a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Интересы, склонности, способности и выбор профессии (+ формула выбора)

Автор: Закревская Анжела Александровна Опубликовано: 2016-12-04 20:22:51

Документы для скачивания

Интересы, склонности, способности и выбор профессии( + формула выбора) Для самореализации в профессиональном плане, прежде всего, имеют значение интересы, склонности, которые обозначают как «хочу» и способности человека «могу». Кроме того, необходимо знать и учитывать рынок труда – «надо». схема ХОЧУ МОГУ НАДО Под интересом понимается активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет. Применительно к выбору профессии интересы – это положительное отношение к определенной области труда, стремление к познанию и деятельности в этом направлении. Интересы различаются по: содержанию, широте; длительности; глубине. Содержание и широта интересов отражают кругозор и любознательность человека. Глубина и длительность интересов характеризуют их устойчивость. В своем развитии интересы проходят несколько этапов. Сначала они носят характер временных, эпизодических и проявляются в положительном отношении к определенному предмету. Такие интересы, если их не развивать, могут скоро ослабеть или совсем угаснуть. По мере глубокого и систематического изучения того или иного предмета, проникновения в заинтересовавшую область трудовой деятельности интересы закрепляются, усиливаются и постепенно могут стать устойчивыми. Такие интересы часто перерастают в склонность. Склонности – это желания человека, побуждения, потребности в определенных видах деятельности, стремление не только к результату, но и к самому процессу того, что человек делает. От склонностей зависит привлекательность различных видов деятельности, интерес к ним. Если интересы выражаются формулой «хочу знать», то склонности «хочу делать». Одно дело интересоваться книгами о животных, совсем другое находить удовольствие в ежедневной работе по уходу за животными. Склонности не только проявляются, но и формируются в деятельности. Только активная деятельность, причем в разных направлениях, позволит вам познать и проверить свои склонности. Почему люди различаются по степени успешности профессиональной деятельности? Почему два человека, занимаясь одним и тем же, делают это неодинаково хорошо и успешно? Почему у одного и того же человека одно дело получается лучше, а другие хуже? Все дело в том, что разные люди обладают разными способностями. Каждый человек может в той или иной степени обучаться новому, запоминать, рассуждать, воображать, анализировать ситуацию, принимать решение, понимать окружающих людей, оказывать на них влияние, улаживать конфликты, формулировать свои мысли, разбираться в технике, управлять машинами, искать и устранять неисправности, читать, считать, рисовать, планировать, контролировать свои чувства, преодолевать препятствия, отвечать за себя и других, переносить физические нагрузки, работать руками или головой. Перечисленные функции, которые может выполнять человек в различных видах деятельности наводит на мысли, что они исполняются с различной успешностью, иначе говоря, способности людей различаются. Способности тесно связаны с интересами и склонностями и являются неотъемлемой частью профессиональной пригодности человека. Способности – это умения, то есть, такие индивидуальные качества человека, от которых зависит возможность успешного осуществления деятельности. Например, если человек хорошо различает запахи и помнит их, то эта способность очень нужна химику, дегустатору, повару и др. Если человек хорошо удерживает в памяти много цифр, букв, слов или внешних признаков, может комбинировать их в уме, то это – способность, которая нужна математику, программисту, конструктору и т. д. Любая деятельность требует совокупности определенных способностей. Например, лаборант должен иметь развитую координацию движений, хороший глазомер, наблюдательность и аккуратность. Способности делятся на общие и специальные. Общие способности необходимы для всех( например, способность к творчеству) или многих профессий и видов деятельности( организаторские – для учителя, менеджера, предпринимателя др. ) . Специальные способности важны для отдельной профессии или относительно узкого круга профессий( хорошо развитая чувствительность рук нужна регулировщику электромеханических реле, устойчивость к монотонным раздражителям – водителю транспортных средств; хорошо развитое пространственное представление – изготавливающим сложные изделия по чертежам и т. д. ) . Успешная работа в любой профессии возможна только при сочетании общих и специальных способностей. Говоря об общих способностях, конечно же условно, их можно разделить на три группы: - во- первых, способности к зрительному, слуховому и осязательному восприятию информации, двигательным реакциям, координации движений и формированию двигательных навыков( т. е. связанные с психофизиологией) ; - во- вторых, способности к обучению и познавательной деятельности( умственные способности и интеллект) ; - в- третьих, способности к общению и саморегуляции( тесно связанные с характером человека) . Первая группа способностей представлена у большинства людей в степени овладения практически любой профессией, если только эта профессия не предъявляет повышенных требований к человеку. Так, профессии, связанные с движением транспорта, требуют от человека хорошего зрения и слуха. Многие рабочие профессии, а также такие специальности как