МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ
Документы для скачивания
Фрагмент открытого урока по литературному чтению в 3- Б классе Учитель: Кобзарь В. В. Тема: В. Драгунский «Он живой и светится…» Цели: - ознакомить учащихся с произведением В. Ю. Драгунского «Он живой и светится…» Задачи: - развивать навыки осознанного выразительного чтения; - пробудить познавательную активность; - работать над осознанностью чтения, над читательскими умениями; - расширять кругозор учащихся, развивать речь, наблюдательность, умение анализировать прочитанное; - развивать критическое мышление; - воспитывать любовь ко всему живому. Личностные УУД: - оценка жизненных ситуаций и поступков героев с точки зрения общечеловеческих норм; - формирование умения высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. Регулятивные УУД: - формирование умения высказывать своё предположение на основе работы с текстом; - формирование умения планировать свою деятельность. Познавательные УУД: - умение работать с учебной и дополнительной информацией; - а нализ, сравнение, группировка различных явлений и фактов. Коммуникативные УУД: - оформление своих мыслей в устной речи с учетом учебных и жизненных ситуаций; - чтение вслух и про себя текста, понимание прочитанного; - критично относиться к своему мнению; - понимать точку зрения другого человека. Оборудование: учебник «Литературное чтение» 3 класс, 2 часть. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Карточки с кроссвордом, карточки с биографией В. Драгунского Презентация Ход урока 1. Организационный момент. - Ребята, сегодня на уроке много гостей, а гости- это всегда радость и хорошее настроение. Мне хочется вам пожелать, чтобы это радостное и творческое состояние не покидало вас в течение всего урока. Поприветствуем улыбкой гостей, пожелаем себе удачи и тихо сядем за парты. 2. Актуализация знаний. - Давайте с вами немного настроимся на работу, чтобы наш урок был плодотворным. Я начинаю предложение, а вы его закончите. - На уроке наши глазки хорошо смотрят и всё…видят. - На уроке наши ушки хорошо слушают и всё… слышат. - На уроке наша голова хорошо … думает. - Итак, я надеюсь, что на этом уроке наши глазки будут хорошо видеть, наши ушки –хорошо слышать, а голова- хорошо думать. - И пусть девизом нашего урока станет высказывание «Вызываю вас на мысль» Слайд №1- Вспомните и ответьте: Слайд №2- Какой раздел мы продолжаем изучать? ( «Люби живое») - О чём повествуют произведения, включённые в данный раздел? ( о животных, природе, повадках животных, любви к меньшим братьям, сочувствии, заботе) . - О жизни каких животных вы узнали в разделе? ( заяц, собака Малька, мышонок Пик, обезьяна, глухарка) - Кто авторы произведений? ( Михаил Михайлович Пришвин, Иван Сергеевич Соколов- Микитов, Василий Иванович Белов, Виталий Бианки, Борис Житков, Виктор Петрович Астафьев) 3. Самоопределение к деятельности. - Сегодня на уроке мы познакомимся с новым рассказом в рамках раздела «Люби живое». Давайте сейчас соберём «Корзину идей», которая пригодится нам на уроке. Слайд №3- Как вы думаете, о ком может идти речь в рассказе? - Глядя на портрет, что вы можете сказать об этом человеке? ( возможно, это писатель, герои дети, животные, рассказы о дружбе, заботе сочувствии и т. д. ) На слайде только фото и годы жизни) - Ну что ж, корзина полна идей и все ли они соответствуют нашему уроку, мы узнаем дальше. - У вас на столах карточки с кроссвордом, зачеркните буквы, которые повторяются, и вы узнаете фамилию писателя с произведением, которого мы сегодня познакомимся. Слайд№4 Кроссворд Д Б Р А В Г Е У Н С К Ж Е И В Й Ж З Б З- Итак, как фамилия автора? ( Драгунский) - Вы правы. Слайд№5- В ноябре исполнился 101 год со дня рождения Виктора Юзефовича Драгунского. Он прожил недолгую, но очень интересную жизнь. Родился в Нью- Йорке. Рано потерял отца, поэтому в 16 лет ему пришлось работать. Он был и рабочим, и лодочником. Мать работала машинисткой, поэтому денег постоянно не хватало. - Увидев объявление о наборе в литературно- театральную мастерскую, Драгунский поступил туда и стал актером. Кроме того, начал писать для театра сценарии. - Виктор Драгунский был добрым и весёлым человеком. Только в 40 лет он начал писать и это были рассказы для детей. Героем его произведений стал его младший сын Дениска. Всем известны весёлые и интересные рассказы о его приключениях «Денискины рассказы». Слайд №6- А сейчас вы самостоятельно продолжите знакомиться с биографией В. Драгунского. - Все ли вы знаете об этом человеке? - Прочитайте молча на листках биографию В. Драгунского и отметьте карандашом при помощи условных знаков, какую информацию, вы знали, узнали новое и хотели бы узнать. Слайд №7 Приём « Инсерт » V- уже знал+ - узнал новое? - хочу узнать Самостоятельное чтение биографии Биография В. Драгунского Виктор Драгунский родился в Америке, в Нью- Йорке. Детство прошло в Белоруссии. Ребенком часто проводил время в компании друзей. Виктор всегда был заводилой во всех играх. Умел петь, танцевать, устраивал представления. В 17 лет Драгунский поступил в актерскую школу, потом работал в Театре сатиры. Во время войны был в ополчении, после её окончания продолжил работу в Театре сатиры. Затем стал работать Рыжим клоуном в цирке. Позже создал маленький театр под названием «Синяя птичка». - Что нового вы узнали о В. Драгунском? 4. Работа над новым материалом. - Рассказ Драгунского, который мы будем читать, называется «Он живой и светится…. » Слайд №8- Посмотрите на иллюстрации к рассказу, прочитайте опорные слова и предположите, о чем может быть этот рассказ? Опорные слова: ждал, маму, самосвал, светлячок, променял. Слайд №9- А сейчас перед чтением рассказа, проверим, оправдаются ли ваши предположения. Слайд №10- Прочитайте и о тгадайте загадку Вдруг зажегся на травинке Настоящий огонёк. Это с лампочкой на спинке Сел на травку…( светлячок) . - О каком животном пойдёт речь в рассказе? - Прочитайте загадку с вопросительной интонацией шёпотом, скороговоркой, выразительно. - Сейчас мы внимательно и вдумчиво прочитаем текст небольшими отрывками и найдём в нём то главное, о чём нам хотел поведать автор. - В рассказе встретятся такие словарные слова: Слайд № 11 Словарная работа: Брынза- сыр из овечьего молока. Моментально- мгновенно, очень быстро. Доблесть- мужество, отвага, храбрость. Гватемала, Барбадос- государства в Америке. В рассказе это марки, выпущенные этими государствами. Приём «Чтение с остановками»- Откройте учебник на с. 102 1. Чтение учителем 1 части до слов «…на песке и скучать»- Как чувствовал себя Дениска, когда ждал маму? - А какое чувство испытали вы? - А как вы думаете, что произойдёт дальше? 2. Чтение учеником 2 части до слов «…ты открой её- сказал Мишка, тогда увидишь»- О чём говорили мальчики? - По вашему мнению, Дениска не делился самосвалом, потому что был жадный? - Как вы думаете, как дальше будут развиваться события? 3. Чтение учеником 3 части до слов « и я забыл про всех на свете…»- Что было неожиданным для Дениски? ( увидеть живого светлячка) - Как вы считаете, пожалел ли Дениска об обмене? - Как вы думаете, чем закончится рассказ? - Вы узнаете, оправдались ли ваши ожидания, дочитав рассказ до конца жужжащим способом. 4. Чтение 4 части самостоятельно жужжащим способом. - Согласны ли вы с тем, что мама одобрила обмен Дениски? - А какие эмоции испытала мама при виде светлячка- По вашему мнению, в названии рассказа, какое слово ключевое и важное? ( он живой, любое живое существо намного дороже любой механической игрушки) - А как бы вы озаглавили рассказ? 5. Рефлексия. Подведение итогов. Насколько внимательно вы читали текст, нам поможет узнать «Блиц- тест ». Хлопайте в ладоши при правильном варианте ответа. Слайд №12 Слайд №13 Приём «Круги на воде»- Давайте, к каждой букве в слове «светлячок» придумаем или вспомним слова, которые встретились в рассказе или соответствуют теме нашего раздела. - Вернёмся к «Корзине идей», скажите, какие идеи оправдались? - Я уверена, что вам понравился рассказ и вам захочется встретиться с произведениями В. Драгунского еще раз. -