конфликты в межличностных отношениях
Документы для скачивания
Тема: Конфликты в межличностных отношения. Цель: - познакомить учащихся с основными способами разрешения конфликта- способствовать формированию умения на практике применять полученные знания, уметь высказывать свое мнение и аргументировать его, обобщать полученные знания и делать выводы, формировать навыки работы в группе- формировать понимание необходимости мирного решения конфликта Тип урока: урок изучения нового материала Ход урока Орг анизационный момент Мотивация деятельности учителя и учащихся. Учитель: Представьте, что в ваш ботинок попал камушек. А теперь представьте, что с вами происходит. Можете представить? Возможно, сначала этот камушек не сильно мешает, и вы оставляете все как есть. Может даже случиться и так, что вы забываете о неприятном камушке и ложитесь спать, а утром надеваете ботинок, забыв вытащить из него камушек. Но через некоторое время вы замечаете, что ноге становиться больно. В конце концов, этот маленький камушек воспринимается уже как обломок целой скалы. Тогда вы снимаете обувь и вытряхиваете его оттуда. Однако на ноге уже может быть ранка. Казалось бы, маленькая проблема, но становится большой проблемой. – Какие ассоциации у Вас вызвал мой сюжет? Изучение нового материала Запишем тему: Конфликты в межличностных отношения. ? Почему возникают конфликты. Притча «Коробочка » Один человек всю жизнь искал безоблачное, счастливое, идеальное устройство жизни. Он сносил немало башмаков, обойдя много стран. Наконец, в одном городе на площади он увидел толпу. Все стремились пробиться к стоявшей в середине коробочке и заглянуть в одно из ее окошек. Когда это удалось нашему страннику, то он был потрясен, очарован тем, что увидел. Это было то, к чему он стремился всю жизнь. Вечером, счастливый, он расположился на отдых под крепостной стеной. Рядом пристроился такой же бродяга. Они разговорились. Бродяга с восторгом стал описывать то, что он увидел в одном из окошек коробочки. Но оказалось, что он увидел совсем другое. Как так? - Ты просто смотрел с другой стороны, - был ответ. - Могут ли быть у всех одинаковые интересы, убеждения, взгляды? - Возникают ли у вас проблемы по поводу невымытой посуды, занятий с младшими братьями, сестрами, покупки необходимой вещи? Вывод: наиболее частая причина конфликтов – разность мнений. То что одну и ту же ситуацию мы видим по разному. Притча. Давным- давно в маленьком городе жили- были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как? «Я знаю, — сказал один мудрец, — мы ощупаем его». «Хорошая идея, — сказали другие, — тогда мы будем знать, какой он — слон». Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед- назад. «Слон похож на веер! » — закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. «Он похож на дерево! » — воскликнул он. «Вы оба неправы, — сказал третий, — он похож на веревку». Этот человек нащупал слоновий хвост. «Слон похож на копье», — воскликнул четвертый. «Нет, нет, — закричал пятый, — слон, как высокая стена! » Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновий хобот. «Вы все неправы, — сказал он, — слон похож на змею». –«Нет, на веревку! » «Змея! » «Стена! » «Вы ошибаетесь! » «Я прав! » Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон. - Как вы думаете, что лежит в основе этого конфликта? Какой бы не была причина конфликта самое главное найти выход, который устраивал бы всех. «Способы выхода из конфликтной ситуации» 1. «Черепаха»( уклонение) . «Черепахи» убегают и прячутся в свой панцирь, чтобы избежать конфликта. Они отказываются от собственных целей и держатся в стороне как от спорных вопросов, из- за которых возникает конфликт, так и от людей, причастных к спору. Они считают, что решать конфликт- дело безнадежное. Им легче убежать( физически или психологически) от конфликта, чем встретиться с ним. 2. «Акула»( принуждение) . «Акулы» пытаются убедить оппонентов, силой заставить их решать конфликт. Для «акул» главное- собственные цели, а отношения с человеком для них второстепенны. Они любой ценой готовы добиваться своего. Их мало волнует, что они кому- то нравятся. «Акулы» убеждены, что конфликты решаются тогда, когда кто- то побеждает. Они пытаются одержать победу, поражая соперников, нападая внезапно, а также запугивая или угрожая им с позиции силы. 3. «Плюшевый мишка»( сглаживание) . Для «мишек» главное- хорошие отношения, а собственные цели не имеют для них большое значение. Они стремятся всем нравиться, чтобы все их любили и ценили. 4. «Лиса»( компромисс) . «Лисы» неприхотливы как в своих целях, так и в отношениях с людьми. «Лисы» ищут компромисс. Они жертвуют частью своих притязаний во время конфликта и убеждают другого уступить тоже какой- то частью своих целей. Они ищут такого решения, чтобы обе стороны получили «золотую середину». Они готовы пожертвовать ради достижения согласия для общего блага как часть своих притязаний, так и отношениями. 5. «Сова»( переговоры) . «Совы» очень высоко ценят собственные цели и отношения. Они рассматривают конфликт как проблему, которую надо решить, и ищут такое решение, которое удовлетворило и их собственные цели, и цели своей стороны. «Совы» воспринимают конфликты как средство улучшения отношений путем ослабления напряженности между двумя людьми. «Совы» не успокоятся, пока не будет найдено решение, которое бы удовлетворило и их самих, и другого. Обсуждение: - Как вы думаете, какая стратегия самая лучшая? А теперь давайте поработаем в мини- группах( по 4 человека) Сейчас каждая группа получит определенную ситуацию. Обсудив её в группе в течении 5 минут вы должны будете ответить на вопросы: Есть в данной ситуации конфликт? В чем причина конфликта? Назовите пути разрешения данного конфликта. Ситуации. В класс пришла новая девочка. Очень симпатичной внешности, хорошо одевается, хорошо учиться, отличается неординарностью и своеобразностью. Девочка сразу же заняла ведущие позиции перед одноклассниками – мальчишками. Естественно девчонкам в классе эта ситуация не нравится. Сначала «новенькая» была предупреждена о том, если она будет так воображать, то ей в этом классе не учиться. Но ничего не изменилось. Ее встретили на улице, и состоялся предметный разговор. Она же в ответ заявила, что ее не интересует мнение девочек Миша попросил у Виктора сотовый телефон, для того чтобы позвонить. Вышел с телефоном на улицу и не вернулся. На следующий день Виктор потребовал вернуть телефон, на что Михаил ответил, что телефон он потерял, и деньги за телефон вернуть не может Идет урок, учащиеся выполняют задания. Вдруг один ученик начинает стучать ручкой по парте. Учитель делает замечание: «Сергей, не стучи, пожалуйста, по парте, выполняй задания». Сергей отвечает: «Почему опять я? Опять крайний! Вы что, видели? ». Мама пришла с работы и говорит дочери: «Сколько можно говорить? Убери за собой, разбросал все, словно смерч пронесся в квартире! Не девушка, а несчастье какое- то! Говоришь, а ей, как об стену горохом! ». Учитель проверяет домашнее задание. Дошла очередь и до Олега. Андрей Иванович, проверяя работу ученика, сказал: «Да что же это такое? Этот бездарь опять не сделал, как следует, написал в тетради так, что ничего не разберешь! ». Маша очень любила перед сном рассматривать любимые журналы. Однако родители считали, что режим дня важнее всего и ровно в 21. 00 выключали в комнате дочери свет. Игорь очень любит громко слушать музыку. Но его соседи считают это чуть ли не преступлением и постоянно жалуются родителям Игоря, за что ему не редко перепадает от отца Идет обсуждение в группах, после чего один из представителей группы предоставляет итог обсуждения. Рефлексия Закрепление изученного. «Карикатура на врага». Нарисуйте своего «врага» в виде сказочного животного. Да пострашнее! С рогами, клыками, копытами. И дальше с ним можно поиграть. К примеру, у вас конфликты с одноклассницей( - ком) . Вот и нарисуйте ее( его) в виде огнедышащего дракона. А потом «посадите» в клетку с огромными замками. Или отправьте ее( его) на другую планету в большущей ракете. Все, конфликт исчерпан! А теперь прислушайтесь к своим эмоциям. Как вы думаете, почему, нарисовав карикатуру на своего врага, да еще и отправив его в клетку или на далекую планету, вам стало легче? Домашнее задание_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _