a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Факультативный курс "Правовое воспитание школьников"

Автор: Панова Людмила Анатольевна Опубликовано: 2016-12-04 09:39:58

Правовое воспитание школьников.    «Достоинство государства зависит, в конечном счёте, от         достоинства образующих его личностей»   Дж. Милль, английский философ и экономист 19 века   Паспорт  программы правового воспитания Наименование Программы Программа правового воспитания «Подросток и закон» Основание для разработки  Конвенция о правах ребенка. ФЗ « Об образовании». Разработчик программы   Учитель истории и обществознания-  Л. А. Панова Цель- формирование правового сознания, правой культуры учащихся школы, активной гражданской позиции подростков. Задачи - формирование правовой грамотности подрастающего поколения, - воспитание правосознания подростков, - формирование правовой компетентности гражданина, - социализация личности школьника. Основные направления реализации программы- совершенствование процесса правового воспитания;  - развитие нау чно- теоретических основ правового воспитания;   Ожидаемые результаты       реализации  - воспитание сознательных, активных граждан,  хороших организаторов, способные к сознательному систематическому участию в общественной жизни класса и школы; - формирование правового сознания; - снижение количества правонарушений, совершенных учениками школы. Правовое образование направлено на создание условий для развития гражданско- правовой активности, ответственности, правосознания обучающихся, дальнейшее освоение основ правовой грамотности и правовой культуры, навыков правового поведения, необходимые для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе( гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника) . I. Пояснительная записка. Необходимость разработки данной Программы обусловлена рядом положений. Государственная образовательная политика Российской Федерации, отражая общенациональные интересы в сфере образования и учитывая общие тенденции мирового развития, требует значительных изменений в системе образования. Образование рассматривается как важнейший стратегический ресурс развития личности, общества, государства, целью которого в современных условиях является формирование социально компетентной личности, способной к творчеству, самоопределению в условиях меняющегося мира. Содержание образования должно дополняться набором ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско- правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах. Программа « Подросток и закон » предназначена для обучающихся 7- 10 классов. Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско- правового воспитания в школе и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности. Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий. Программа опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды. II. А ктуальность проблемы правового воспитания. Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно- нравственный, идеологический, культурно- исторический, военно- патриотический и другие аспекты. В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа. Школа, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности и является важнейшим инструментом, который способен эволюционным путем обеспечить смену ментальности, воспитать гражданина и патриота. П равовое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. П равовое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны. III. Цель и задачи Программы. Целью Программы является воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу, чтобы подросток, вступающий во взрослую жизнь, уяснил для себя и понял всю значимость правового регулирования общественных отношений. Исходя из выше сказанного, можно наметить следующие задачи правового воспитания в процессе прохождения курса «Правовое воспитание школьников»: Стремиться к тому, чтобы учащиеся овладели необходимым объемом знаний в области государственного права. Прививать учащимся уважение к законам своей страны и глубокое уважение в необходимости их исполнения. Вырабатывать навыки поведения в правовом поле. Воспитывать гражданскую активность и неприятие возможности нарушения права. Вооружать школьников правовыми знаниями. Формировать правовое самосознание. Формировать активную жизненную позицию. Содержание программы Программа рассчитана на 2 года обучения( 2 ступени) I ступень – 7- 8 классы, II ступень – 9- 10 классы. . Первый год обучения – курс «Основы правоведения»- включает в себя изучение таких тем: Правовой статус ребенка( права, обязанности, ответственность) на различных возрастных этапах. Изучение прав ребенка: право на жизнь и воспитание в семье. " Моя семья- мое богатство" . Семейный кодекс о правах и обязанностях детей и родителей. Конвенция о правах ребенка. Гражданские права детей. " Я люблю учиться" ( право детей на образование) . План второго года обучения по основным кодексам Российской Федерации, с изучением тем: Всеобщая Декларация прав человека. Конституция России на защите прав граждан. Политическое устройство государства. Что значит быть гражданином России? Избирательное право. Законопослушная страна- миф или реальность. А также- встречи и беседы, тесное содружество с работниками правоохранительных органов. Возраст воспитанников 14- 18 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий один академический час. Содержание программы включает в себя теоретический и практический материалы по отраслям права: основы правоведения, конституционного, уголовного, административного, гражданского, семейного, жилищного, трудового. Формы работы:   тематические беседы, экскурсии, просмотр кинофильмов, дидактические и сюжетно- ролевые игры, разгадывание кроссвордов, сканвордов, викторины, конкурсы. В проведении занятий важно соблюдать   принципы: доступности, наглядности, системности, последовательности – от простого к сложному, сотрудничества, рефлексии. Теоретической основой разработанной программы « Подросток и закон » являются следующие позиции: создать условия д ля развития и коррекции ребенка с патологией слуха; обязательным условием успешного усвоения программы воспитанниками является «зона ближайшего развития». Таки м образом, программа правового воспитания « Подросток и закон » способствует положительной адаптации воспитанников с особенностями развития в условиях специальной( коррекционной) школы- интерната II вида в общество слышащих людей. Условия реализации программы «Подросток и закон » № Условия Выход 1. Мотивационные. Повышение у воспитанников уровня правовой грамотности и культуры. 2. Организационные. Проведение экскурсий, видеозанятий, ролевых и дидактических игр, конкурсов, викторин, встреч с работниками правоохранительных органов. 3. Материально- технические. Создание игротеки, тематической видеотеки, обеспечение методической и научно- популярной литературой, использование интерактивных технологий. Тематический план( 1- й год обучения) Тема всего теория практика 1. Правовой статус ребенка( права, обязанности, ответственность) на различных возрастных этапах 4 3 1 2. Изучение прав ребенка: право на жизнь и воспитание в семье 3 2 1 3. " Моя семья- мое богатство" . 3 2   1 4. Семейный кодекс о правах и обязанностях детей и родителей. 4 3 1 5. Конвенция о правах ребенка. 3 2   1 6. Гражданские права детей. 4 3 1 7. " Я люблю учиться" ( право детей на образование) . 3   2 1 8. Обобщение изученного материала. 10   5 5 Итого: 34 22 1 2 Тематический план( 2- й год обучения) Тема всего теория практика 1. Всеобщая Декларация прав человека. 3 2 1 2. Конституция России на защите прав граждан. 3 2 1 3. Политическое устройство государства. 4 3 1 4. Что значит быть гражданином России? 4   3 1 5. Избирательное право. 4 3 1 6. Законопослушная страна- миф или реальность. 3 2 1 7.   Встречи и беседы, тесное содружество с работниками правоохранительных органов. 4 3 1 8. Обобщение изученного материала. 9   5 4 Итого: 34 23 1 1

П равовое воспитание школьников.       Для формирования современного цивилизованного государства, основанного на принципе верховенства права, важна юридическая грамотность каждого отдельного гражданина. Таким образом, правовое воспитание школьников становится актуальным направлением учебно- воспитательной работы. Его главная цель в том, чтобы подросток, вступающий во взрослую жизнь, уяснил для себя и понял всю значимость правового регулирования общественных отношений. Только таким путем можно сформировать у школьников активную гражданскую позицию, знание своих прав и умение отстоять их при необходимости, что в конечном итоге в будущем создаст грамотное и законопослушное общество. Центральным вопросом воспитания сознательных граждан становится право. Под этим термином принято понимать совокупность правил, регламентирующих отношения между людьми. Эти правила закреплены в законах и других документах, исходящих от органов государственной власти. Это значит, что законы имеют юридическую силу и их нарушение влечет за собой меры со стороны государства. Базовым документом для законодательной деятельности в стране является Конституция. Конституция – это основной закон государства, согласно которому происходит правовое регулирование отношений между гражданами. Правовое воспитание школьников рассматривается в двух аспектах: 1) более широкий – в его рамках раскрывается правовой конте кст пр оисходящего в окружающей действительности. 2) подразумевает целенаправленное воспитание правовой культуры индивида или группы, исходя из их интересов и потребностей. Правовое воспитание – это меры, которые предпринимает государство, чтобы сформировать стиль поведения человека( подрастающего поколения) , в соответствии с главными принципами и нормами права. Исходя из выше сказанного, можно наметить следующие задачи правового воспитания в процессе прохождения курса «Правовое воспитание школьников»: Стремиться к тому, чтобы учащиеся овладели необходимым объемом знаний в области государственного права. Прививать учащимся уважение к законам своей страны и глубокое уважение в необходимости их исполнения. Вырабатывать навыки поведения в правовом поле. Воспитывать гражданскую активность и неприятие возможности нарушения права. Вооружать школьников правовыми знаниями. Формировать правовое самосознание. Формировать активную жизненную позицию. Правовое воспитание школьников должно быть направлено на формирование сознательного отношения, уважения к правопорядку, самовоспитание активных и грамотных граждан. Задачи учителя: Доступно и ясно пояснять учащимся значение закона в жизни человеческого общества. Помочь подросткам осознать свои права и обязанности в масштабах семьи, классного коллектива, гражданского общества в целом. Научить школьников уважительно относится к установленным правилам взаимоотношений между людьми в правовом поле. Рассказать о той ответственности, которую несет гражданин страны( даже несовершеннолетний) за нарушение закона, привить чувство ответственности за свои действия. Цель курса правового воспитания: Повышение уровня правовой культуры подростков и их родителей. Снижение уровня правонарушений и престу плений среди несовершеннолетних. Приобщение к деятельности, направленной на социализацию подростков. Принципы: Безусловное уважение личности подростка. Защита прав и законных интересов обучающихся. Защита несовершеннолетних от любого вида дискриминации. Взаимодействие различных заинтересованных служб. Примерная программа курса «Правовое воспитание школьников». 1 ступень – 7 – 8 классы. Правовой статус ребенка( права, обязанности, ответственность) на различных возрастных этапах. Изучение прав ребенка: право на жизнь и воспитание в семье. " Моя семья- мое богатство" . Семейный кодекс о правах и обязанностях детей и родителей. Конвенция о правах ребенка. Гражданские права детей. " Я люблю учиться" ( право детей на образование) . 2 ступень – 9 – 10 классы. Всеобщая Декларация прав человека. Конституция России на защите прав граждан. Политическое устройство государства. Что значит быть гражданином России? Избирательное право. Законопослушная страна- миф или реальность. Встречи и беседы, тесное содружество с работниками правоохранительных органов.

Оставить комментарий: