Конспект открытого занятия в старшей группе "Ягодка" - "В мире доброты"
Документы для скачивания
Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшей группы« В мире доброты» Программные задачи: Углублять представление детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека, представления о важности и необходимости просить прощения, испытывая в этом внутреннюю потребность. Совершенствовать социально- коммуникативные навыки ( умение выслушивать товарища, искренне высказывать своё мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей) , навыки культурного общения со сверстниками, следуя речевому этикету, побуждать к осмыслению общечеловеческих ценностей и осмыслению собственной внутренней позиции. Добиваться доброжелательной интонационной выразительной речи. Материалы: З ёрнышки, семечки, живой цветок, сломанная игрушка, порванная книга, грязная чашка, листок бумаги и фломастер; кружки 3 цвета: зелёный, оранжевый, голубой; цветок, тучка на полянке: декорации сада ( скамейка, деревья и т. д) . Ход занятия. Дети сидят на стульях. Воспитатель: Давайте поздороваемся. Есть хорошая примета всем с утра дарить приветы. Солнце красному. . . Дети: Привет! Воспитатель: Небу ясному. . . Дети: Привет! Воспитатель: Люди взрослые и малыши. . . Дети: Вам привет от всей души! Воспитатель: Каждый новый день надо начинать хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и весёлым, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, закроем глаза и передадим друг другу ту искорку тепла и любви, что живёт в нашем сердце. ( Музыка) . Почувствуйте, как по нашим рукам из ладошки в ладошку переходит доброта. Открываем глазки, у лыбнёмся и пожелаем друг другу доброго утра и радостного настроения. Воспитатель: проходите садитесь на свои места. Ребята, послушайте, одну песенку и скажите мне, о чем в ней поется? ( Включить запись песни « Барбарики »- Доброта) . Воспитатель: Ребята, о чём эта песня? ( ответы детей) Дети: О доброте. Правильно, и с егодня на занятии пойдёт разговор о б этом удивительном, волшебном слове- доброта! А как вы понимаете, что такое доброта? Дети: Хорошие поступки, вежливые слова, уважение старших…. Воспитатель: Давайте хором повторим и внимательно вслушаемся в это слово- доброта. В давние времена, как рассказывают книги, это слово произносили мягко- доброта. Добро тебе, добро от тебя. Как это верно! Подумайте и скажите, о ком или о чем можно сказать «добрый»? Дети: О человеке, поступке, вечере, пути и т. д. Ведущий. Добрый человек. А если добрый, значит, он ещё какой? Дети: Внимательный, заботливый, щедрый, добродушный, отзывчивый, нежадный. . . Ведущий. А если человек недобрый, он какой? Дети: Злой, жадный, грубый, равнодушный, нетерпимый. . Ведущий. Как вы думаете, потрогать доброту можно? Есть ли у неё запах, вкус? Дети: Ответы. Воспитатель: Быть может, ее нетрудно увидеть? А в чем её можно увидеть? Дети: В поступках, действиях, чувствах человека Воспитатель: Вспомните, пожалуйста, свои добрые поступки и расскажите нам. Дети: Ответы. Воспитатель: Легко ли быть добрым? Дети: Добрым быть не легко. Воспитатель: Вика проч итае т стихотворение «Доброта». И с помощью стихов мы узнаем, легко быть добрым. Ребенок: Добрым быть совсем, совсем непросто, Не зависит доброта от роста, Не зависит доброта от цвета. Доброта не пряник, не конфета. Доброта с годами не стареет, Доброта от холода согреет, Надо только добрым быть И в беде друг друга не забыть. Если доброта, как солнце, светит, Радуются взрослые и Дети: Воспитатель: Прекрасное стихотворение! А Саша нам расскажет, как проявляется это удивительное качество в другом стихотворении. Ребенок: Я слабым помогать готов, Попавшим вдруг в беду, Всегда приветлив и здоров И правду говорю, Не жадничаю никогда, Жалею я других. Ошибки всем прощу всегда- Забуду я о них. С улыбкой я всегда дружу, Всегда гостям я рад. Я дружбой верной дорожу, Люблю я всех ребят. Воспитатель: Хорошие стихи о доброте. А сейчас немного отдохнем. Физминутка Живут мальчики – весёлые пальчики ( движения пальцами рук) Озорные ножки ходят по дорожке ( ходьба на месте) Шея крутит головою. Повторяй скорей за мною. ( п овороты головой влево- вправо) Вправо- влево оборотик, ( повороты туловища влево- вправа) Покажи мне, где животик. ( н аклоны назад) Наше тело подтянулось ( встать на носочки, потянуться вверх) И вперед слегка нагнулось. ( н аклоны вперед) Как березонька стройна, стала ровною спина ( выпрямиться) . А теперь все повернулись и друг другу улыбнулись. ( Д ети садятся на стульчики) . Воспитатель: Ребята, подойдите к столу и посмотрите, как много здесь разных предметов, что вы здесь видите: зёрнышки, цветок, сломанная игрушка, порванная книга, грязная чашка, листок бумаги и фломастер. Посмотрите на эти предметы. С их помощью можно совершить добрый поступок. Скажите, какой? Дети: Зёрнышками накормить птиц, цветок подарить, игрушку отремонтировать, книгу подклеить, грязную чашку вымыть, на листке бумаги нарисовать что- то приятное и подарить близкому человеку. Воспитатель: Посмотрите, перед нами две полянки: одна- с цветочками, другая – с тучкой. Сейчас возьмите по одной картинке, посмотрите, и подумайте, хороший это поступок или плохой. Хорошие поступки мы поместим на полянку с цветочком, а плохие- на тучку. Договорились? Дидактическая игра «Хороший или плохой поступок»( Дети берут картинки с изображениями хороших и плохих поступков, помещают их на полянки и объясняют свой выбор) . Воспитатель: Что изображено на этой картинке? Дети: На картинке мальчик дразнит девочку. Воспитатель: Это хороший или плохой поступок? Почему? Дети: Это плохой поступок, так как дразнить и обзывать ребят плохо. Воспитатель: Что чувствует девочка в этот момент? Дети: Девочка расстроилась, она огорчена, обижена. Воспитатель: А на этой картинке что изображено? Дети: На этой картинке мальчик уступает место дедушке. Воспитатель: Это хороший или плохой поступок? Почему? Дети: Это хороший поступок, так как старшим нужно уступать место и во всём помогать. Воспитатель: Что чувствует дедушка в этот момент? Дети: В этот момент дедушка радуется, восхищается мальчиком. Воспитатель: Садитесь на стульчики. Н аши поступки могут испортить или наоборот улучшить настроение окружающих нас людей. Послушайте небольшой отрывок. «Пошли погулять мальчик и девочка в сад. Мальчик играл с игрушкой, а девочка сидела на скамейке рассматривала книгу. Мальчик, увидев девочку, тоже захотелось посмотреть книгу. И он решил подойти к ней поближе. Начал девочку дёргать за косички. - Ай- ай- ( заплакала девочка) . На крик прибеж ала мать. Она посмотрела сурово. - Простите меня! - шепнул мальчик виновато. - Ступай! - улыбнулась. «Прощаю тебя! »- «Простите! » Ура! - воскликнул мальчик радостно. «Простите»- «Какое интересное слово »- подумал мальчик. Мальчик с девочкой помирились. Воспитатель: Как вы думаете, надо ли просить прощения? Зачем? Дети: Надо! Чтобы тебя простили и не обижались. Надо помириться, веселее было играть Воспитатель: Как вы считаете, в каких случаях и при каких обстоятельствах необходимо извиняться? За что надо извиняться? Дети: За плохой поступок, за обидные, грубые слова; за то, что ты обманул или был невежливым. Воспитатель: Верно! Вы назвали немало случаев, когда необходимо извиняться. А вы оказ ыва лись в таких ситуациях? Расскажите о них, пожалуйста. Дети: Рассказы детей. Воспитатель: Вы правильно сказали, что надо извиняться за ложь и обман- - Но лучше никогда не лгать и всегда говорить правду. Воспитатель: Теперь рассмотрим такую ситуацию. Вы вошли в автобус, но не успели сесть, автобус тронулся с места, и вы нечаянно кого- то задели, толкнули или наступили кому- то на ногу. Что необходимо сделать? Дети: Извини ться! Воспитатель: Что чувствует человек, перед котором извинились? Дети: Ему приятно, что перед ним, извинились. Воспитатель: И, как правило, он отвечает с улыбкой: «Ничего, ничего, пожалуйста. Ничего страшного! » Надо уметь извиняться, но при этом нельзя забывать, что делать это надо вовремя. Воспитатель: Предлагаю вам игру «Я начну, а вы закончите». Зеленеет старый пень, когда услышит. . . Добрый день. Растает даже снежная глыба от слова тёплого. . . Спасибо. Если тебя бранят за шалости, надо сказать. . . Прости пожалуйста. Ребенок вежливый и развитый, говорит встречаясь. . . Здравствуйте. больше есть не в силах, скажем маме мы…( «Спасибо») Нечаянно мы толкнули Витю и все сказали…( «Извините») Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь…( «Здравствуйте») Во всех странах на прощанье говорят всем …( «До свидания») . Если наступил на ножку, хоть случайно, хоть немножко, Сразу говорите: …( Простите! ) Кошечка чихнула снова, скажем мы ей…( Будь здорова! ) . Воспитатель: Вы правильно назвали «волшебные» слова, а чтобы они сопутствовали вам всегда. Поиграем в другую игру. Игра «Вежливость »( в руках у меня 3 кружка: голубой, оранжевый, зелёный. Голубой- означает слово «спасибо», зелёный- «пожалуйста», оранжевый- «извините, простите». Когда подниму кружок, называете вежливые слова. Дети: Ответы. Воспитатель: Давайте никогда не будем забывать добрые, вежливых словах. Будем чаще говорить их друг другу. Говорить ласково, нежно, негромко. Добро должен иметь каждый человек: и вы, и я, и ваши родители. Это доброе сердце, добрую душу, добрые слова, чтоб помогать тем, кто попал в беду. О таких людях говорят" Добрый человек" . Воспитатель: О чём мы сегодня говорили? Дети: О доброте. Воспитатель: Легко ли быть добрым человеком? Дети: Добрым быть не легко, надо много трудиться над собой… Воспитатель: Когда человек совершает добрые дела и поступки, какое лицо бывает у него в эту минуту? Дети: С улыбкой, незлое, приятное. Воспитатель: Если человек добрый, как ему живётся? Легко или трудно? Дети: Человеку живётся легко. Воспитатель: Быть добрым, воспитанным, вежливым человеком – это не значит все прощать. Спешите делать добро, а не ждите, когда его сделают за вас другие. Спасибо всем вы сегодня молодцы. До следующей встречи! Воспитатель: Ребята, подойдите к столу и посмотрите, как много здесь разных предметов, что вы здесь видите: зёрнышки, цветок, сломанная игрушка, порванная книга, грязная чашка, листок бумаги и фломастер. Посмотрите на эти предметы. С их помощью можно совершить добрый поступок. Скажите, какой? Дети: Зёрнышками накормить птиц, цветок подарить, игрушку отремонтировать, книгу подклеить, грязную чашку вымыть, на листке бумаги нарисовать что- то приятное и подарить близкому человеку. Воспитатель: Посмотрите, перед нами две полянки: одна- с цветочками, другая – с тучкой. Сейчас возьмите со стола по одной картинке, посмотрите, и подумайте, хороший это поступок или плохой. Хорошие поступки мы поместим на полянку с цветочком, а плохие- на тучку. Договорились? Воспитатель: Что изображено на этой картинке? Дети: На картинке мальчик дразнит девочку. Воспитатель: Это хороший или плохой поступок? Почему? Дети: Это плохой поступок, так как дразнить и обзывать ребят плохо. Воспитатель: Что чувствует девочка в этот момент? Дети: Девочка расстроилась, она огорчена, обижена.