Исследовательско-творческий проект "Песочная страна - страна чудес" (воспитатель Столярова Н.Ю.)
Документы для скачивания
Морскими песками Песочницы полны, Я глажу руками Песочные волны. В песочных волнах Провести я готов Немало счастливых Песочных Часов! А. Орлова Тема проекта: « Использование игр с песком с дошкольниками 2- й младшей группы ». Вид проекта: - среднесрочный – 6 месяцев, - групповой, - познавательно – исследовательский, творческий, - межпредметный. Базисный компонент: работа по проекту проводится в рамках разделов примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «ДЕТСТВО» под ред. Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева( познавательное, социально- коммуникативное, речевое, художественно – эстетическое, физическое развитие) . Участники проекта: - дети 2- й младшей группы- родители- воспитатель 2 младшей группы – Столярова Н. Ю. Ц ель проекта: Формирование эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста в процессе игры с песком путем создания благоприятной обстановки. Методические задачи проекта: Образовательные: 1. Познакомить детей младшего дошкольного возраста с песком, значением и свойствами; 2. Обогащать словарный запас новыми словами( сухой, мокрый, сыпется, лепить) ; 3. Повысить уровень компетентности родителей в вопросах ознакомления де тей со свойствами песка. 4. Знакомить с правилами игры в песочнице. Развивающие: 1. Развитие познавательных способностей детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с песком; 2. Развивать наблюдательность с помощью игр с песком; 3. Развитие сенсорно- перцептивной сферы творческого потенциала, формирование коммуникативных навыков; 4. Поддерживание стремления детей активно вступать в познавательное общение, высказывать своё мнение; 5. Тренировка мелкой моторики рук. Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, аккуратность в обращении с песком, умение играть со сверстниками рядом. Актуальность проекта: Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетным направлением в работе любого дошкольного учреждения. Немаловажную роль при этом играет эмоционально- личностное благополучие ребенка. Изучение эмоциональной сферы детей дошкольного возраста является одной из актуальных проблем. Никакое общение и взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны понимать эмоциональное состояние другого и управлять собственными эмоциями. Наблюдая за играми детей в песочнице, я убедилась в актуальности выбранной темы, а именно в необходимости создания обучающей деятельностно – творческой среды для раскрытия и развития творческого потенциала личности ребенка на основе его интересов и способностей через экспериментирование. Экспериментирование – прямой путь к воспитанию неординарных, смышлёных детей. Конечно, по отношению к детям младшего дошкольного возраста проектная и экспериментальная деятельность во многом упрощена и носит игровой характер. К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка! ». Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице: на песке строится дом, высаживается дерево, создаётся семья. Через свои ощущения, через прикосновения рук к песку, человек ощущает покой и одновременно огромные возможности. Песок дает ребенку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нем. Игры с водой один из самых приятных способов обучения. Но такие игры проводятся далеко не каждый день. После них приходится долго наводить порядок. Но ребенок получает от них массу полезных впечатлений. Материально – технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта: 1. Индивидуальная песочница( поднос) . Водонепроницаемый деревянный ящик размером 50* 70* 10 см. Первое дно ящика выкрашено в голубой цвет. Второе дно покрашено в основные цвета для решения сенсорных задач. 2. Природный и искусственный песок. Природный: речной песок. Искусственный: цветной песок и каменная крошка, кинетический песок, рассыпчатая пластичная масса на основе крахмала, рассыпчатая пластичная масса на основе муки, «Лунный» песок. Альтернативные песку материалы: манная крупа, крахмал, соль. 3. Индивидуальные подносы для рисования песком. 4. Фигурки – миниатюры для репрезентации окружающего мира и внутреннего мира ребенка в виде людей, животных и растений, зданий и транспорта, мебели и посуды, продуктов, природных объектов( ракушки, камни, ветки, шишки) и подручных материалов( ключи, детали конструктора, бижутерия, контейнеры из под киндера и др. ) . 5. Таз( 2 шт. ) и влажные салфетки, лейки с водой. 6. Предметы для работы с песком: совочки, грабельки, сито, мячики массажные, формочки, воронки, мельницы, специальные для песка карандаши и др. Литературный ряд: - малый народный фольклор, веселые детские стихи о песке, песочных замках, куличиках и песочнице, сказки; Музыкальный ряд: - уадизаписи – детские логопедические распевки, песня «Теплые лужи, мокрый песок…». Демонстрационный ряд: - кукла: Песочный человек; - сюжетная картина «Дети играют в песочнице»; - Оборудование Центра воды и песка. Предполагаемый результат: - сформировать игровые навыки; - развитие мелкой моторики рук; - развитие эмоциональной сферы; - развитие коммуникативных навыков; - развитие наглядно – образного мышления. Основные принципы реализации проекта: - индивидуализации; - доступности; - наглядности; - научности; - систематичности и последовательности; - оздоровительной направленности. Работа велась одновременно по трем направлениям: Работа с детьми Обогащение предметно- развивающей среды Работа с родителями. В работе с детьми использовались следующие методы: беседы с детьми дидактические игры наблюдение упражнение обследование чтение художественной литературы показ способов изображения слушание музыки Работа по обогащению предметно- развивающей среды в группе включала в себя подбор наглядного материала, изготовление песочницы. Работа с родителями включила в себя: Показ презентации Привлечение родителей к изготовлению методических пособий для работы с песком; Совместные конкурсы поделок из песка «Песочные картины». Фотовыставка “Пусть не сердятся родители, что измажутся строители”; Индивидуальная консультативная работа; Основные этапы проекта: I этап. Подготовительный. Цель: Определение оптимальных методов и форм работы в совместной и самостоятельной деятельности с детьми. Задачи: 1. Составление плана работы 2. Довести до участников проекта важность данной проблемы; 3. Изучить методическую и научно- популярную и художественную литературу, воспользоваться интернет ресурсами по данной теме. 4. Подобрать игровое оборудование, изготовить пособия. 5. Изучить классификацию игр с песком. 6. Подобрать картотеку игр, фонотеку, аудизаписи. II этап. Основной. Реализация проекта. С оставление перспективного плана Игры- занятия желательно проводить с подгруппой детей. Воспитатель знакомит детей со своей игрушкой- посредником в играх с песком — это может быть «Песочная фея», «Хозяйка песочницы», «Королева песочного мира», «Песочный человек», «Песочная черепашка». Игрушка должна быть красивой и интересной для детей. Данную игрушку можно использовать только в песочнице или в некоторых исключительных случаях на занятиях в группе, так как через эту игрушку воспитатель объявляет все правила поведения, запреты и поощрения. Песочная фея приглашает детей к себе в гости, в песочницу. Дети внимательно рассматривают саму песочницу( ее форму, цвет, материал, из которого она сделана) , символическое обозначение неба, воды и земли. Также дети с помощью Песочной феи обозначают для себя некоторые правила поведения в песочнице. Ра бота игр с песком в течение 6 месяцев распределена по темам: «Чувствительные ладошки» «Секреты сухого и мокрого песка» «Познавательные игры на песке» Перспективный план Таблица 1 Тема программы: Игры – упражнения Цели: «Чувствительные ладошки» 1. « Здравствуй, песок! » 2. «Песочный дождик» 3. «Песочный ветер» 4. «Необыкновенные следы» 7. «Узоры на песке» 8. Игра «Песочные прятки» 9. «Отпечатки»- стабилизация эмоционального фона у детей; - пробуждение интереса к играм, стимуляция непроизвольного внимания; - знакомство со средой; - обучение специальным движениям и их тренировка; - развитие моторики рук, тонких тактильных ощущений; - развитие речи, механической памяти, наглядно – образного мышления. «Секреты сухого и мокрого песка» 1. « Песочные строители» 2. «Кто к нам приходил» 3. «Узоры на песке» 4. «Песочный круг» 5. «Победитель злости» 6. «Норки для мышки» 7. «Я пеку, пеку» 8. «Угадай на ощупь» 9. «Заборчики» 10. «Отгадай загадку» 11. «Печём куличики»- развитие умения действовать по подражанию и образцу; - пробуждение интереса к играм, стимуляция непроизвольного внимания; - развитие представлений об окружающем мир; - развитие представлений об особенностях сухого и мокрого песка, об изменчивости его формы в зависимости от формы ёмкости, в которую он насыпается или накладывается «Познавательные игры на песке» 1. «Урок волшебства» 2. «Мы едим в гости к сказке» 3. «Угадай, что спрятано в песке» 4. «Цветные заборчики» 5. « Во саду ли, в огороде» 6. «Домашние животные» 7. «Детские секретики » 8. «Пустыня» 9. «Динозаврики» 10. «Нарисуй картинку пальцами» 11. «Морские обитатели» 12. «Волшебный клад»- развитие тактильно- кинестетической чувствительности; - развитие умения действовать по словесной инструкции; - развитие пространственной ориентации; - развитие умения выстраивать композиции на песке по образцу. - усовершенствование координации движений, мелкой моторики, ориентации в пространстве; - усовершенствование навыков позитивной коммуникации; - закрепление представлений об окружающем мире с учётом зоны ближайшего развития. Условия работы с детьми 1. Согласие и желание ребенка. 2. Специальная подготовка воспитателя, его творческий подход к проведению занятий. 3. У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках. Дополнительные условия организации игр- занятий с мокрым песком 1. У детей не должно быть порезов на руках, кожных заболеваний. 2. Дети для работы должны иметь клеенчатые передники. 3. Вода, которой увлажняется песок, должна быть теплой. С каждым занятием температуру воды можно постепенно снижать( таким образом происходит дополнительное закаливание детей) . 4. Рядом с песочницей должен находиться источник чистой воды. Группы методов и приёмов песочной терапии: • Исследовательская, практическая деятельность: включающая в себя работу с раздаточным материалом( совочками, формочками, кисточками, коктельными трубочками, элементы экспериментирование, поиск, наблюдение, опыт. • Игровая деятельность: обыгрывание ситуаций( «песочная буря», «проливной дождь») ; инсценирование и театрализация( животные пустыни, поиск воды, загадочное место) • Словесные методы: мини- беседа; диалог и рассказ педагога; использование фольклорного жанра( потешки, прибаутки, сказки, стихи) • Наглядные методы: показ игрушек, рассматривание картин и иллюстраций, моделирование • Игровые приемы: подвижные игры, пальчиковые игры, физминутки, игры с предметами, игры на внимание и т. д. Заключительный Итоговое мероприятие: совместный с родителями досуг «Путешествие в песочную страну» Итоговый мониторинг. Цель – проследить результативность проделанной работы. Презентация «Песочная страна – страна чудес» Литература Грабенко Т. А. , Зинкевич- Евстигнеева Т. Д. Коррекционные, развивающие и адаптационные игры. – СПб, 2002. Зинкевич- Евстигнеева Т. Д. , Грабенко Т. М. Чудеса на песке. Киселева М. В. Арт- терапия в работе с детьми. – СПб. , 2006. Лебедева Л. Теоретические основы арттерапии. / / Школьный психолог, 2006г. №3. Осипова А. А. Общая психокоррекция. – М. , 2002. Психотерапия. / Под ред. Б. Д. Карвасарского. – М. , 2000. Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. – СПб. , 2006. Штейнхард Л. Юнгианская песочная психотерапия. – СПб, 2001. Эль Г. Н. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия. – СПб, 2007. Юнг К. Г. Аналитическая психология: ее теория и практика. Тавистокские лекции. – СПб, 1998. Юнг К. Г. Человек и его символы. – М. , 1998. Приложение 1 Игры с песком Игра «Здравствуй, песок! » Цель: снижение психофизического напряжения. Содержание. Взрослый просит по- разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка. Ребенок: • дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно; • легко/ с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу; • дотрагивается до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной стороной; • перетирает песок между пальцами, ладонями. В последнем случае можно спрятать в песке маленькую плоскую игрушку: «С тобой захотел поздороваться один из обитателей песка —. . . » Старшие дети описывают и сравнивают свои ощущения: «тепло — холодно», «приятно — неприятно», «колючее, шершавое» и т. д. Игра «Песочный дождик» Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление. Содержание. Взрослый говорит о том, что в «песочной стране» может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и ветер. Смотрите, как это происходит. Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь. Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой- либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются ролями. Игра «Песочный ветер»( дыхательное) Цель: научить детей управлять вдохом- выдохом. Содержание. Малыши учатся дышать через трубочку, не затягивая в нее песок. Детям постарше можно предложить сначала сказать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелание песочной стране, «задувая его в песок», можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля. Игра «Необыкновенные следы» Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения. Содержание. «Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок. «Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях. «Ползут змейки» — ребенок расслабленными/ напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой( в разных направлениях) . «Бегут жучки- паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых( можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются») . « Кроказябла » — дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы( впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны) . Игра «Узоры на песке» Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей. Содержание. Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры( в соответствии с возрастными нормами освоения) , простые/ сложные узоры( прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки) . Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке, либо продолжить узор взрослого. Вариант: взрослый рисует на доске, дает устную инструкцию нарисовать на песке определенный узор. Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной последовательности предметов, например камешков, желудей, больших пуговиц и пр. Пример: сегодня мы с тобой будем украшать наш песочный дом. Посмотри, какие узоры на песке можно нарисовать. Нарисуй, как я. Придумай свой узор, рисунок. В верхней части песочницы будут узоры из кругов, а внизу — из треугольников. Игра «Мы создаем мир» Цель: развитие и расширение представлений ребенка об окружающем его мире живой и неживой природы, о рукотворном мире человека. Содержание. Взрослый показывает способы построения в песочнице разнообразных живых и неживых сообществ — город, деревня, лес, река, озеро, остров, а затем в игровой форме побуждает ребенка строить самостоятельно и по инструкции разнообразные природные и рукотворные сообщества. ( т ема построений может соответствовать теме занятий в группе. Игра- упражнение «Секретные задания кротов» Цель: развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса. Содержание. Предварительно необходимо познакомить ребенка с животными, обитающими под землей. Сегодня наши руки могут превращаться в кротов. Вот так. ( Взрослый взмахивает руками и складывает их «уточкой», показывая ребенку нарисованные на костяшках пальцев глаза, нос и два зуба. ) Хочешь превратить свои ручки в кротов? Надо помочь моему кроту выполнить важное секретное задание под землей. ( По желанию ребенка взрослый аккуратно рисует нос и глазки на костяшках его пальцев) . Ну, что погружаемся в песок? Смотри и делай, как мой крот. Взрослый погружает одну руку в песок, шевелит ею под песком( обращает внимание ребенка на изменения поверхности песка) , а затем осторожно раскапывает каждый палец. Затем то же самое проделывает ребенок. После этого они раскапывают руки друг друга( можно дуть на песок, использовать перышко, палочки, кисточки) . Вариант: все действия осуществлять с закрытыми глазами — искать в песке пальцы друг друга, пожимать их( кроты здороваются ласково или с силой пожимают друг другу лапки) . Игра «Песочные прятки» Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности. Содержание. Первый вариант Игрушки хотят поиграть с тобой в песочные прятки. Выбери понравившиеся тебе игрушки. Ты закроешь глаза, а они спрячутся в песок, а после того как я скажу: «Открываются глаза, начинается игра», ты должен их найти в песке. Ты можешь раздувать песок, раскапывать пальчиками, использовать палочки, кисточки. Чтобы разнообразить игру, взрослый показывает ребенку игрушку — «мину», которую нельзя полностью откапывать. Как только при раскопках ее часть появилась на поверхности песка, ребенок должен остановить свои раскопки и продолжить их в другом месте. Если ребенок забывает правило, он отрабатывает игровой штраф, поэтому он будет вынужден раскапывать игрушки очень осторожно. Второй вариант Для игры необходимо иметь ламинированные картинки из разных сказок и сказочные персонажи, их можно изготовить самостоятельно, обернув скотчем яркие картинки из детских книжек. Для игр с малышами используют цветные картинки с четким изображением( на начальном этапе — несложные для восприятия, с изображением одного предмета) . Для развития поисковой активности происходит постепенное усложнение изображения. Так, для старших дошкольников изображение может быть черно- белым, силуэтным. Предварительно взрослый беседует с ребенком о его любимых сказках и героях, о причинах положительного и отрицательного отношения к разным героям. Пример: взрослый говорит в песке любят прятаться сказки и сказочные герои. Давай сыграем с ними в песочные прятки. Закрывай глаза и скажи волшебные слова: «Раз, два, три, сказка приходи». ( Взрослый закапывает в песок картинку из хорошо знакомой ребенку сказки. Для малышей оставляют видимым уголок картинки. ) Бери кисточку и начинай искать в песке эту сказку. Чтобы сказку не спугнуть, раскапывай ее медленно, осторожно. Ты очистил от песка часть картинки: как ты думаешь, какая это сказка? Ребенок постепенно открывает картинку, на каком- то этапе он в состоянии назвать сказку или сказочного персонажа. Если он не может догадаться и назвать сказку по элементам картинки, можно ввести обучающий этап. Ребенок сам закапывает картинку в песок, а взрослый откапывает ее и вслух рассуждает, анализирует увиденное. Игра «Ручеек течет» Цель: развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса, знакомство со свойствами песка. Содержание. В песочной стране иногда идут дожди, появляются настоящие реки и озера. Хотите посмотреть, как это происходит? Взрослый льет воду на одну часть песка тонкой струйкой из кувшинчика. Игра «Дождик моросит» Цель: развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса, знакомство со свойствами песка. Содержание. Часть песка увлажняется через разбрызгиватель. Взрослый обращает внимание детей на изменившийся цвет и запах мокрого песка. Затем ребенок самостоятельно увлажняет песок( воды для увлажнения должно быть столько, чтобы излишне не залить песок) . Игра «Отпечатки» Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения. Содержание. Отпечатки, как барельефные, так и горельефные, на мокром песке можно делать с помощью формочек. Используют формочки, изображающие животных, транспорт, различные по величине геометрические фигуры и т. п. Взрослый и ребенок по очереди делают отпечатки на мокром песке. Затем ребенок по словесной инструкции или по нарисованному взрослым плану изготавливает серию отпечатков, комментируя процесс. В таких играх можно использовать задания на классификацию предметов, например — только геометрические формы, только животные. Игра «Кто к нам приходил? » Цель: развитие зрительного и тактильного восприятия. Содержание. Ребенок отворачивается, взрослый изготавливает с помощью формочек барельефные/ горельефные отпечатки, затем ребенок отгадывает формочку, которую использовал взрослый. Потом они меняются ролями. Формочки предварительно осматриваются и ощупываются, обводятся их контуры. Усложнение задания — игра с новыми формочками без предварительного их ощупывания. Игра «Победитель злости» Цель: снятие психоэмоционального напряжение, знакомство с эмоциями. Содержание. В стрессовой ситуации взрослые говорят друг другу, а иногда и детям: «Не злись, не капризничай, возьми себя в руки». В большинстве случаев данный совет совершенно бессмыслен, так как запрет на проявление отрицательных эмоций вызывает у человека лишь дополнительное раздражение и агрессию по отношению к советчику и усиливает чувство вины за «плохое поведение». Игра «Победитель злости» может научить ребенка безболезненно для его самолюбия справляться с гневом, не испытывая страха перед наказанием за деструктивное поведение. Сегодня мы поговорим о настроении. Какое оно бывает у тебя? Что случается с тобой, когда ты сердишься, злишься? Что говорят и делают взрослые, когда ты сердишься? ( Ответы ребенка. ) Твое злое настроение заставляет тебя делать и говорить разные вещи, от которых сердятся и огорчаются взрослые. А после того как злость ушла, тебе бывает грустно или неприятно. Открою тебе секрет — каждый большой и маленький человек имеет право злиться. Есть много игр, которые учат нас «сердиться правильно», то есть так, чтобы не обижать других. Одну из таких игр тебе подарит мокрый песок. Смотри, как можно с помощью песка вылепить и увидеть собственную злость, а потом победить ее. ( Если напряжение ребенка слишком велико, то в этом случае можно предложить ему с силой сжать песок, утрамбовать поверхность песка кулаками и пр. ) Ребенок по примеру взрослого делает из мокрого песка шар, на котором обозначает углублениями или рисует глаза, нос, рот: «В этом шаре теперь живет твоя злость». Данный процесс временно переключает ребенка, а также ребенок переносит на вылепленный шар свои негативные чувства и вину за «плохое поведение, мысли, чувства». Старший дошкольник может комментировать весь процесс изготовления « шара- злюки », которому в итоге присваиваются все злые мысли и действия. Затем ребенок любым способом разрушает песочный шар, приговаривая волшебное заклинание: «Прогоняем злость, приглашаем радость». Малыш дает выход агрессии, которая обычно появляется в случае запрета на нее и контроля со стороны взрослого, он получает также специфическое удовольствие от разрушения. После этого ребенок руками медленно выравнивает поверхность песка и оставляет на ней отпечатки своих ладоней — успокоение, обретение равновесия и контроля над собственными чувствами: «Я победил свою злость. Я спокоен». При желании ребенок может украсить свои отпечатки ладоней на песке. Игра «Топчем дорожки» Цель: знакомство со свойствами песка, развитие координации движений. Содержание. Воспитатель с малышом шагает по песку, оставляя следы, при этом можно приговаривать: «Большие ноги шли по дороге: То- о- п, то- о- п, то- о- п. Маленькие ножки бежали по дорожке: Топ- топ- топ! Топ! Топ- топ- топ! Топ! » Взрослый и ребенок могут изменять эту игру, изображая того, кто может оставлять большие и маленькие следы. Большие следы оставляет косолапый медведь. Маленькие следы оставит после себя маленькая белочка. Игра «Я пеку, пеку, пеку» Цель: знакомство со свойствами песка, развитие координации движений, моторики рук. Содержание. Ребенок «выпекает» из песка булочки, пирожки, тортики. Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно «выпекать» и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Затем ребенок «угощает» пирожками кукол. Игра «Волшебные отпечатки на песке» Цель: з накомство со свойствами песка, развитие координации движений Содержание. Воспитатель и малыш оставляют отпечатки на мокром песке своих рук и ног, а затем дорисовывают их или дополняют камешками, чтобы получились веселые мордочки, рыбки, осминожки, птички и т. д. Игра «Угадай, что спрятано в песке» Цель: развитие умения представлять предметы по их словесному описанию Содержание. Ребенку предлагается, используя миниатюрные фигурки, построить песочную картину под названием «Чего на свете не бывает». После завершения работы ребенка просят рассказать о том, что получилось. Постарайтесь вместе с ним сочинить сказку. Игра « Во саду ли, в огороде» Цель: ознакомление с окружающим миром, развитие мышления, речи, моторики. Содержание. По взмаху волшебной палочки одна песочница превращается во фруктовый сад, другая — в огород. Детям предлагается посадить сад и огород. После выполнения задания дети рассказывают, что где растет. Взрослый просит ребенка описать овощи и фрукты по форме, цвету, вкусу. Игра «Путешествие в сказочный город» Цель: развитие образного мышления, воображения, речи. Содержание. Взрослый показывает ребенку вывеску, на которой изображен шкаф, и спрашивает, как может называться магазин, где продается этот предмет. После того как все вывески рассмотрены, взрослый рассказывает историю о сказочном городе. Дети произносят волшебные слова « Крибле- крабле- бумс » и начинают строить сказочный город. После завершения работы рассказывают о том, что получилось, делятся впечатлениями. Игра «Новая квартира куклы Маши» Цель: развитие образного мышления, восприятия, умения строить в соответствии с планом- схемой. Содержание. Взрослый. Дети, сегодня наша песочница по взмаху волшебной палочки превращается в новую квартиру куклы Маши. Квартиру кукла Маша получила И мебель в магазине закупила: Кровать, шкаф, кресло, стульчик, стол Занес в квартиру грузчик и ушел. Куда же мебель расставлять? На помощь Мишку надо звать. Медведь откликнулся на зов, План начертил и был таков. Одна опять осталась Маша, И загрустила кукла наша. Поможем мебель ей расставить, По плану в комнату поставить. Взрослый предлагает детям план- схему, на которой изображены: стол, стульчик, кресло, диван, кровать, шкаф. Дети по этой схеме расставляют мебель в квартире. Игра «Строители на сказочном острове» Цель: развитие воображения, творческого мышления, сенсорного восприятия, художественно- конструкторских способностей, умения строить в соответствии с планом- схемой. Содержание. Взрослый рассказывает историю о бутылке, выброшенной на берег моря с письмом внутри. Ребенок берет бутылку и достает письмо следующего содержания. В океане остров был чудесный, Никому доселе не известный. Замки, башни и дворцы Возвели строители- творцы. Но черные тучи вдруг набежали, Солнце закрыли, ветер позвали. Жители спрятаться только успели, Огонь, ураган и дождь налетели. Разрушено все: только камни одни. Вот что осталось от этой страны. Теперь не существует дивной красоты. Остались лишь одни мечты, что. На этом письмо прерывается. Взрослый задает детям следующие вопросы для обсуждения: 1. Как вы думаете, о чем мечтал человек, написавший эту записку? 2. Что это был за человек? Взрослый. Ребята, посмотрите, на обороте записки нарисованы чертежи сооружений из блоков различной формы и цвета. Давайте возьмем волшебную палочку, произнесем « Крибле- крабле- бумс » и переместимся на остров Сказки, где попробуем построить чудесные сооружения по чертежам. Осуществим мечту человека. В путь! Игра «Пересыпание сухого песка через воронку» Цель: познакомить детей со свойствами сухого и влажного песка. Содержание. Воспитатель подводит группу детей( не более 8 человек) к песочнице. Раздает детям бутылочки, ведерки, формочки. Показывает как сыплется песок через воронку, как пересыпается из ведерка в формочку. Затем поливает часть песка, перемешивает совком и показывает, что мокрый песок сыпать нельзя, но из него можно лепить, придавая разную форму. Воспитатель показывает детям как наполнять формочку, прижимать песок пальцами или совком, опрокинуть формочку на борт песочницы, украсить «пирог», «торт». Игра «Постройка домика для куклы» Цель: закрепить свойства песка. Подвести к тематическим постройкам. Содержание. Воспитатель подводит детей к песочнице. « Смотрите какой желтый песок. Набирает на совок и ссыпает несколько раз: Ой, песок, песок! Вот песок какой! Сыплю я песочек, Сыплю золотой! - сделаем из песка горку. Высокую горку. Помогайте мне. Давайте посадим вокруг горки цветы и кустики( веточки) . Вместе с воспитателем дети втыкают их в песок. Вот какой красивый сад! А кто в нем будет гулять? Дети подсказывают, что кукла Нина. Давайте позовем ее. Появляется кукла. «Здравствуйте, дети! Какой красивый сад! Как красиво все кругом! Я хочу построить дом! »- Д авайте построим дом для куклы. Строит. Появляется собачка. Для нее строят будку. Появляется козочка, ест траву, цветы, портит сад. Собака прогоняет козу – лает на нее. Кукла благодарит собаку за помощь. Такие постройки в игровой форме подводят детей к постройке огорода, озера. Можно использовать ветки, цветы, фанерные игрушки. Игра «Сеем, сеем» Цель: развитие тактильных ощущений. Знакомство со свойствами песка. Содержание. Воспитатель показывает как просеивать песок сквозь решето. Игра станет интереснее, если, просеивая песок, ребенок найдет небольшие игрушечные фигурки( например, из «Киндер- сюрприза») Игра «Норки для мышки» Цель: знакомство со свойствами песка, развитие координации движений Содержание. Ребенок вместе с Воспитателем копает небольшие ямки — норки руками или совочком. Затем мама озвучивает игрушку, например, мышку- норушку, пищит, хвалит малыша за такой замечательный домик, просовывая в него игрушку. Игра «Заборчики» Цель: знакомство со свойствами песка, развитие координации движений. Содержание: Малыш руками лепит заборчики по кругу. За таким забором можно спрятать зайку от злого серого волка. Или катать вдоль него грузовик. Игра «Цветные заборчики» Цель: развитие мышления, моторики. Содержание. На столе вперемежку лежат счетные палочки разных цветов. Взрослый просит ребенка выбрать из них синие палочки и построить заборчик синего цвета. Потом — красные палочки и построить заборчик красного цвета. Можно предложить ребенку построить один большой забор, чередуя палочки по цвету. Игра «Общим словом назови и запомни» Цель: развитие памяти, внимания, умения классифицировать предметы по заданным признакам. Содержание. Ребенку дается задание построить в песочнице сказочный лес и заселить его дикими животными. Он выбирает из множества фигурок только диких животных и строит песочную картину. Взрослый предлагает ребенку запомнить всех животных, которых он расположил в лесу. Ребенок отворачивается, а взрослый в это время убирает одно животное. Ребенок, повернувшись, говорит, кого не стало. Игра усложнится, если добавить еще одно дикое животное. По такому же принципу можно превратить песочницу в дивный фруктовый сад, поле с цветами, огород с овощами, квартиру с мебелью и т. д. В конце игры дети сочиняют сказочную историю. Игра «Ковер- самолет для принцессы» Цель: научить детей понимать количественные и качественные соотношения предметов( меньше — больше, выше — ниже, справа, слева, закрепить знания о геометрических формах. Содержание. Взрослый рассказывает сказку: В сказочном царстве принцесса жила, Очень красива, добра и мила. Вдруг прилетел огнедышащий змей, Чтоб на принцессе жениться скорей И унести в мир страха и тьмы, Сделать царицей змеиной страны. Нам надо принцессу от змея спасти, В заморские страны ее увезти. Построим, ребята, ковер- самолет Нашу принцессу он точно спасет. Взрослый предлагает ребенку сделать для принцессы волшебный ковер- самолет, украшенный геометрическим орнаментом. После выполнения задания ребенку задаются следующие вопросы: 1. Найди и покажи самый маленький круг. 2. Найди и покажи самый большой квадрат. 3. Назови фигуры, расположенные внизу, вверху, слева, справа. 4. Каких цветов фигуры на ковре- самолете. 5. Назови, где находится красный маленький квадрат и т. д. Игра «Детские секретики » Цель: Научить детей рисовать карты- схемы, развивать мышление, воображение. Содержание. Дети вместе со взрослым чертят карту- схему с условными изображениями дерева, реки, гор, леса, домов. Ребенок по данной схеме строит песочную картину. Ребенка просят отвернуться, а в это время взрослый прячет секретики на различных участках картины. На карте- схеме в том месте, где спрятаны секретики, ставится точка. Ребенок поворачивается и отыскивает секретики, следуя карте- схеме. Игру можно усложнить. Ребенок прячет секретики сам и отмечает их местонахождение на карте- схеме. Взрослый отыскивает. Игра «Город, где мы живем» Цель: развитие воображения, творческого мышления, закрепление знаний о родном городе: кто в нем живет, какой ездит транспорт, какие работают заводы. Содержание. Две группы детей строят родной город, каждая — в своей песочнице. Затем участники по очереди рассказывают о том, что построили. Команды задают друг другу вопросы, обмениваются впечатлениями об услышанном. Игра «Подготовка канавки, горки для прогулки куклы» Цель: Подвести к тематическим постройкам. Закрепить свойства песка. Содержание. Воспитатель реет в песке ямку, делает канавку, горку. Затем «выходит на прогулку» кукла( собачка, во время прогулки она преодолевает все эти препятствия: падает в ямку, влезает на горку, перепрыгивает через канавку. По этому примеру дети тоже роют ямки, канавки, делают горки и кукла гуляет по всей площадке, могут быть включены в игру другие куклы или игрушки. Через канавки можно положить дощечки, мостик, на горку сделать ступеньки. Игра «Что я закопала в песок? » Цель: Развитие внимания, памяти, наблюдательности. Содержание. Воспитатель показывает 2- 3 игрушки, спрашивает у детей по очереди, как называются эти игрушки. Затем предлагает всем повернуться спиной к песочнице и одну из них закапывает в песок. По сигналу: «Готово! », «Можно! », дети поворачиваются и отгадывают, какая зарыта в песок. Отвечает тот ребенок, которого назвал воспитатель. Игрушка выкапывается. Если ребенок правильно назвал, ему все хлопают в ладоши. Игра повторяется, постепенно увеличивается количество игрушек. Эту игру можно разнообразить: не все отворачиваются, а только отгадывающий. Все смотрят и слушают ответы. Если ребенок правильно отгадал, то выбирает другого, а сам закапывает игрушку. Приложение 2 Стихи про песок. А. Сметанин Мы на пляже вместе с мамой Возвели песчаный замок: Стены, лестницы, бойницы, Баш ня круто в высь стремится. Перед замком вырыт ров. Для защиты от врагов. Через ров проложен мост, У ворот поставлен пост. Вот бы у морской водицы. В этом замке поселиться. Жаль, что скоро уезжать … К ак его с собою взять? С. Цапаева Петя замок строит ловко, Катя торт печёт ведёрком. Здесь, у моря на часок. Всех детей собрал песок! С. Кашлев Мы в песочнице играем, Строим домик из песка, Увлеклись, не замечаем, Что носки полны песка. Принесли воды в ведёрке, Чтобы не сломался дом, Красовался на пригорке, Мы его водой польём. К. Балдина Замок строим из песка, Будет башня высока. И ворота будут тоже, Ну а жить там будет. . . ежик! Е. Шамрова Мы на море отдыхали, Там купались, загорали. Я решил построить башню И з густой песчаной каши. Папа смотрит и смеётся: - Как тебе так удаётся: - На песке построить дом? - Не подумал ты о том: - Если набежит прибой- - Смоет весь твой дом водой! - Далеко я башню строю, - Не достать её прибою. - И к тому же- крепкий дом, - Ему волны - нипочём! Дунул с моря ветерок…- Посмотри- волна, сынок! - Ты бросай скорее башню- И спасай одежду нашу! … Дом песчаный смыт волной- Виноват во всём прибой! А. Полетаева Нам привезли песок на сад, Я этому – безумно рад! С ним буду целый день играть, Лепить куличек, загорать! Наделаю в песке ходы, Потом налью туда воды. Построю для машин гараж И новый домик, и шалаш! Песочных куличей – не ем, Да что ж я, маленький совсем? ! Н. Хилтон Я полил песок водой И сложил его горой Папа взял мою лопатку Разровнял на горке грядку Вышел сказочный дворе ц- Ай да папа молодец! И. Финк Песочница, песочница! А в ней песок, песок. Песочница, песочница! Идем играть, дружок. Песочница, песочница! В руках у нас совок. Песочница, песочница! Мы черпаем песок. З. Ямпольский Я строю крепость- город, Когда шумит прибой На берегу у моря, Не смыть его водой! Целый день тружусь я тут, Башни крепости растут. Жаль, что город мой пока И з песка! Волна штурмует город, А я с волной борюсь, Мне этот город дорог, Я им не зря горжусь. С башни, словно маячок, Смотрит на море флажок. Жаль, что город мой пока И з песка! Я стану взрослым скоро, Построю города, Ты их разрушить, море, Не сможешь никогда! А пока всё время тут Башни крепости растут. Жаль, что город мой пока И з песка! А. Орлова Морскими песками Песочницы полны, Я глажу руками Песочные волны. Песочные воды Заманчиво зыбки, Там плавают плавно Песочные рыбки. В песочных волнах П ровести я готов Немало счастливых Песочных часов! И может услышу К ак где- то на дне Солёное море Дышит во сне. Лепить пироги – это очень легко. Дворцы возводить и лачуги совком, А рядом фигурки лепить. Мы едем туда, где ни леса, ни скал, Мы едем туда где простор из песка П од солнцем… и тысячи спин… Рассыпалась башня в бесформенный ком, Так много воды по соседству с песком. Кто только её натаскал? Мы крепость построим, а рядышком — ров. Но ты убегаешь куда- то с ведром. Вода что ли лучше песка? В. Бредихин Лежал песок, Скучал песок Сто тысяч лет, наверно. Он был ужасно одинок, И это было скверно. Не в радость были песни гроз, Не в радость- дождь из тучек. Скучал в жару, скучал в мороз- Весь мир песку был скучен. . . И так ещё сто тысяч лет Х ранил бы он унынье, Но был доставлен к нам чуть свет, И не скучает, вовсе нет, В песочнице отныне. Е. Ярышевская Я не ем, я не сплю – Я куличики леплю. На песочке у воды В стали ровные ряды. Свежий воздух, море, лето. . . Жарким солнышком согреты, Вырастают куличи- Крепыши и силачи! Силачей из песка Огромное количество! Это храбрые войска Песочного Куличества! М. Ершова Песочница, песочница, В песке вся детвора. Построить домик хочется, Забавная игра. Речной песочек, меленький – Хорош для куличей. Склонился повар беленький Н ад формочкой своей. А вот Андрюша с Васенькой – Ребята хоть куда. Везут в машинах красненьких Песок туда- сюда. Бывают столкновения – Но это не беда. Ссора – на мгновение, А дружба навсегда. Большая настоящая К ипит работа тут. И люди работящие В песочнице растут. Н. Шумов Мы в песочнице играем. Мы копаем, мы копаем. Помогайте, бабушки. Выбирайте камушки. Помогайте, помогайте. Нас с Марусей не ругайте. Пообедаем потом. Нам достроить нужно дом. Дом большущий- с Машу ростом. Ну, а это так непросто. Так что- не до мелочей. Строим дом из куличей. Стройкомпания у нас. Дом построим- высший класс! В доме место всем отыщем. Пусть, жильцов в нем будет тыща! Кукол всех туда поселим. Так, что скоро новоселье! Приходите отмечать. Поздравления кричать! В. Гвоздев Раз, совочек! Два, совочек! И ведёрко из пластмассы. Во дворе у нас песочек. Настроение – прекрасно! Мамы вывели играть Сыновей и милых дочек. Хорошо, что к нам опять П ривезли во двор песочек! Из песочка куличей Н апечём мы самых, самых! – Любят наших малышей! – Говорят друг другу мамы. Загадки про песок С. Курдюков Из камней он появился, Зёрнами на свет явился: Жёлтый, красный, белый И ли светло- серый. То морской он, то – речной. Отгадайте, кто такой! ( Песок) Приложение 3 Правила игры с песком для малышей. 1. Береги песчинки — не выбрасывай их из песочницы. Если случайно песок высыпался, покажи это взрослому, и он поможет им вернуться обратно в песочницу. Нельзя выбрасывать песок из песочницы. 2. Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей. 3. У детей всегда должны быть чистые ручки и носики. Поиграл с песком — помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу. 4. Наши игрушки любят, когда их ставят на место. После игры надо убрать все игрушки на свои места.