милиционер, официант, массажист, тренер и многие другие требуют повышенного уровня развития физической силы, выносливости и ловкости. Однако, эти качества человека, если человек физически здоров, более или менее легко поддаются развитию и тренировке. Высокий уровень физического здоровья необходим тем, кто выбрал профессии, связанные с военной службой, охраной, спортом, пожарными, водолазами и аварийно- спасательными работами. Кстати, хорошее здоровье не повредит представителю любой профессии. Ведь от состояния здоровья зависит не только ваша физическая, но и умственная работоспособность, и настроение, и способность к самообладанию. Вторая группа способностей, связанная с умственным развитием, необходима, во- первых для успешного обучения, усвоения знаний, приобретения навыков внимания, памяти и мышления, которые нужны для овладения широким кругом профессий; во- первых: для успешного решения профессиональных задач в области творческих специальностей. Достаточно высокий уровень общего умственного развития является условием успешной профессиональной деятельности в таких профессиях как учитель, врач, менеджер, юрист, психолог, коммерсант, секретарь- референт, инженер, бухгалтер, экономист, программист, физик, химик. Интеллект( интеллект относительно устойчивая структура умственных способностей индивида) проявляется в способности человека к отвлеченному мышлению, логическим рассуждениям, пространственному воображению, сосредоточению внимания, запоминанию, усвоению и использованию знаний. От уровня развития интеллекта зависит успешность работы с текстами, таблицами, легкость понимания смысла высказываний и формулирования собственных мыслей, производства вычислений и количественных расчетов. Уровень интеллекта( состояние познавательных и творческих возможностей человека) , так же как и уровень физического развития, не является статичным. С одной стороны, он зависит от природных задатков, наследственных особенностей, состояния здоровья, возможностей мозга, пола и возраста человека, с другой стороны, он определяется жизненным опытом, знаниями и навыками, содержанием и уровнем образования, условиями и образом жизни, воспитанием, мотивами и чертами характера и даже сиюминутным состоянием человека. Уровень интеллекта поддается измерению. Отличаются люди и по типу интеллекта. Одни люди в большей степени способны к логическим рассуждениям, пониманию абстрактных понятий, владению языком, работе с текстами. Такой тип интеллекта позволяет наиболее успешно работать в сфере профессий «человек- человек». Другие могут с большим успехом оперировать точными количественными величинами, производить вычисления, работать с таблицами. Этот тип интеллекта позволяет достичь наибольших успехов в сфере профессий «человек- знаковая система». Третьи отличаются способностью к пространственным представлениям, воображению, работе с графиками, чертежами, картами и схемами. Такой тип интеллекта является наиболее подходящим для успешной работы в сфере профессий «человек- техника». Способности к художественной деятельности с помощью психологических тестов оценить трудно. В области художественного, музыкального, литературного или актерского творчества в большей степени приходится полагаться на мнение авторитетных людей. Это связано с тем, что в сфере искусства очень трудно установить критерии, общепринятые правила, с помощью которых можно было бы оценить успешность творческой деятельности. Требования, которые предъявляются к людям профессии типа «человек – художественный образ», пока еще точно не определены. Третья группа способностей зависит от степени развития черт характера человека. Это способности к общению с другими людьми, управлению своим собственным поведением и чувствами. Для большинства профессий эти способности не менее важны, чем ум. По складу характера люди делятся на два классических типа, которые в психологии получили название интровертов и экстравертов. Экстраверсия – это направленность человека на внешний мир, конкретные явления, людей и предметы. Интроверсия – направленность на внутренний мир, абстрактные понятия, идеи, мысли, символы. Для разных типов людей можно рекомендовать в качестве наиболее подходящих и разные типы профессий. Высокая степень экстраверсии в большей мере способствует достижению успешности в профессиях типа «человек- человек», в то время как интровертированность личности делает ее практически незаменимой в профессиях типа «человек – знаковая система», требующих общения скорее с информацией, чем непосредственно с людьми. В то же время, слишком высокая степень экстраверсии, как и слишком высокая степень интроверсии, могут быть препятствием на пути к успешной деятельности в профессиях типа «человек- техника». Ведь излишняя общительность может отвлекать человека от работы с неодушевленной техникой, а излишняя склонность к абстрактному мышлению может мешать овладению вполне конкретными и материальными техническими устройствами. Поэтому наиболее подходящим для профессий типа «человек- т ехника» может быть характер не слишком экстраверсированный, но и не слишком интровертировентированный, так называемый средний тип – амбиверт. Другой чертой характера, по которой люди различаются между собой и которая важна в профессиональной деятельности человека, является эмоциональность( свойства человека, характеризующие содержание, качество и динамику его эмоций и чувств) . Как интроверты так и экстраверты могут характеризоваться либо высокой, либо низкой эмоциональностью. Люди высокоэмоциональные отличаются повышенной чувствительностью, у них легко возникают эмоциональные реакции даже в ответ на незначительные раздражители, их эмоции довольно сильны. Они часто испытывают эмоциональную напряженность, склонны к тревожности. Их настроение непостоянно, оно быстро и легко меняется, подвержено колебаниям в зависимости от внешних условий или от внутреннего состояния человека. Таким людям бывает трудно преодолевать различные жизненные затруднения, они не всегда контролируют свое поведение и чувства, в быту мы говорим труднопредсказуемые. Но такие люди обладают и рядом достоинств. Во- первых они чувствительны к таким оттенкам и нюансам переживаний и отношений, которые другие люди просто не замечают. Во- вторых, они отличаются развитой интуицией, которая позволяет им принимать решения быстро, почти мгновенно. В- третьих, они в состоянии принимать весьма нестандартные, оригинальные и необычные решения. Таким образом, высокий уровень эмоциональности может быть полезным качеством человека прежде всего в сфере профессий типа «человек – художественный образ» и «человек- природа». В то же время работать с людьми, информацией и техникой людям эмоционального склада. Люди низкоэмоциональные, как правило, спокойны, отличаются стабильным настроением. Их поведение устойчиво и предсказуемо. Они хорошо себя контролируют, терпеливы и легко справляются с различными трудностями. Люди этого типа более универсальны и могут работать в любых типах профессий практически без ограничений. Поэтому их профессиональный выбор определяется интересами и склонностями, степенью интроверсии- экстраверсии, интеллектуальными возможностями, другими профессионально- важными качествами, способствующими успешному освоению деятельности. Вы спросите, как же быть, если у человека нет всех способностей, необходимых для избранной профессии? В этом случае возможны два пути: либо изменить сам выбор, либо искать способы развития или компенсации недостающих и слабо выраженных способностей. Недостатки памяти, например, можно компенсировать систематическим ведением различных записей, составлением картотеки и т. п. , что в свою очередь должно привести к ее системности и развитию; недостаточное развитие пространственного воображения – использованием объемных моделей и др. Компенсация слабо выраженных способностей – явление обычное и необходимое, и оно должно занимать немалое место в жизни человека, если он действительно хочет добиться высокого мастерства в деле. Активная учебная деятельность в школе позволяет каждому из вас развивать умственные способности, ясность, логичность, самостоятельность и оригинальность мышления, сообразительность, гибкость ума. Итак, к избираемой профессии нужно готовиться, формируя и развивая в конкретной деятельности свои интересы, склонности и способности, т. е. «хочу »и «могу». Но при выборе профессии необходимо знать и учитывать третью составляю щую – «надо», т. е. рынок труда. Чем же торгуют на рынке труда? На рынке труда покупают и продают рабочую силу. Силу не в прямом физическом смысле, а силу как способность к определенному виду труда. Покупателем на рынке труда выступает работодатель, и на сегодняшний день его требования можно сформулировать так: «Нужен профессионально мобильный человек широкого профиля». Может быть, чем выше уровень профессионализма, тем дороже можно себя продать? Нет, опыт показывает, что это не совсем так. Можно привести примеры, свидетельствующие о том, что профессионалы экстра- класса иногда оказываются без работы. Почему? Потому что в современных условиях они не пользуются спросом. То, что они могут предложить, оказывается не нужным сегодняшним работодателям, не требуется на рынке труда. Ваша рабочая сила, т. е. ваше здоровье, квалификация и способности являются на рынке труда ни чем иным, как товаром. Сколько стоит этот товар? Цена на товар зависит от соотношения спроса и предложения. Цена товара прямо пропорциональна спросу на него и обратно пропорциональна его предложению. Иначе говоря, чем больше спрашивают товар и чем меньше предлагают его на рынке, тем дороже он стоит. Поэтому самыми дорогими товарами являются товары дефицитные, которых не хватает, несмотря на крайнюю в них нужду. Если же спрос на товар не велик или вообще отсутствует, то цена оказывается на него очень низкой. Особенно, если предлагают его все, кому не лень( в переводе на язык работодателя низкоквалифицированные специалисты) . Профессионализм тоже является товаром, и цена на него зависит не столько от его уровня или качества, сколько от того, требуются ли профессионалы этого класса и типа на рынке труда и сколько подобных профессионалов предлагает работодателям свои услуги. Поэтому платить большие деньги вам будут не за то, что вы обладаете высокой профессиональной квалификацией, а за то, что других столь же квалифицированных людей не так уж много и выбор у работодателя не велик. Если же ваша профессия сегодня не требуется, то будьте вы хоть «семи пядей во лбу», рассчитывать вы сможете в лучшем случае лишь на минимальную оплату. А если при этом таких как вы «хоть пруд пруди», то работу по специальности вы можете вообще не найти. Таким образом, профессия, которую вы выбираете, должна соответствовать не только вашему «хочу» и «могу», но и «надо»- реальному спросу на конкретный товар, в качестве которого в современных рыночных условиях может стать и ваша будущая профессиональная квалификация.

Оставить комментарий: