текста, значительно меньше было специфических ошибок. В одном классе учитель формально использовал методику массовой школы, а в другом учитывал уровень развития детей и особенности из восприятия. Ученикам было понятно содержание диктанта, и они не прилагали усилий, чтобы разобраться в сюжете рассказа, а их внимание было сосредоточено на правописании знакомых им слов и предложений. Описанная методика проведения диктанта содействовала актуализации имеющихся знаний. Резюме. Текст должен соответствовать требованиям программы и уровню речевого развития детей. Следует продумывать пути предварительного ознакомления детей с общим содержанием диктанта: использовать средства наглядности( картины, макеты, кинофрагменты) , иллюстрирующие его тему, сюжет. Количество наглядных опор постепенно уменьшать. Целесообразно проводить диктанты по прочитанным ранее произведениям. Предлагать детям образцы синтаксических конструкций, которые могут представлять для них трудности. Проводить орфографическую и лексическую работу. Не читать предварительно текст диктанта. При подготовке к диктанту нужно серьёзно продумать коррекционную цель: тренировка учащихся в восприятии текста на слух с помощью индивидуальных аппаратов, без аппаратов, в беглом чтении с губ. Не рекомендуется диктовать предложения отдельными словами, лучше диктовать целиком, произнося слова чётко, с естественной артикуляцией и выразительной интонацией. Большое предложение можно диктовать по частям. Литература. «Коррекционные возможности диктанта в школе для слабослышащих детей», Л. Е. Фингерман. – «Дефектология», №1, 1982 год.