консультация для воспитателей " Воспитание у детей национальной культуры в дошкольном учреждении."
Документы для скачивания
Консультация для воспитателей. Воспитание у детей национальной культуры в дошкольном учреждении. « Каждый народ, где бы он ни жил, и каков бы мал он не был, — это настоящее богатство, он вносит в нашу жизнь свою историю, неповторимую культуру, язык, устои, традиции ». В. ЧивилихинВ. Чивилихин Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями[ 5] . В настоящее время, когда в обществе происходит возрождение нации, культуры, языка, необходимо воспитать достойных наследников тех духовных ценностей, которые завещали нам талантливые предки, и, стало быть, не разорвать тончайших нитей, связывающих нас с прошлым, отстоять и приумножить ценности национальной культуры, сохранить свою самобытность, приобрести развитое самосознание. Все это возможно только тогда, когда каждый ребенок будет погружен в культуру своего народа, будет знать и гордиться его духовным потенциалом. Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ведь именно дошкольный возраст является « сензитивным », исключительно важным в плане социально- нравственного становления человека, воспитания у него национальной культуры. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной и в значительной мере определяют последующий путь жизни[ 3] . Ребенок, по мнению таких авторов, как: В. Г. Безносова, В. П. Зеньковского, Д. С. Лихачева является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность. Поэтому современные концепции развития личности ребенка, а также региональные подходы к образовательному процессу в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов национальной культуры в процесс развития ребенка. Тогда уже сегодня перед педагогами стоит сложнейшая задача- воспитать культурную, творческую личность, умеющую найти свое место в сложной, постоянно меняющейся действительности. А чтобы найти нравственную основу для воспитания и развития подрастающего поколения не нужно далеко ходить, ссылаться, конечно, нужно в первую очередь на народные истоки. Эта та точка опоры, которая складывалась веками, на протяжении столетий она была близка и понятна каждому человеку[ 1] . Решая задачу формирования общей культуры личности, необходимо обязательно помнить о бережном отношении к родному языку, истории и культуре. Умение понимать и ценить богатство и красоту национальной культуры своего народа, с уважением относиться к его прошлому- все это и воплощено в учебно- воспитательном процессе дошкольного учреждения. Для эффективного воздействия культуры на духовное, нравственное развитие ребенка- дошкольника, а также чтобы он испытывал потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев. Таким образом, сфера образования призвана обеспечивать духовно- нравственное развитие и воспитание личности обучающегося для становления и развития его гражданственности, принятия гражданином России национальных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни[ 4] . В наше время одним из важнейших условий решения социальных, экономических и политических задач является упрочение духовно- нравственных основ современного общества. В связи с этим с особой остротой встает вопрос о патриотическом воспитании граждан. Как бы не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за неё необходимо всегда. Какая притягательная сила заключается в том, что окружает нас с детства. Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, он постоянно с гордостью рассказывает о красоте, богатстве своего родного края? « Красота родного края, открывается благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине »[ 7] . Эти слова В. А. Сухомлинского как нельзя точно отражают работу в дошкольных учреждениях по патриотическому воспитанию[ 2] . Дошкольные учреждения вместе с семьей призваны формировать у ребенка первые представления и отношения к окружающему миру, закладывать основы любви к своему дому и Отечеству. Современные же подходы к проблеме патриотического воспитания дошкольников отражены в работах зарубежных и отечественных исследователей: С. А. Козловой, Л. А. Кондрыкинской, О. Л. Князевой, Л. В. Коломийченко, Т. С. Комаровой, М. Д. Маханевой, Л. Е. Никоновой, А. П. Орловой и др. Авторы указывают на изменившиеся методологические подходы к данному вопросу, появление нового взгляда на « старые » проблемы. В настоящее время воспитание патриотизма предполагает формирование отношения, прежде всего к малой родине, ее просторам и природным богатствам, ее истории и противоречивым сегодняшним реалиям, народу, ее населяющему, его культуре и традициям. Педагоги- исследователи подчеркивают значимость формирования у дошкольников оценочного отношения к действительности, элементарных патриотических убеждений, национального сознания. Особенностью современного патриотического воспитания является увеличение значения регионального и местного компонентов патриотизма. Выражается это в составлении региональных и местных( городских, районных) программ, в которых только и может быть отражена специфика патриотического воспитания в семье, детском саду данной местности[ 7] . Патриотическое воспитание – понятие ёмкое. Задача воспитателей и родителей – как можно раньше пробудить в растущем человечке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества. Работа должна проходить с широким использованием педагогических средств: иллюстративных материалов, художественной литературы, музыкальных произведений и предметов народно- прикладного искусства, диафильмов, слайдов, использовать мини- музеи. Государственная программа Министерства образования Российской Федерации « Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2016 годы » ориентирована на повышение общественного статуса патриотического воспитания в учреждениях образования всех уровней – от дошкольного до высшего профессионального, обновления его содержания и структуры на основе отечественных традиций и современного опыта. Исходя из многолетнего опыта работы педагогов в этом направлении, можно утверждать: дошкольникам, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей стране. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания. Духовный, творческий патриотизм подобно любому другому чувству обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Чтобы проводить эту работу с детьми дошкольного возраста педагог должен правильно использовать источники педагогического мастерства, опыт накопленный веками[ 12] . Существуют пути и средства в дошкольном учреждении патриотического воспитания через приобщение к национальной культуре и включают в себя: – понятие о патриотизме, героизме и их проявлениях; – взгляды на патриотизм в народных песнях; – русские народные былины, сказки, как средства воспитания патриотизма и любови к малой Родине; – героическо- патриотические песни русского народа и их воспитывающая роль; – русские пословицы и поговорки о патриотизме, героизме, смелости, трусости. Их использование в воспитательной работе с детьми дошкольного возраста[ 6] . Поэтому исходя из всего вышесказанного, можно сделать основной вывод: главной задачей, которая стоит перед нами – взрослыми является задача прививать нашим дошкольникам гордость за свою страну, любовь к ней, желая вырастить достойных граждан своего государства. Особую роль в становлении личности ребенка специалисты по дошкольному воспитанию отводят именно культуре. Она формирует духовную жизнь ребенка, закладывает основы интеллектуального и эмоционального развития, воспитывает разнообразные потребности и способности, содействует развитию индивидуального разнообразия и творчества. Как доказано исследованиями многих именитых педагогов, она создает условия для проявления его социальной активности, ценностных отношений к действительности: познавательные ценности, ценности переживания и преобразования[ 1] . Благодаря научному исследованию национальных корней и традиций, специальной среды, обстановки, в которой происходит воспитание детей, педагоги смогли определить и адаптировать к современной социокультурной ситуации этнографические средства, на их основе разработать педагогическую технологию приобщения детей дошкольного возраста к традициям нашего народа. А культурное наследие народа в свою очередь содержит педагогические ценные идеи и веками проверенный опыт воспитания, которые, развиваясь, обогащают мировую педагогическую мысль. Поэтому изучение этого опыта и использование достижений современной педагогической науки может значительно обогатить содержание воспитания и обучения детей. Только педагогическая грамотность, осведомленность педагогов в данном вопросе, а также доступность получаемых знаний, умений и навыков детьми дошкольного возраста являются важными условиями приобщения детей к национальной культуре. А это значит, что среда, формирующая ребенка, есть, прежде всего, среда социальная, представляющая конкретное проявление общественных отношений, в которых развивается личность[ 6] . Поэтому основной задачей педагога заключается в переводе социальной среды в среду педагогическую. В связи с этим у педагога должен быть сформирован высокий уровень толерантности, профессиональной компетентности и мастерства для создания толерантной среды в детском саду и условий для приобретения опыта через знакомство с культурой, традициями разных народов. Вопрос о создании социально- педагогической развивающей среды в дошкольных учреждениях находит отражение в государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Развивающая среда создает благоприятные условия для приобщения детей к национальной культуре, для обучения ребенка в процессе его самостоятельной деятельности, постигает социальные отношения между людьми. Только способствуя у детей воспитанию любви и уважению к своей Родине, к своей нации, толерантному отношению к представителям других национальностей возможно воспитать достойного гражданина своей страны. Список использованной литературы 1. Арнольдов А. И. Человек и мир культуры. М. : МГИК, 1992. 2. Безрукова B. C. Педагогика: Учебн. для инж. - пед. спец. - Екатеринбург, 1994. - 337С. 3. Волков Г. Н. Этнопедагогика. - М. ' Издательский центр « Академия », 1999. - 168 с. 4. Дети и народные традиции: Материалы Виногр. чтений. - Челябинск, 1991. - 159с 5. Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: программа О. Л. Князевой. – М. : Детство- Пресс, 2012 г. 6. Научно методический журнал « Методист » № 2, 2005 г. 7. Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. – М. : Линка- Пресс, 2003 г. 8. Орлова А. Н. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду. – В. Академия, 1995 г. 9. Толковый словарь Ожегова. – М. , 1988 г. 10. Усова А. П. Русское народное творчество в детском саду. – М. : Просвещение, 1999 г. 11. Шангина И. И. Русский народ. Будни и праздники. – М. : Искусство, 2004 г. 12. Юдина Н. А. Энциклопедия русских обычаев. – М. , 2004 г.